День Перуна Источники и дата праздника
#63 Гость_Еленка71_*
Отправлено 31 Июль 2013 - 14:51
Цитата
Цитата
Или католические верующие и "остальные Православные церкви" не в счет...
Не очень ясно, Андрей, а в какой по Вашему мнению день следует празновать Перуна или не следует и если это временной промежуток, то можно уточнить какой.
Сообщение отредактировано Будай: 08 Август 2013 - 00:04
Причина редактирования: "хрюсты" не годится.
#64 Гость_Андрей Иванов_*
Отправлено 01 Август 2013 - 22:34
Еленка71 (31 июля 2013 - 15:51):
Или католические ...... и "остальные Православные церкви" не в счет...
Не очень ясно, Андрей, а в какой по Вашему мнению день следует празновать Перуна или не следует и если это временной промежуток, то можно уточнить какой.
Еленка, 2 августа. Скажу по секрету, Будай готовит мощное обоснование)) Но это и так ясно, 2 августа.
#65
Отправлено 02 Август 2013 - 00:23
Ильин день. В качестве вступления и приглашения к обсуждению привожу народную поговорку, которая даёт одно из чётких астрономических указаний на время, когда отмечался этот праздник:Пётр и Павел дня убавил, а Илья-пророк два часа уволок !
Два часа???? От чего? Очевидно от светлого времени суток. Можно ли "уволочь" два часа в момент, когда день только прибывает? Нет. Значит этот момент "уволакивания" происходит после летнего солнцестояния (далее Л.С.), когда светлая часть суток (день) начинает убывать. С какой скоростью убывает день? Самый длинный день в 2013 году был 22.06.2013 по Г.К. и составил 17.33 мин. От Л.С. до О.Р. (осеннее равноденствие), когда день равен ночи, отрезок в 92 суток.
Через сколько суток световой день уменьшится на 2 часа?
17.33-12=5.33
92:5.33=17.26 суток. Т.е. за 17,26 суток световой день сократится на 60 минут и к О.Р. день станет равен ночи. Соответственно, 120 минут = 34.52 суток.
Что нам известно о дате Ильина дня и истории его почитания?
1
Но точная дата пока не известна или её просто нет.
2.
Следовательно к этому моменту дата празднования уже существовала.
3
Двигаемся далее. Берём дату Л.С. 22.06. по Г.К. и прибавляем 34,5 суток. Получаем дату 27.07. по Г.К. Эта та дата в которую день Перуна
Если Ильин день был привязан к дате Ю.К. 20.07. жёстко и своё место в календаре не менял, то он, согласно поговорке должен был отстоять от Л.С. на 34,5 суток. Мы знаем, что даты Ю.К. к 16 веку сместились относительно астрономического Л.С. на 10 суток. Если изначально Л.С. фактически происходило 20-22.06. по Ю.К. то к 16 веку оно (Л.С.) фактически происходило 10.-12.06. по Ю.К.
Но!!! Если из даты Ильина дня 02.08 по Г.К(20.07.Ю.К.) отнять 34,5 суток, то мы получи дату 28.06.Г.К.(15.06. Ю.К.) Л.С. в указанные даты, согласно Ю.К., должно было происходить примерно в 10 веке, т.к. между датами 22.06. и 15.06 по Ю.К. составляет примерно 7 суток, а как мы знаем погрешность Ю.К. составляла одни сутки за 128 лет. Таким образом 128х 7 =896, что соответствует 9-10 веку н.э. учитывая погрешность в расчётах.
Теперь необходимо обратиться к сути праздника и тому, как его понимает сама рпц.
Вот что рпц указывает:
Если Ильин день символизировал границу сезонов, т.е. смену природных циклов, то он никак не мог происходить тогда. когда вода(20.07.Г.К.) ещё не начала остывать.
Разницы в датах 27.07.Г.К. и 02.08.Г.К. возможно и указывают на то, что празднование было не однодневным.
Учитывая все допущения и погрешности расчётов, сохраняется вопрос тождественности Перуна-Илье. Это тема отдельного разбирательства.
#66 Гость_Еленка71_*
Отправлено 02 Август 2013 - 08:41
Хотя вопрос мифологичности и символизма, тоже следовало бы обсудить, что бы убедительно отказаться от этих принципов.
И если можно ответить, о принятии или исключении отдельных групп христин и дат проведения ими праздника Ильи (пока еще Перуна в контексте темы)
#67 Гость_Еленка71_*
Отправлено 02 Август 2013 - 09:44
Цитата
Впервые разделение суток на часы (но с разной длиной часа) встречается в Древнем Египте около 2100 года до н. э., эту систему для ориентации во времени применяли египетские жрецы. В этих сутках 24 часа включали в себя: один час утренних сумерек, десять дневных часов, один час вечерних сумерек и двенадцать ночных часов. Около 1300 года до н. э. суточный счёт времени был реформирован: светлое и тёмное время суток разделили по 12 частей соответственно, в результате чего продолжительность «дневного» и «ночного» часа менялась в зависимости от сезона.[1]
В Вавилоне также существовало деление дня и ночи по 12 часов. Согласно «Истории» (II, 109) Геродота, от вавилонян эту систему переняли древние греки, позднее, вероятно от египтян или греков, усвоили римляне. К примеру, зимой продолжительность «дневного часа» в Риме составляла около 45 минут.
Термин «час» впервые появился в греческом языке во второй половине IV века до н.э.[2]Клавдий Птолемей, живший во II веке н. э., официально ввел деление суток на 24 часа.[3]
В Древнем Риме дневные часы объединялись в четыре равных временных отрезка, также ночные часы объединялись в четыре «стражи» (сроки несения караула), по три часа каждая: две стражи до полуночи, и две — после.[4]
В средневековой Европе суточное время делилось по церковным службам, начало и продолжительность которых отсчитывались согласно древнеримскому суточному исчислению.[4] (См. Литургия часов)
В Новгородской республике светлое время суток (день) также делилось на 12 часов, как и в Москве XV века, по-видимому, тоже, как это можно заключить из известия о смерти митрополита Филиппа I.[5]
В XVI—XVII веках в России применялось суточное измерение времени, когда продолжительность часа устанавливалась постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца года, менялось количество «дневных» и «ночных» часов. Их число колебалось от 7 до 17.[6] По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено cинодом в 1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причем началом суток сделалась полночь, а не утро, как было прежде.[5]
Час переменной продолжительности употреблялся в обиходе долгое время (в некоторых странах Средиземноморья — вплоть до XIX века).
Не совсем понятно, какой час подразумевался в выражении о Ильи, я имею ввиду его временную состовляющую.
#68
Отправлено 02 Август 2013 - 10:45
Простонародная поговорка указывает на уменьшение светлого времени суток, т.е. дня. Безусловно очень сложно говорить о точности такого наблюдения, ибо для точного определения, что уменьшение произошло ровно на 120 минут, необходимо иметь какие-либо часы или их аналог.
#69
Отправлено 02 Август 2013 - 11:05
"20. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает.
Петр с колоском (29 июня), Илья с колобком.
Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний праздник.
Спят на ильинской перине (первая солома).
Рожь поспевает к Ильину дню, убирается на успеньев (нижег.).
Новая новина на Ильин день.
Завязать Илье бороду (кончив жниво, покидают клок на будущие урожаи; ворон.).
К Ильину дню заборанивай пар.
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи хоть хлыстом захлещи.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
На Илью до обеда лето, после обеда осень.
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильина дня сено сметать, пуд меду в него накласть.
До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина пуд навозу.
На Ильин день стогов не мечут, спалит грозой.
На Ильин день в поле не работают.
Илья пророк в поле копны считает.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
С Ильина дня защипывают (собирают) горох, а репу с Ивана Постного (29 августа).
Придет Илья, принесет гнилья (дождей).
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина и на кусте не сохнет.
На Ильин день дождь, будет мало пожаров; вёдро — много.
Ильинская пятница без дождя — пожаров много.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья грозы держит. Илья наделяша (наделяет хлебом).
Вознесение с дождем, Илья с грозой.
На Ильин день где-нибудь от грозы загорается.
На Ильин день скота не выгоняют в поле (боясь грозы или гадов, коим в этот день дана воля).
На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты.
Ильинский рой и не в корысть (поздний, т. е. не успеет запастись пищей).
Ранняя подрезка сотов. Богат, как ильинский сот.
Муха кусает до Ильина дня, питается; после Ильина запасается.
С Ильина дня работнику две угоды: ночь длинна да вода холодна.
Первый спас час припас; Петр и Павел два прибавил, а Илья пророк три приволок.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
Олень прогорчил воду. Илья бараний рог.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.
На пророка Илью баранью голову на стол (обычай в Волог. губ.).
С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы); первый выезд на волков.
На Ильин день зверь и гад бродит по воле.
На Ильин день собак и кошек не пускают в избы.
Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и пр.
Во что Илья, в то и воздвижение."
#71
Отправлено 02 Август 2013 - 11:16
Католики отмечают 20.07. по Г.К.
Предположительно эта дата была единой для христианского мира ещё до разделения на восточную и западную церкви, т.к. после введения Г.К. дата 20.07. по Ю.К. стала 20.07. по Г.К., т.е. осуществился прямой формальный перенос.
Это возможно только в том случае, когда у праздника нет ни астрономической, ни аграрной, ни сезонной привязки, а есть лишь сугубо духовно-христианская.
#74 Гость_Еленка71_*
Отправлено 02 Август 2013 - 14:01
Условное "сжатие" и "растядение" часовых отрезков у славян оптеделить с точностью не представляется возможным.
Очевидно, что математическое выведение средненого числа уменьшений в отрезке равном 92 дня, определенно точно с точки зрения расчетов, но совершенно не подтверждено исторической состовляющей данного исследования.
Явно иносказательный момент в утверждении "Пётр и Павел дня убавил, а Илья-пророк два часа уволок"...
#75
Отправлено 02 Август 2013 - 14:45
Я осторожно предположу, что Ильин день имел свою христианскую дату, а Перуново почитание видимо имело свой отрезок времени.
Дело в том, что Илье, в христианской традиции, приписывают способность прекращать засуху низводя дожди. Знание об этом проникали к славянам вместе с христианством и неизбежно сопоставлялись с имеющимися знаниями о Родных Богах. Соединение сути Перуна и Ильи произошло задолго до того, как была вытеснена дата празднования посвящённая собственно Перуну. После чего соединённая суть Ильи и Перуна стала отмечаться один день и в один день православного календаря.
#76 Гость_Еленка71_*
Отправлено 02 Август 2013 - 15:44
Если астрономической, думаю не плохо было бы уточнить временное исчисление славян (или принятие ими понятия "час"), а если исторической, то рассмотрение утвреждения "Пётр и Павел дня убавил, а Илья-пророк два часа уволок", должно иметь датировку, место образование и этимологический разбор...
Если смотреть на расчеты, слияние сути и даты праздников Перуна и Ильи происходит в 9-10 веке, опять же если есть историческое подтверждение, что полновесным, в нашем понимании часом, пользовались уже тогда.
Возможно я не совсем точно пользуюсь понятиями "астрономические, природные, аграрные, исторические", хотелось бы уточнить определения этих понятий и почему выбрана именно эта совокупность.
#77
Отправлено 02 Август 2013 - 17:54
Дата Ильина дня определяется несколькими факторами.
1.Датой церковного календаря по Ю.К.
2.Астрономическими маркерами (два часа).
3.Аграрными маркерами (завершение или начало каких-либо сельхоз работ).
4.Сезонными (смена сезонов, погодные изменения и т.д.)
Опять же, я так же, как и все всего лишь пытаюсь найти ответы и приглашаю к этому всех. Как Вы верно заметили необходимо привлекать и этимологию, как дополнительное знание. Попробуйте.
#78 Гость_Еленка71_*
Отправлено 02 Август 2013 - 18:19
Безусловно отбирать "хлеб" у авторов темы не стану...
Могу только добавить о субъективности сезонного фактора.
В педагогическую бытность определением сменой сезона с лета на осень, нам преподавали начало пожелтения березы, что достаточно регулярно мы наблюдали и с детьми в Питере в начале сентября, проживая под Курском порядка десяти лет, могу с уверенность сказать, пожелтение можно наблюдать после 15-20 сентября...
Какое место географическое будет избранно для определения сезанного фактора.
#79
Отправлено 02 Август 2013 - 18:36
У славян все значимые события являются отрезками. Свадьба, похороны, победы и религиозные праздники в том числе.