Археолог, Дмитрий Демин, здесь:
Зимние праздники. Коляда.
#141
Отправлено 28 Февраль 2014 - 18:10
Археолог, Дмитрий Демин, здесь:
#142
Отправлено 28 Февраль 2014 - 18:13
#143
Отправлено 28 Февраль 2014 - 19:07
А, не по теме, согласен, извиняюсь, можно чистить.
#144
Отправлено 28 Февраль 2014 - 21:58
И так далее, там много интересного, включая параллели в праздниках с о старорусскими. Надо отдать должное прибалтам, они до сего дня бережно относятся к своим традиционным корням. Если учесть, что рьяное христианство с шизоидной настойчивостью уничтожало на Руси всё, что относилось к язычеству, включая осуждение "стоглавом" нашу жреческую астрологию, смею предположить, что и у наших пра-пра... всё-же было дробление времени вплоть до часов. Соответственно, был и календарь (не важно, в каком виде - мясецеслов, численник или другое).
#145
Отправлено 01 Март 2014 - 10:20
Родомысл (28 февраля 2014 - 17:33):
А вот у Анечкова и Глинки подтверждения есть, причём зафиксированные документально.
Были приведены изыскания и 20 века в собственных областях науки, кои косвенно подтверждают наличие у предков определённых знаний коими они пользовались, что и отражают найденные и сохранённые исследовательские материалы.
Как я могу привести тебе доказательства отсутствия чего-то? Это абсурд. Доказывают наличие чего-то, а не отсутствие. В русле беседы должны быть приведены однозначные доказательства, что у славян язычников была потребность разделять солнечный год на ровные отрезки в 30 суток! Все приведённые тобой авторы эту потребность не только не доказывают, а наоборот, опровергают. Ты всё время путаешь знание о моментах наступления тех или иных астрономических явлений с их прикладным значением. Я уже задавал тебе вопрос ранее, ответа не получил и потому повторю его. Как знание о наступлении астрономических явлений помогают тебе пахать и сеять, если при определении дат начала этих работ ты опираешься на погодные приметы, знания о земле и прочие приметы. А также, какой смысл в календаре с ровным числом дней в месяце, если ты в своей жизни опираешься не на календарь, а на явные изменения в природе? Что за непреодолимая потребность? Приведённые тобой выдержки об этом не говорят. Там есть только общие фразы и предположения.
#146
Отправлено 01 Март 2014 - 11:40
У какого сословия точность в определении времени будет наиболее востребована?
Я полагаю, что у военных в первую очередь. Затем у купцов (безусловно тех купцов, кто живет исключительно торговлей).
Военным жизненно важно точно учитывать свои силы и силы противника, а также время, ибо это жизненно важно.
Купец также неизбежно заинтересован в учете времени и системах расчёта, даже если эти системы несовершенны.
А вот астрономия наиболее востребованна у рыбаков моря.
Однако эти сословия составляют подавляющее меньшинство.
#147
Отправлено 01 Март 2014 - 12:25
Юрич (28 февраля 2014 - 20:30):
Но отсчитывались от одного и того же "абсолютного" события. И имели одинаковую продолжительность на севере и юге. Климатические условия здесь абсолютно не причём!!! Тот же травень, это календарный месяц, а не "погодный". Приведу твои слова на всякий)))
Метрическая система, к твоему сведению, это система, имеющая в своей основе понятия метра и килограмма. Ты путаешь с метрологией. Эта "попытка" введения эталонов, ни много ни мало, удостоилась упоминания в исторических документах. Без метрологии невозможно построить дом, выкопать колодец или сварить пиво. Пусть часто метрология применялась локально, для одного строения, но применялась. Любое торжище не могло обходиться без системы мер и весов, пусть только и для этого торжища.
А как на счёт календаря ССО? Ты там тоже не видел этого праздника?
Ты знаешь, сколько существовало названий месяцев у славян западных и восточных? Задайся вопросом, если месяцев 12, то почему названий больше?
Месяц, как промежуток от новолуния до новолуния, безусловно имеет определенную величину, но это не 30 суток, увы. Ну никак 30 суток невозможно "нятянуть" на месяц. :)
В том -то и дело, что нет никаких доказательств, что травень был календарным месяцем, который отстоял от "безусловного" события на некое число дней.
Совершенно спокойно наши предки строили, варили, сажали и сеяли опираясь на свои меры, которые не имели отношения к метрологии и метрической системе. И эти мерыбыли весьма приблизительны, а вовсе не эталонны.
Календарь ССО СРВ сообщает о празднике "Ярила вешний", Вы спрашиваете меня о его продолжительности, которая указана в календаре ССО СРВ. Я же спросил Вас о том, откуда Вы лично узнали о таком празднике и где кроме календаря ССО СРВ встречается описание славянского языческого праздника под таким названием?
#149
Отправлено 04 Март 2014 - 22:21
Цитата
Месяц май был назван в честь греческой богини Майи, которая отождествлялась с римской богиней плодородия и в нём 31 сутки.
У русских язычников месяц не мог называться в честь греческой богини.
Более того, в сербском май это Цветань, в чешскомKvěten, а в верхне-лужицкомRožownik, что указывает не на траву, а на цветение, что в принципе вполне понятно, ибо климат иной. Вообще же русских народных названий месяцев я насчитал 40, где один и тот же месяц мог иметь несколько названий, что вновь указывает на отсутствие общепринятого единого названия для все славян и это вполне оправдано в виду различий климата.
Цитата
Поэтому его необходимо ОКРУГЛЯТЬ в большую или меньшую сторону. Поэтому 30 суток вполне "натягиваются" на лунный месяц.
К тому же славяне никогда не жили по луне.
Верно. Даже продолжительность синодического месяца "плавающая", на что я и указываю. Нет ничего постоянного и ровного. Эти временные "хвостики" складываются и к завершению солнечного года накапливается почти 11 суток. Месяц в 30 суток сперва будет почти попадать в границы от новолуния до новолуния, а спустя 365 дней начало месяца перестанет совпадать с новолунием аж на 11 суток!
Само название отрезка времени "месяц" указывает на то, что время измерялось по луне, кстати лунницы, как украшение были очень популярны у славян.
Цитата
Нет конечно. Скорее всего этим месяцем обозначался отрезок времени от новолуния до новолуния в момент, когда трава появилась, как характерная особенность явного природного явления.
Цитата
Если есть какая то мера, не важно своя или чужая, она имеет отношение к метрологии. Если по какой то мере строится дом, то данная мера будет эталонной для этого дома, а так же для всех домов где она будет использоваться.
Во времена СССР на кухнях была такая штука "раскладка", где с точностью до грамма указывался каждый продукт необходимый для приготовления того или иного блюда, а ещё в рецептуре указывалося время термической обработки продуктов. Если я сварю борщ согласно этой раскладке и временным указаниям, то его никто не станет есть. Каждый классный повар варил борщ по своему и почти никогда не придерживался "раскладки" делая многие вещи "на глазок" и на свой "аршин".
Такие единицы измерения, как "пядь", "сажень" или "аршин" являются сугубо индивидуальными,ибо сугубо индивидуальны антропометрические данные носителя меры! Можно конечно вывести среднюю величину, но это будет подобно средней температуре по палате. Это приблизительные системы расчёта, а не эталонно точные принятые всеми и как указывалось выше вопросом приведения мер к единому эталону на Руси пришли аж к 19 веку!
Цитата
Какова продолжительность празднования Юрьева дня?
Дайте пож-а ссылку на конкретное место из работ Афанасьева, где лписывается праздник "Ярила вешний"?
Продолжительность празднования православного праздника в честь Георгия Победоносца один день!
#150
Отправлено 09 Март 2014 - 17:29
Здесь поле для размышлений научному отделу ССО, как рассчитывали праздник Ярилы ещё в 18 веке. Луна отпадает, ибо празднование в 1765 году было за 4 дня до Новолуния. Происки христиан со сдвигом юлианского календаря - тоже, ибо праздновали, не взирая на начавшийся христианский пост.
#152
Отправлено 22 Март 2014 - 00:24
Пересвет (Виктор) (26 февраля 2014 - 20:29):
Вот откуда вы всё это знаете? Что жгли и когда жгли?)) Вот в частности, на "Комоедицу" что и где жгли?))
#153
Отправлено 23 Март 2014 - 21:01
Цитата
На "Масленицу", "Комоедицу" - суть не в этом сжигается чучело. Именно Мары, а не "Масленицы". Жечь "Мару" до 20 марта, до 20.57 (равноденствие и день пошел на увеличение) - просто мое мнение - не верно. Думаю, наши предки побоялись бы это делать, пока Мара сильна.
Не могли бы Вы поделиться источником, где именно говорится, что это Мара?
#155
Отправлено 29 Март 2014 - 20:38
"О чучелах разных периодов календарной обрядности Сумцов вывел важное для нас заключение: «В Малороссии на Купалу, а в Великороссии на масленице обычно обрядовое употребление соломенного чучела или куклы, которое в Малороссии как воплощение праздника носит название Купалы... Девушки, изредка парубки, справляют чучело «Марену» из соломы, жгучей крапивы и черноклена... ее убирают венками, лентами, цветами, танцуют вокруг нее, поют песни и потом бросают ее в реку с притворным плачем или разрывают на части, причем девушки куски несут на огород...»
А. Н. Афанасьев "Славянские колдуны и их свита" (и в книге "Древо жизни". Москва, Современник, 1982 - с.464)
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали в то же время обряд изгнания Смерти или зимы и повергали в воду чучело Мораны.
Сербы дают зиме эпитет «черная»; в одном из похоронных причитаний говорится о покойнике, что он уходит туда, где померкло солнце и царствует черная зима;
там будет он вечно зимовать, и лютая змея выпьет его очи [87] .
С.В.Алексеев "Славянская Европа V–VIII веков"
"Марена воспринималась именно как владычица Зимы и Смерти, а праздник, завершаемый жертвоприношением — как победа над ней. Она сливалась с более древней Марой (Морой), тоже божеством смерти.... Но уже вскоре за них стало «умирать» чучело Марены, предаваемое сожжению, «поджариванию». Жертвоприношение Марены, или Моры, Мары, совершалось около весеннего равноденствия или летнего солнцестояния".
Славянская Книга Мертвых (Волхв Велеслав):
"Персонифицированная Смерть в виде костлявой и безобразной Старухи Мары (Моры, Морены,Мораны) с косой является героиней многих народных рассказов,
быличек и сказок; в Кологодных обрядах Морена-Смерть — персонаж ряжения, а также чучело, уничтожаемое во время шутейных похорон (обрядовых проводов Старухи Зимы) на Масленицу".
и тд и тп.
Адамчик В.В. "Словарь славянской мифологии"
Прикрепленные файлы
#156
Отправлено 29 Март 2014 - 21:14
Пересвет (Виктор) (29 марта 2014 - 21:38):
"О чучелах разных периодов календарной обрядности Сумцов вывел важное для нас заключение: «В Малороссии на Купалу, а в Великороссии на масленице обычно обрядовое употребление соломенного чучела или куклы, которое в Малороссии как воплощение праздника носит название Купалы... Девушки, изредка парубки, справляют чучело «Марену» из соломы, жгучей крапивы и черноклена... ее убирают венками, лентами, цветами, танцуют вокруг нее, поют песни и потом бросают ее в реку с притворным плачем или разрывают на части, причем девушки куски несут на огород...»
А. Н. Афанасьев "Славянские колдуны и их свита" (и в книге "Древо жизни". Москва, Современник, 1982 - с.464)
Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали в то же время обряд изгнания Смерти или зимы и повергали в воду чучело Мораны.
Сербы дают зиме эпитет «черная»; в одном из похоронных причитаний говорится о покойнике, что он уходит туда, где померкло солнце и царствует черная зима;
там будет он вечно зимовать, и лютая змея выпьет его очи [87] .
С.В.Алексеев "Славянская Европа V–VIII веков"
"Марена воспринималась именно как владычица Зимы и Смерти, а праздник, завершаемый жертвоприношением — как победа над ней. Она сливалась с более древней Марой (Морой), тоже божеством смерти.... Но уже вскоре за них стало «умирать» чучело Марены, предаваемое сожжению, «поджариванию». Жертвоприношение Марены, или Моры, Мары, совершалось около весеннего равноденствия или летнего солнцестояния".
Славянская Книга Мертвых (Волхв Велеслав):
"Персонифицированная Смерть в виде костлявой и безобразной Старухи Мары (Моры, Морены,Мораны) с косой является героиней многих народных рассказов,
быличек и сказок; в Кологодных обрядах Морена-Смерть — персонаж ряжения, а также чучело, уничтожаемое во время шутейных похорон (обрядовых проводов Старухи Зимы) на Масленицу".
и тд и тп.
Адамчик В.В. "Словарь славянской мифологии"
Это современные источники, я думала у Вас есть ссылки на серьёзные изыскания..