Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Водокрес. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Водокрес. Кто, зачем и где куплася? Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 17 Январь 2011 - 00:01

Есть всем известный праздник и есть всем привычный обычай купаться ночью в проруби.
Однако......
Странным образом у нас нет свидетельств о массовых ночных заныриваниях в ледяную прорубь у славян язычников. Впрочем таковых свидетельств нет даже о временах двоеверия.
А что же есть? В народе не сохранилось никаких свидетельств того, что надо всем народом заныривать в ледяную воду и тем более делать это ночью. Иностранцы также не сообщают о язычниках такого обычая. Есть про Купалу, про баню, про простоту нравов, а вот про массовое ночное купание в проруби нет ничего.
Думается мне, что его и не существовало в том виде, который дошёл до нас сегодня.
Выскажу свою версию.
Здоровые люди не купались в проруби вовсе, а лишь набирали воду, умывались ею и пили. Возможно некоторые окатывались из ведра, но не купались. А купали лишь больных, согрешивших и ряженых, что учавствовали в каких-либо обрядах.
Афанасьев - "ПВСНП". Том 2. Вода.
На Руси неизвестен обряд хождения додолы; но существует обыкновение, близкое к это¬му обряду: на второй день Пасхи, на рассвете, парни обливают девиц, а те в свою очередь обливают парней во вторник2; кто на светлый праздник просыпал заутре¬ню, того в старину окачивали холодною водою или заставляли искупаться в реке, против чего издан был 17 апреля 1721 года запретительный указ, в котором чита¬ем: «в Российском государстве как в городах, так и в весях происходит от невежд не¬которое непотребство, а именно: во всю светлую седмицу Пасхи, ежели кто не бы¬вает у утрени, таковаго, аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купа¬ют». Обливанье бывает и на Красную Горку и в Фомин понедельник, следов., при начале весны. Об этом обычае упоминают Густинская летопись, Синопсис Гизеля и Боплан в своем «Описании Украйны»
В Сербии, в первые дни после новолуния («на младу неделю»), ходят больные к родникам, купаются в них и пьют воду8От В чистый четверг (середина апреля) купаются от чесотки и других накожных сыпей; здоровые же обливают себя и своих лошадей холодной водою или купаются в прудах и реках перед восходом солнца, чтобы не касались их болезни
несмотря на трескучие морозы (6-го января), больных погружают иногда в прорубь иордани; почерпнутой оттуда водою умывают хворых младенцев, а снятые с них сорочки и пеленки бросают в иордань, чтобы вместе с этими покровами уплыла и самая болезнь (Арзамас. уезда).
Вода, освященная на Сретенье (2-го февраля), признается равносильною крещенской, потому что это — день встречи зимы с летом2. 1-го августа, когда бывает крестный ход на реки для водосвятия, тотчас — после погружения креста в иордань — одержимые недуга¬ми окунаются по нескольку раз в воду; в то же время купают и больных детей.
а кто рядился на Святках, надевал на себя запрещенные цер¬ковью «бесовские личины», тот должен окунуться в крещенскую прорубь и смыть с себя этот великий rpexs. сухотки купают детей в воде, почерпнутой из девяти колодцев

М. Забылин - Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Масленица.
Но некоторые из конных, не взирая на сопротивление, прорывась сквозь пехоту и на всём скаку наезжают на ледяные ворота, что и значит: взять городок. Победителя купают в проруби, после чего угощают вином всех ратоборцев...............
Из цитат следует, что ряженные и ворвавшийся в городок при его взятии, требуют символического очищения и им предписывается окунуться в прорубь, а также и опоздавшим к заутренней в Пасху выписывался штраф, в виде окунания в воду. Эти категории людей являются как бы не чистыми, требующими очищения, греховными.
Другая группа обязательно окунающихся это больные! Что касается здоровых, то они по описаниям ограничиваются умыванием, обтиранием и выпиванием целебной воды.

#2 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 17 Январь 2011 - 08:13

Вот кстати статья Велеслава про Водокрес
http://veleslav13.li....com/52175.html

#3 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 17 Январь 2011 - 12:02

Светозар.
Я обращаю внимание на то обстоятельство, что у нас нет упоминания о именно массовом, ночном, зимнем заныривании.
В приводимой Вами ссылке тоже есть упоминание лишь о купании окрутников и нет ссылки на автора, которы бы описывал купание всего народа.

#4 Пользователь офлайн   дед Светозар

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 568
  • Регистрация: 20 Октябрь 09
  • ГородКраснодар

Отправлено 18 Январь 2011 - 15:17

Молитва - славянское слово.
Время меняет мир и слова в нём.
Я знаю "молитву", как словообращение к надмирному.
Но есть ещё много теорий на счёт этого слова.
Не помню уж где, но вот скопировал информацию, которая тоже заслуживает интереса:

Цитата

Диалектные формы его таковы: курск. «малить кур, малить кароу, малить парасят»; орл. «замолить» - «зарезать кого-либо»; вятск. «замаливать» - «резать, убивать скотину» (Журавлев, 56); «Моленый, молёный… о живности, скоте: резанный, битый на пищу», «молево…, моленина, моленая, благословенная пища; убоина, мясо» (Словарь В. И. Даля); болгарское «молитва» - обрядовое поминальное блюдо или суп, приготовленный из мяса (тут обязательно добавлено «жертвенного») животного на Петров день (СД 3 – 276). Таким образом, на первый взгляд, термин касается умерщвления живых существ. На деле же, более точное значение данного глагола – «резать», а никак не «убивать»: «Короваи молят», «моленное то брашно» (Фам, 59) – т. е. «караваи разрезают» (чаще сей свадебный обряд называется «деление каравая»), «нарезанная пища»; в Волоколамском уезде, молодые на второй день после свадьбы начинали «сыр молить» - «нарежут мелкими кусками пряник и пирог, положат на блюдо и прикроют вдвое холстиной» (ООФ, 98).
Однако же следует учитывать также и: моск. «измолить свечу» - «сжечь свечу во время молитвы»; «молёное пиво», «моленая кутья»; астрх. «за сто верст киселя молить», «моленик» - «пирог, приготовленный к Юрьеву дню»; казан. «медку помолить» - в значении «попробовать»; воронеж. «молить кашу» - «варить обрядовую кашу по поводу новотела». И в этом случае следует признать, что понятие «молить» тождественно с понятием «приносить жертву», ибо бывает «моленое пиво», «моленая каша», а это пища (ср. толкование Даля: «благословенная пища»), в обрядовом же контексте – дар, угощение (в Дмитровском уезде на девишнике смотрельникам «предлагают молину, состоящую из вина и закуски» (ООФ 124)). В народной культуре параллель молитва=дар еще более очевидна. Во Владимирской обл. дары молодым, собираемые во время свадьбы называются «молин» (РС 1- 69), «молины» (СД 3 – 276). В Московской губ. «Дружко /…/ начинает сыр молить, т. е. собирать подарки для молодых» (ООФ, 108) .
Отметим также, что основное современное значение слова «молитва» - славление Божества, хвала Ему, что совпадает с приведенными этимологиями изначального понятия «жертва» - прославлять, хвалить, благодарить, воспевать. Более того, реконструируемый для праславянского времени глагол modliti – означал «обращаться с просьбой к божеству, совершая жертвенные обряды» (СД 3 – 276), т. е. по сути, он изначально был неотделим от идеи жертвоприношения. Т. о. молитва – тождественна жертве, жертвоприношению, но только не в значении убийства, заклания, а в значении дара, дароподношения, восславления.


У Огнищан много чего используется. Я так думаю, что Куровский собрал " с миру по нитке" и скомпилировал все это в свою философскую религиозную доктрину, которая многим понравилась, благодаря чему и распространяется не без успеха.

#5 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 25 Январь 2011 - 00:55

Вот тут уже затрагивался вопрос молитвы.
http://www.forum.rod...b2%d1%8f%d0%bd/

#6 Пользователь офлайн   Весталка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 215
  • Регистрация: 08 Январь 13
  • ГородСмоленск

Отправлено 18 Январь 2013 - 20:46

Хотела вопрос задать. Купание в проруби это языческая традиция или христианская?

#7 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 18 Январь 2013 - 21:06

Купание в проруби это языческая традиция совмещаемая с баней. То что творят последователи РПЦ глупость, бо двустороннее воспаление лёгких или пневмонию (по выбору), можно без предварительного разогрева в парной схватить на раз.

#8 Пользователь офлайн   Весталка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 215
  • Регистрация: 08 Январь 13
  • ГородСмоленск

Отправлено 18 Январь 2013 - 21:10

Теперь понятно, почему у католиков нет купаний в проруби.

#9 Пользователь офлайн   Вадим Казаков

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 43 557
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09
  • ГородКалуга, Вятичи

Отправлено 18 Январь 2013 - 22:05

Прав Родомысл, купание в "Иордани" это такой же христианский фанатизм, как и бичевание себя хлыстом или ношение вериг и рубища. Обычай этот достаточно поздний. Купайтесь летом и будете здоровы.

#10 Пользователь офлайн   Весталка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 215
  • Регистрация: 08 Январь 13
  • ГородСмоленск

Отправлено 18 Январь 2013 - 22:12

Я вообще и не собиралась. Просто интересно стало, от язычества это пошло или нет. На многих сайтах информация противоречивая.

Меня еще очень интересует, и думаю не только меня. В какую сторону должны быть направлены лучи у 8-ми лучевого коловрата. И в чем отличее коловрата, от колядники и ладинец. Как я поняла это одно и тоже, наименование последних двух новодел от инглингов.

#11 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 18 Январь 2013 - 23:47

Просмотр сообщенияВадим Казаков (18 января 2013 - 22:05):

Прав Родомысл, купание в "Иордани" это такой же христианский фанатизм, как и бичевание себя хлыстом или ношение вериг и рубища. Обычай этот достаточно поздний. Купайтесь летом и будете здоровы.

Скорее всего традиционный. На святки рядились нечистью - в конце святок надлежало смыть с себя это временное приобщение к миру нави.
В Поднестровье это называется «змивання масок». Цитаты: «Те из наряжавшихся на святках, которые надевали на лица маски, купались в крещенской проруби», «/…/ которые же ходили в святки /…/ шуликонами (вырядившись в чертей, - Б.), то раздеваются донага и купаются в прорубях /…/, несмотря ни на какую суровую погоду, дабы освященною водою смыть с себя личину беса» [Ивлева: 81-82]; «Кто уж кудесами ходил, обязательно надо было вымыцца» [ДКСБ: 196], «а если наряжался, так они прямо в… (прорубь). Покойником, так ведь это грех наряжаться» [ВС: 42] , «Отправляйтесь на иордань, мойте свои рожи поганые!» [Востриков 1: 73]. Иногда купались и позднее: «Как токо снег растет, он уже идет долг выполнять свой – купаетцы… Первой» [Устюг: 51]. При этом считали, что если не выкупаешься полностью, то может вырасти хвост [СД 3: 193].

#12 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 19 Январь 2013 - 09:44

Богумил,
Тоесть после святок сразу в крещенскую прорубь? И как давно? К слову, что-то источники сомнения вызывают.

Может всёже сначала в баньку попарится снявши личины, а апосля уж и в прорубь али в сугроб?

#13 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 19 Январь 2013 - 10:36

В разделе наука есть тема "водосвятие", в которой описоэано кто и почему купался. Богумил прав. Однако ни о каком массовом ночном купании речь не идёт. Купались для очищения и исцеления лишь единицы, а вот от чего пытаются очиститься современные горожане не ясно. Типичный пример деградации обряда, где утрата сути извращает и форму.


#14 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 19 Январь 2013 - 10:44

Просмотр сообщенияБудай (19 января 2013 - 11:36):

В разделе наука есть тема "водосвятие", в которой описоэано кто и почему купался. Богумил прав. Однако ни о каком массовом ночном купании речь не идёт. Купались для очищения и исцеления лишь единицы, а вот от чего пытаются очиститься современные горожане не ясно. Типичный пример деградации обряда, где утрата сути извращает и форму.

Будай, неплохобы ссылочку кинуть для новичков (Водокрес). Чтоже касается самого поста, то это больше похоже на правду. Тоесть массовости небыло, и уж паче её небыло именно на 19 января. Возвращаясь к ранее сказанному, "крещенские" массовые заплывы есть новодел.

#15 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 19 Январь 2013 - 13:09

Просмотр сообщенияРодомысл (19 января 2013 - 09:44):

Богумил,
Тоесть после святок сразу в крещенскую прорубь? И как давно? К слову, что-то источники сомнения вызывают.
Может всёже сначала в баньку попарится снявши личины, а апосля уж и в прорубь али в сугроб?

Родомысл, источники - из уст народа, все цитаты (прямые или в передаче) ведут к ним. Как давно - этнография ответить не в силах, т.к. первые записи ею ведутся в лучшем случае лет 200. Из примеров видно, что купались лишь те, кто рядился (обычно парни и молодые мужи - риск простыть у которых меньше), и об этом я сказал сразу. Про баньку вкупе с купанием ни разу не встречал, вероятно это разные способы очищения, от разного.

#16 Пользователь офлайн   Вышегор

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 42
  • Регистрация: 01 Сентябрь 12
  • ГородПетропавловск

Отправлено 19 Январь 2013 - 20:50

Просмотр сообщенияВадим Казаков (19 января 2013 - 01:05):

Прав Родомысл, купание в "Иордани" это такой же христианский фанатизм, как и бичевание себя хлыстом или ношение вериг и рубища. Обычай этот достаточно поздний. Купайтесь летом и будете здоровы.


Вот вот...правильно, купайтесь летом, а не то будет у вас вот как тут: Житель Новосибирска умер после крещенского купания :(

#17 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 20 Январь 2013 - 12:55

Нынешние "православные" не отличаются РЕГУЛЯРНЫМ посещением церкви(храма),разве что вместе с "подсвечниками" на пасху. Но...надо же как то показать свое "православие"! Искупался раз в год в проруби,и опять можно в церковь не ходить.И совесть чиста :) Плюс восприятие купания как "магического обряда",что дарует здоровье и очищает от грехов на весь год. ;)
В принципе,РЕГУЛЯРНОЕ купание в проруби полезно для подготовленного человека("моржа",система Порфирия Иванова и т.п.)и действительно дарует здоровье и закаливает организм. :)

#18 Пользователь офлайн   Бурый

  • А моя душа захотела на покой
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 2 727
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09

Отправлено 20 Январь 2013 - 15:46



#19 Пользователь офлайн   дед Светозар

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 568
  • Регистрация: 20 Октябрь 09
  • ГородКраснодар

Отправлено 20 Январь 2013 - 18:40

В телепередаче Здоровье, показанной в прошедшую субботу, её ведущая Елена Малышева вразумляла народ с телеэкрана, что мол "купание в проруби на христианское Крещение - это чисто языческий обычай и негоже, дескать, нам, христианам, уподобляться язычникам"(воспроизвёл не дословно, в общих чертах).
Я слушал её и не мог понять откуда она взяла, что у наших предков был обычай массового ныряния на Водокрес в проруби?

Мне знаком один обряд омовения в природной воде на Водокрес, но делается он только людьми ведающими, по моему один раз в жизни, и никак не при народе.

#20 Пользователь офлайн   AK-74

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 337
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородКалуга, Вятичи

Отправлено 20 Январь 2013 - 21:47

Где-то читал, что исследование мозговых тканей "моржей" показывает значительное количество микроинсультов при жизни... Статья была медицинская. А пока вот что нарыл:

Правда и мифы о крещенской воде и крещенских морозах

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей