Я бы отметил,астрономические наблюдения ведутся человеком с каменного века. В неолите возводят астрономически ориентированные мегалиты.
Вот ссылка на книгу Солнце, Луна и древние камни
Простой крестьянин(охотник) не будет заниматься астрономическими наблюдениями(вычислениями),если конечно это не любознательный человек который занимается астрономией в часы досуга :) ,это удел людей "знающих","служителей культа" которые и обьяснят простым людям,"что,где,когда". ;)
Светозар, соглашусь с тем, что точные расчёты удел единиц и в таклм случае они оповещают всех о наступлении искомого времени? Так?
Я думаю так.
Могу для иллюстрации привести мнение Гоголя,который считал,что крестьян не нужно обучать грамоте(!),все что надо они узнают в церкви,а в повседневной жизни она им никчему("избранные места из переписки с друзьями",при этом он считал,что талантливых детей обучать нужно,пример Ломоносов,был против именно "поголовного" или "массового" обучения).
Тот же поп на проповеди скажет,какой нынче праздник,когда начинается пост,какой следущий и т.д. Так что по сути и календарь в избе никакой не нужен.
Примерно то же мог делать и жрец(волхв)на капище ,сообщая о скорой Коляде.
Т.е. ты считаешь, что отсутствие свидетельств о оповещении связано с тем, что к моменту появления этнографии Ю.К. уже полностью заменил собой необходимость оповещать? А как это происходит у соседних угорских племён? Они тоже на Ю.К. опирались или есть иные свидетельства?
Так у финно-угров,то же неплохо развито "духовное сословие".
Вот к примеру"Туно - удмуртские шаманы
Целая иерархия кудесников была связана с миром сверхъестественного у удмуртов. Главным посредником между людьми и богами был туно (сходное название жреца-колдуна известно и у коми). Он лечил болезни, отыскивал пропавшее имущество, без него не могли определить место для нового поселения: туно должен был помогать во всех затруднениях. Он заговаривал диких зверей и змей, передавал волю богов и указывал, какие жертвы угодны божеству, объяснял, почему предки (вожо) гневаются на потомков.
Туно мог предсказывать будущее и даже вступать в борьбу с божествами. Рассказывают, как в одной деревне кудесник сразился с самим Кереметом и заставил его отказаться от непомерных жертв. Покровителем туно считался Инмар, или Инмар-Кылчин - воплощение и неба, и земли. Рассказывают, что верховный бог является ночью к тому, кого он назначает быть туно, в сопровождении старого, уже просвещенного им кудесника. Он выводит ученика, играя на гуслях, в поле или к огромному оврагу, к широким рекам, через которые натянуты струны. Там посвящаемый видит 77 елей: тот знахарь, который сможет сосчитать хвою этих елей, получает силу насылать порчу и лечить людей. У оврага глубиной 77 саженей, наполненного слюной колдунов-туно, чародеи получают вредоносную силу. Туно должен проплясать на натянутых струнах и не упасть - только тогда его можно считать прошедшим испытание.
Струны гуслей в рассказах о туно соединяют тот и этот свет: танец туно на струнах означает способность проникать в иной мир. Гусли Инмара, как и кантеле Вяйнямёйнена, оказываются шаманским инструментом, подобно саамскому бубну открывающим путь во все уголки мифологической Вселенной. Здесь нельзя не вспомнить вещего певца Бояна, в "Слове о полку Игореве" названного Велесовым (Волосовым) внуком: он рыскал серым волком по земле и сизым соколом в небесах - как шаман в своих животных ипостасях; сама же игра на гуслях воспринималась в "Слове" как волшебная охота: десять пальцев - это десять лебедей, спущенных под облака.
Волю богов туно также узнавали под игру на гуслях в святилище-керемет или в селении. Сам туно обретался вдали от селения (как и русские колдуны, часто жившие особняком). При избрании жрецов туно является для отправления культа в деревню, и его ведут в баню; тем временем в избе вокруг гусляра и стола с тремя обрядовыми хлебами и кумышкой собирается народ. Туно одевают во все белое, опоясывают белым полотенцем, в чашу с кумышкой кладут серебряную монету, и тот начинает ворожить под игру гуслей. Под священную мелодию Инву он начинает пляску с мечом в руках и нагайкой, чтобы изгнать злых духов. Во время пляски туно впадает в исступление, призывает Инмара и в беспамятстве произносит имена тех, которые должны стать жрецами. По серебру гадали и о здоровье: если серебро потускнело, человек подвержен порче. Серебряную монету вбивали в дерево; новобранцы делали это для того, чтобы родители знали их судьбу (сравните обычаи оставлять священный предмет - гребень или оселок - у других финно-угорских народов).
Заговоры против порчи включают знакомые нам мотивы 77 сакральных объектов: сглазить человека может только тот, кто сможет вырастить листья на упавшем гнилом дереве, перецеловать птенцов 77 птиц, а также муравьев из 77 муравейников, наконец, выбить золотой шар - солнце - из рук Кылчин-Инмара. В другом заговоре порчу сможет наслать лишь тот, кто сумеет прорастить 77 сросшихся рябин через муравейник, слить в одну воду 77 бань и т. п.
Низшими категориями кудесников были пелля-скыс - знахари-"шептуны", лечащие от болезней и произносящие заклинания, но не имеющие сверхъестественной силы для общения с богами. Ведин, ведынь (от русского ведун), пучкос или убыр (тюркское слово, означающее чудовищного людоеда, готового пожрать и светила) - колдун, по преимуществу злой, который получает силу от злых духов, насылает болезни на людей по ветру и может превращать их в животных. Как шаман, он умеет летать по воздуху и даже способен устраивать солнечные и лунные затмения. У марийцев сходный персонаж именуется вувер.
Но лишь туно мог руководить молениями Керемету в священных рощах: при этом он, как правило, не мог приносить жертвы воршуду в куале - этим занимался специально избираемый при помощи камлания туно жрец." http://profismart.or...r-132995-21.php
Наверняка у них имелись свои "специалисты" отвечающие за проведение праздников в урочное время,которые обладали нужными навыками(неизвестными прочим людям).
Юрич, "юлианских" праздников не существует.
Есть православные праздники имеющие ту или иную привязку к датам Ю.К. О приближении даты православного праздника сообщал поп, т.к. некоторые значимые даты требовали вычислений.
Да,но у попа есть проповедь(которую надо прочитывать регулярно после службы). ;) К примеру,после праздника "Гурия Самона Авива" начинается 40-дневный пост,который оканчивается как раз перед рождеством и должен по сути приготовить народ к празднованию рождества Христова. Плюс к празднику надо украсить церковь и т.д. Не обязательно делать "обьявление о празднике",можно просто начать к нему готовится (тем же самым постом,все посты приурочены к какому либо церковному празднику). А сказав о начале приготовления к празднику,по сути дела народу сообщается и дата праздника(когда он будет,через 40 дней,неделю и т.п.).
Светозар, это если в церковь кто-то посещает, но нам известно, что РПЦ постоянно порицает прихожан за нежелание посещать храмы. Опять же, отсчитать сорок дней от дня проповеди, значит иметь под рукой некую вещь, на которой необходимо делать отметки.
Ну тогда посещение церкви-это было "обязательное мероприятие",по церковным правилам, пропустивший подряд 3 воскресных Литургии, отлучается от церкви. Религия-это дело государства,иначе бы не стали насаждать христианство силой. И тот кто отлучен от церкви,еретик,-это "государственный преступник". Это хорошо работало в Византии,не знаю как на Руси,но "православный христианин" обязан был ходить в церковь.
И потом церковь стояла в селе,в деревнях церквей не было. В это село приходили по воскресным дням люди с окрестных деревень в церковь(на других посмотреть и себя показать,обменяться новостями + ярмарка,возле церкви как правило располагалась базарная площадь,где находился рынок).
Плюс такие праздники как Коляда,Купало,Масленица-это событие,праздник который все ждут,так же как сейчас дети Новый год(у меня дочь,как начинается зима,сразу начинает спрашивать,-"А скоро Новый год? А сколько до него осталось?" и так чуть ли не каждый день). Почему в ожидании праздника не спросить у "знающего" человека,когда же наконец он наступит,сколько до него осталось. ;)
И "знающий " человек всегда с удовольствием ответит на этот вопрос.
Мое личное мнение,что в давние времена сначала волхв(жрец),потом поп (мог кстати и знахарь или еще кто из "вещих" людей) заведывал календарем, а простые люди могли просто спросить у него.
Светозар, допустим, значит выходит, что отсутствие свидетельств о оповещении волхвой народа связано с отсуствием самой этнографии, а оповещение попами происходило естественным образом во время посещения церкви!? Я верно тебя понял?
В общем приближении это выглядит так.
1.Есть отрезок времени зимой, в течении которого славяне древности поминали предков. Ряжение, зажигание колеса или чучела, сбор треб являются отличительной чертой этого древнего обрядового действа. Время для поминания наступало вместе с наступлением самых коротких дней в году. Точность тут особая не требовалась.
2.С приходом христианства обряд видоизменяется и видимо получает привязку к Ю.К. ибо и сам Ю.К. имеет привязку к астрономии.
1. Откуда известно, что с наступлением самых коротких дней в году? Откуда известно, что "древнего"? (смотря какой период считать древним, 100 лет это тоже весьма древние времена, я считаю, конкретизируй)
2. Откуда известно, что обряд "видоизменяется с приходом ЮК"? А он был до прихода ЮК?
Светозар, допустим, значит выходит, что отсутствие свидетельств о оповещении волхвой народа связано с отсуствием самой этнографии, а оповещение попами происходило естественным образом во время посещения церкви!? Я верно тебя понял?
Да,именно.
Праздник Коляды(Рождества Христова) был для народа почти то же самое ,что сейчас Новый Год-долгожданный праздник на котором можно и нужно гулять петь веселиться!Потом пойдут 12 дней святок. То же с Масленицей,что отмечалась неделю!
А у попа есть календарь,служебные книги,минеи,где расписана служба на каждый день года(это 12 толстых книг,если их нет то наверняка есть служебник в котором обязательно присутствует календарь и занесены важнейшие годовые праздники).
Я бы еще добавил. У попа должен быть месяцеслов, они кстати очень распространены среди старообрядцев,(там есть всякие таблицы для вычисления пасхи по вруцилету и пр.)по нему можно найти и вычислить любой праздник.
Праздник Коляды(Рождества Христова) был для народа почти то же самое ,что сейчас Новый Год-долгожданный праздник на котором можно и нужно гулять петь веселиться!Потом пойдут 12 дней святок. То же с Масленицей,что отмечалась неделю!
А у попа есть календарь,служебные книги,минеи,где расписана служба на каждый день года(это 12 толстых книг,если их нет то наверняка есть служебник в котором обязательно присутствует календарь и занесены важнейшие годовые праздники).
1. Откуда известно, что с наступлением самых коротких дней в году?
Откуда известно, что "древнего"? (смотря какой период считать древним, 100 лет это тоже весьма древние времена, я считаю, конкретизируй)
2. Откуда известно, что обряд "видоизменяется с приходом ЮК"? А он был до прихода ЮК?
1.Верно. Не чёткой привязки ни к Солнцу, ни к каким-либо домашним делам, ни к Луне, ни к звёздам, ни к длине ночи. Есть лишь предположение, что единственное, что зимой было остро необходимо, так это выжить и дожить до весны! Зима, а особенности тёмное время суток всегда воспринималось, как время, когда властвует нечистая сила и пиком её власти является отрезок времени, когда зимняя ночь в силе. Кто выступал естественным оберегом для того, чтобы пережить зиму? Духи предков. Почтить и упросить их помощи было вопросом буквального выживания. Отсюда и предположение, что в отсутствии иных значимых причин почитание духов предков было единственно востребованным в искомый отрезок времени.
Опять же древность такового праздника установить не представляется возможным.
2.Ю.К. распространялся вместе с самим христианством и потому обрядовое действо конечно подвергался изменению, ибо под рождество проигрывается приход волхвов с дарами, которые они вручают младенцу. Естественно вливание новой части обычая было не одномоментным, а постепенным.
Вот хорошая статья в "Велесовом круге"
"Коляда
Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневековье, церковь начала активно бороться со старой религией. На местах капищ — языческих храмов — строились христианские церкви, языческие праздники заменялись христианскими. Примерно то же получилось и с Колядами. На время зимнего солнцестояния — а это главная «причина» празднования — выпадает рождение Иисуса Христа. А поэтому неудивительно, что Коляды ассоциируются с Рождеством и переняли много христианских традиций.
Очень многие даже из тех, кто слышал про колядки, не знают, что обозначает слово «Коляда». Коляда — от уменьшительно-ласкательного «коло», обозначающего солнце-младенца. Оно представлялось мальчиком или девочкой, ведь для маленького ребенка пол еще не играет никакой роли, тем более что само солнце у нас среднего рода. Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, точнее, из поэтического представления о рождении маленького солнца. И это новорожденное солнце открывает новый год, символизирует солнце будущего года. Стоит сказать, что это древнее представление о ежегодном младенце не умерло и по сей день. Оно перенесено на понятие «новый год» и на открытках и в новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают его в виде мальчика, летящего в космос.
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну. Коляду (ср. коло-колесо; круг — солярный знак солнца) наши предки представляли прекрасным младенцем, которого захватила в плен злая ведьма Зима. Согласно поверьям, она превращает его в волчонка (ср. синонимы «волка» — «лютый» с праславянским названием самого сурового месяца зимы: февраль — лютый). Люди верили, что только тогда, когда будет снята с него волчья (иногда и других животных) шкура и сожжена на огне (весеннее тепло), Коляда явится во всем блеске своей красоты.
Коляда праздновалась в так называемые зимние Святки с 25 декабря (сочевник, сочельник) по 6 января (Велесов день). Это же время раньше совпадало с сильными морозами (ср. Моро — «смерть»), вьюгами (ср. Вий) и самыми неистовыми гульбищами нечистых. В этот вечер все заволакивается морозною заволокою и кажется мертвым.
И все же зимние Святки являются самым веселым из славянских празднеств. В этот день, согласно поверью, солнце наряжается в сарафан и кокошник и едет «на разрисованном возочке на вороном конечке» в теплые страны (к весне и лету).
Позднее праздник Коляды был замещен праздником Рождества Христова. Однако у славянских народов Рождество до сих пор сочетается с Колядой. И у всех восточных славян сохранилось колядование как комплекс святочных обрядов. Практически все эти обряды пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли духов предков, проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. Для праздника юноши и девушки наряжались в хари, или лярвы, и страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки — песни, прославляющие Коляду, дающую всем блага. При колядовании они обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты. http://www.velesovkr.../kolyada-2.html
У древних славян 25 декабря (месяц студень) начинался поворот солнца на весну.
У древних славян 25 декабря НИКАК не мог начинаться "поворот солнца на весну". Либо этот поворот не связан с зимним солнцестоянием. Ибо, например, в 1800 году, зимнее солнцестояниее было 12 декабря по ЮК, Раньше в другие даты, надо считать, но тоже не 25 декабря. Так что статья не очень хорошая. Многие другие постулаты статьи тоже не выдерживают никакой критики))