Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Память о Перуне осталась в языке у славян - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Память о Перуне осталась в языке у славян Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Лихобор

  • Начальник СБ
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 885
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 20 Июль 2021 - 17:22

Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси». 1916 г.

https://vk.com/emoji/e/e29aa1.pngПамять о Перуне осталась в языке у славянhttps://vk.com/emoji/e/e29aa1.png

По белорусскому преданию, Перун в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук. В Псковской губернии и Белоруссии и теперь ещё слышатся клятвы “Сбей тебя Перун”, “Коб цябе Перун узяв”, или “треснув”. По белорусскому преданию Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы – молнии.

В других местностях эти действия приписываются Илье – пророку. Очевидно, Илья пророк смешивается с языческим Перуном. В одном причитании Илья изображается распорядителем грозовых сил природы и прямо называется “громовым”.

Иногда слова – гром и Перун являются синонимами: ”Перун стрела в тебя”, говорят словаки; а чехи эту мысль выражают так: “Гром в тебя”.

В Перуне олицетворялась быстро надвигающаяся на землю грозовая туча, несущая дождь и оплодотворяющая землю.

Известно, что урожай зависит от количества дождя, выпадающего весною и летом. Чем больше тёплых дождей, от действия которых земля парится, т. е. делается сырой и влажной, тем лучше и урожай. Но туча несёт с собой не один дождь: из неё вьётся ослепительная, нередко разящая молния; туча издаёт устрашающий и таинственный гром.

Случаи пожаров и смерти от молнии не редки. И потому Перун был божеством не только благодетельным, но и грозным. Не даром Новгородский Перун держал в руках палицу.

В договорах русских с греками, русские клялись Перуном и оружием; Перун, следовательно, был богом войны. Грозовая туча с дождём и молнией – предмет конкретный, не требующий абстрактного напряжения мысли; а потому Перуна легко было представить в конкретных формах.

Скульптурное (из дерева) изображение Перуна, вместе с изображением Велеса, бога стад принадлежало к древнейшим; и поклонение этим богам было наиболее распространено, что видно из договоров русских с греками.

Итак, Перун олицетворял собою гром и молнию, вообще тучу; к нему, как к Зевсу, наиболее идут эпитеты – туче гонитель и громовержец. Не даром в древнеславянском переводе греческого сказания об Александре Македонском вместо Зевса поставлен Перун.

С введением в России христианства древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими: многие черты Перуна были перенесены на Илью пророка. Смешение Перуна с Ильёй обусловливалось с одной стороны тем, что празднование последнему (20июля) бывает в пору наибольшего напряжения тепла; к тому же в эту пору часто бывают грозы. В "Ильин день" в деревне никто не станет работать. "Илья мал праздник, но вреден", говорят крестьяне в Смоленской губернии.

Главная же причина смешения Ильи с Перуном заключается в библейском рассказе: по молитве пророка Ильи спал с неба огонь и попалил жертву; по молитве же пророка было разрешено небо и напоена водою земля. В апостольском чтении на Ильин день и в молитве во время бездождья также упоминается, что пророк Илья своей молитвой посылал на землю бездождие и открывал дождь. Наконец, о пр. Илье повествуется, что он был взят на небо в огненной колеснице.

В народном сознании даже и в настоящее время Илья пророк представляется скорее языческим божеством, чем христианским святым.

Когда из надвигающейся тучи гремит гром и сверкает молния, и теперь ещё (например, в Смоленской губернии) говорят: “ Илья пророк едет в огненной колеснице по небу и мечет свои стрелы в нечистого (беса)”. Дожиная ниву, благочестивая крестьянка оставляет пучёк несжатых колосьев, и это называется: ” оставить Илье на бороду”, - память о некогда приносимых жертвах.

Таким образом, языческий элемент сказался в народных легендах об Илье пророке. Но древние наши книжники игнорировали древнее устное творчество, а потому в обличительной древнерусской литературе мы не знаем особых произведений, которые бы затрагивали вопрос о неправильном веровании в пр. Илью. Причиной этого, вероятно, было то обстоятельство, что народные верования в этих святых не отражались заметным образом на внешнем культе.

Е. В. Аничков полагает, что Перун не был богом славян; культ Перуна – дружинно-княжеский культ киевских Игоревичей. Сначала идол Перуна стоял в самом теремном дворе Игоревичей, или в другой какой-нибудь местности, где Игоревичи владели своей собственной священной рощей; когда же князь и его дружина стали политической властью, Перун был поставлен "вне двора теремнаго", на холм, окружённый капями других богов; Владимир объявил свой военно-дружинный культ общим культом. Аничков склонен сближать слово Перун с fergunia — холм, ferguni — земля.

Но мы имеем ясные указания, что Перун был почитаем простым народом. В слове св. Григория сообщается, что Перуну долго ещё молились по украйнам, т. е. когда уже в городах язычество было совершенно оставлено и забыто.

Долгую память о Перуне подтверждает и Христолюбец. Из этого видно, что Перун был божеством не аристократии, а простонародья. Таким образом, сам собою падает и вопрос, где раньше стоял Перун, прежде чем Владимир поставил его вне своего двора.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей