Цитата
Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей.
М. А. Максимович говорит еще об одном аграрно-магическом обычае, исполнявшемся на Украине в середине XIX в : «Во многих местах Украины девчата после обеда на юрьев день выходят катать крашенки в поле на житах и там закапывают их в землю до начатия жатвы» (Максимович, 1877, 483).
Аграрная тема достаточно ярко была выражена и в белорусской юрьевской обрядности. Белорусы считали, что в этот день обязательно нужно проведать поля, иначе они не дадут урожая (Никифоровский, 1897, 245, № 1941) , У них также была широко распространена трапеза на житном поле.
Часто использовалась верба. В Белоруссии вербу нередко втыкали в стену или крышу хлевов, полагая, что это поможет скоту всегда возвращаться домой. В Гродненской губернии пастух брал вербу с собой и в течение дня старался ударить ею трижды каждое животное в стаде, а вечером, возвращаясь домой, разламывал ее на части и втыкал ее в каждое отделение хлева (Шейн, 1877, 168)
Украинцы и белорусы большое значение придавали юрьевской росе, веря в ее целебные свойства (у русских это поверье было распространено незначительно). Поэтому скот выгоняли до рассвета, полагая, что, поев траву с юрьевской росой, он будет здоровым (Чубинский, 1872, 30). Росу считали полезной и для людей; женщины собирали ее — расстилали в поле (чаще всего на жите) холст или полотно, а когда они намокнут от росы, выжимали. Этой росой смачивали больные части тела и особенно глаза (Маркевич, 1860, 6; Чубинский, 1872,31; Чернявская, 1893, 97; и др.). Собранной с озими росой белорусы Витебского уезда омывали скот (Романов, 1912, 180)
П. С. Ефименко (1873) и А. Н. Афанасьев (1875) считали, что у восточнославянских народов св. Георгий заменил весеннего бога плодородия Ярилу.
Одним из основных аргументов отождествления Ярилы и Георгия для Ефименко и Афанасьева служило описание белорусского обряда встречи весны, опубликованное в 1846 г.; в нем девушку, изображавшую весну, называли Ярыло. Эту мысль развивают также П. В. Иванов и В. Н. Топоров (1974), основываясь на этом же уникальном свидетельстве, на подлинности которого они настаивают. К мифу об Яриле они относят все, что в народных обрядах и легендах связано с Георгием-Юрием, хотя несомненно, что здесь сказалось также влияние христианской трактовки этого образа (например, подвиг змееборства Георгия приписан явно под воздействием его жития и иконописного изображения).
В обрядности Егорьева дня выделяются два комплекса — животноводческий (преобладающий) и аграрный. Основные элементы скотоводческого комплекса: ритуальное кормление скота, обходы его, удар вербой, одаривание пастухов, обходы пастухами стада и часто последующая трапеза-пирушка в поле. Элементы эти одинаковы не только у всех восточнославянских народов, но и у западных славян, а также у многих неславянских европейских народов.
Праздник отмечался действительно 23 апреля, но по старому стилю (юлианскому календарю). То есть в переложении на современное время (григорианский календарь) это 6 мая. И действительно, какой выгон скота 23 апреля, если травы ещё нет на большей части славянских земель? Находясь на этапе восстановления обычая необходимо следовать исторической правде, которая, устами учёных, этнографов, сообщает нам, что, Ярила Вешний праздновался 6 мая, когда действительно появляется первая растительность и природа явственно проявляется себя в наших широтах. А если праздник не привязывается к известному славянскому празднику, то тогда непонятно что реконструируется.