Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Какой Солнечный праздник считать началом года? - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры
ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино
Отправлено 13 Июнь 2011 - 15:33
Да у всех славянских племён по разному начинали отсчитывать начало нового года, но солнце стояния и равноденствия отмечали все. А ссылок на эту тему можно нагуглить или наяндексить море, в сети горы информации на эту тему.
Было и есть Коло, кое не перестанет вращаться. Оно обозначено кологодными праздниками. В Коловороте нет ни начала, ни конца. В каком месте колеса ты хочешь сделать зарубку? Зачем?
Сколько лет прошло с того или иного события?
Да какая разница?
Кому это надо и какая от такого знания польза?
Вот и наши предки не особенно заботились счислением лет. А вот начало прихода сезона вспашки и сева - вот это был жизненно-важный вопрос.
Вот тут пригодились реперные точки космического масштаба: Зимнее-летнее солнцестояние и весенне-осеннее равноденствия.
В литературе встречаются все четыре варианта начала нового года. Все четыре имеют свои "за" и "против".
Так уж повелось, или наиболее распространенными вариантами являются: Начало года - Корочун (зимнее солнцестояние, а началом полевого сезона - Комоедица (весеннее равноденствие)
Я помню, что мальцом "гонял попа" по двору на Корочун. Кстати, совсем недалеко от Темносвета - в селе Барит Кемеровской области.
а год, как правильно подметил Владимир - круглый. нет начала и конца. но сезоны его подобны молодости, зрелости, старости и смерти. значит смерть это зима, а рождение - весна. но зачатие новой жизни происходит во чреве, в навьем мире. потому и Солнце зимой зачинается, но Жизнь рождается только весной. поэтому летнее солнцестояние и осеннее равноденствие не годиться для точки осчёта нового витка. только зима и весна.
Начало каждого года считалось от Комоедицы, то есть в день весеннего равноденствия. Для этого достаточно сравнить летоисчиления всех европейских народов: славян, балтов, германцев, кельтов и латинян.
Следует отметить и латинские (римские) названия месяцев: октябрь - это восьмой, декабрь - это десятый. Коляду, Корочун отмечали во время зарождения "нового Солнца".
По римским представлениям "война" между зимой и весной происходила на рубеже февраля и марта.
Февраль. Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад Богу Фебрусу. Отсюда и название месяца - февраль.
Март - месяц, название которого с искажением пришло в русских язык в XVIII столетии, в честь бога Марса.
У славян конец года также приходится на лютень-месяц. Большинство соотносят появление нового года с днём Велеса.
Стоит заметить,что понятие "год" предназначалось, в основном, для описания трудового календаря.
Человек же мерил свою жизнь прожитыми летами. Именно летом человек, славящий Солнце, получал от светила жизненную силу и считал это важным для своего взросления, развития и мудрствования. Поэтому и в летописях часто ставится летоисчиление, а не годы, так как в летописях описывалась в основном жизнь людей.
Полностью согласен с ответом Темносвета.
Верен и Иггельд.
Исторически в разное время НГ отмечали в разные дни.
Но к природному циклу ближе позиция "рождения солнца" и "посевная"
Как объективные факторы. Всё остальное надумано...
Согласно данным , Новый год отмечался на зимнее солнцестояние. Рождение Солнца. Зимние святки - это и есть Новый год. Темносвет - прав. Вот литература:
Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу».
Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси»
Фаминцын А.С. «Божества древних славян»
АФАНАСЬЕВСКИЙ СБОРНИК Материалы и исследования Выпуск III КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа.
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Уч. пособие для пед.институтов.
Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901 – 1913. – М., 1994. http://www.vbrg.ru/article....yjj_god
Русский народ, его обычаи, предания, уеверия и поэзия. Собр. Забылиным М. )
Терещенко А.В. Быт русского народа. Вып I-VIII. 1847-1848. М
Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1.. 1837. М
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. 1963. Л.
Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. «Русский праздник. Иллюстрированная библиотека».
Казаков В.С. «Мир славянских Богов»
Казаков В.С «Славянское обрядовое питание»
Приводить список литературы в подтверждение голословного утверждения, когда далеко не во всех указанных трудах подобное утверждается, это некорректно (в таком списке Казаков - ещё и весело))).
Наука сегодня не может дать точный ответ, когда у славян в период их общности отмечался новый год. Однако, есть ряд исследований, позволяющих делать некоторые предположения. Ведущие слависты сегодня склоняются к тому мнению, что изначально "новый год" был весной. Об этом в первую очередь говорят пережитки "новогодних" обрядов, зафиксированные этнографами во время весеннего обрядового цикла (например, "полазник"), а так же сам цикл весенних обрядов, свидетельствующий о "переходном времени".
Приводить список литературы в подтверждение голословного утверждения, когда далеко не во всех указанных трудах подобное утверждается, это некорректно (в таком списке Казаков - ещё и весело))).
Приводить список литературы в подтверждение голословного утверждения, когда далеко не во всех указанных трудах подобное утверждается, это некорректно (в таком списке Казаков - ещё и весело))).
Наука сегодня не может дать точный ответ, когда у славян в период их общности отмечался новый год. Однако, есть ряд исследований, позволяющих делать некоторые предположения. Ведущие слависты сегодня склоняются к тому мнению, что изначально "новый год" был весной. Об этом в первую очередь говорят пережитки "новогодних" обрядов, зафиксированные этнографами во время весеннего обрядового цикла (например, "полазник"), а так же сам цикл весенних обрядов, свидетельствующий о "переходном времени".
Весной зафиксированы пережитки. Это верно. Но вот зимой почему-то зафиксированы непосредственно новогодние обряды. :)
Так что "ведущих славистов" в баню. :)
ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино
Отправлено 16 Июнь 2011 - 10:00
Ну если подходить с практической стороны вопроса то, именно осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние являются более подходящщими для празднования нового года. Осенью собран урожай и набиты закрома продуктами, а зимой идёт плановый забой скота и заготовка мяса, такчто есть с чем праздновать. А весной обрядность всётаки более не праздничная а практичная, да и времени на долгие гулянья нет полевые работы однако. А ешё не забывайте про весеннюю напряжёнку с продуктами, экономили для работ в поле, супермаркетов с заморозкой не было у наших славных предков. Правда хочу заметить что осенью преимущественно свадьбы играли. Хотя,создавался запас продуктов осенью на круголето, и подводился подсчёт собраного, хватит-не хватит до следующего урожая. так что вполне возможен и осенний новый год.
Не надо мудрствовать лукаво. Солнечный календарь, значит кологод равняется на него. Солнце на небосводе в середине зимы в самой нижней точке, в середине лета - в высшей. После зимнего солнцестояния положение на небосводе начинает подниматься. Значит зимнее солнцестояние - и есть конец и начало года.
Цитата
Однако, есть ряд исследований, позволяющих делать некоторые предположения. Ведущие слависты
могу дополнить слова Чистосвета о латинском понимании месяцев. январь - месяц бога Януса. бога с двумя лицами, одно смотрит в прошлое, другое в будущее. поэтому январь - месяц межи междк годами. ну а
Марс это Арес, наш Ярило. победитель зимы и ярый бог войны.
Весной зафиксированы пережитки. Это верно. Но вот зимой почему-то зафиксированы непосредственно новогодние обряды. :)
Так что "ведущих славистов" в баню. :)
Наверное, потому что когда происходила фиксация этнографами этих самых обрядов, новый год отмечался первого января :)
Да, ведущих славистов в баню, будем вкушать мудрость профанов :)