Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Почитание ветра - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Почитание ветра немного этнографии \ лекция к празднику

#1 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 236
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 28 Июнь 2010 - 13:19

Начнём с основ… «У нас белый вольный свет зачался от суда Божия \ Солнце красное от лица Божьего, \ Самого Христа, Царя Небесного; \ Млад-светел месяц от грудей его, \ Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних,\ Зори утренни от очей Господних,\ Ветры буйные от Свята Духа (…)» (духовный стих о Голубиной Книге).
В «Беседе трёх святителей» сказано, что у первочеловека Адама «от земли тело, от моря кровь, от солнца очи, от камени кости, от облака мысли, от огня теплота, от ветра дыхание, а дух сам Господь вдохнул».
И стих о Голубиной Книге и «Беседа трёх святителей» - апокрифы, христианские, но неканонические, не признанные церковью официально, тексты. Во многих таких произведениях, по мнению исследователей, сохранились элементы дохристианского мировоззрения. К примеру, тот же стих о Голубиной Книге имеет немало общего с РигВедой, древнеарийским священным текстом….
В глазах наших Пращуров ветер был неразрывно связан с дыханием и духом. Это подтверждается и данными языка: воздух, дух, дыхание, душа – однокоренные слова. «Как латинское animus соответствует греческому auemos — ветер, так и наши дух, душа находятся в коренном родстве со словами дуть, воздух, дым» (Никифоровский).
Двинемся дальше… В собрании пословиц и поговорок Даля, есть одна, замечательно показывающая, ЧТО являлось основой мировоззрения русского народа ещё в 19 веке: «Огонь - царь, Вода – царица, Земля – матушка, Небо – отец, Ветер – господин, Дождь – кормилец, Солнце – князь, Луна – княгиня».
Ветер – господин. Значит, ветер, во-первых – живое существо, а во-вторых – объект почитания. Божество. Из «Слова о полку Игореве» мы знаем, что наши Пращуры называли Бога Ветров Стрибогом: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы».
Имя Бога в более поздние времена было утрачено. Но почитание – сохранилось…


Есть русская народная сказка «Солнце, Ветер и Мороз». Думаю, целесообразно привести её здесь целиком:
«Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жaра-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудрённый, а вам, простакам, и невдомёк!»
Сказка, как известно, ложь, да в ней намёк… Вот что пишет известный исследователь Традиции А.Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на Природу»: «Ветры олицетворялись и как существа самобытные; фантазия древнего человека представляла их дующими = выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. Средневековое искусство воспользовалось этим языческим представлением и постоянно изображало ветры в виде дующей человеческой головы. На наших лубочных картинах ветр и «дух бурен», приносящий град и снег, изображаются в виде окрыленных человеческих голов, дующих из облаков; такова, например, картина, приложенная к сказке о мужике, у которого ветер разнес муку. Крылья, данные ветрам, — эмблема их быстрого полета. По народному поверью, зимние вьюги бывают оттого, что нечистые духи, бегая по полям, дуют в кулак. В высшей степени интересно украинское предание, утверждающее, что старый Ветер сидит с закованными устами: «що тепер Витри je — то молодь шастаецця; старий же тильки иноди в щилинки помиж губив дмуха — и отто бури бувають. Як би ему губи роскувать и вин дмухонув на ввесь рот — все б поздував на свити, горы з долинами поривняв, кинець свитови був би... Одже колись таки ему роскуюцця губи!» (…) Русские сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбою о помощи, как существам живым и готовым выручить в беде».
А вот цитата из мифологического словаря: «Ветер в поверьях часто предстает живым существом. Жители Вологодской губернии полагали, что ветер — живое существо, сидящее у края неба на цепи. Ветру приписывается человекоподобие. Его часто приглашают на рождественский ужин во Двор.. (…) Характерно и деление Ветров на “добрые” (например, такие, как “святой воздух” — благоприятный, попутный Ветер) и на “злые”, наиболее ярким воплощением которых является вихрь. В славянских верованиях Ветер обитает в местах далеких, таинственных и недостижимых. Это и глухой лес, и необитаемый остров в океане, чужие края по другую сторону моря, крутая, высокая гора и т.п. В южнорусских областях Ветер представляли себе сердитым стариком, который живет “за морем”. В соответствии с индоевропейскими воззрениями на Ветер как на “дыхание Земли”, местами его пребывания считались различные пропасти, ямы и пещеры. По представлениям южных славян, такие пещеры и пропасти стерегут летучие змеи, одноглазая ведьма или слепой старец, безуспешно пытающиеся закрыть дыру, из которой выходит Ветер. (…)По руссским верованиям, Ветров много, но главных — четыре (соответственно четырем сторонам света); они “сидят по углам земли”, старший среди них называется “вихровой атаман”: ему повинуются все остальные, он же посылает Ветры и вихри дуть туда, куда захочет. В севернорусской традиции известны “ветряной царь”, “ветер Мойсий”, “ветер Лука”, а также “Седориха” — северный Ветер. В Вологодской быличке рассказывается, что двенадцать ветров прикованы цепями к скале посреди океана; срываясь с цепи, они попадают на землю».
Ветрам приносили требы: «кормили хлебом, мукой, крупой, мясом, остатками праздничных блюд; словенцы бросали навстречу Ветру пепел от костей животного, потроха. Чтобы успокоить сильный Ветер, в Хорватии и Боснии сжигали части одежды, старую обувь».
Поморы, прося ветры надуть паруса, так обращались к ним:
«Сивушки-бурушки, Вещие вороняюшки,
Пособите, дружки, помогите,
Как моего дедушку слухали,
Как моего батюшку слухали,
Послужите и мне верою-правдою,
Силою крепкою».
На Руси существовал обычай молить ветер в особый день: «На день святого Митрофана (4/17 июня) (…) Старые старухи сходились (…) после заката за околицей и принимались выкликать по ветру, размахивая при этом руками, следующее заклинание:
- Ветер-Ветрило! Из семерых братьев Ветровичей старшой брат! Ты не дуй-ка, не плюй дождем из гнилого угла, не гони трясавиц-огневиц с неруси на Русь! Ты не сули, не шли-ка, Ветер-Ветрило, лютую болесть на православный народ! Ты подуй-ка, из семерых братьев старшой, теплом теплым, ты полей-ка, Ветер-Ветрило, на рожь матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди теплые, к поре да ко времечку! Ты сослужи-ка, буйный, службу да всему царству христианскому - мужикам-пахарям на радость, малым ребятам на утеху, старикам со старухами на прокормление, а тебе, буйному, над семерыми братьями наибольшему-старшому, на славу!»
Полагаю, что этот текст – молитва, обращённая к Стрибогу: «Ветер-Ветрило», хоть и назван здесь не отцом и не дедом, а всего лишь старшим братом ветров, не имеет чёткой привязки к стороне света или каких-либо иных конкретных характеристик… Он выступает как некое всеобъемлющее Божество воздушного пространства. Представления же о родственных отношениях Богов могли измениться с течением времени (а также отличаться в разных местных Традициях)…

Мирослав, 28 червня, лета 2010 от н.х.л.

#2 Пользователь офлайн   Торок

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 08 Июль 10
  • ГородЦарево городище

Отправлено 11 Июль 2010 - 19:16

А соловей-разбойник имеет что-то общее с Ветром или это отдельные персонажи? Или в былинах описана так борьба православия с язычеством?

#3 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 236
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 11 Июль 2010 - 19:52

Общее с ветром имеет - свист. :)

Версию о том, что так в былинах описана борьба православия с язычеством я встречал.
Но в ней сомневаюсь... дело в том, что многие сюжеты былин сложились, по всей видимости, задолго до крещения Руси.
Рекомендую почитать книгу Озара Ворона "Времена русских богатырей".
Есть на сайте Колохода: http://kolohod.narod.ru

#4 Пользователь офлайн   Торок

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 08 Июль 10
  • ГородЦарево городище

Отправлено 11 Июль 2010 - 21:11

Как Стрибога отметили?

#5 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 236
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 11 Июль 2010 - 21:47

Неплохо, хотя хотелось бы лучше...

Потмо официальный отчёт выложу, скорее всего.

#6 Пользователь офлайн   veter 4

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 11 Июнь 12

Отправлено 11 Июнь 2012 - 10:23

я туточки ))здравия всем желаю приятно говорить на знакомом языке хорошо !!! у меня не всё получается как хотелось три года учился управлять пошёл четвёртый более осмысленнее теперь надеюсь что больше глупостей не натворю проба сил эта земля особенная и люди да и в общем то мир то война лучше мир почему в гербе присутствуют знак СС ДВЕ МОЛНИИ ? после 2 мировой этого не стоило....

#7 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 436
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 11 Июнь 2012 - 10:58

В гербе ССО молний никаких нет, извольте сходить на официальный сайт ССО и ознакомится с положением о гербе.

Лежит здесь >>> после прочтения, принесите свои извинения.

#8 Пользователь офлайн   veter 4

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 11 Июнь 12

Отправлено 11 Июнь 2012 - 11:37

понятно союз славян две черты S но к сожалению этот знак был осквернён немецкими частями сс орудувавших на терретории бывшего СССР за что приносить извенения ?

Радосмысл я пришёл с миром я также защищаю эту страну
очень давно наносили изображение трёх лучевой звезды символ материнки всех богов которые пребывали на эту землю я не хотел вас оскорблять хочется честности и миролюбия я не враг

#9 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 436
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 11 Июнь 2012 - 12:23

Немецкие части осквернили в первую очередь себя, тем что оказались недостойны руны "силы" (сдвоенной совуло) кою изображали на шевронах и петлицах. и ещё раз повторяю сие не тот знак... вот за непонимание герба и следует извинится.
А насчёт враг-невраг, то ещё будем посмотреть. Но начав с охаивания чужого герба, вы заработали жирный минус...

#10 Пользователь офлайн   veter 4

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 11 Июнь 12

Отправлено 11 Июнь 2012 - 12:51

хорошо принято извиняюсь с тором было вечное непонимание

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей