Отправлено 19 Июнь 2013 - 22:03
В.С. Казаков:
"В каждом месяце 30 дней. Год состоит из 12 месяцев («Дджьеог... дъвою ко на десять месяцю число по том уведошл») и святочной недели (именно недели, от «не делать», т.к. в эти дни не принято работать). Есть народная загадка о годе: «я стар, от меня родилось 12 сыновей (месяцев), у каждого из них по 30 сыновей красных (дней), по 30 дочерей чёрных (ночей)». Количество дней в Славянском календаре не отличается от количества дней в григорианском календаре, и тот и другой привязаны к весеннему равноденствию. Правила високосных годов у обоих календарей одинаковы. В григорианском календаре лишний день добавляется в феврале, а в Славянском календаре в конце года, в святочной неделе.
Как славянский, так и григорианский год начинается 1-го числа первого месяца (в григорианском это январь, в Славянском сту-жень). Празднование Нового года 1.01. в Риме введено в 45 г. до н.э. Юлием Цезарем. Почему так, да потому, что январь у римлян почитался месяцем бога Януса, который смотрел одновременно в прошлое и в будущее. Согласитесь, что такой месяц мог стоять лишь после окончания прошлого года и в начале следующего года.
По некоторым источникам, древние греки приурочивали начало года к зимнему солнцестоянию, а затем перенесли его на летнее. Уверен, что, и славяне приурочивали начало года к зимнему солнцестоянию.
В «Велесовой Книге» мы находим тому подтверждение: «...первый святой Колядд». То есть год начинается одновременно с празднованием Коляды. Для наших далёких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен. Хотя зима лютует в полную силу, но понемногу разгорается Солнце, день начинает удлиняться. Для наших далёких предков, охотников и скотоводов, день зимнего солнцестояния был особенно важен. Позже, во времена развития земледелия, другой праздник приобрёл большое значение. В день весеннего равноденствия славяне праздновали Новолетие, пробуждение Природы (Комоедицы), т.е. сельскохозяйственный Новый год. В средние века даже счёт времени шёл по летам, а не по годам. Велись летописи. Тут надо пояснить, что само слово «год» означает ожидание, от «годити» - ждать; отсюда наше «погоди». В польском языке, сохранившем немало древнейших слов, слово gody (годы) означает зимние святочные торжества и пиршества. Годили (ожидали), когда разгорится и «подрастёт» Солнце-младенец (Хоре). Любопытно, что в русском языке возраст малышей считают в годах, а не в летах: 1 год, 2 года, 3 года, 4 года. Ещё нужно обратить внимание на количество дней в святках. Всего их 12. Нет сомнения, что каждый святочный день олицетворяет один из месяцев года, причём святки разделены на две части, по б дней в каждой (включая Коляду). Конец 6-го дня святок должен означать конец шестого месяца. Если первым месяцем принять стужень, то шестым месяцем будет червень. В конце червня отмечается самый великий праздник Белых народов - День летнего солнцеворота!
Особо хочу остановиться на так называемых народных календарных приметах. Древний славянский календарь обладал высокой точностью, его даты отмерялись от основных солнечных праздников и приходились на одни и те же дни солнечного года (что я и попытался восстановить). Это означает, что тысячелетние наблюдения за явлениями природы связаны с совершенно определёнными днями. Древний календарь успешно использовался нашими предками, пока они придерживались родной веры. Основными точками отсчёта в их жизни были солнечные праздники: Коляда, Комоедицы, Купало.
В Средневековой Киевской Руси, в Вятичах и других восточнославянских государствах при насаждении христианства был введён византийский календарь, начало года в котором наступало 1 марта, а в 7000 году (1492 г. н.э.) оно было перенесено на 1 сентября. В 7208 году 19 декабря Пётр I своим указом перенёс празднование Нового года на 1 января 1700 г.(7209 г.), ошибочно посчитав 1700 год годом начала века.
Так как христианство распространялось очень медленно, то первые века после его насаждения простые люди пользовались ещё древним календарём. Но вместе с проникновением христианства в быт славян проникал и юлианский календарь. А с ним проник и ближневосточный праздник Пейсах (Пасех, Пасха), заменивший собой несколько важнейших славянских весенних праздников, и передвинувший некоторые праздники «за границу» «Великого поста» (у славян никаких «постов» до того не было). В итоге праздник встречи весны Комоедицы стал «Масленицей» и «уехал» в середину февраля. Мы теперь нередко можем наблюдать, как в лютую метель посиневшие от холода люди «встречают весну».
Замена одного календаря на другой шла постепенно. Судя по всему, она происходила в XV-XVII вв. Благодаря удобной системе високосов юлианский календарь был довольно прост и оставался довольно точным долгое время. Так как славянское жреческое сословие было почти полностью уничтожено к XVII веку, а греко-кафолическое духовенство пользовалось исключительно юлианским календарём, то древний славянский календарь вышел из употребления. И совершенно напрасно.
В юлианском календаре к XVII веку накопилась погрешность в одни сутки (по отношению к XV веку). Дальше - больше. В итоге все накопленные за тысячелетия наблюдений народные знания стали бесполезны. Народ следил за приметами и строил предсказания по датам «уползшего» юлианского календаря. Неурожаи не заставили себя ждать. В XVI веке было 11 неурожаев, в XVII веке - 12, в XVIII веке — 34, а в первой половине XIX века - 39! Земледельцы пытались исправить дело внесением большего количества удобрений (за триста лет количество внесённых удобрений на единицу площади выросло в два раза), но всё напрасно. Зато осталась пословица: -«Кто по календарю сеет — редко веет». Таким образом, от «народных примет», да ещё по церковному календарю, нет никакой пользы. Необходимо восстановить древний славянский календарь, чтобы воспользоваться бесценным опытом наших предков.
Но вернёмся к месяцам года.
Из сопоставлений названий, учитывая особенности языка, я вывел удобные общеславянские названия месяцев, которые могут служить и для обозначения месяцев в великорусском наречии, тем более что там таковые отсутствуют полностью. Год оканчивается святками, как в древнеиранском (арийском) календаре. Точно также построен коптский (усовершенствованный древнеегипетский) календарь, который используется до сего дня. Святки же на всех славянских наречиях означают праздники, светлые (святые) дни, т.е. дни, когда светит (разгорается) солнце."