Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Секты и течения старообрядчества. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Секты и течения старообрядчества. деградация христианской церкви в России. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Водимир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 234
  • Регистрация: 29 Сентябрь 13

Отправлено 08 Апрель 2019 - 12:17

Основные течения старообрядчества.

Старообрядчество
___________________________________|___________________
| |
Поповство Беспоповство
______________________|________________________ _______|________________________________________
| | | | | | |
Единоверие Белокриницкое согласие Беглопоповцы Выгорецкая обитель Любушкино согласие Спасово согласие Федосеевцы
___________|__ | ________|____ | |
| | Часовенные | | Самокрещенцы Аристовцы
Окружники Неокружники Поморское согласие Филиповцы _________|_________
| | | |
__________|______ Дырники Рябиновцы Средники
| | |
Аароново согласие Бегуны Пастухово согласие

1. Поповство
Одно из самых широких течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.
Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить»
Поповцы приемлют все таинства православного христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.
Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.
Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген, Анфим), которые были разоблачены старообрядцами.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ и возможности приёма трёхпогружательно крещёных новообрядцев, в том числе священство вторым чином (через миропомазание и отречение от ересей), ввиду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большая часть старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.

По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.
Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 млн человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

2. Единоверие
В 1800 году для старообрядцев, перешедших под юрисдикцию РПЦ, но сохранивших всю дореформенную обрядность, митрополитом Платоном (Левшиным) были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами.
Единоверие имеет законное священство, хиротоническую преемственность и евхаристическое общение с сообществом поместных Православных церквей. Сегодня в лоне Русской православной церкви существует единоверие (православное старообрядчество) — приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и РПЦЗ (см. например: Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами РПЦЗ).

3 Беспоповство
Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам церковная иерархия без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, непризнавшая каноничности священников, поставленных в свои должности по новым, реформированным, книгам, вынужденно пришла к отрицанию возможности сохранения в мире «истинного» духовенства, и сформировала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами, богослужение они стали, по возможности, проводить т. н. мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем.

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов.

В XIX веке крупнейшим центром беспоповства стала федосеевская община Преображенского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли старообрядческие купцы и владельцы мануфактур. В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства — Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.

По оценке Дмитрия Урушева: «Но не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев»

К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.

Отличительные черты: богослужебно-обрядовые особенности, двуперстие при крестном знамении, крещение только путём троекратного полного погружения, исключительное использование восьмиконечного распятия; четырёхконечное распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без распятия).
Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа: ср. укр. Ісус Христос, белор. Ісус Хрыстос, серб. Исус, русин. Ісус Хрістос, макед. Исус Христос, босн. Isus, хорв. Isus


В книгах некоторых информация серьёзно отличается:
- протоиерей Ал-др Рудаков "Краткая история христ. церкви", М. 1879 г.
- сб. "Старообрядчество в России", М. 1999 г.

1667 год - окончательный раскол РПЦ.
с 1692 года - раскол староверов на поповщину и беспоповщину.

Поповщина: 1. беглопоповцы Стародубщины и Белоруссии 1695 - 1764 гг.; 2. дьяконово согласие (новокадильники) 1730-е гг. - 1770е гг.; 3. ветковское согласие (весь 18 век);
4. перемазанское согласие (1771 - 1846 ) = Рогожская община Москвы - с 1846 Белокриницкая иерархия - с 1988 Рус. правосл. старообрядч. церковь; 5. чернобольцы (с кон. 18 в.);
6. сусловщина с кон. 18 в.; 7. липоване в Румынии с нач. 18 века; 8. пасхальники в 19 в.; 9. лужково согласие 1822 - 1923 гг. - с 1923 Рус. древлеправосл. церковь; 10. беловодская иерархия 1875 - 1917 гг.

Беспоповщина: 1. поморский толк (даниловцы) 1695 - 1738 гг.: поморцы- брачники, новопоморцы (новожёны), странники (бегуны, сопелочники), спасовцы- кузьминовцы, самокрещены, адамантовы (пастуховцы), аароновцы , безденежники, статейники, скопцы, беловодники и т.д.
2. христоверы (христовщина) с конца 17 века: хлысты , скопцы- изуверы, духоборы, молокане, постники, ГЕРЫ и СУББОТНИКИ - русские иудаисты с конца 18 века и т.д.
3. филипповцы (1737 - 1770-е гг): самосожжены, чадородники, нечадородники, орловские филипповцы, бегляки и т.д.
4. федосеевцы (старопоморцы) с 1700 г.: польские федосеевцы, рижские федосеевцы, новожёны, преображенская община Москвы с 1771 г., аристовцы, кондратьевцы и т.д.
5. спасовцы (нетовцы) : бабушкино согласие, самокрещенцы, перекрещенцы, кержаки, дырники, немоляки и т.д.


Можно сказать, русские протестанты дробились всё больше и больше, создавали секты изуверов - скопцов, иудействующих членовредителей (геры и субботники), самоубийц (самосожжены - филипповцы), бесприютных, безденежных и бездокументных скитальцев - бегунов- странников, искателей мифического Беловодья - Шамбалы и т.п.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей