Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Хождение к Яге - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Хождение к Яге уряд женского возрастного посвящения Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 02 Август 2011 - 09:57

ХОЖДЕНИЕ К ЯГЕ
(уряд женского возрастного посвящения)

Эта работа, как видно из её названия, представляет собой не очередное сугубо теоретическое исследование в области традиционной культуры, а уряд – то есть практическое руководство по проведению обряда в современных условиях. Тем не менее, обойтись без «теории» не удастся – ведь уряд должен быть не взят «из головы», а воссоздан на основании имеющихся данных о славянском Обычае.
Прежде всего, следует сказать несколько слов о посвящениях и их месте в Традиции Предков. Феномен инициации (посвящения), хорошо известен учёным; в той или иной форме инициации присущи всем традиционным культурам. Современный исследователь А.В. Платов так определяет это явление: «Посвящение есть религиозно-магический акт перехода человека из состояния с одним сакральным и социальным статусом в состояние с другим таковым статусом». [1]
Инициации могут быть связаны либо с взрослением (возрастные посвящения), либо с вхождением в какую-либо социальную группу (сословие, профессиональное объединение, тайный союз и т.п.). Все они (во всяком случае, как правило) построены по одной и той же схеме «смерть-возрождение».
Посвящения занимают в традиционной культуре исключительно важное место. Тот же А.В. Платов пишет: «Различия между обособленными традиционными категориями индивидуумов являются сущностными и, говоря вообще, магическими. Ребёнок и взрослый, землепашец, воин и маг, раб и свободный – все эти и другие категории лиц различаются не только – не столько! – своим социальным статусом, сколько внутренним качеством, своей внутренней природой и внутренней же сутью». [1] Обряд посвящения в Обычае – это средство изменения глубинной сущности человека, его духовного перерождения. Ведь, не став качественно иным, невозможно в полной мере осуществить переход из одного состояния (и соответствующего ему социального статуса) в другое.
Теперь перейдём к основной задаче этой работы – реконструкции славянского обряда женского возрастного посвящения, то есть ритуала превращения девушки в женщину, готовую к замужеству и созданию семьи. Сначала определимся с источниками. Выдающийся советский исследователь фольклора В.Я. Пропп видит отголоски возрастных инициаций в народных сказках о Бабе-Яге. [2] Поэтому, в качестве основных источников для воссоздания обряда, я буду использовать два фольклорных текста: русскую сказку «Василиса Прекрасная» и украинскую «Кобылячья голова». Их можно найти в сети Интернет, к примеру, тут: http://babylib.ru/ab...dr-nikolaevich/ ; http://starina-rus.r...-skazka1/85.php
Сюжеты этих сказок сходны: девушка отправляется в лес, встречается там с Посвящающей, проходит испытание и получает за это награду. Именно так, по-видимому, и выглядела женская возрастная инициация у наших Пращуров…

Посвящающая.
В сказке «Василиса Прекрасная» девушку испытывает Баба-Яга. Исследователи народной Традиции давно уже определили её место в мифологии славян: Баба-Яга – одно из имён Макоши. На это прямо указывает её связь с прядением и ткачеством, а также – с судьбой (один из атрибутов Яги – путеводный клубок).
В «Кобылячьей голове» место Яги заступает голова лошади. По всей видимости, это одна из ипостасей Макоши: «У западных славян чучелом огромной белой лошади пугали девиц, нарушивших запрет прясть в день (…) накануне зимнего солнцестояния». [3] Баба-Яга, как известно, ведьма, а в славянских поверьях одно из обличий, которые может принимать колдунья, (причём самое опасное из них) – обличье лошади. [3] В Белоруссии зафиксирован купальский обряд, в ходе которого «конский череп,

#2 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 02 Август 2011 - 10:01

называемый видьма, укрепляли на высоком месте, над костром, называемым купайло, и сбивали в огонь, где он и сгорал». [4]
Итак, инициацию проводит Макошь. В обряде её, естественно, должна замещать жрица, переодетая в Ягу и являющаяся представительницей Богини.

Помощники Богини.
Желательно, чтобы у Посвящающей были помощники. Во-первых, в целях безопасности (это важно, если лес, в котором проходит обряд, находится близко от населённых пунктов). Во-вторых, в одиночку жрице может быть тяжело справиться с ритуалом, особенно, если число посвящаемых достаточно велико.
В народных сказках у Бабы-Яги есть слуги (кот, собака, вороны, змеи и т.д.). Я предлагаю использовать образ «гусей-лебедей», хотя это, разумеется, не единственный возможный вариант.
В. Ронкин пишет: «В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора (…) птицы (верх), но связанные с водой (низ), приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение». [5] Существует народная песня (колядка), в которой «гусями-лебедями» названы колядовщики – пришельцы из Иного Мира:
«Напала пороша снегу беленького
Как по этой пороше гуси-лебеди летели
Колядовщики, недоросточки, красны девушки». [4]

Посвящаемые.
Инициацию должны проходить незамужние и нерожавшие девушки, физиологически готовые к браку.

Место.
В сказках героиня уходит в лес (по мнению многих исследователей народного Обычая, в этом случае лес равнозначен Нави, Иному Миру), где и попадает в жилище Яги. Лишь немногие из современных родноверческих общин смогут построить для обряда «избушку на курьих ножках», но можно использовать и менее затратные варианты: к примеру, шалаш, или даже просто особую ритуальную площадку. Важно, чтобы место это было связано с Нижним Миром – располагалось в низине, было оборудовано соответствующими атрибутами (черепами животных и т.п.). Не советую делать «избушкой Яги» жилой дом – жить в нём после этого будет, скорее всего, затруднительно…

Время.
Для успешного проведения обряда важно правильно выбрать время. Необходимо отметить, что в традиционной культуре восприятие времени сильно отличалось от восприятия его современным человеком. Как пишет О. Гальцева, «Время не просто утекало, а меняло свои качества, замедляло и ускоряло ход в зависимости от пространства, в котором находилось. Время могло быть добрым и злым, полезным человеку и опасным для него, качества времени придавали событиям особенные характеристики, знание качеств различных временных периодов давало человеку возможность выстраивать и даже прогнозировать свою жизнь». [6]
Обратимся к первоисточникам. В сказке «Василиса Прекрасная» девушка уходит к Яге осенним вечером. В «Кобылячьей голове» время года не указано прямо, но отправке в лес предшествуют «попряхи», на которые мачеха посылает свою дочь и падчерицу. А «попряхи» (посиделки с рукоделием) устраивались осенью и зимой.
Исходя из этих данных, можно предложить две возможные даты проведения женской возрастной инициации. Первая из них это, конечно же, Осеннее Макошье (отмечается в конце месяца жёлтня \ октября). Вторая – зимний Солнцеворот (у западных

#3 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 02 Август 2011 - 10:03

славян существовал запрет на прядение в это время, что указывает на связь праздника с культом Макоши). [3] Однако, при отсутствии хорошо удерживающего тепло «жилища Яги», проведению обряда могут сильно помешать погодные условия. Поэтому я предлагаю третью дату, также, по-видимому, связанную с культом Богини – летний Солнцеворот. Т. Пятница в своей статье «Языческий аспект народного праздника Пятровки» пишет: «Тому, кто не участвовал в утренних обрядах накануне Петрова Дня, вешали на крыльцо лошадиную голову, которую называли килой. (…) Кила это грыжа, опухоль, нарост, то есть болезнь. Не участвовавшему в обряде преподносилось материальное проклятие, пожелание заболеть, так как он своим поведением вредил коллективу». [3] Петров День (29 червня \ июня) – один из праздников, на которые после христианизации Руси были перенесены купальские обряды. Существует версия, согласно которой Макошь и Марена – два имени одной Богини, а почитание Марены в праздник летнего Солнцеворота зафиксировано этнографами (в этом случае белорусский ритуал сжигания лошадиного черепа («видьмы») на Купалу также указывает на связь с культом Макоши/Марены – ведь ритуально уничтожаемое в этот праздник изображение Богини часто называли «ведьмой»).
Полагаю, что вполне достаточный срок для проведения инициации в современных условиях – сутки (в «Василисе Прекрасной» и «Кобылячьей голове» посвящение тоже длится недолго). Начало и конец обряда – символический переход в Иной Мир и обратно; на выбор времени для перехода также следует обратить внимание. О. Гальцева пишет: «В народной культуре до сих пор сохранилось понятие так называемых урочных (…) часов. Это особенные периоды в сутках, как правило, неблагоприятные, опасные. Обычно урочные часы совпадают с (…) четырьмя важными частями суток: это полдень, полночь, закат солнца и восход». [6] Опасность урочных часов обусловлена тем, что в это время истончается граница между нашим и Иным Миром. Следовательно, это наиболее подходящие часы для перехода в Навь и обратно. Нужно также помнить о том, что с частями суток соотносятся времена года, поэтому, если вы проводите обряд посвящения в летний Солнцеворот, будет лучше начать и закончить его в полдень, если на Осеннее Макошье – на закате, а если в праздник Коляды (зимний Солнцеворот) – в полночь…

Ход обряда.
Залог успеха инициации – хорошая подготовка (заранее должна быть приготовлена вся необходимая атрибутика, пошагово расписан ритуал, распределены роли) и правильный психологический настрой. Все участники обряда должны относиться к нему серьёзно, ряженые (Яга и её помощники) – ощущать себя теми, кого они изображают. Также важно, чтобы посвящению не мешали посторонние – никаких зрителей быть не должно.
Первый этап ритуала – уход инициируемых в Навь (лес). Они могут добираться до жилища Яги самостоятельно; можно также инсценировать их похищение слугами Богини (как в сказке «Гуси-лебеди»).
Второй этап – испытание. Оно включает в себя следующие составляющие:
1. Проверка знания правил поведения. Яркий пример есть в сказке «Кобылячья голова»: героиня выполняет все просьбы хозяйки дома (перенести её в хату, уложить спать и т.д.) и таким образом проходит испытание.
2. Проверка женских умений. В сказке «Василиса Прекрасная» Яга даёт девушке такое задание: «Когда завтра я уеду, ты, смотри, двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь, да пойди в закром, возьми четверть пшеницы и очисти её от чернушки». [7]

Третий этап – возвращение в мир людей. Перед уходом посвящённых Яга должна вручить им награду. В «Кобылячьей голове» это красота и богатство: «Дiвчино, дiвчино! Улiзь же менi у праве ухо, а у лiве вилiзь». Вона як вилiзла iз ушей, дак стала така хороша,

#4 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 02 Август 2011 - 10:04

що кращої немає. Зараз стали i лакеї i конi i коляска. Вона сiла у коляску да й поiхала до батька». [8] В обряде в качестве таковых могут выступать обереги соответствующего назначения.
В «Василисе Прекрасной» дар Яги – огонь, который сжигает злую мачеху вместе с её дочерями. Впрочем, существует вариант этой сказки (Марiйка i Баба-вiдьма), в котором убийства нет – падчерица приносит мачехе пламя (горящую головню) для домашнего очага.
Подходящей наградой (хотя этого и нет в сказках), на мой взгляд, будет понева – юбка особого покроя, носить которую в старину имели право только взрослые девушки и женщины.
После завершения посвящения всем участникам обряда следует очиститься огнём и водой, чтобы смыть с себя влияние Нави…

Дополнения.
1. Во время инициации стоит постараться создать атмосферу страха – желательно, чтобы посвящаемые чувствовали угрозу и опасность, исходящую от Яги. Важно только с этим не переборщить, не демонизировать образ Богини.
2. Инициация может включать в себя не только испытание, но и обучение. В сказке «Василиса Прекрасная» Яга рассказывает Василисе, что встреченные ей по дороге всадники – День, Ночь и Солнце. Можно ввести в обряд устную передачу посвящаемым славянских мифов, не лишним, я думаю, будет и обучение женским умениям и волшбе (гаданиям и прочему). Стоит также учить инициируемых обращениям к Богам (славлениям) и духовным практикам.
3. Во время нахождения в Нави посвящаемым и прочим участникам обряда желательно питаться пищей мёртвых – поминальными блюдами (блинами, кутьёй, киселём и т.п.).

Гой Ма Коше Сва!

20 кветня, лета 14011
Мирослав

ЛИТЕРАТУРА

1. Платов А.В. Традиционные посвящения – бессмертие и свобода. Альманах «Мифы и магия индоевропейцев», выпуск 10.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Источник: http://kolohod.narod.ru
3. Пятница Т. Языческий аспект народного праздника Пятровки. Источник: http://slavya.ru
4. Назиров Р.Г. Череп на шесте. Международные параллели к одному русскому сказочному мотиву. Источник: http://newmenandr.ru
5. Ронкин В. Гуси-лебеди. Источник: http://kolohod.narod.ru
6. Гальцева О. Добрые и злые периоды (суточные, недельные и годовые) в традиционной культуре Нижегородской области. Источник: http://opentextnn.ru
7. Василиса Прекрасная (русская народная сказка). Источник: http://babylib.ru
8. Кобылячья голова (украинская народная сказка). Источник: http://starina-rus.ru

#5 Пользователь офлайн   Гордея

  • Наталья Роговая
  • PipPipPip
  • Группа: Преподаватели
  • Сообщений: 8 715
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородСвободный (Амурская обл)

Отправлено 02 Август 2011 - 10:55

Тема уже имеется здесь в основном форуме. Называется "Баба Яга". Там и про инициацию затрагивалось.
Перенесите туда.

#6 Пользователь офлайн   Гостья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 305
  • Регистрация: 20 Июль 17

Отправлено 02 Август 2011 - 16:45

Да, там споры как раз шли. Хорошо бы всё в одну тему собрать. Тем более, здесь есть ответы на некоторые вопросы.

#7 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 02 Август 2011 - 18:45

Вместо "кобылячьей головы" может фигурировать и человеческий череп. К слову.

Голова кидает в девушку камни и поленья - у тебя не отображено. А это - едва ли не истязательный момент, который инициируемые переживали (подробнее у Балушка).

Инициация и вместе с тем обучение навыкам гадания? Категорически не согласен. Разные вещи. Гаданиям девушки обучались в обычной жизни, от старших женщин.

Ну и насчет пищи мертвых... Не ясно, сколь времени они в Нави = сколь приемов пищи. М.б. испытание голодом уместнее, ибо оно было?

#8 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 03 Август 2011 - 15:42

Богумиле, благодарю за дополнения.

Цитата

Категорически не согласен. Разные вещи. Гаданиям девушки обучались в обычной жизни, от старших женщин.


Так многим навыкам в обычной жизни обучались. И домашним работам, и охоте той же (в мужских инициациях встречающейся), и много чему ещё...

Цитата

Голова кидает в девушку камни и поленья - у тебя не отображено.


В варианте сказки, который у меня был, такого не припомню. Благодарю за дополнение.

Цитата

Не ясно, сколь времени они в Нави = сколь приемов пищи. М.б. испытание голодом уместнее, ибо оно было?


Можно и так, наверное. Чувствительность усилится :) Но в "Василисе Прекрасной" Яга таки кормит девушку.

#9 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 03 Август 2011 - 22:16

Мирославе, вариантов сказки с этим сюжетом много, и уж если копать тему, то крайне желательно поднять хотя бы все восточнославянские записи. Самое интересное - в деталях... Это добрый совет - можно действительно отменную реконструкцию-исследование провесть.

Я не совсем уверен, что инициация как акт, предполагает передачу какого-то конретного знания 9а его еще надо на практике осознать, что требует времени). По мне это - подготовка к моменту и сам момент-перерождение. Тут не до "разговоров")))

Яга-то кормит, вот только нужно припомнить, что для персонажей потустороннего мира пищей является отнюдь не то, что привыкли есть мы. Да и совет герою нередко дают "не ешь там ничего...".

#10 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 04 Август 2011 - 05:42

Цитата

уж если копать тему, то крайне желательно поднять хотя бы все восточнославянские записи. Самое интересное - в деталях... Это добрый совет - можно действительно отменную реконструкцию-исследование провесть.


Пожалуй. Я в армии писал, там с интернетом плохо :) Да и на столь глобальное исследование со всеми вариантами сказки я не замахивался.

Цитата

Я не совсем уверен, что инициация как акт, предполагает передачу какого-то конретного знания


См. описания у Проппа.

Цитата

Яга-то кормит, вот только нужно припомнить, что для персонажей потустороннего мира пищей является отнюдь не то, что привыкли есть мы. Да и совет герою нередко дают "не ешь там ничего...".


Однако и в сказках описывающих мужские инициации герой таки ест... И есть даже версия, что таким образом он доказывает своё право находиться в Нави - мол, он тоже мёртвый, раз ест их пищу.

#11 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 04 Август 2011 - 21:03

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (04 августа 2011 - 06:42):

Пожалуй. Я в армии писал, там с интернетом плохо :) Да и на столь глобальное исследование со всеми вариантами сказки я не замахивался.

Тут и-нет плохенький помощник..



См. описания у Проппа.
У него чего там только не намешано...



Однако и в сказках описывающих мужские инициации герой таки ест... И есть даже версия, что таким образом он доказывает своё право находиться в Нави - мол, он тоже мёртвый, раз ест их пищу.


Их пища = антипища, нечто несъедобное (грязь, нечистоты, ядовитые грибы...)

#12 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 04 Август 2011 - 21:05

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (04 августа 2011 - 06:42):

Пожалуй. Я в армии писал, там с интернетом плохо :) Да и на столь глобальное исследование со всеми вариантами сказки я не замахивался.



См. описания у Проппа.



Однако и в сказках описывающих мужские инициации герой таки ест... И есть даже версия, что таким образом он доказывает своё право находиться в Нави - мол, он тоже мёртвый, раз ест их пищу.


Инет тут плохенький помощник. Я бы на твоем месте копнул. Хватит уже по верхам-то))

У Проппа много чего намешано в кучу, местами весьма неубедительно...

Их пища = антипища, нечто несъедобное (грязь, нечистоты, ядовитые грибы...). Так что это еще какое испытание, а ты "кисель, кутья"))))

#13 Пользователь офлайн   Пзиркар

  • Где-то тут - пишите в личку.
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 885
  • Регистрация: 28 Июнь 11
  • ГородОбнинск

Отправлено 04 Август 2011 - 21:27

Кстати-кстати - о мухоморчиках и супчике из жаб... :)

#14 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 04 Август 2011 - 21:50

Ну голубь ежели в подливке мухоморы если правильно приготовить то они не опасней шампиньонов будут(имеется в виду мухомор обычный красноголовый с белыми пупырышками) да жаб(лягух) французы оченно апетитно, до сихпор трескают...

#15 Пользователь офлайн   Пзиркар

  • Где-то тут - пишите в личку.
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 885
  • Регистрация: 28 Июнь 11
  • ГородОбнинск

Отправлено 04 Август 2011 - 21:57

Ланшинец, кто же спорит... ;) Только это уже будет не инициация девушек, а инициация самой Бабы-Яги... :D
Как с японскими поварами рыбы Фугу = мол, если девушки не отравятся = Баба-Яга удалась и полноправно может таковой считаться... B)
А если девушки отравятся = то самозванку на костёр!!! :angry:

Вот только не могу решить - девушек должно быть жалко или нет??? ...в этой ситуации... :mellow:

#16 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 04 Август 2011 - 23:09

Богумил

Цитата

Их пища = антипища, нечто несъедобное (грязь, нечистоты, ядовитые грибы...). Так что это еще какое испытание, а ты "кисель, кутья"))))


Что ж тогда в жертву Предкам поминальные блюда приносят, а не ядовитые грибы? ;) И в каких источниках мёртвые грязью питаются?

#17 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 04 Август 2011 - 23:45

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (05 августа 2011 - 00:09):

Что ж тогда в жертву Предкам поминальные блюда приносят, а не ядовитые грибы? ;) И в каких источниках мёртвые грязью питаются?

Ты путаешь календарно-ситуативное угощение из нашего мира, с тем, что едят там. Здесь готовят символически нагруженную обрядовую еду-поминок - там получают некий ее анти-аналог. "Грязь" - обобщающее название. Источники? Былички и сказки. Как обычно.

#18 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 04 Август 2011 - 23:54

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (05 августа 2011 - 00:09):

Что ж тогда в жертву Предкам поминальные блюда приносят

Ну на сколько я помню, приносят поминальную не жертву, а угощение духам предков кои по некоторым поверьям, возвращаются в мир живых в особые дни. Но так как они не в состоянии вкушать твёрдую пищу в своём бестелесном состоянии, то питаются паром от сего угощения, ну и по этому кутью например ставят для угощения духов горячей чтобы парила.

#19 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 05 Август 2011 - 05:17

Богумил

Цитата

Источники? Былички и сказки. Как обычно.


Кинешь что-нибудь для ознакомления? Я в курсе про восприятие Нави, в том числе, как антимира, но не думал, что оно до такой степени доходило. Причём, есть ведь и сказки где обитатели Нави вполне нормальной пищей питаются...

Ланьшинец

Цитата

то питаются паром от сего угощения, ну и по этому кутью например ставят для угощения духов горячей чтобы парила.


Угу, слышали :) Ещё один вариант.

#20 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 05 Август 2011 - 10:25

Ну, вот тебе типичные образчики:

Гостинцы лешего, которые приносит человек, побывавший у него в гостях (= в ином мире), оказываются самым обыкновенным дерьмом, стоит их внести в избу: «А чем он тебя кормил?» — его давай спрашивать. — «У–у, я у него не проедал. Конфеты у него, пряники — всё! Вот, смотрите–ка, он мне полны карманы нагрузил пряников, конфет…» У него хватили — а у него коньи г…ы в карманах оказались, полны карманы коньих г…в» (Зиновьев, № 34). Мальчик, которого увел леший, говорит, что ему на обратную дорогу дали хлеб с маслом, но за пазухой у него находят «конское г… и губу (древесный гриб, — Б.М.)» (Зиновьев, № 43). «Ну, пошли, говорит, рыжиков насобирали… Ты смотри–ко, Иванушко, каких рыжиков ты принес. — Каких? Поглядел, а в корзине навоз коневий» (Легенды, С. 192). В мусор превращается и угощение, приносимое вдове покойным мужем с того света: «Конфеты приносил. Она их ест ночью, а останутся — под подушку положит. Утром смотрит, а там вместо конфет орешки бараньи лежат» (Зиновьев, № 397), «Мэртвый прынис яблок чэрвоных, он рано подывилася — то кизяки киньскы» (Левкиевская 1996 а, С. 232). Черти зовут к себе повитуху, и после удачных родов приглашают ее к столу; повитухе удалось помазать один глаз волшебной мазью, и она увидела: «перед ней не булочки, а конский навоз, не конфеты, а заячий помет» (Кожемякина, С. 148). Мужичка угощает встреченный монах, но стоит ему перекреститься, и морок спадает — угощение немедля превращается в свою противоположность: «а вмисто бублыка таке, що и казать не хочу» (Гринченко 1901, № 129). Юноша на пиру у чертей обнаруживает, что их пиво — «это с… кабыльи да каняцьи, да и каровьи» (Двина, С. 271). Об этом же читаем и в скандинавской «Поездке Скирнира» (35): «тролли напоят // тебя под землею // козьей мочой; // вкуснее питья // ты не получишь» (Старшая Эдда, С. 44).
Демон возвращается домой, жена его кормит: «Вона йому дала залiзного бобу» (Кольберг, № 5); «Попоiв змiй, пошов у комору и набрав залiзного бобу такого великого, як дiжка, да й каже до братыв: «А ходить, каже, iсты бобу» (Чубинский 2, Ч. 1. № 63); «Як прийшли вони додому, змiй звелiв зараз же спекти залiзного хлiба та зварити олов’янных галушок» (ГФК, С. 355); «А ти, жоно, швидко вари галушки з олова та поливку з мiдi» (Финцицкий, С. 77); «Взяли почяли ся гостити, насипав желiзного грузу проклятий, почяв їсти, а тот не може, бо тот звичайне чоловiк» (Дргоманов, С. 262). О неседобности этой пищи для человека нашего мира может честно предупредить потусторонний житель: «Ïсти я тобi не дам, бо тут все таке, що неможна їсти» (Золота вежа, С. 116; Волы, С. 319).
Выходцы с Того Света не могут потреблять пищу и питье нашего мира. Герой бросает в пасть преследующей его змее пересоленный хлеб. Ее разбирает жажда. «А аны не пьюць такэй вады, якую пьюць людзi; дык яна i пабегла ў сваю старану» (ЧС 1, № 4).

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей