Изведы с Главой БСО в городской газете "Беловский Вестник"
СЛАВЯНИН ИЗ БЕЛОВО
Россия больше тысячи лет, с тех пор как князь Владимир Красно Солнышко принял геополитическое решение о принятии христианства, считается православной страной. Но в повседневной жизни все мы чуть-чуть язычники, верим приметам, призываем на помощь предков словами «Чур меня», а на этой неделе празднуем Ивана Купалу, праздник Солнца. Некоторые россияне пронесли древние фамилии без окончаний, берущие начало от тотемных имён зверей, работники шахты чертинская могут вспомнить начальника участка с фамилией Лисица, а в криминальных новостях центральных каналов регулярно появляется пресс-атташе моковского УБЭПа Ирина Волк, также наследница древнего рода.
Это осколки древней Руси, пронесённые через тысячелетнее наслоение христианской культуры, подобно огоньку, который под пеплом может несколько дней хранить тепло, а после выпустить искорки, из которых иногда возгорается пламя. И в нашем городе есть человек, который хранит этот огонь древней веры предков. Это основатель и глава Беловской Славянской Общины (БСО) Святослав, а в обычной жизни электрослесарь с техническим образованием, но с гуманитарным складом ума и активной жизненной позицией, неравнодушный к истории и судьбе своего народа
- Святослав, сколько лет насчитывает современная история родноверия в городе Белово, и как давно существует славянская община?
- Может быть, это звучит нескромно, но я скорее всего первооткрыватель. Если до меня в городе и были родноверы, то мне о них ничего не известно. Серьезно заинтересовался этой темой я три года назад. Затем был год духовного поиска, я читал книги, изучал историю, общался с единомышленниками сначала по интернету, потом в реальности. За год я приобрёл багаж знаний, набрался опыта и понял, что пришло время рассказать о себе людям. Тогда я пошёл в народ и стал искать единомышленников. Создал сайт, расклеивал на остановках объявления.
Вначале я столкнулся с непониманием. На тех же остановках слушал комментарии разных людей, и пожилые люди рассуждали, что если община, то это секта, причём христианская. Мысль о том, что может быть вера, не связанная с христианством даже не приходила им в головы. На сайте нередко спрашивали: «А вы не скинхеды?», хотя скинхеды к славянам никакого отношения не имеют. Пришлось столкнутся с навязанными людям стереотипами. Но постепенно удалось собрать нескольких понимающих людей, которые прониклись идеями. Сейчас мы отмечаем праздники в традиционном стиле, Купалу отметили уже дважды, а также знакомимся с историей и природой родного края – посещаем музеи, устраиваем туристические походы.
- В каких городах распространено родноверие и существуют общины? С какими общинами вы поддерживаете контакт?
- Родноверие достаточно популярно в Москве, общины также существуют в братских странах – Украине, Белоруссии и даже в Польше. Старейшая славянская община России существует в Калуге, их лидер Вадим Казаков ведёт работу по созданию надобщинной общероссийской организации. Но всё это далеко, а в Кузбассе серьёзная община существует в Новокузнецке. С ними я впервые отпраздновал Перунов день, это 20-е липня (июля – прим. Ред.), день, после которого уже нельзя купаться, народный фольклор объясняет это тем, что в этот день Илья-пророк справил в воду малую нужду. Другая народная пословицы гласит – «Илья пророк в воду льдинку уволок». Там же я впервые посетил настоящее славянское Капище. В черте города, в спальном районе, между двумя дорогами есть небольшой лесок. Когда входишь в него, начисто пропадает ощущение того, что ты находишься в городе. В лесу полянка, на ней отсыпана площадка, окружённая рвом и валом и обнесённая тыном (частоколом). Над воротами висит череп медведя – медведь почитается издревле и до наших дней как тотемное животное. Символ России. В центре огневище: очаг, символизирующий Солнце и священный Огонь. С Огнём связано отправление всех славянских ритуалов. Это главная стихия, соответствующая высшим Богам.
- Получается, путь в родноверие открыт славянам из разных стран, даже полякам, которые ближе к западной культуре?
- Да, родноверию присущ панславянизм. Мы ищем общие корни, которые важнее чем приобретённые позже культурные различия, наши языки, традиции и обряды похожи, а такие праздники лета как Купала отмечают все европейские страны. Что до Украины и Белоруссии – то мы один народ, и то, что наши страны разделены – огромная трагедия, мы должны объединиться, и у нас есть для этого все основания.
- Современному человеку трудно поверить в реальность существования языческих богов. Вы сами верите, что существуют некие божественные сущности, соответствующие вашим верованиям, или же боги для вас воплощение сил природы?
- Второе вернее. Для родноверов природа, земля и стихии священны. Поэтому нельзя без боли смотреть, как родной край из-за варварской добычи полезных ископаемых и замусоривания лесов и рек превращается в место малопригодное для жизни. Если для христиан всё земное тлен, и настоящая жизнь будет в раю, то мы верим, что навсегда связаны с землёй, с Родиной, будем жить в окружающей среде, продолжаться в своих детях, поэтому для нас важно, какую землю мы оставим в наследство.
Почитание природы только часть родноверия, наряду со стихиями мы почитаем предков. Большая часть славянских богов имели прообраз в реально существовавших людях, которые многое сделали для своего народа. Даже верховный славянский бог Сварог – это кузнец, который подарил людям плуг, кузнечные принадлежности и меч, в его личности нет ничего сверхъестественного. Мы потомки Богов, внуки Солнца, как сказано в «Слове о полку Игоревом».
- Не является ли неоязычество откатом в прошлое, в тёмное средневековье, не входит ли родноверие в конфликт с прогрессом?
- Однозначно нет, потому что языческая религия по определению не может быть догматичной. Родноверие – это порождение народного духа, оно неразрывно связано с народом и развивается вместе с ним. Это нить родства, которая проходит через нас от предков к потомкам.
- Напоследок хочу спросить – какие вы отмечаете праздники, и как они согласуются с общепринятыми торжествами?
- Четыре главных славянских праздника связаны с годичным солнечным циклом. Это Летний и Зимний Солнцеворот, Весеннее и Осеннее равноденствие. Все славянские праздники отмечаются по старому стилю.
Ночь 24-25 грудня (декабря) – Коляда, христиане приурочили к этому дню Рождество, но обряды колядования до сих пор сохранились.
24 березня (марта) – Ярилин день, праздник встречи весны и поедания блинов, хорошо знакомый всем как Масленица. К сожалению, сегодня официальная дата Масленицы зависит от поста и пасхи, и поэтому меняется. Мы отмечаем Ярилин день каждый год в одно время.
Ночь 24-25 червня (июня) – Купала, в христианской традиции день Иоанна Крестителя. Праздник известный и популярный, в этом году мы его уже отгуляли.
24 вересня (сентября) – Радогощ, день когда рады гостям, потому что в доме полно еды, это праздник урожая. Официальных праздников в этот день нет, но до сих пор в это время люди заканчивают копать картошку, и естественно отмечают.
Все языческие праздники близки и понятны русскому народу, отмечались, и будут отмечаться, какая бы религия не господствовала в обществе. Ведь это память о наших предках, мы не можем забыть о них и не имеем права отречься.
Беседу вёл корреспондент БВ Павел ПОПОВ.
Страница 1 из 1
Изведы с Главой БСО
#2
Отправлено 12 Декабрь 2011 - 12:09
Благодарен тебе, Темносвет, за то, что правильно проводишь разъяснительную деятельность в Белово.
Вспоминается, как в 2006 в газетах "Кузбасс" и "Кузнецкий рабочий" были напечатаны страшилки о "сатанистах из Новокузнецка" по материалам уголовного дела. А ведь ни один журналист, печатавший злобные очерки даже не встретился с нами и не общался.
Но времена меняются, потому что меняем их МЫ! Правильное слово и справедливые замечания подталкивают многих людей задуматься о том, кем были их предки.
Вспоминается, как в 2006 в газетах "Кузбасс" и "Кузнецкий рабочий" были напечатаны страшилки о "сатанистах из Новокузнецка" по материалам уголовного дела. А ведь ни один журналист, печатавший злобные очерки даже не встретился с нами и не общался.
Но времена меняются, потому что меняем их МЫ! Правильное слово и справедливые замечания подталкивают многих людей задуматься о том, кем были их предки.
Страница 1 из 1