Вадим Казаков (21 января 2010 - 09:45):
Тюрок там было приблизительно 1 : 10. Они растворились в славянской среде. От болгар-тюрок осталось только название: Болгария. Как от русов Русь. Основа-то славяно-фракийская. Кстати, некоторые язычники чехи считают себя кельтами (бойями), а хорваты считают себя готами.
Современники 7-10 веков болгар от славян отделяют.
Язык является одним из основных показателей национальной принадлежности людей.
Домонгольские булгарские заимствования в русском языке подробно изучены рядом советских ученых в 1970-х годах, и сделан вывод о близости булгарского, хазарского и кыпчакского языков. Также было заключено, что что булгары и казанцы говорили на одном и том же языке.
В том числе от свидетельств очевидцев, которых, ясное дело не нашли сторонники индоевропейского происхождения булгар, и при отрицании компетентности советской науки (если вдруг кто в ее компетентности сомневается) никуда не деться:
В 1183 году владимирский князь Всеволод перед походом на Булгары сообщает киевскому князю Святославу:
«Половцев же призывать не хочу, ибо они с болгары язык и род един,опасаюсь от них измены, а также не хочу, чтоб они, за моею саблею пленников набрав, ко вреду Русской земли усиливались..."
Кроме того был некий турецкий ученый, который в 11 веке составлял сравнительный и единственный в своем роде для того времени учебник турецкого языка. Это Махмуд Кашгарлы. От отмечает близость булгарского, суварского и кыпчакского языков, и пишет, в частности, что «звук [д], имеющийся в языке чигилов и других тюркских племен, в языке кыпчаков, ямаков, суваров, булгаров и др., заменяется звуком [з]». В своем «Дивану лугат-ат-тюрк» он приводит данные не об одном лишь булгарском, но и о других языках средневековых тюрков. Булгарам он приписывает слова qanaq ‘сливки’, azaq ‘нога’, avus ‘воск’, lav ‘воск для печати’, tügel ‘не, нет’, kükleš ‘породниться’, а суварам — bal ‘мед’, tävä ‘верблюд’, azaq ‘нога’, bün ‘бульон’. Кашгарлы пишет: «Язык же булгар, сувар и печенегов, находящихся вблизи Рума, (является) тюркским с одинаковыми (опускающимися) окончаниями»
- Кашгарлы М. Сборник турецких наречий - Divanu Lügat-it-Türk Tercümesi. 3 baskı. I, II, III Ciltler. Ankara 1992, т. I, С. 30.
Кроме всевозможных надписей на могильных камнях в Болгарии, мы можем судить о языке и по письменным источникам. сравнительно длинным, среди них поэма Кул Гали «Кысса-и Юсуф» («Повествование о Юсуфе»), написанная этим выходцем из Булгарии в первой трети 13 века незадолго до полного разгрома страны монголами. Там сохраняются те же языковые особенности.
Если уж лезть в лингвистику то, булгарский язык относится к Ностратической макросемье и Восточно-ностратической надсемье языков, Алтайской семье, тюркско-монгольской общности, Тюркской ветви. Последняя делится на несколько групп.
Тюркская ветвь. Восточная группа. Киргизско-кыпчакская подгруппа. Языки : киргизский (диалекты: северный и южный (в т.ч. западный и восточный)), алтайский (северный и южный диалекты), телеутский.
Уйгурская подгруппа. Языки : а) орхонский (7 - 8 вв.) и енисейский (8 - 10 вв.);
б) караханидский (буграханский, хаканский, кашгарский, 11 - 12 вв.) и древнеуйгурский (8 - 18 вв., п- и j-диалекты);
в) тувинский язык (центральный, западный, северо-восточный, юго-восточный диалекты), тофаларский язык (гутарский, алыгджерский диалекты), шорский язык (мрасский (с/з) и кондомский (й) диалекты), хакасский язык (диалекты: с/з (сагыйский, бельтирский) и ш/ж (качинский, койбальский, кызылский));
г) долганский язык (норильский, пясинский, авамский, хатангский, попигайский диалекты), якутский язык (центральный, вилюйский, северо-западный, таймырский диалекты);
д) сарыг-югурский (жёлто-уйгурский) язык (горный (таглыгский) и степной (ойлыгский) диалекты);
е) хотонский и урянхайский языки .
Западная группа. Булгарская подгруппа. Языки : булгарский (5 - 14 вв., т-, дж- и й-диалекты), хазарский (7 - 10 вв.), чувашский (низовой укающий и верховой окающий диалекты), вымершие хунну, гуннский и тюрко-аварский.
Языки славян относятся к Ностратической макросемье, Западно-ностратической надсемье, Индоевропейской (арийской) семье, Центральной общности.
Хан Аспарух, хан Омуртаг или его отец хан Крум - правители Болгарии точно богам индо-ариев не поклонялялись!
Феофан, по прозвищу Исповедник (Конфессор) (ок. 760-818гг.),- византийский историк. "Хронография" охватывает время с 284 по 813 г. Опирался на несохранившиеся труды - "Великий хронограф" хронику Траяна Патрикия.
[О расселении болгар]
...В этом же году народ болгар напал на Фракию. Необходимо, однако, сказать и о прошлом уногундуров-болгар и котрагов... [Следует рассказ о времени пребывания протоболгар в Приазовье], [где] находятся Старая Великая Болгария и так называемые котраги, также являющиеся их соплеменниками. Во времена Константина86, [правившего] на Западе, Кробат, бывший господином Болгарии и котрагов, ушел из жизни и оставил пять сыновей, завещав, чтобы они никогда не разлучались друг от друга, проживая вместе, дабы всегда оставаться господами и не прислуживать другому народу. Вскоре после его смерти пять его сыновей, разлучившись, отдалились один от другого вместе с подчиненным власти каждого народом. Первый сын, называвшийся Батбаяном, храня завет своего отца, оставался в земле прадедов вплоть доныне88; второй же его брат, по имени Котраг, перейдя реку Танаис, поселился напротив своего брата. Четвертый же и пятый, переправившись через реку Истр, называемую также Данувием, остались - один в Аварской Паннонии, подчиненный там вместе с его войском хагану аваров, а второй, достигнув Пентаполя у Равенны и оказавшись под властью империи христиан. Наконец, третий из них, именуемый Аспарухом, переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла, более северных по отношению к Данувию рек, поселился между ним и ими, рассудив, что место безопасно и трудно для овладения с любой стороны: впереди болотистое, а с других сторон окруженное венцом рек, оно представляло большую безопасность от врагов ослабленному разделением народу. После того, как они были разделены таким образом на пять частей и стали малочисленными, выступил великий народ хазар из более внутренних глубин Верзитии, [принадлежащей к] Первой Сарматии, и овладел всей противолежащей землей вплоть до Понтийского моря и, сделав первого брата, Батбаяна, архонта Первой Болгарии, подплатежным, доныне получает с него дань.
[Болгары и Византия]
Когда император Константин узнал, что народ грязный и нечистый неожиданно разбил лагерь по ту сторону Данувия в Онгле и совершает набеги и разоряет лежащие близ Данувия земли, то есть находящуюся в их владении страну, а тогда удерживаемую христианами, он сильно опечалился и повелел переправить все фемы98 во Фракию. Вооружив флот, он, пытаясь войною изгнать их, двинулся против них по земле и по морю, выстроив в боевой порядок на суше близ так называемого Онгла и Данувия пешие войска, а корабли причалив у лежащего рядом берега.
Увидев этот плотный и многочисленный строй, болгары, отчаявшиеся в своем спасении, бегут в названное выше укрепление и стараются обезопасить себя. После того, как в течение трех-четырех дней они не осмеливались выходить из этого укрепления, а ромеи не завязывали сражения из-за болот как удобного предлога, мерзкий народ, заметивший расслабленность ромеев, ободрился и стал смелее. Поскольку же император страдал от острых болей в ногах и был вынужден вернуться, чтобы принять баню в Месимврии99, вместе с пятью дромонами и близкими к нему людьми, он оставил стратигов и войско, приказав затевать схватки, выманивать их из укрепления и завязать с ними сражение, в случае если они выйдут. А если этого не случится, то хотя бы обложить их и стеречь в укреплениях.
Однако люди из конницы, объявив, что император бежал, и поддавшись панике, сами обратились в бегство, хотя их никто не преследовал. А болгары, видя это, преследовали их по пятам и большинство перебили мечами, а многих ранили. Преследуя их вплоть до Данувия, переправившись через него и прибыв к так называемой Варне близ Одиса и тамошнего внутреннего района, они увидели место, расположенное весьма безопасно: сзади - благодаря Данувию, а спереди и с боков - благодаря ущельям и Понтийскому морю. Когда же они овладели также из находящихся поблизости славянских народов так называемыми "Семью родами", они поселили северов от передней теснины Верегава к районам на восток, а в районы к югу и западу, вплоть до Аварии, это остальные "Семь родов", находящихся под пактом.
Итак, когда они распространились в этих местах, они возгордились и стали нападать на находящиеся под ромеиским управлением крепости и деревни и порабощать их. Вынужденный этим, император замирился с ними, согласившись, к стыду ромеев, из-за множества грехов [их] предоставлять им ежегодную дань.
Theophani Chronographia. Lipsiae, 1883-1885 Vol 1-2. P. 356- 359, пер. Т. Г. Литаврина.
Никифор (758-828), в 806-815 гг. - патриарх Константинополя. Исторический труд под названием "Бревиарий" он написал до 787 г. Сочинение охватывает 602-769 гг.
[Болгары и славяне]
<...> [А болгары] покорили и рядом живущие славянские народы, причем одним из них поручили охранять все соседствующее с Аварией, а другим стеречь все находящееся поблизости от ромеев. Укрепившись таким образом и умножившись, они стали разорять деревни и городки Фракии. Видевшего это императора вынудила необходимость заключить мир на условиях выплаты им дани.
Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica. Lipsiae, 1980. P. 35, пер. Г. Г. Литаврина.
Тырновская надпись хана Омуртага (814-831) о постройке нового ханского аула на Дунае
Надпись высечена на колонне, находящейся в церкви Сорока мучеников в Тырново, куда она в XIII в. была перенесена из столицы Первого Болгарского царства Плиски.
Кан сюбиги Омуртаг, пребывая в своем старом доме, создал преславный дом на Дунае и, измерив расстояние между двумя преславными домами, насыпал посередине курган. От вершины этого кургана до моего старого аула - 20 тысяч оргий и до Дуная- 20 тысяч оргий. Сам же курган преславен. Как бы хорошо ни жил человек, он умирает, и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля - Омуртаг, кан сюбиги. Да благословит его бог прожить сто лет.
Чаталарская надпись хана Омуртага о походе против Фомы Славянина и постройке нового аула на р. Тиче
Надпись обнаружена при раскопках ханского аула у с. Чаталар (современное село Хан Крум) вместе с одним из упоминаемых вней каменных львов.
Кан сюбиги Омуртаг - богом поставленный владетель в земле, где он родился. Пребывая в стане Плиска, он создал аул на реке Тиче и двинул войска против греков и славян. И построил искусно мост через Тичу вместе с аулом, и поставил в этом ауле четыре колонны, а на колоннах-двух львов. Пусть бог удостоит поставленного им владетеля попирать ногами императора6, пока течет Тича... Время же, когда было построено это, по болгарскому счету - первый месяц года вола, а по греческому-пятнадцатый индикт.
Шуменская надпись хана Маламра (831-836) о постройке водопровода в Плиске
Надпись обнаружена в г. Шумене, но происходит из Плиски.
Кан сюбиги Маламир, владетель от бога. Его старый боил - кавхан Исбул построил этот водопровод и передал его владетелю. А владетель много раз дал болгарам еды и питья11, а боилам и багаинам12 дал большие дары... - "Маламирова летопись" о событиях болгаро-византийской войны 829-830 гг.
Византийский император Феофил (829-842), нарушив мирный договор с Болгарией, вторгся в страну, но потерпел поражение и был вынужден отдать болгарам крупнейший город Фракии Филиппополь (совр. Пловдив).
[Кан сюбиги Маламир] владетель от бога... Мой отец Омуртаг, заключив тридцатилетний мир, по-доброму жил с греками. И я вначале жил [с ними] по- доброму, но греки опустошили наши земли. И владетель Маламир, правивший вместе с кавханом Исбулом, выступил против греков и опустошил крепость Проват и крепость Бурдидзо , и земли греков. И прибыл в Филиппополь, а греки разбежались. И тогда кавхан Исбул вместе с преславным владетелем вступил в переговоры с филиппопольцами...
Надгробные надписи о гибели наиболее видных приближенных хана Воздвигались в Плиске в память сподвижников хана.
Кан сюбиги Омуртаг. Корсис, копан, был моим сотрапезником. Уйдя в поход, он утонул в реке Днепр. Он был из рода Чакарар. Кан сюбиги Омуртаг. Жупан таркан Цун был моим сотрапезником и погиб на войне. Кан сюбиги Омуртаг. Багатур багаин Славна был моим сотрапезником и, заболев, умер.
Бешевлиев В. Първобългарски надписи. София, 1979. С. 127-128; 192-193; 200-201; 209-210; 212; 216; 220, пер. Д. И. Полывянного.
ИЗ ОТВЕТОВ ПАПЫ НИКОЛАЯ I НА ВОПРОСЫ БОЛГАР О РЕЛИГИИ, БЫТЕ И ОБЫЧАЯХ ДОХРИСТИАНСКОЙ БОЛГАРИИ
Вскоре после принятия Болгарией христианства, в 865 г., князь Борис направил в Рим посольство, стремясь получить от папы признание самостоятельности только что основанной болгарской церкви. Болгарский государь просил также разъяснений по множеству вопросов исповедания христианской веры, новой морали и правил поведения в общественной и частной жизни. Сохранились ответы папы Николая I на 115 вопросов, часто повторяющие сами вопросы. Последние особенно важны для изучения состояния болгарского общества в IX в.
33. Вы говорите, что, вступая в сражение, до сих пор несли в качестве знамени конский хвост и хотите знать, что следует носить вместо него. Что же иное, как не знак святого креста?..
42. Вы говорите, что, когда ваш князь по обычаю садится за стол для трапезы, никто, даже его жена, не садится с ним есть; вы же садитесь далеко от него на низкие сиденья и едите на земле...
49. Кроме того, вы хотите знать, позволено ли давать, как раньше, в приданое невестам золото, серебро, волов, лошадей и прочее...
51. Вы спрашиваете, позволено ли иметь одновременно двух жен, а если не позволено, хотите знать, что следует сделать с теми, у кого окажется две жены...
66. Вы утверждаете, что греки запрещают вам входить в церковь в повязке из льняной ткани, которую вы носите на голове...
И после этого разве можно говорить, что болгары - славяне, индоевропейцы? И боги у них славянские??
Болгары этого периода - тюрки, создающие аулы, язык у них от тюрков еще в 8 веке, носят они тюрбаны, и Бог их - Творец Тангра-Аспандиат , а они - владетели от этого бога. Потом их крестят, и они становятся христианами.
ИТАК:
Я привёл исторические документы 8-9 веков. Надписи и свидетельства болгарские, предшествующие крещению.
Никаких славянских богов там не упомянуто.
Булгары, они же болгары - это не славянский народ, как явствует из вышесказанного и вышеприведённого, он славянам противопоставляется? Это кочевой пришлый на Балканы народ, славян по дороге(например, северов) поработивший.
Может идти речь о неких верованиях славян на территории, захваченой булгарами.
Волжские булгары - не славяне уже хотя бы по языку. Язык - род, племя, народ. Булгары - иноплеменный со славянами народ.
P.S. Кто же это с славянами и греками воевать будет, если его численность 1 к 10 врагам? ИМХО. Болгары ославянились уже при христианстве, говорить о том, что болгары некогда исповедовали славянскую родную веру невозможно!