Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Ярило вешний. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (5 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Ярило вешний. Сроки празднования. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 26 Май 2013 - 22:45

В продолжении дела осмысления календарных дат и сути праздников. Копирую пост Родосвета о Яриле вешнем.

Цитата

Егорий Вешний (Юрьев день, белорусский Юр’я, болгарский Гергьовден, сербский Ђурђевдан) — день народного календаря славян, отмечаемый 23 апреля (6 мая). В этот день проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, в некоторых местах с этого дня начинался сезон весенне-летних песен и ставили качели. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал». У южных славян Гергиев день — основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днём Юрьев день делит год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское».

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей.

М. А. Максимович говорит еще об одном аграрно-магическом обычае, исполнявшемся на Украине в середине XIX в : «Во многих местах Украины девчата после обеда на юрьев день выходят катать крашенки в поле на житах и там закапывают их в землю до начатия жатвы» (Максимович, 1877, 483).
Аграрная тема достаточно ярко была выражена и в белорусской юрьевской обрядности. Белорусы считали, что в этот день обязательно нужно проведать поля, иначе они не дадут урожая (Никифоровский, 1897, 245, № 1941) , У них также была широко распространена трапеза на житном поле.
Часто использовалась верба. В Белоруссии вербу нередко втыкали в стену или крышу хлевов, полагая, что это поможет скоту всегда возвращаться домой. В Гродненской губернии пастух брал вербу с собой и в течение дня старался ударить ею трижды каждое животное в стаде, а вечером, возвращаясь домой, разламывал ее на части и втыкал ее в каждое отделение хлева (Шейн, 1877, 168)
Украинцы и белорусы большое значение придавали юрьевской росе, веря в ее целебные свойства (у русских это поверье было распространено незначительно). Поэтому скот выгоняли до рассвета, полагая, что, поев траву с юрьевской росой, он будет здоровым (Чубинский, 1872, 30). Росу считали полезной и для людей; женщины собирали ее — расстилали в поле (чаще всего на жите) холст или полотно, а когда они намокнут от росы, выжимали. Этой росой смачивали больные части тела и особенно глаза (Маркевич, 1860, 6; Чубинский, 1872,31; Чернявская, 1893, 97; и др.). Собранной с озими росой белорусы Витебского уезда омывали скот (Романов, 1912, 180)

П. С. Ефименко (1873) и А. Н. Афанасьев (1875) считали, что у восточнославянских народов св. Георгий заменил весеннего бога плодородия Ярилу.
Одним из основных аргументов отождествления Ярилы и Георгия для Ефименко и Афанасьева служило описание белорусского обряда встречи весны, опубликованное в 1846 г.; в нем девушку, изображавшую весну, называли Ярыло. Эту мысль развивают также П. В. Иванов и В. Н. Топоров (1974), основываясь на этом же уникальном свидетельстве, на подлинности которого они настаивают. К мифу об Яриле они относят все, что в народных обрядах и легендах связано с Георгием-Юрием, хотя несомненно, что здесь сказалось также влияние христианской трактовки этого образа (например, подвиг змееборства Георгия приписан явно под воздействием его жития и иконописного изображения).

В обрядности Егорьева дня выделяются два комплекса — животноводческий (преобладающий) и аграрный. Основные элементы скотоводческого комплекса: ритуальное кормление скота, обходы его, удар вербой, одаривание пастухов, обходы пастухами стада и часто последующая трапеза-пирушка в поле. Элементы эти одинаковы не только у всех восточнославянских народов, но и у западных славян, а также у многих неславянских европейских народов.

Праздник отмечался действительно 23 апреля, но по старому стилю (юлианскому календарю). То есть в переложении на современное время (григорианский календарь) это 6 мая. И действительно, какой выгон скота 23 апреля, если травы ещё нет на большей части славянских земель? Находясь на этапе восстановления обычая необходимо следовать исторической правде, которая, устами учёных, этнографов, сообщает нам, что, Ярила Вешний праздновался 6 мая, когда действительно появляется первая растительность и природа явственно проявляется себя в наших широтах. А если праздник не привязывается к известному славянскому празднику, то тогда непонятно что реконструируется.


#2 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 29 Май 2013 - 01:02

Продолжая разбираться. Итак, в 1918 году было принято решение, что сразу после 31.01.1918 г. юлианского календаря следует 14.02.1918 года уже григорианского календаря.
Природные процессы, как и астрономические явления свой ход не изменяли.
Теперь представим, что в 1918 году переход на Г.К. осуществили не с 31.01., а с 23.04!
Путем уже указанного переноса получаем дату 06.05.
Таким образом указ выглядел бы так:

Цитата

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении такого-то месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Декретом предписывалось после 23 апреля 1918 года считать не 24 апреля по юлианскому календарю, а 6 мая по григорианскому календарю.

Этнографы 19 века жили до этого указа и потому записывали происходящее указывая даты по юлианскому календарю.
Если мы возмём к примеру 23.04. по Г.К. и попытаемся вернуть эту дату во времена Ю.К., то мы получим 10.04. по Ю.К.

#3 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 30 Май 2013 - 07:45

Мне кажется это вполне логично, с учетом того что Ярило действительно в дореволюционные времена праздновался в апреле ( правда есть сомнения по поводу даты 23 апреля, потому как в статье 1846 г. Древлянского "Белорусские народные предания" речь идет о 27 апреля, но ошибки не исключены) однако нам не стоит забывать что климат меняется, а наши предки были аграрниками и праздник был началом посева... насколько в наше время реально его приурочить к первым посевам, я честно говоря не знаю... однако если Ярило - Юрьев день, то его все же 6 мая... церковь как известно живет по ЮК.

#4 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 30 Май 2013 - 08:45

Милаша, надо прмнить, что Юрьев день это уже праздник двоеверческий, а не чисто языческий.

#5 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 30 Май 2013 - 16:21

согласна...факт подмены одного праздника другим никто пока не оспаривает ))) церковь подменила Ярило на Егория Вешнего (Юрия), на сегодняшний день многие православные и не понимаю что они празднуют в этот день и с чем этот праздник связан, но дата то осталась... тем более если следовать логике вещей и действительно сделать предположение что переход свершился в апреле 23, то с тем что Ярило у нас получается 6 мая трудно поспорить... хотя )))

#6 Пользователь офлайн   Карнач

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 358
  • Регистрация: 27 Декабрь 09
  • ГородЛипецк

Отправлено 30 Май 2013 - 23:44

Будай, а как объяснить это:

Спиридон-солнцеворот, Спиридон-поворот. 12 декабря по Ю.К. / 25 декабря по Г.К.
Иван Купала. 24 июня по Ю.К./ 7 июля по Г.К. ?

Т.е. день зимнего солнцестояния по Ю.К. "отъехал" вперёд, а день летнего солнцестояния по Ю.К. остался на месте .

#7 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 31 Май 2013 - 09:29

Карнач, так мне самому интересно, ибо я этими вопросами сам только начал заниматься. Будем разбираться почему и когда и всех приглашаем.

#8 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 31 Май 2013 - 14:58

проблема наверно в следующем... подмена праздников и понятий... полная путаница в календарях и притягивание за уши праздников к датам равноденствия... вот что писал по этому поводу Власов:
"В 325 году, когда юлианский календарь был принят для всего христианского мира, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, летнее солнцестояние — на 22 июня, зимнее солнцестояние — на 22 декабря. Но в X веке эти события сместились на 5 суток, в XVI веке — на 10, а в начале XX века погрешность календаря составляла уже 13 суток."
еще:
"Например, в XII веке в знаменитом языческом храме на острове Рюген, в Арконе, летний праздник Святовита отмечался 15 июня по юлианскому календарю - в истинный день солнцестояния в этом веке. Однако к XVI веку погрешность юлианского календаря увеличилась на 3 дня - солнцестояния стали приходиться на 12 июня и 12 декабря, о чем народ знал. Об этом говорит своеобразный обряд, совершавшийся в XVI веке а Московском Кремле. В день Спиридона перед царем отчитывался звонарный староста кремлевского собора как блюститель часобития (звона часов), бил челом и докладывал, что "отселе возврат Солнцу с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется". За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами - выдавалось 24 рубля серебром. На летний солнцеворот (12 июня) тот же докладчик приносил весть: "Отселе возврат Солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает". За эту прискорбную весть его запирали в темную палатку на Ивановской колокольне не менее чем на 24 часа. "

так что отъезжало назад и летнее и зимнее солнцестояние... просто в силу человеческого фактора где-то промолчали, где-то недосказали, где-то недоправили и т.д... вот и получаются такие путаницы...

#9 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 31 Май 2013 - 15:58

Опять же важен вопрос значимости тех или иных праздников.
Не секрет, что одни праздники народом почитались более, чем другие. Что более значимо для народа? Юрий или Купало? Коляда или Масленица?

#10 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 31 Май 2013 - 19:19

Кажется у Власова как раз таки есть информация на эту тему... как будет лучше - ссылку разместить или текст?

#11 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 31 Май 2013 - 21:38

И то и другое.

#12 Пользователь офлайн   Летучий Вятич

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 5 600
  • Регистрация: 29 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 31 Май 2013 - 22:57

Просмотр сообщенияМилаша (31 мая 2013 - 14:58):

так что отъезжало назад и летнее и зимнее солнцестояние...


Они-то, как раз, никуда не "отъезжали".
В отличие от календарей.
По этим дням всё и отмеряли.

Разбирайтесь...

Сообщение отредактировано Будай: 31 Май 2013 - 23:36
Причина редактирования: Цензура.


#13 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 31 Май 2013 - 23:17

Вятич, не беру слова в кавычки потому как на планшете не очень удобно это делать, и Вы же прекрасно понимаете о чем идет речь... конечно же о смещении календарных дат...

Сообщение отредактировано Будай: 31 Май 2013 - 23:34
Причина редактирования: Цензура


#14 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 01 Июнь 2013 - 12:48

Статья Власова В. о русском календаре http://kladina.narod...asov/vlasov.htm

#15 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 01 Июнь 2013 - 15:05

Возможно, как я уже писал ранее, на выбор дат тех или иных праздником могли влиять посты выпадавшие на время народных гуляний. От этого возможно сдвижение в ту или иную сторону.

#16 Пользователь офлайн   Летучий Вятич

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 5 600
  • Регистрация: 29 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 01 Июнь 2013 - 20:07

Просмотр сообщенияМилаша (31 мая 2013 - 23:17):

Вятич, не беру слова в кавычки потому как на планшете не очень удобно это делать, и Вы же прекрасно понимаете о чем идет речь... конечно же о смещении календарных дат...


Нет, не понимаю. Вернее, как написано - так и понимаю.

Дни проведения праздников никуда "уехать" не могли, так как отсчитывались от дней солнцестояния и равноденствия.
Уезжали календари. Как уехал Юлианский от тропического.

Кстати, именно Ваша цитата про блюстителя часобития блестяще это подтверждает.

#17 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 02 Июнь 2013 - 09:36

Просмотр сообщенияЛетучий Вятич (01 июня 2013 - 20:07):

Дни проведения праздников никуда "уехать" не могли, так как отсчитывались от дней солнцестояния и равноденствия.

Уезжали календари. Как уехал Юлианский от тропического.

Какие конкретно праздники отсчитывались от дат равноденствий и солнцестояний? Юрьев день? Деды? Спожинки? Хорояр?
Не существует тропического календаря, существует тропический год!
Именно о расхождении астрономических событий с датами различных календарей и идёт речь, когда мы пытаемся понять суть народного календаря.

#18 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 02 Июнь 2013 - 17:48

Вятич, юлианский КАЛЕНДАРЬ не может "уехать" ни от тропического года, ни от "тропического календаря". Ю.К. теряет привязку конкретных дат к астрономическим событиям в рамках тропического года.
Ты кстати так и не ответил на вопросы в моём посте. Есть что по сути?

#19 Пользователь офлайн   Карнач

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 358
  • Регистрация: 27 Декабрь 09
  • ГородЛипецк

Отправлено 02 Июнь 2013 - 23:43

Даль В. И. Пословицы русского народа - МЕСЯЦЕСЛОВ

"Декабрь

12. Спиридона солноворота, поворота. Солнце на лето, зима на мороз.
На Спиридона солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок.
После солноворота, хоть на воробьиный скок, да прибудет дня.

24. Коляда.
Уродилась коляда накануне рождества.
Дня прибыло на куриную ступню (на полчаса).

Март

9. Сороки святые — колобаны золотые (булочки). Пекут жаворонки.
На сорок мучеников день с ночью меряется, равняется.
Вторая встреча весны. Зима кончается, весна начинается.
Прилет жаворонков. Сколько проталинок, столько жаворонков.
Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
Жаворонки, прилетите, красно лето принесите.

25. На благовещенье весна зиму поборола; третьи встречи весны.

Июнь

12. Петра капустника. Петра поворота, солноворота.
С Петра Афонского солнце на зиму, а лето на жары.
Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль.

23. Аграфены купальницы: начало купанья; закупываются.
Травы в соку; сбор лечебных кореньев.
Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы.
Обетная каша, складчиной.
Моются и парятся в банях; общее купанье с песнями и пр.

24. Ивана Купала, костры; прыгают чрез купальницкие огни.
Купаются в воде и росе, пляшут, вокруг дерева Марины и пр.

Сентябрь

11. В Федору лето кончается, осень начинается.
Третья встреча осени."

Касательно дня Ярилы Вешнего.

"Апрель

23. День Егория храброго. Егорья вешнего.

На егорьевской неделе прилет ласточкам.

Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Св. Юрий запасает (т. е. начинает пасти, обновляет паству) коров, Никола коней.

На Юрья коней крестами кормят (испеченными в крещенье).

На Юрья роса — не надо коням овса.

На Юрья дождь — скоту легкий год.

На Юрья снег (крупа) — урожай на гречу; на Юрья дождь — гречи нерод (белор.).

Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного до Николы.

До св. Юрья корм есть и у дурня.

До Юрья бьют и дурня, а после Юрья и разумного.

Юрий росу спустил. Гони животину на Юрьеву росу.

Моленик (каравай) пастуху, крохи — скоту.

Прикармливают коровушек в поле.

Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей.

В поле стадо сгонять и Егория окликать. Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!

Выгоняют в первый раз скот в поле вербою с вербного воскресенья.

Юрьева роса от сглаза, от семи недугов.

Катаются (т. е. валяются) по нивам, по росе.

Будь здоров, как Юрьева роса (ранняя Юрьева роса, собранная до восхода солнца, вредна для скота, и ею пользуются злые знахари).

На Егорья роса — будут добрые проса (орлов.).

После Егорья бывает еще двенадцать морозов (низовое).

На Егорья мороз — будет просо и овес.

На Егорья мороз — под кустом овес.

На Егорья мороз — гречи хороши (тамб.).

На Егорья запахивают пашню.

На Егорья выезжает ленивая соха. Егорий ленивая сошка.

Коли на Юрья березовый лист в полушку, то к успению (к Ильину) клади хлеб в кадушку.

Ранний посев ярового — с Юрья; средний — с Николы (9 мая); поздний — с Ивана (24-го) до Тихона (16 июня).

Св. Георгий красную весну на красную горку начинает, пророк Илья лето кончает, жито зажинает.

Что у волка в зубах, то Егорий дал.

Все звери (вся живая тварь) у Егорья под рукой.

Сыт, как Юрьева гора (богат. Нерехта).

Кукушка до Егорья — к неурожаю и падежу скота.

С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки.

Юрий пирогом, а рука батогом (богаты; выгоняют скот)."

Так сколько дней должно пройти до дня Ярилы Вешнего после того, как "день с ночью меряется, равняется" ?

#20 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 03 Июнь 2013 - 12:23

Просмотр сообщенияКарнач (31 мая 2013 - 00:44):

Будай, а как объяснить это:

Спиридон-солнцеворот, Спиридон-поворот. 12 декабря по Ю.К. / 25 декабря по Г.К.
Иван Купала. 24 июня по Ю.К./ 7 июля по Г.К. ?

Т.е. день зимнего солнцестояния по Ю.К. "отъехал" вперёд, а день летнего солнцестояния по Ю.К. остался на месте .

Карнач, вы путаете. Летнее солнцестояние по ЮК также было в 19-м, например, веке, 12 июня, а не 24. Я писал в любезно снесённой теме в основном форуме, что Григорианский календарь ВОССТАНОВИЛ дату весеннего равноденствия 21 марта. То есть восстановил и другие даты солнцеворотов. Никакого "отъезда".

  • (5 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей