Кто такой Симаргл? и его руны
#24
Отправлено 03 Февраль 2012 - 23:35
Цитата
По материалам статьи А.Гречило в бюллетене УГТ "Знак" №29
Цитата
Цитата
В польских гербовниках герб Черниговского воеводства (1633) представляет собой двуглавого черного орла под короной и с вензелем Владислава IV на груди. Существовал и городской герб, дарованный польским королем Сигизмундом III в 1623 году: "Святой Владислав в латах с красной хоругвью". В "Титулярнике" царя Алексея Михайловича (1672) Черниговский герб впервые представлен в виде черного одноглавого орла с крестом через плечо.
Герб Чернигова утвержден 4 июня 1782 года:
"Одноглавый черный увенчанный золотою короною орел, держащий в левом когте позлащенный крест, в серебряном поле".
Использованы материалы гербовника П.П.фон Винклера;
изображение герба выполнено по книге Н.Н.Сперансова "Земельные гербы России"
Цитата
"В серебряном поле черный коронованный орел, держащий за собой в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита, когти орла золотые, язык червленый. Щит увенчан золотой башенной короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой".
Таким образом орел на городском гербе был повернут в "геральдически правильную" правую сторону и добавилось обрамление губернского города (корона и венок).
Использованы материалы, предоставленные В.Марковым (Санкт-Петербург)
Советский герб Чернигова утвержден Решением городского Совета депутатов трудящихся от 25 марта 1969 года.
Цитата
"Данная разработка герба города Чернигова является результатом процесса изучения, обобщения и использования имеющихся исторических источников для воспроизведения более совершенной высокохудожественной модели герба.
Основными причинами, вызвавшими необходимость создания новой модификации исторического герба, являются:
а) невысокий художественный и исполнительный уровень существующего изображения;
б) отсутствие чётко выраженной самобытности в существующих изображениях;
в) несоответствие современным общепринятым требованиям геральдики;
г) отсутствие пропорциональной завершенности.
При разработке новой вариации герба был сделан анализ и сопоставление как общеобъединяющих признаков в существующих исторических изображениях черниговского герба и эмблем, так и оценка отличительных признаков.
На основании полученных данных был создан сборный целостный образ.
Следующее художественное решение позволило создать изображение с более ярко выраженной самобытностью и историчностьЮ. При этом удалось достичь художественной выразительности, утонченности и пропорциональной завершенности. Преимуществом таких изящных решений в геральдике всегда было сочетание строгости и утонченности линий.
Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неиссякаемую плеяду подвижников православия.
Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона - символ принадлежности данного герба городу.
Изображение черного орла в черниговском гербе имеет наиболее устойчивый характер. Его древность свидетельствует факт наличия изображения двуглавого черного орла еще в Х веке в качестве эмблемы Черниговского княжества. Гипотетически воссоздать историю появления орла в качестве символа черниговской земли может древнерусский героический былинный эпос, где орел является вещей птицей.
Существование орла как эмблемы Черниговского княжества подтверждается фактом изображение орла на оковке рога тура из кургана Черная могила (Х век), а также изображение двуглавого орла, высеченного из камня на стенах каменных палат усыпальницы черниговских князей - Борисоглебского собора, построенного в 1123 году черниговским князем Давидом-Глебом Святославичем.
По мнению Б.А.Рыбакова, былинная вещая птица - орел - уже в середине Х века была изображена на священном ритоне. А.Ф.Шафонский, исследуя этот герб, отметил давность его изображение: "Сей герб от самых российских князей до разорения татарского введен".
Есть еще один довод в пользу существования орла в качестве эмблемы черниговской земле. Так, генеалогические исследования показывают, что многочисленные потомки черниговского князя Святослава Ярославича, родоначальника династии Святослава, в своих родовых гербах в качестве постоянно присутствующей эмблемы имели черного двуглавого орла. Таким образом, изложенные выше данные и их анализ свидетельствуют в пользу того, что эмблемой черниговского княжества еще в домонгольские времена было изображение черного орла.
Нашествие орд Батыя затормозило развитие эмблем и символов, однако не уничтожило их совсем. Дальнейшее развитие в качестве эмблемы черный двуглавый орел получил только при основании Черниговского воеводства.
В 1633 году польский сейм утвердил Черниговском воеводству герб - черный орел. Как мы видим, давняя эмблема Черниговского княжества оказалась настолько устойчивой, что по прошествии нескольких веков перешла и была официально закреплена в качестве основной эмблемы в герб воеводства.
В период после воссоединения Украины с Россией появление уже одноголового орла, с крестом в левой лапе, датируется 1672 годом. Трансформирования двуглавого орла в одноголового имеет свое логическое объяснение. Государственный герб Русского государства со второй половины XV в. в своем изображении имеет двуглавого орла. Конечно, сложная монархическая символика государственного герба, по мнению герольдмейстеров, занимавшихся созданием новых и пересмотром старых городских гербов, была неприемлемой для герба провинциального города.
Учитывая это, изображение двуглавого орла в гербе Чернигова были заменены одноголового.
В последующие века вплоть до событий октября 1917, черниговский герб испытывает ряд модификаций, но в основе сохраняет смысловое содержание, атрибутику и цветную символику. При этом цветовая символика черниговского герба оставалась стабильной на протяжении всей истории его существования и является наиболее органичной для нашего города".
Решением исполнительного комитета Черниговского городского Совета народных депутатов от 18 января 1993 года №24 "Об утверждении Положения об использовании герба г.Чернигова" принято соответствующее положение.
По материалам официального веб-портала Черниговского городского Совета
Изображения гербов можно просмотреть здесь:
Ну и где там в гербах Симаргл?
#29
Отправлено 04 Февраль 2012 - 00:12
олько необходимо сразу разделить изображение пса, Семаргал и его качество, как Бога Огня.
Смешались в кучу кони, люди.....(с)
#32
Отправлено 04 Февраль 2012 - 00:24
#33
Отправлено 04 Февраль 2012 - 00:28
Родомысл (04 февраля 2012 - 00:24):
Ваша правда, все нынче следует подвергать разумному сомнению. Потому думаю, стоит связаться с местным музеем и задать им прямо такой вопрос, указав на ту статью по ссылке, поскольку это все уних в городе происходило. Может что и полезное узнаем. Я постараюсь с ними связаться.
#35
Отправлено 04 Февраль 2012 - 10:15
domsvoj (03 февраля 2012 - 03:01):
Да вы правы что-то есть но оно личное. За ссылки и понимание спасибо.
#36
Отправлено 04 Февраль 2012 - 10:17
Мирослав Курганский (03 февраля 2012 - 05:33):
Ваша версия - из творчества А.И. Асова. Опирается, опять же, на "Велесову Книгу" и славянский фольклор.
Если так - то с рунами всё просто. Бог Огня, воин с огненным мечом - и руны нужно близкие по смыслу подобрать...
Вас понял, спасибо.
И тут же возникает следующий вопрос в интеренете просто валом различных славянских рун, не могли бы вы дать ссылку на истинные, по вашему мнению.
#37
Отправлено 04 Февраль 2012 - 10:19
Будай (03 февраля 2012 - 12:46):
Что касается выражения Огня в знаках, то у Огня их множество и без рун.
Знаков огня навернека множество, в интернете так просто ворох Гугл выдает, а какиеже из них наиболее верны.
Просьба дайте ссылку на перечень знаков огня славянской культуры.
#38
Отправлено 04 Февраль 2012 - 13:44
Цитата
Есть две реконструкции - А.В. Платова (западнославянский рунический строй) и книга Креслава Рыси "Руны восточных славян" (велесовица). У Платова реконструкция на базе германских рун. У Креслава - то же, плюс кириллица, глаголица и кельтский огам. Ссылок с ходу не дам, но, думаю, погуглить можно... :)
Книга Креслава есть здесь, но не знаю, работают ли сейчас ссылки - сайтом никто давно не занимается.
#39
Отправлено 04 Февраль 2012 - 16:11
Но сами черниговцы считают, что Симаргл - древний покровитель их города. И эта убежденносить основана не только на интерпретации этих изображений.
На Черниговщине до сих пор сохранились легенды об огненном волке, охраняющем эту землю, который мог превращаться в воина. Также существуют мифы о том, что Свентовида в его походах тоже сопровождал огромный черный волк с огненными глазами. Да, все это лишь сказки. Но, простите, и Симаргл не реальная историческая личность, а один из Богов. Что кроме легенд и изображений могло сохраниться? Задокументированное жизнеописание?
Если люди верят, что крылатый огненный Пес по ночам обходит их землю дозором, что же в этом плохого?
В этом смысле показательна история, когда в центре Чернигова собрались установить
Года два назад кто-то из местных предпринимателей решил пропиариться на этой теме и закрутилось. Никто даже не ожидал, что будет такой общественный резонанс. Потом уже РПЦ пришлось активно вмешиваться, чтобы народ утихомирить. Памятник, конечно, так и не поставили. Но споры и разговоры до сих пор не утихают. Это и понятно, Симаргл - фигура очень интригующая.:)
#40
Отправлено 04 Февраль 2012 - 16:35
Цитата
А вот это больше похоже на правду. Бабла вбили в бренд, пустили слушок, устроили скандальчик, и вуаля - ДАЗДРАВСТВУЕТЛЕГЕНДА!
Удивительно что РПЦшники вписались в разборки, видать и у них был свой резон.
Если подходить со стороны коммерции то можно смело утверждать что покровитель града Серпухова - Алконост или Гамаюн потому как на гербе Серпухова ( вы не поверите) изображён ПАВЛИН! Потому как Мэра города, который утверждал сей герб Павлом звали, ну а красивую побасёнку можно и под павлина придумать и сослаться на какие-нибудь веды, записаннные на Танталловые тетрадки (ачё вполне себе редкозёмный, а значит и космический хим элемент).
А вот описание Герба Серпуховского района, вообще шедеврально:
Цитата
"В зеленом поле повышенный узкий серебряный пояс, вверху над которым золотой павлин с червлеными (красными) блестками на перьях распущенного хвоста и с червлеными глазами, а внизу золотой зубр с черными рогами, глазами и копытами".
"Объяснение символики герба.
Серпуховским район расположен на берегах реки Оки, обозначенной в гербе серебряным поясом; зелёный цвет отражает красоту местной природы и сельскохозяйственную направленность района. Павлин - основной элемент исторического герба города Серпухова, подчёркивающий неразрывность города и района. Жемчужиной Серпуховского края является Приокско-террасный заповедник, основанный в 1945 году. На территории заповедника имеются представители флоры и фауны различных климатических зон страны. Уникальной достопримечательностью заповедника являются зубры, которые символизируют заботу об охране природы. Зелёный цвет - символ весны, радости, плодородия, возрождения и здоровья. Сере6ро - символ простоты, совершенства, благородства и взаимосотрудничества. Золото - символ прочности, силы, великодушия, богатства и солнечного света".
Авторы герба: Владимир Назаров (г.Москва), Константин Мочёнов (г.Химки); художник - Роберт Маланичев (г.Москва). Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №412.
Гербы можно посмотреть здесь: