Водокрес. Кто, зачем и где куплася?
#1
Отправлено 17 Январь 2011 - 00:01
Однако......
Странным образом у нас нет свидетельств о массовых ночных заныриваниях в ледяную прорубь у славян язычников. Впрочем таковых свидетельств нет даже о временах двоеверия.
А что же есть? В народе не сохранилось никаких свидетельств того, что надо всем народом заныривать в ледяную воду и тем более делать это ночью. Иностранцы также не сообщают о язычниках такого обычая. Есть про Купалу, про баню, про простоту нравов, а вот про массовое ночное купание в проруби нет ничего.
Думается мне, что его и не существовало в том виде, который дошёл до нас сегодня.
Выскажу свою версию.
Здоровые люди не купались в проруби вовсе, а лишь набирали воду, умывались ею и пили. Возможно некоторые окатывались из ведра, но не купались. А купали лишь больных, согрешивших и ряженых, что учавствовали в каких-либо обрядах.
Афанасьев - "ПВСНП". Том 2. Вода.
На Руси неизвестен обряд хождения додолы; но существует обыкновение, близкое к это¬му обряду: на второй день Пасхи, на рассвете, парни обливают девиц, а те в свою очередь обливают парней во вторник2; кто на светлый праздник просыпал заутре¬ню, того в старину окачивали холодною водою или заставляли искупаться в реке, против чего издан был 17 апреля 1721 года запретительный указ, в котором чита¬ем: «в Российском государстве как в городах, так и в весях происходит от невежд не¬которое непотребство, а именно: во всю светлую седмицу Пасхи, ежели кто не бы¬вает у утрени, таковаго, аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купа¬ют». Обливанье бывает и на Красную Горку и в Фомин понедельник, следов., при начале весны. Об этом обычае упоминают Густинская летопись, Синопсис Гизеля и Боплан в своем «Описании Украйны»
В Сербии, в первые дни после новолуния («на младу неделю»), ходят больные к родникам, купаются в них и пьют воду8От В чистый четверг (середина апреля) купаются от чесотки и других накожных сыпей; здоровые же обливают себя и своих лошадей холодной водою или купаются в прудах и реках перед восходом солнца, чтобы не касались их болезни
несмотря на трескучие морозы (6-го января), больных погружают иногда в прорубь иордани; почерпнутой оттуда водою умывают хворых младенцев, а снятые с них сорочки и пеленки бросают в иордань, чтобы вместе с этими покровами уплыла и самая болезнь (Арзамас. уезда).
Вода, освященная на Сретенье (2-го февраля), признается равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом2. 1-го августа, когда бывает крестный ход на реки для водосвятия, тотчас — после погружения креста в иордань — одержимые недуга¬ми окунаются по нескольку раз в воду; в то же время купают и больных детей.
а кто рядился на Святках, надевал на себя запрещенные цер¬ковью «бесовские личины», тот должен окунуться в крещенскую прорубь и смыть с себя этот великий rpexs. сухотки купают детей в воде, почерпнутой из девяти колодцев
М. Забылин - Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Масленица.
Но некоторые из конных, не взирая на сопротивление, прорывась сквозь пехоту и на всём скаку наезжают на ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби, после чего угощают вином всех ратоборцев...............
Из цитат следует, что ряженные и ворвавшийся в городок при его взятии, требуют символического очищения и им предписывается окунуться в прорубь, а также и опоздавшим к заутренней в Пасху выписывался штраф, в виде окунания в воду. Эти категории людей являются как бы не чистыми, требующими очищения, греховными.
Другая группа обязательно окунающихся это больные! Что касается здоровых, то они по описаниям ограничиваются умыванием, обтиранием и выпиванием целебной воды.
#2
Отправлено 17 Январь 2011 - 08:13
#3
Отправлено 17 Январь 2011 - 12:02
Я обращаю внимание на то обстоятельство, что у нас нет упоминания о именно массовом, ночном, зимнем заныривании.
В приводимой Вами ссылке тоже есть упоминание лишь о купании окрутников и нет ссылки на автора, которы бы описывал купание всего народа.
#4
Отправлено 18 Январь 2011 - 15:17
Время меняет мир и слова в нём.
Я знаю "молитву", как словообращение к надмирному.
Но есть ещё много теорий на счёт этого слова.
Не помню уж где, но вот скопировал информацию, которая тоже заслуживает интереса:
Цитата
Однако же следует учитывать также и: моск. «измолить свечу» - «сжечь свечу во время молитвы»; «молёное пиво», «моленая кутья»; астрх. «за сто верст киселя молить», «моленик» - «пирог, приготовленный к Юрьеву дню»; казан. «медку помолить» - в значении «попробовать»; воронеж. «молить кашу» - «варить обрядовую кашу по поводу новотела». И в этом случае следует признать, что понятие «молить» тождественно с понятием «приносить жертву», ибо бывает «моленое пиво», «моленая каша», а это пища (ср. толкование Даля: «благословенная пища»), в обрядовом же контексте – дар, угощение (в Дмитровском уезде на девишнике смотрельникам «предлагают молину, состоящую из вина и закуски» (ООФ 124)). В народной культуре параллель молитва=дар еще более очевидна. Во Владимирской обл. дары молодым, собираемые во время свадьбы называются «молин» (РС 1- 69), «молины» (СД 3 – 276). В Московской губ. «Дружко /…/ начинает сыр молить, т. е. собирать подарки для молодых» (ООФ, 108) .
Отметим также, что основное современное значение слова «молитва» - славление Божества, хвала Ему, что совпадает с приведенными этимологиями изначального понятия «жертва» - прославлять, хвалить, благодарить, воспевать. Более того, реконструируемый для праславянского времени глагол modliti – означал «обращаться с просьбой к божеству, совершая жертвенные обряды» (СД 3 – 276), т. е. по сути, он изначально был неотделим от идеи жертвоприношения. Т. о. молитва – тождественна жертве, жертвоприношению, но только не в значении убийства, заклания, а в значении дара, дароподношения, восславления.
У Огнищан много чего используется. Я так думаю, что Куровский собрал " с миру по нитке" и скомпилировал все это в свою философскую религиозную доктрину, которая многим понравилась, благодаря чему и распространяется не без успеха.
#5
Отправлено 25 Январь 2011 - 00:55
#10
Отправлено 18 Январь 2013 - 22:12
Меня еще очень интересует, и думаю не только меня. В какую сторону должны быть направлены лучи у 8-ми лучевого коловрата. И в чем отличее коловрата, от колядники и ладинец. Как я поняла это одно и тоже, наименование последних двух новодел от инглингов.
#11
Отправлено 18 Январь 2013 - 23:47
Вадим Казаков (18 января 2013 - 22:05):
Скорее всего традиционный. На святки рядились нечистью - в конце святок надлежало смыть с себя это временное приобщение к миру нави.
В Поднестровье это называется «змивання масок». Цитаты: «Те из наряжавшихся на святках, которые надевали на лица маски, купались в крещенской проруби», «/…/ которые же ходили в святки /…/ шуликонами (вырядившись в чертей, - Б.), то раздеваются донага и купаются в прорубях /…/, несмотря ни на какую суровую погоду, дабы освященною водою смыть с себя личину беса» [Ивлева: 81-82]; «Кто уж кудесами ходил, обязательно надо было вымыцца» [ДКСБ: 196], «а если наряжался, так они прямо в… (прорубь). Покойником, так ведь это грех наряжаться» [ВС: 42] , «Отправляйтесь на иордань, мойте свои рожи поганые!» [Востриков 1: 73]. Иногда купались и позднее: «Как токо снег растет, он уже идет долг выполнять свой – купаетцы… Первой» [Устюг: 51]. При этом считали, что если не выкупаешься полностью, то может вырасти хвост [СД 3: 193].
#13
Отправлено 19 Январь 2013 - 10:36
#14
Отправлено 19 Январь 2013 - 10:44
Будай (19 января 2013 - 11:36):
Будай, неплохобы ссылочку кинуть для новичков (
#15
Отправлено 19 Январь 2013 - 13:09
Родомысл (19 января 2013 - 09:44):
Тоесть после святок сразу в крещенскую прорубь? И как давно? К слову, что-то источники сомнения вызывают.
Может всёже сначала в баньку попарится снявши личины, а апосля уж и в прорубь али в сугроб?
Родомысл, источники - из уст народа, все цитаты (прямые или в передаче) ведут к ним. Как давно - этнография ответить не в силах, т.к. первые записи ею ведутся в лучшем случае лет 200. Из примеров видно, что купались лишь те, кто рядился (обычно парни и молодые мужи - риск простыть у которых меньше), и об этом я сказал сразу. Про баньку вкупе с купанием ни разу не встречал, вероятно это разные способы очищения, от разного.
#16
Отправлено 19 Январь 2013 - 20:50
Вадим Казаков (19 января 2013 - 01:05):
Вот вот...правильно, купайтесь летом, а не то будет у вас вот как тут:
#17
Отправлено 20 Январь 2013 - 12:55
В принципе,РЕГУЛЯРНОЕ купание в проруби полезно для подготовленного человека("моржа",система Порфирия Иванова и т.п.)и действительно дарует здоровье и закаливает организм. :)
#19
Отправлено 20 Январь 2013 - 18:40
Я слушал её и не мог понять откуда она взяла, что у наших предков был обычай массового ныряния на Водокрес в проруби?
Мне знаком один обряд омовения в природной воде на Водокрес, но делается он только людьми ведающими, по моему один раз в жизни, и никак не при народе.
#20
Отправлено 20 Январь 2013 - 21:47