Отправлено 19 Май 2011 - 23:17
Мне хотелось бы обсудить жертвоприношение(ЖП) в язычестве, а в частности руководствуясь сравнительным анализом М. Мюллера.
Как правило, языческое мировоззрение отражает вполне естественные, природные процессы, описанные символическим языком, который без труда понимал человек того времени. Соответственно, и ритуальная практика язычества несла в себе интуитивно понятое и по существу верное представление о процессах, происходящих в природе. В свете этого сходство ритуальных практик самых различных и никак не связанных между собою народов также является далеко не случайным.
Смысл, основа любой ритуальной практики базируется исключительно на факте, подтверждающемся постоянно и вполне доступном проверке- ничто не возникает из ничего. Как следствие, для того, чтобы что-либо получить, необходимо что-либо отдать; то есть пожертвовать- причём в самом широком смысле этого слова.
Таким образом, в язычестве жертвоприношение выступает, как общий, фундаментальный, космический принцип, без которого невозможно существование- причём данный принцип проявляет себя даже в сугубо бытовых мелочах. К примеру, для того, чтобы получить деньги, мы отдаём свой труд; для того, чтобы получить пищу, мы жертвуем жизнью других существ. Язычнику представлялось самоочевидным, что ради существования одного необходимо пожертвовать существованием другого; что для достижения какой-либо цели также необходимо чем-то пожертвовать, затратить время, усилия и т.п.
Поэтому любой ритуал отражает в себе естественные жизненные процессы; соответственно, эти процессы выступают как ритуальные. Иными словами, жизнь как таковая в сознании язычника представлялась неким вселенским ритуалом, бесконечно совершаемым с некими целями либо же без целей вообще- языческая идея существования жизни ради самого существования таковой достаточно распространена и сейчас. Ритуал как бы сливался с жизнью- отсюда и убеждения вроде того, что если не принести жертву, то солнце может не взойти и т.п. Несмотря на очевидную ложность воззрений такого рода, сама идея в основе своей верна в силу того, что ритуальность, как я уже говорил, отражает естественные жизненные процессы.
Сейчас, когда сознание многих людей искажено ложными белосветными ценностями, жертвоприношение представляется неким диким, бессмысленным и ненужным обрядом, жестокостью ради жестокости и т.д. Однако в сознании лучших людей своего времени этот ритуал представлялся совсем не таким. Примеров можно привести множество. Так, известная работа Платона, в которой упоминается об Атлантиде, выражает отношение к ритуалам такого рода с предельной ясностью. Для нас не имеет значения сам факт существования мифической Атлантиды- для нас важна только сама идея, заключённая в этом описании. Платон, считая государственное устройство Атлантиды идеальным, пишет следующее:
«И вот десять царей, оставшись одни и вознесши богу молитву, чтобы он
сам избрал для себя угодную жертву, приступали к ловле,
но без применения железа, вооруженные только палками и арканами, а быка,
которого удалось изловить, заводили на стелу и закалывали на ее вершине так,
чтобы кровь стекала на письмена...
Принеся жертву по своим уставам и предав сожжению все члены быка, они
разводили в чаше вино и бросали в него каждый по сгустку бычьей крови, а все
оставшееся клали в огонь и тщательно очищали стелу. После этого, зачерпнув из
чаши влагу золотыми фиалами и сотворив над огнем возлияние, они приносили
клятву, что будут чинить суд по записанным на стеле законам и карать того,
кто уже в чем-либо преступил закон, а сами в будущем по доброй воле никогда
не поступят противно написанному и будут отдавать и выполнять лишь такие при-
казания, которые сообразны с отеческими законами.
Поклявшись такой клятвой за себя самого и за весь род своих потомков, ка-
ждый из них пил и водворял фиал на место в святилище бога, а затем, когда пир
и необходимые обряды были окончены, наступала темнота и жертвенный огонь ос-
тывал, все облачались в прекраснейшие иссиня-черные столы, усаживались на
землю при клятвенном огневище и ночью, погасив в храме все огни, творили суд и подвергались
суду, если кто-либо из них нарушил закон; окончив суд, они с наступлением дня
записывали приговоры на золотой скрижали и вместе со столами посвящали богу
как памятное приношение».
Ещё раз напомню, что Платон, язычник, ведущий философ своего времени, описывает не некую «омерзительную дикую оргию», а говорит о царях, являвшихся в его глазах выразителями идеального государственного устройства. Поэтому описанный ритуал также является «идеальным»; таким, каков он и должен быть. Этот ритуал является достаточно распространённым- смесь жертвенного вина и жертвенной крови использовалась в обрядах самых различных народов. Даже христианство, пусть и с искажениями, переняло этот чисто языческий ритуальный ритуал- причащение символической человеческой кровью является основой христианской ритуальной практики.
Кровь всегда являлась символом жизни; к примеру, она способна дать подобие жизни мёртвым:
«Взял я барана с овцой и над самою ямой зарезал.
Черная кровь полилась. Покинувши недра Эреба,
К яме слетелися души людей, распрощавшихся с жизнью.
Женщины, юноши, старцы, немало видавшие горя,
Нежные девушки, горе познавшие только впервые,
Множество павших в жестоких сраженьях мужей, в нанесенных
Острыми копьями ранах, в пробитых кровавых доспехах.
Все это множество мертвых слетелось на кровь отовсюду
С криком чудовищным. Бледный объял меня ужас». (Одиссея)
Однако это- не просто символ. Это- материальное выражение внутренней сущности живого, способное сделаться носителем божественной силы. Внутреннее единение с высшим достигалось через вкушение жертвенной крови- одновременно богом и человеком.
Очень во многих мифологических моделях мира вселенная творится из хаоса – бесформенного, неупорядоченного состояния материи. Стоит подчеркнуть, что именно материи – существующей изначально, вечной, неуничтожимой, преобразовываемой сознательной волей божеств в упорядоченный космос. Несмотря на то, что Хаос представляли различно (в виде водной стихии, Бездны, предначальной Тьмы и т.п.), общий смысл от этого не меняется. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим различные религиозные представления и сравним их между собой.
«Все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто. Это – первый рассказ, первое повествование. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов; существовало только небо. Поверхность земли тогда еще не появилась. Было только холодное море и великое пространство небес. Не было еще ничего соединенного, ничто не могло произвести шума, не было ничего, что могло бы двигаться или дрожать или шуметь в небе. Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование; была только лишь холодная вода, спокойное море, одинокое и тихое. Не существовало ничего. В темноте, в ночи была только лишь неподвижность, только молчание» («Пополь Вух»).
В данном случае хаотичную материю символизирует водная стихия со всеми свойственными таковой атрибутами – бесконечностью, необозримостью, изменчивостью, неупорядоченностью. Эту же стихию олицетворяет собой и египетская Нун, и аккадская Тиамат:
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила.
Воды свои воедино мешали…
(«Энума Элиш»)
Здесь стоит отметить, что изначальный Хаос в представлении древних ассоциировался не только с водной стихией, но и одновременно с Тьмой, ночью и Бездной:
«А место разрушения и тьмы – это то, что называют «бесконечная тьма». Между ними была пустота, то есть то, что называют «воздух» в котором теперь смешались друг с другом два духовных начала, ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют «бесконечный свет», и бездна – «бесконечная тьма» («Бундахишн»).
Заметим, что «безграничным духовным началом» в данном отрывке именуется именно «бесконечная тьма», в то время как «бесконечный свет» представляется ограниченным. Принимая во внимание то, что «свет» в данном случае выступает в качестве организующего начала, порядка, можно сделать вывод об ограниченности упорядоченного; а равно – о бесконечности, абсолютности Тьмы.
Безграничная, предвечная бездна Тьмы, существовавшая до появления упорядоченного космоса – идея, свойственная большинству мифологических систем. Различные, никак не связанные друг с другом народы имели аналогичные представления об этой бездне:
В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли ещё не было
и небосвода,
бездна зияла…
(«Старшая Эдда»)
В скандинавской мифологии мировая Бездна, Гинунгагап, выражает ту же идею, что и Тиамат, воплощение Хаоса, изначальной Тьмы.
Чтобы прояснить всё это для себя на простейшем примере, представим некую бесконечную плоскость – абсолютную Тьму, – состоящую из бесконечного числа точек – исходных единиц Тьмы. Если на этой плоскости начертить окружность, плоскость окажется разделённой на две неравные части. Сама окружность – личностная граница; группа ИЕТ внутри неё –«внутренняя Тьма», или, в дальнейшем, сущность. ИЕТ вне окружности – «внешняя Тьма».
Все ИЕТ вступают во взаимодействия той или иной степени, каковые взаимодействия являются энергетической основой и определяются нами как «сила Тьмы», то есть внутренняя энергия хаотичной сверхматерии. Такое взаимодействие внутри личностной границы мы будем именовать «личностной силой». Понятно, что чем значительнее число ИЕТ, тем выше уровень их взаимодействия, а, следовательно, и сила, доступная в пределах личностной границы. Таким образом, сила абсолютной Тьмы безгранична; сила сущности всегда ограниченна.
Говоря о «личности», мы ни в коей мере не подразумеваем под этим исключительно человека. По сути, личность – ничто иное, как оформленность Хаоса, любая организованная структура – от Василия Иванова до элементарной частицы. Для того чтобы в полной мере понимать наши идеи, это необходимо всегда учитывать.
Проявления Тьмы, то есть фактически выраженные производные групп ИЕТ, несут в себе как материальную, так и духовную составляющие. В свою очередь, «дух» мы определяем в широком смысле как естественный и необъемлемый атрибут живой материи; то есть то, что отличает живую материю от неживой. В узком смысле, применительно к человеку, мы определяем «дух» как совокупность жизненности, эмоций, желаний и собственно сознания.
Проявляя себя в материально-духовном плане, группа ИЕТ сама по себе остаётся скрытой. Иными словами, познаваемое нами бытие является в некотором смысле «оболочкой», под которой скрыта суть той или иной вещи – группа ИЕТ.
И живое, в данном случае, существо содержит в себе сколько то Индивидуальных Единиц Тьмы(ИЕТ). Которые формируют его качественно. И чем больше ИЕТов, тем более «продвитутее» существо. Через ЖП есть возможность поглощать эти ИЕТы человеку, а боги тут выступают в качестве того, кто может катализировать эти ИЕТы, и помочь человеку их поглотить.
Совершенствование заключается в охвате своей личностной границей возможно большей доли абсолютной доли Тьмы, или Хаоса- и соответственно, выход на качественно иной уровень оформленности. Живая организованная структура, взаимодействуя с другими структурами, приобретает либо теряет ИЕТ. Причём в первом случае она развивается, а во втором – деградирует. Развитие, таким образом, является ничем иным, как охватом собою Хаоса, становление всё более значительной организованной и качественно иной частью Тьмы.
Ритуал жертвоприношения можно сравнить с вратами, через которые устанавливается связь между составляющей человеческую сущность оформленной группой ИЕТ и неоформленным Хаосом. Это- некий «канал во Тьму», через который возможно приобретать новые единицы Хаоса, преобразуя таким образом свою сущность:
«Пусть раскроются умножающие космический закон
Божественные врата, неиссякающие, -
Ныне и впредь - для жертвоприношения!» (Ригведа)
Жертвоприношение имитировало смерть и возрождение живого, отражая в языческом мировоззрении естественные природные циклы. В этом смысле ритуал является не только актом смерти жертвенного животного- это также смерть человеческой сущности с одновременным её возрождением в более совершенной форме.
Жертвенная смесь крови и вина в данном случае является неким носителем ИЕТ неоформленного Хаоса, который посредством ритуала преображается в Хаос оформленный. Иными словами, ритуал является аналогом акта происхождения мира, Космоса, каковой заключался в порождении Хаосом оформленного.
Так, ритуальное рассечение жертвы символизирует сотворение мира из тела Первосущества, являющегося олицетворением Хаоса- достаточно вспомнить Тиамат или же христианизированный аналог сотворения мира из тела бога, Адама; солнце из лица Божьего, месяц- из груди, сословия- из частей тела Адама и т.п.
Теперь поясним сказанное простым примером- хотя и не дающим полностью соответствующего представления о происходящем, но всё же. Убивая животное для того, чтобы утолить голод, мы приносим жертву самим себе. При этом плоть животного усваивается нашим организмом, видоизменяется, становится человеческой плотью. Соответственно, наш организм развивается, делается сильнее. Точно так же, как делается сильнее наша «эссенция бытия», личностная группа ИЕТ, поглощая и оформляя новые единицы Хаоса.
Т.е. в жертве важно всего два момента:
1)Его смерть и кровь,
2)Его размер.
Традиционно, это архитипический кот.
Но следует разделять обычное убийство от ЖП.
Особо следует отметить, что ЖП собственной плоти и крови, а так же всего неживого в прямом понимании(еда, вода и проч), так же безперспективно по вышеописанным причинам.
Таким образом, ритуал жертвоприношения преследует тройную цель:
1.Развитие и изменение человеческой личности.
2.Развитие и изменение бытия.
3.Установление внутренней связи с высшей силой.
Но почему в качестве носителя ИЕТ выступает именно жертвенное вино и жертвенная кровь? Почему вообще необходимо именно жертвоприношение живого? Ответ на первый из этих вопросов неоднозначен. Прежде всего стоит упомянуть о древнем символизме- как кровь животного, так и сок растения в представлении язычника являлись «вместилищем духа», несли в себе жизненную силу, и в этом плане были вполне равнозначны. Вот что говорится о вине, которое воспринималась, как божественная кровь Диониса:
«он же, этот сын Семелы, дополнил недостающую половину ее даров, он изобрел влажную пищу, вино и принес ее смертным, благодаря чему страждущие теряют сознание своего горя, напившись влаги винограда, благодаря чему они во сне вкушают забвение ежедневных мук - во сне, этом единственном исцелителе печали. Он же, будучи сам богом, приносится в виде возлияний другим богам, так что при его посредничестве люди получают и все прочие блага». (Еврипид. Вакханки)
Однако по большому счёту мы не можем с уверенностью утверждать, почему жертвоприношение приняло именно такую форму- то есть почему именно смесь вина и жертвенной крови использовалась при ритуалах. Вместе с тем, приношение в жертву крови распространено во всех языческих религиях без исключения (хотя, естественно, существовали и иные формы жертвоприношений). Следуя нашему методу, согласно которому нами извлекаются из совокупности древних религий наиболее общие моменты, мы принимаем подобную практику без каких-либо оговорок. Коль скоро подобная практика была распространена повсеместно и во все времена, вплоть до сегодняшних, мы признаём её продуктом интуитивного общечеловеческого познания высшего.
Ответ на второй вопрос гораздо проще. Именно жизнь является единственной по-настоящему реальной ценностью- соответственно, только жертвоприношение живого способно приносить какие-либо реальные плоды. С пониманием этого, как мне кажется, никаких сложностей не возникнет.
Подводя итог вышесказанному, мне хотелось бы упомянуть ещё о двух важных вещах. Первое. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что описанная мною модель жертвоприношения в явной форме в язычестве не встречается. Данная модель является попыткой развития существующих языческих идей, которая не претендует на полноту, но тем не менее способна представлять собой достаточное теоретическое обоснование жертвоприношения. Является фактом, что жертвоприношение существовало во всех без исключения древних религиозных культах. Является фактом, что ритуал жертвоприношения обладал несколькими смысловыми уровнями. Является фактом наличие представлений, согласно которым жертвоприношение видоизменяло человеческую природу- языческие мистерии были основаны именно на данных представлениях. Поэтому сказанное мной ни в коей степени не противоречит самому духу древней ритуальной практики, а представляет собой попытку возрождения таковой на более высоком уровне понимания.
Второе. Стоит упомянуть о том, что современная ритуальная практика, конечно же, не совпадает с древней во всех деталях; да и не может совпадать в силу самых различных причин. То, что мы делаем- это не попытка возрождения буквы ритуала, а попытка возрождения естественного «ритуального мировоззрения», отражённого в соответствующей практике.
Иными словами, мы стремились выделить суть; изначальное понимание человеком высшего и практических путей достижения связи с ним. Мы стремились возродить «ритуальную душу» древних религий, жестокое и прекрасное, мудрое безумие жизненности, которое было утрачено под влиянием белосветничества:
«Громко, громко призывайте
Артемиду-Ортигию,
Аполлонову сестру,
Что, в руках держа по светочу,
Мчится лесом за оленями, -
И ее охотниц - нимф!
Пеан! Пеан!
Мой дух парит... О, не отвергну флейты
Твоей, владыка сердца моего!
Несет, мчит меня...
Эвой, эвой! О плющ! Эвой! Эвой!
Я несусь в безумной пляске,
В пляске Вакховой... Эвой!
Ио, ио, Пеан!» (Софокл. Трахинянки)
Возрождение этой жизненности- ещё одна цель нашей ритуальной практики. Ритуал жертвоприношения способствует психологическому освобождению от ложных белосветных заповедей и ценностей, которые ограничивают наше развитие и мешают нам в достижении реальных жизненных целей.
Хотелось бы обсудить этот момент, и услышать мнения по ЖП. Особенно Вадима Казакова.