Бог Чур как правильно изобразить?
#21
Отправлено 09 Апрель 2014 - 22:17
Безусловно, там, где границы владений невозможно обозначить природным рельефом или водной артерией могли использоваться знаки прорезанные в дерне или межевые рвы. Подобный ров находится прямо около нашего капища. Он тянется через лес на десятки верст и имеет примерно 1,5м.-2м. в глубину и около 3 м. в ширину. Подобными рвами помещики отделяли границы своих владений. Владения простых крестьян вполне могли обозначиваться как угодно вообще, от ветки воткнутой в землю, до опахивания и т.д.
#22
Отправлено 09 Апрель 2014 - 22:23
Трислав (09 апреля 2014 - 08:41):
Приведите, пожалуйста, эти "многие источники". Там ниже приведена, как источник, книга Казакова, простите, но это не источник, на что опирается В.Казаков? Приведите хотя-бы труды славистов, археологов 19-20 века, будьте добры.
#23
Отправлено 09 Апрель 2014 - 22:38
Скачать книгу Шамака можно по адресу http://чаровницы.рф/publikacii/mifalogya-shamak-ales.html
Чур
Бог Чур пользуется особенным уважением белорусов. Он охраняет границы земельных владений. Небольшие курганы, нередко огороженные частоколом, насыпанные на границах участков как пограничные знаки, находятся под особой опекой Чура, и никто не решиться раскопать такой холм, чтобы не прогневить Бога.
Чур — защитник родовых владений. Достаточно провести черту углем или мелом или чем-нибудь другим на земле или на полу, призвать на охрану Чура и за нее никакие Недобрые Духи не смогут перейти. Чур не позволяет другим духам проникать за свою границу.
Чур — божество рода — предок, который заботится о своем роде и охраняет его членов от Недобрых Духов. Потому одновременно Чур является домашним духом. Каждый дом, каждая семья имеет своего Чура, охраннителя домашнего очага, который преследует и прогоняет Духов тьмы.
Тот кто хочет воспользоваться помощью Чура должен позвать его. "Чур меня!" — говорит девушка, когда к ней цепляется какой-нибудь наглец, что означает — не трогай меня, непосредственный призыв к Чуру, чтобы защитил ее. "Чур тебе на язык!" — просят Бога, чтобы тот принудил замолчать болтуна. "Чур мои!"; "Чур вместе или пополам!" — обращались к богу, чтобы он стал защитником прав собственности. Белорус обязательно призывает Чура когда ему нужна защита или помощь. Тот кто предает Чура — отрекается от отечества, отрекается от дома и рода, тот выходит из-под власти и защиты этого Бога.
#24 Гость_Еленка71_*
Отправлено 09 Апрель 2014 - 22:49
Цитата
А почему Чур вообще должен иметь облик, если это Предок семьи, который охраняет владения, межевого камня не достаточно...
У домового какой вид?, и надо ли его изображать вообще...
#27 Гость_Еленка71_*
Отправлено 09 Апрель 2014 - 22:59
#28
Отправлено 09 Апрель 2014 - 23:18
Цитата
Безусловно, там, где границы владений невозможно обозначить природным рельефом или водной артерией могли использоваться знаки прорезанные в дерне или межевые рвы. Подобный ров находится прямо около нашего капища. Он тянется через лес на десятки верст и имеет примерно 1,5м.-2м. в глубину и около 3 м. в ширину. Подобными рвами помещики отделяли границы своих владений. Владения простых крестьян вполне могли обозначиваться как угодно вообще, от ветки воткнутой в землю, до опахивания и т.д.
Цитата
Какие у него атрибуты (Перун - секира, Сварог - кузнечный молот, Велес - рог), как его правильно изображать?
А не как его изображали селяне древности или крестьяне 18-19веков.
Посему все вариации описанные в сей теме имеют место для рассмотрения.
Свои, владения(земляные наделы) селяне древности, редко от своего соседа по деревне, отделяли чемто более серьёзным чем межевой камень или столбик. Ито только для того, чтобы не пахать лишнего.
#29
Отправлено 09 Апрель 2014 - 23:27
Еленка71 (10 апреля 2014 - 00:50):
У домового какой вид?, и надо ли его изображать вообще...
Тут у всех по разному, некоторые славянские племена действительно в каждом доме(своего племени) имели отображение своего предка исполненном в глине, дереве или бронзе и именовали их дедушками, хозяинами или просто родичами.
#30
Отправлено 09 Апрель 2014 - 23:30
Славянин Севера (09 апреля 2014 - 22:30):
В данном случае, когда указывается автор, необходимо переадресовать вопрос автору в тему "Вопрос жрецам".
#31
Отправлено 09 Апрель 2014 - 23:37
адамович (10 апреля 2014 - 00:38):
Скачать книгу Шамака можно по адресу http://чаровницы.рф/publikacii/mifalogya-shamak-ales.html
Уважаемый Адамович, неубедительно. Книга 2013 года не может служить источником. Вы можете привести свидетельства более ранние,например Шейна, или более ранних этнографов, упоминающих Чура в белорусской культуре?
#32
Отправлено 09 Апрель 2014 - 23:54
Мастер (10 апреля 2014 - 01:37):
и
Цитата
Вы неправы, в формате заданных топ стартером вопросов, любые из приведённых книг являются источником.
Паче в упомянутых книгах имеются(я надеюсь) списки использованной литературы...
Сообщение отредактировано Будай: 06 Май 2014 - 11:29
Причина редактирования: эмоции убрал
#33 Гость_Еленка71_*
Отправлено 10 Апрель 2014 - 00:09
Цитата
Да, тут можно только рассуждать о том, что являлось причиной появления образов - личный опыт, возможность обратиться непосредственно, чувство защищенности... Опять же надо смотреть, кто и где, а по сути, как удобнее и эффективнее)..
#35
Отправлено 10 Апрель 2014 - 01:07
Родомысл (10 апреля 2014 - 01:54):
Вы неправы, в формате заданных топ стартером вопросов, любые из приведённых книг являются источником. Но коль вам хочется более глубоких знаний, так сами перетряхивайте пыль библиотек. Паче в упомянутых книгах имеются(я надеюсь) списки использованной литературы...
Найдите тогда "бога Чура" у Нидерле или даже у русофила Рыбакова. Найдёте?
Сообщение отредактировано Лихобор: 10 Апрель 2014 - 10:05
Причина редактирования: Пафос
#37
Отправлено 10 Апрель 2014 - 05:59
Мастер (10 апреля 2014 - 04:07):
В чем вы мастер? Велесова книга устроит как источник? Нет?
А вообще Чур упоминается у Рыбакова, надо или сами найдете?
Сообщение отредактировано Будай: 13 Сентябрь 2014 - 23:39
Причина редактирования: Оставил суть.
#38
Отправлено 10 Апрель 2014 - 06:07
Цитата
Земля, в которой покоились предки (пращуры) какого-либо рода, и которая переходила, наследуясь, из рода в род, считалась неприкосновенной. По поверьям многих племён, души тех, кто не уважает святости границ, передвигает межевые камни (столбы), хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают без пристанища. Или такие люди вечно принуждены таскать камни и носиться по полям, нигде не находя покоя; или носиться по полям блуждающим огоньком.
Чур связан с миром. Он освящает и защищает право собственности (ср. «чур-мое»!), оседлость человека на земле, гуманные нравственные принципы, всё делит по справедливости: «чур — пополам!», «чур — вместе!»
Со словом «чур» связаны «черт», «очерт», «очерчивать». Праславянское «чъерт» — проклятый, возможно, нарушивший границы, межевые, географические, а затем — неизбежно, нравственные; подменяющий добро злом.
Источник: Кайсаров А., Глинка Г., Рыбаков Б. Мифы древних славян.
#39
Отправлено 10 Апрель 2014 - 10:58
Славянин Севера (09 апреля 2014 - 23:30):
Странно пролопатил сайт ССО, раздел боги статья Славянские Боги из книги В.С. Казакова и также файл книги выложенной на томже сайте никаких Спасов-Оберёгов не нашёл. У вас точно не пиратская копия книги? Какое издание?
#40
Отправлено 10 Апрель 2014 - 11:20