- (14 Страниц)
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
Символы и узоры для вышивки делаем обрядовую рубаху правильно.
#2
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:18
Древнерусские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными.
Рубаха делится на верхнюю часть - рукава, чехлик и нижнюю - стан, станушка (см. рис. 1). Иногда в месте соединения рукавов и стана помещался кумач, который служил оберегом для самого уязвимого места - живота. Характерной чертой всех поликовых рубах является сборка ворота в мелкие складки - борики.Кстати наличие этих вставок характерно именно для рубах Гамаюнской области.
Как это сшивать видно по картинке.
На рисунке как раз гамаюнская рубаха 19 века, в книге "Плывут венки по воде" написано что такая форма воротника характерна для 19 века, но деды помнчят другие рубахи, которые носили в древности,с просто вырезанной горловиной.
#3
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:23
Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.
Мужская рубаха
На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:
1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя
И чтоб долно не трепаться, вот вам выкройка.
#4
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:25
А теперь о вышивке
Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.
По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.
Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.
Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле
#5
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:33
Важно делать обережную вышивку без узелков, так как узлы обрывают энергетические связи вышивки с носителем. Места расположения вышивки:
1) традиционные - круговые (ворот, пояс, рукава, подол).
2) нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции:
- защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы;Вообще самый распространеннай цвет вышивки.
- защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные;
- голубая и зеленая вышивка - преимущественно на мужских рубахах, охрана обладателя от ран и болезней.
-Черная вышива - грустильная рубаха, траур.
#6
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:39
Это моя версия.
начнем с подола.
Навь.
Самый распространенный символ это Ящер.Его очень много вариантов.
Вот один из
#7
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 11:45
тут два варианта, подземные воды и дождевые. Подземные - это нижний мир, дождевые-это верхний(срединный)
Отличаются расположением.
На картинке дождевые, если горизонтально то подземные
#8
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 12:08
К рукавам не обязательно пришивать нижнюю скошенную часть - достаточно сделать прямоугольник и ластовицу. Если делать так, как обозначено на нижеприведенной схеме, то можно обойтись без ластовицы, или пришить её между вставкой рукава и станом.
А вот что такое "проставка" у мужской рубахи - не совсем понятно. Обычно делали стан и рукава, а чтобы между ними ещё что-то пришивать - не встречала. Зачем лишнюю ткань тратить?..
Что касается нынче модной вышивке ромба под горловиной (как на схеме мужской рубахи) - это встречается, если я не ошибаюсь, в одной области. Обычно вышивали ворот прямоугольником и всё.
#10
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 13:27
Рубахи: x_9b5c1bd6.jpg (51,88К)
Количество загрузок:: 79
Вариатов воды много, а не два. Опять же и мнений разных много.
Цитата
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.
Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.
Велесова книга. М., 1995.
Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.
Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.
Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
Мифы народов мира. М., 1997.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.
Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
Тобольский лечебник XVII века / Ред. Л.А. Глинкина. Челябинск, 2003.
Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990.
Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.
Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
#11
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 13:30
Сдаётся мне что это было место для вышивки или тесьмы, но обленившись или забыв стали просто вшивать туда иной цвет.
#13
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 16:46
Символ-оберег от гостей из Нави. Носколько это так, не знаю, но в большинстве интернет-источниках это так. на своем опыте могу сказать что очень сильный знак.
Вышивается на подоле.
#14
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 17:00
Самый известный символ Ящера - вот этот. нарисованла наскоро сама.
Почему самый известный - потому что легко читается)))
#16
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 18:03
Мощный оберег от болезней, поэтому в принципе может быть вышит в любом месте. Если от болезней из Нижнего мира-то на подоле.
Очень светлый символ. подходит детям особенно, ну и всем. У меня есть амулетик с ним, помогает при гриппе как нечего делать)
#17
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 18:06
Знак Предков, тоже может вышиваться на подоле.
#18
Отправлено 27 Декабрь 2010 - 20:12
- (14 Страниц)
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »