Бог Дый (Дий, Див) Кто имеет информацию о Боге Дые (Дие)?
#2
Отправлено 02 Ноябрь 2009 - 12:28
Дивс, Дивис - также известное широко и глубоко балтское божество. Вот здесь читаем подробно:
------
... Dievs, божество сияющего дневного небосвода, о нём говорят как божестве справедливости, мудрости, благоприятствования роста растений.
Dievs имеет много "двойников" в других индо-европейских языках и прежде всего в балтских: у литовцев это Dievas, у пруссов – Dēiws, в праязыке балтов он был *Deivas, здесь соответствие этих слов очевидно.
В латинском языке есть Deus, что восходит к более древнему *Deivos, по гречески – Zeus, что по мнению языковедов раньше звучало, как *Djēus, у германцев – *Tīwaz. В санскрите два варианта – dyaus "дневной свет" и божественное "небесное", "божественное создание" более древний общий смысл этих слов - "бог дневных сияющих небес".
-----------------------
В русском языке понятие "диво" - чудо (нечто божественное). У иранцев - дэв = "злой дух". А у индийцев "деви" - наоборот добрый... Но в любом случае - это божество.
Почему именно в форме Дия назван бог в русском тексте? Предмет дискуссии...
#4
Отправлено 03 Ноябрь 2009 - 15:21
свистъ зв™ринъ въ стазби; дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаем,
а в переводе Лихачёва свист звериный встал, встрепенулся див - кличет на вершине дерева, велит прислушаться - земле незнаемой,
Есть и домыслы: типа Див Небесный и пр.
#5
Отправлено 04 Ноябрь 2009 - 06:31
... Dievs, божество сияющего дневного небосвода, о нём говорят как божестве справедливости, мудрости, благоприятствования роста растений.
Dievs имеет много "двойников" в других индо-европейских языках и прежде всего в балтских: у литовцев это Dievas, у пруссов – Dēiws, в праязыке балтов он был *Deivas, здесь соответствие этих слов очевидно.
Здесь же есть ссылка. А сваливать всех богов в одну кучу не следует. По функциям ему наиболее соответствует Велес. Ведь у славян разных местностей одни и те же Боги имели разные самоназвания.
Пруссы древнее славянское племя было онемечено и уничтожено. Часть пруссов перебралась на Русь. Земли нынешнего Калининграда
#8
Отправлено 04 Ноябрь 2009 - 22:54
1. Откуда известно, что пруссы - славянское племя, а не балтское?
2. Откуда известно, что земли нынешнего Калининграда это была Русь?
#10
Отправлено 05 Ноябрь 2009 - 03:28
Изучал прусский язык, даже поставил на нём небольшой сюжет. С русским языком он имеет очень мало сходства... Язык сохранился в виде записей немцев-колонистов и довольно прилично.
Для тех, кто вот так с потолка от фонаря считает их славянами пусть переведёт эту фразу:
Эбсигнасан прай висант дейвис айнат! Ста аста...
Я тоже думал, что их уничтожили крестоносцы. Ан нет... Крестоносцев было очень мало, они были в основном рыцари-монахи, сидели по крепостям.
Пруссы остались жить где жили, допустили немецких колонистов, формально приняли христианство, перещли на немецкий язык, но богам своим поклонялись аж до 19 века. Съездите в Вилау-Знаменск и на месте убедитесь...
#11
Отправлено 05 Ноябрь 2009 - 09:49
Кич Мигун (02 ноября 2009 - 11:49):
В средневековых поучениях против славянского язычества, например, «Дыевому служению» и «Слову и откровению святых апостолов» (см. 2 том Гальковского). Например:
«Ов требоу створи на стауденьци, джда искы от него, забыв яко Бог с небес дждь даеть. Ов несущим Богом жьреть, и Бога створьшаго небо и землю раздружаеть. Ов реку богыну нарицаеть, и зверь живущь в неи, яако бога нарицая, требу творить. Ов Дыю жьреть, а дроугыи Диви. А ин град чьтеть. Ов же дьрьн вскроущь, на главе покладая, присягу творить; ов присягы костьми чловечами творить. Ов кобени птить смотрить. Ов сретения сумьниться. Ов мущьн скот, творя убиваеть. Ов в неделю и в святыя дни делаеть, прибыт к себе, творя свою погыбель, да елико в сею неделею сделаеть, тем дьньмь погоубить. Ов на мащьх лжю присязаеть» (Слово Св. Григория, Беседа Григория Богослова).
И в "Слове о полку Игореве", поскольку Див и Дый происходят от одного индоевропейского корня.
В санскрите «deva» – производное глагольного корня *div, одно из значений которого – «сиять» (вообще их множество). От того же корня происходят слова «div» и «diy», у которых есть общие косвенные формы в ведийском (напр., «dyaus» в именительном и звательном падежах – с разным ударением; «dive» в дательном и т. д.). Основы их в санскрите чередуются. И «div», и «diy» означают «небо», «день» и т. п. Соответственно, у этих слов тоже есть немало производных. Буквальное значение слова «deva» – «небесный». В шести гимнах Ригведы бог неба Дьяус упомянут рядом со своей женой Притхиви – землёй. Именно его рассматривают иногда как первого и верховного бога индоевропейцев.
В приведённом отрывке имя богини, супруги бога неба Дыя - Дива.
Так как практически во всех индоевропейских мифологических системах существует симметрия «женского и мужского», пара «земля–небо», естественно предположить, что Див (Дый) и Дива (Дия) являются именно такой парой. Что Див соотносится с небом (Верхним Миром) этимологически и сюжетно, видно хотя бы из «Слова о полку Игореве»: «Збися Див, кличет верху древа – велит послушати земли незнаеме» (не имеется ли в виду Мировое древо?); «Уже снесеся хула на хвалу; уже тресну нужда на волю; уже вержеся Дивь на землю».
В литовской мифологии известно о супружестве высшего мужского божества Диеваса и протобогини Дейве.
Восходит ли славянский Дый к индоевропейскому Дьяусу или налицо переосмысление некоего бога средневековыми грекоязычными монахами, своеобразная калька с эллинского Зевса? Можно ли в противовес этим версиям предполагать влияние верований балтских народов? Это открытые вопросы, факт, что у трёх ветвей индоевропейцев (если не считать еще и германского Тиу-Циу-Тюра) такой бог был. То есть и славянский пантеон обделять им не стоит.
#12
Отправлено 05 Ноябрь 2009 - 12:27
Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — термин теории литературы: определение при слове, влияющее на его выразительность.
... для школы Потебни характерна уверенность в том, что именно поэтическая, образная речь является первичной, " … названия предметов имели прежде характер эпитетов. Но эти эпитеты не просто только выдвигали в сознании наших предков какой-нибудь один, отдельный признак, без всякого отношения его к какому-нибудь определенному предмету, как эпитеты современной речи, а, наоборот, ассоциируясь с целым рядом других признаков того или другого предмета, вызывали в сознании общее и полное его представление" (Зеленецкий 1913, VII).
Противопоставление "современной речи" и "речи предков" объясняет, по мнению А.А. Зеленецкого, разницу в употреблении эпитетов: если в образной, "поэтической" речи древних эпох называние признака позволяло слушающему воспроизвести в сознании образ предмета в целом, то "прозаическая" современная речь, в которой исходный образ предмета позабыт, требует возрождения этого образа - и такое " … возвращение внутренней формы и придание образности словам постоянно совершается в современной речи посредством эпитетов.
Таким образом, Дий=Дый - это имя самого бога или эпитет другого имени.
Вот часть эпитетов Зевса. Обратим внимание, что иногда в качестве эпитета фигурирует имя бога в другом языке (не "афинском"), возможно речь идёт о превращении имени бога, например дорийцев в эпитет бога афинян. В качестве эпитета к Зевсу пристраивается, отметим и этрусский Велхан и даже Аттис!
Апомий (Ἀπόμυιος, «отгоняющий мух»).
Арей (Ἀρεῖος, «воинственный», либо «искупитель» (ср. Афина Арея)). См. Эномай.
Астрапей. (Ἀστραπαῖος, «молнийный»). Эпитет Зевса. Ему посвящен XX орфический гимн.
Аттис. Вифинцы называли так Зевса, восходя на вершины гор[81].
Велхан. Эпитет Зевса на монетах в Фесте, изображается с петухом[83]. Негреческое слово. Сопоставляется с этрусским Велханом[84].
Гикесий. «Покровитель просящих». Эпитет Зевса[85].
Горкий. («Хранитель клятв»). Эпитет Зевса, его статуя в Олимпии. У этой статуи участники состязаний клялись над разрезанными частями кабана, что будут соблюдать законы Олимпийских состязаний[89].
Ден. Написание имени Зевса[90].
Дий. Имя Зевса[91].
Дис. Написание имени Зевса[90].
Зан. Имя Зевса на дорическом диалекте[94].
Зас. Первоначало у Ферекида Сирского[95]. Диалектное написание имени Зевс.
Зен. (Дзен.) Одно из имен Зевса[96].
Кларий. «Наделяющий жребием». Эпитет Зевса в память жребия между сыновьями Аркада[105].
Коми
Кронион. (Кронид.) Патроним Зевса[108].
Лабрадейский. Эпитет Зевса у карийцев, по названию боевого топора «лабрис»[111]. См. Элиан. О природе животных XII 30.
Лабрис. «Двойной топор». В микенских текстах обозначается wa-o[112]. en:Labrys
Морий. «Оливный», от «священная маслина». Эпитет Зевса[123], культ в Афинах.
Панамфайос. «Всепрорицатель». Эпитет Зевса. Алтарь между Сигеем и Ретеем[124].
Полией. («Градохранитель»). Эпитет Зевса. Ему приносят в жертву быка и судят топор[126]. Афинский обряд «буфоний» (быкоубийства) совершали жрецы рода Тавлонидов[127].
Сотер. Эпитет Зевса и других богов[130].
Стратий. Эпитет Зевса[131].
Талей. (Таллей.) Имя Зевса на Крите[132].
Телейос. «Вершитель». Эпитет Зевса[133].
Хтоний (Χθόνιος, «подземный»). Эпитет подземных богов[139]. Эпитет Зевса. Статуя в Коринфе[140]. Жертвенник в Олимпии[141]. «Зевс подземный»[142]. Зевс – общее имя для Зевса, Посейдона и Аида[143].
Эгиох (др.-греч. αἰγίοχος, букв. «носящий эгиду») - Щитодержец. Эпитет Зевса[144], ибо его вскормила коза[145]. Юному Зевсу было пророчество, что он должен вооружиться козьей шкурой, которая посреди спины несла лик Горгоны[146].
Элевтерий. Эпитет Зевса[147]. В микенских текстах бог e-re-u-te-re (Элевфер)[148].
Полный список
Весьма актуальна задача "правильно посчитать" богов и отделить имена от эпитетов и определиться с синонимами...
#14
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 10:48
2. Откуда известно, что земли нынешнего Калининграда это была Русь?
По одной из версий, название «Пруссия» возникло из гидронима Русс или Русне, то есть названия правого рукава дельты Немана, или же из «Руссна» — мнимого прежнего названия Куршского залива, которое можно прочесть на карте Пруссии, составленной в 1576 г. немецким историком и картографом Каспаром Генненбергером (1529—1600). По этой версии, викинги, совершавшие набеги на древнепрусские земли в VII/VIII-X вв. (и даже имевшие там поселения), «Русью» (Russia) называли именно страну пруссов.
Другая версия самоназвание древних пруссов выводит из коневодства, которым славились древние пруссы. Прус означает конь в готском языке, а также кобыла в старославянском.
#15
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 11:00
Местом отправления религиозного культа были для пруссов священные рощи. Самой главной из них была роща по имени *Рамава, расположена в районе впадения реки Лавы в реку Преголю, неподалёку от посёлка Знаменска в нынешней Калининградской области. Центром Рамавы был вековой дуб (дуб у пруссов считался священным деревом), перед которым постоянно поддерживался священный огонь. Позднее на месте Рамавы располагался хутор Оппен (ныне это территория Зоринского сельсовета Гвардейского р.).
Несколько раз в году представители всех прусских кланов и родов собирались в Рамаве для ритуала жертвоприношения. Во время этих празднеств жрецы и витингсы также обсуждали наиболее важные вопросы, касающиеся жизни всех пруссов.
#16
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 11:10
На связи Янтарного края с Русью указывает находка в могильнике Гросс-Фидрихсберг X-XI вв. (обнаруженная при строительстве форта в XIX веке, Кенигсберг) захоронения вождя в железном шлеме, покрытом бронзовыми золочеными пластинами. Такой шлем считается принадлежностью древнерусских князей. Возможно, этот шлем был получен в награду за службу в русской дружине.
В своей автобиографии Пушкин писал: “Мы ведем свой род от прусского выходца Радши, или Рачи (мужа честна, говорит летописец, т.е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества святого Александра Ярославовича Невского. От него пошли Мусины, Бобрицевы, Мятлевы, Поводовы, Бутурмены...” И хотя эта версия опровергается историками, мы не можем отбросить ее, хотя бы потому что великий поэт был ближе к своим корням исторически и мог иметь в распоряжении позднее утраченные документы и свидетельства историков своего времени.
Один из предков царского рода Романовых носил имя Андрей Кобыла, которое без перевода на древнеславянском звучало как Андрей Прусс. Летопись подтверждает его приход из Литвы, через которую лежал путь прусских родов на Русь.
#17
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 11:29
Приступая к показанию варягов-россов, кто они и какого народу были, прежде должно утвердить, что они с древними пруссами произошли от одного поколения. Сие разумеется не о крыжаках или нынешних бранденбургцах, но о старожилах прусских, которые еще и поныне живут рассеяны по некоторым селам в Пруссии и тем же языком говорят, который употребляют литва, жмудь, курландцы, ибо в городах живущие дворяне и мещане суть приезжие немцы, которые теми землями около тринадцатого столетия завладели по неправедному папскому благословению.
Западные христианские народы возбуждением римския церкви предпринимали неоднократно походы, чтоб отнять у магометанцев Иерусалим и прочие святые места на востоке, куда собирались многочисленные войска. По многих несчастливых предприятиях, наконец, храбростию Бульонского герцога Готфрида завладели Антиохиею и Иерусалимом; но царство Иерусалимское по осьмидесяти осьми лет ради междоусобныя войны потеряв, оставшиеся крыжаки отчасти в Кипре поселились, откуда в следовавшие времена в остров Род, а из Рода в Мальту выгнаны, где и поныне жительствуют святого креста кавалеры. Иные, возвратясь к папе, просили у него за потерянные старые жилища в Европе места для поселения, из которых многим даны с землями и доходами замки в Германии, называемые немецкие домы. Немалую часть благословил папа своею мнимою над всем светом властию итти в полночь к неверным народам и обращать их к католицкому закону. Итак, дошед до Пруссии, которая тогда для жестоких нападений от поляков весьма ослабела, себе оную покорили и, достигнув до ливонской чуди, взяли во владение, о которой российские князи не пеклись, будучи тогда в разделении и межусобии.
Что ж вышепоказанные пруссы были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-первых, снесение домашних наших летописцев подает уже повод думать о единоплеменстве сих двух народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются. И, таким образом, россы и, пруссы уже оказываются единым народом.
Из внешних авторов Преторий довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно племя. Положение места тому соответствует. То ж подтверждает древнее тесное прусское соседство с Россиею, в которой Подляхия и великая часть Литвы заключалась, от чего и поныне Литва древние российские законы содержит. Восточное плечо реки Немени, впадающее в Курской залив, называется Руса, которое имя, конечно, носит на себе по варягам-россам. Сие все еще подкрепляется обычаями древних пруссов, коими сходствуют с варягами, призванными к нам на владение.
Кромер о древних пруссах пишет, как они любили в банях париться и в холодной воде после того купаться, что и поныне российский народ охотно употребляет. То ж гласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении мирного договора и которого почитал еще в неверии Владимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением. Но сии доводы еще сильнее будут, когда покажем, что варяги-россы был главный народ и знатнее, нежели пруссы, которые от них имя себе получили.
Знатные некоторые берлинские ученые люди по справедливости рассуждают, когда, исследуя о происхождении имени пруссов, пишут, что к желаемому своему исканию те ближе всех подходят, которые имя Пруссии из славенского языка производят, то есть из имени Русь и предлога по. Правда, что они сие думают быть в рассуждении соседства с Россиею, однако по сему равным бы образом и прочие древние российские соседы, как ливонцы, поляки и другие, названы быть могли поруссами или пруссами. Меня многие причины принуждают верить, что сие прозвание дано не по месту, но по времени. И, во-первых, имя россов за полтораста лет прежде известно учинилось, нежели пруссов; для того рассуждаю, что когда Рурик с братьями, со всем родом и с варягами-россами преселился к славянам новогородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих местах поруссами, или оставшимися по руссах, проименованы. Что ж о пруссах больше упоминают северные историки, то происходит также от времени, а преимуществу россов ничего не отнимает. Ибо все оные авторы около четырехсот лет после Рурика и по отъезде россов о северных делах писали и ради того знали на берегах балтийских одних пруссов; о россах. имели мало знания. И, таким образом, в следующие веки остатки их известнее учинились, нежели сами главные варяги-россы. В утверждение сего следующее служит.
Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных. Острова Ругена жители назывались рунами. Курской залив слыл в старину Русна; и еще до Рождества Христова, во время Фротона, короля датского, весьма знатен был город Ротала, где повелевали владетельные государи. Положение места по обстоятельствам кажется, что было от устья полуденной Двины недалече. Близ Пернова, на берегу против острова Езеля, деревня, называемая Ротала, подает причину думать о старом месте помянутого города, затем что видны там старинные развалины.
Рассудив сие и купно старое разделение Пруссии на Белую, Верхнюю и Нижнюю, довольно можно себе с вероятностию представить, что древних варягов-россов область простиралась до восточных пределов нынешния Белыя России, и может быть, и того далее, до Старой Русы, от которых она создана или проименовалась.
Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда, из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению большую вероятность. Летский язык, от славенского происшедший, один почти с теми диалектами, которыми ныне говорят в Жмуди, в северной Литве и в некоторых деревнях оставшиеся старые пруссы.
Явные свидетельства о сходстве древнего прусского языка найдет, кто, кроме идолов, имена жрецов, волхвов и слова, что в обрядах употреблялись, рассмотрит и грамматическое их произвождение. Прочие помянутого языка отмены извиняются подобием вендского наречия, которое, столько ж от коренного славенского языка по соседству с немцами, как летский по близости с чудским, испортясь, отдалилось.
Итак, когда древний язык варягов-россов один с прусским, литовским, курландским или летским, то, конечно, происшествие и начало свое имел от славенского как его отрасль.
М. В, Ломоносов
#18
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 12:41
Маленькое уточнение. Святилище в месте слияния Эльвы-Лавы с Преголей-Прегелем имело священными деревьями не дубы, а липы. И продолжало существовать аж до 19 века...
Открыл бы ты отдельно тему про РУСЬ-ПРУСь... А то тут она офтоп. Язык прусский есть в нескольких словарях в числе 1000 примерно слов и рядё выражений. Я его таким образом и изучал и текст пьески составлял. С русским языком сходство найдётся ... Но невеликое. Нужно историю изучать без интереса везде искать "своё".
Asta sta asta! ("Да будет так" по прусски)
#19
Отправлено 13 Ноябрь 2009 - 22:02
Лично мое мнение любым делом должен заниматься сведущий в этом человек тогда и толк будет. "Мечом землю не вспашешь и плугом врагов не перебьешь"