Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Лель, Леля, Полель - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Лель, Леля, Полель Дети Лады. Версии и попытки докопаться. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Хвирсон

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 6 163
  • Регистрация: 25 Сентябрь 09
  • ГородЖирятино

Отправлено 13 Январь 2011 - 16:58

http://ru.wikipedia....%B5%D0%BB%D1%8C

Цитата

Лель — мифологический славянский персонаж, первые упоминания о котором датируются XVIII в.
Многие исследователи отрицают существование у славян наличие такого божества или персонажа . Во многих славянских народных песнях встречается рефрен «Ой, лель-ладо» либо «Лада, лель-люли»; вероятно, старинные ученые сочли, что это — моление к богам.
Лель — имя сочиненного польскими мифологами славянского языческого бога, будто бы поминаемого в свадебных песнях. Исходя из убеждения, что у древних славян были боги, соответствующие классическим, польские историографы XVI века — Меховита, Кромер, Стрыйковский — признавали у языческих поляков существование богини Лады и её двух сыновей, Леля и Полеля, соответствовавших Кастору и Поллуксу; Меховита ссылался, в подтверждение этого, на слова древних песен: «Lada, Lada, I leli, I leli, Poleli». Иннокентий Гизель, составитель «Синопсиса», повторяя Стрыйковского, в главе «Об идолах» приписывает древним языческим русским тех же богов. Русские мифологи конца XVIII и первой половины XIX веков не сомневались в существовании у язычников славян и русских бога любви и браков Леля. Державин упоминает его в своих песнях. У Пушкина («Руслан и Людмила») на пиру князя Владимира Баян славит «Людмилу-прелесть и Руслана, и Лелем свитый им венец». При более критическом отношении к источникам славянской мифологии оказалось, что существование бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских народных песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме, с «м») А. А. Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки[1]. Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Ф. Миллером[2] и А. А. Потебней[3]. Отношения различных звуковых форм припева не могут до сих пор считаться уясненными — см. ещё статью Брикнера[4].
Причины появления подобных «божеств» охарактеризовала Л. Н. Виноградова:
Движимые стремлением описать славянскую мифологию по аналогии с детально разработанной античной, авторы первых трудов по славянскому язычеству создавали длинные списки так называемых «божеств», названия которых добывались порой весьма сомнительными способами (например, использовались неясные имена и названия, встречающиеся в поговорках, заговорах, формулах клятв и проклятий, песенных рефренах и т. п., а затем домысливался некий мифологический образ). Так возникли (и, ксожалению, до сих пор не сходят со страниц некоторых новейших мифологических словарей) многочисленные лели, леды, любмелы, дзевои, паляндры, зимцерлы и прочие искусственно созданные «персонажи», включённость которых в архаические верования славян не подтверждается ни надёжными письменными источниками, ни данными устной народной культуры[5].
Ю.М. Лотман также указывает на недостоверность параллелей " божество" и " Лель":
Лель - искусственное божество, введенное в русский Олимп писателями XVIII в. на основании припевов-выкриков, в основном свадебной поэзии: "Люли, лель, лелё". Припевы эти воспринимались как призывание, звательные формы собственного имени. Из этого делался вывод, что Лель - славянский Амур, божество любви [6]
[править]Примечания

↑ Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Т. I. Ч. I. С. 203.
↑ Миллер Вс. Ф. Очерки арийской мифологии. Т. I. М., 1876. С. 322 и след.
↑ Потебня А. А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1883. Т. I. С. 20-22.
↑ Mythologische Studien // Archiv f. slavische Philologie. Т. XIV. 1892.
↑ Виноградова Л. Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. С. 7.
↑ И.Н. Данилевский. Языческие традиции и христианство в Древней Руси


#2 Гость_Ярисвет_*

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Январь 2011 - 13:51

Да хотелось бы услышать, почему в Польше, Литве и на Украине, согласно хр. описаний бесовских обрядов, девушки водили хороводы на красную гору вокруг наряженой берёзки и пели так: польша - майя майя наша майя, литва - леля леля наша леля, волынь - ляля ляля наша ляля, возможно где то пели и лада лада наша лада.

#3 Пользователь офлайн   Леля ДС

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 405
  • Регистрация: 19 Май 10
  • ГородРосток (ФРГ) / Ст.Петербург

Отправлено 16 Январь 2011 - 14:39

На Руси у Лели три варианта произношения: северный - Леля, Южный - Ляля, а в промежутках еще и Лёля встречается :) Так что петь могли многое...

#4 Пользователь офлайн   Гордея

  • Наталья Роговая
  • PipPipPip
  • Группа: Преподаватели
  • Сообщений: 8 715
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородСвободный (Амурская обл)

Отправлено 17 Январь 2011 - 14:34

Цитата

Цитата

Березка это символ девсвенности

Ну про то что символ молодости и красы слышал, но девственности впервые.

....в фольклорных песнях парралелизм девственности - калина (цвет калины). Цвет калины, как девственность выступает и в свадебных обрядах

#5 Пользователь офлайн   x-ЛAD

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 96
  • Регистрация: 24 Июнь 13

Отправлено 07 Август 2013 - 14:35

Просмотр сообщенияГордея (17 января 2011 - 15:04):

....в фольклорных песнях парралелизм девственности - калина (цвет калины). Цвет калины, как девственность выступает и в свадебных обрядах

Гордее, цвет или цветы?Белый или красный?Красный наверное с лишением её ассоциируется :rolleyes:
Жаль тема затухла :(

#6 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 07 Август 2013 - 15:47

Цитата

Кошени́ль, кошенильный червец (лат. Dactylopius coccus, фр. cochenille, от исп. cochinilla) — насекомое из отряда полужесткокрылых (длина самок 2–4 мм, самцов 10–12 мм), из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина.
тут

Цитата

червленый
др.-русск. чьрвенъ, чьрвлɪенъ, ст.-слав. чръвенъ, чръвле{}нъ ἐρυθρός (Еuсh. Sin.), болг. черве́н, чърве́н, сербохорв. цр̀вен "красный", цр̀вљен – то же, словен. črljèn, чеш. červený, слвц. červený, польск. сzеrwоnу, в.-луж. čerwjeny, н.-луж. сеrẃеnу. Праслав. *čьrvi̯enъ, прич. прош. страд. от čьrviti "красить в красный цвет" (др.-русск. чьрвити, сербск.-цслав. чрьвити), а последнее – от *čьrvь (см. червь), ср. народнолат. vermiculus "красный" от vermiculus "червячок, кошениль, из которой добывали пурпурную краску"; см. Траутман, ВSW 134; Рёслер, Zschr. österr. Gymn., 1868, 330, 334. От чьрвь образовано др.-русск. чьрвенъ "июль" (Четвероеванг. 1144 г. и др.; см. Срезн.) и чьрвьць – то же, ср. укр. че́рвень, червець "июнь", чеш. čеrvеn – то же, др.-чеш. črven – то же, črven druhý "июль", чеш. čеrvеnес "июль", польск. czerwiec "июнь", которое объясняли частично как "месяц сбора кошенили" (напр., Миклошич, Мonatsn. 7–9; Крек, Einl. 516, против см. Бернекер I, 173), частично – как "время, когда плодятся пчелы", ср. польск. w której сzуrw pszczóɫ роwstаwаɫ (см. Ростафиньский у Бернекера, там же). •• [См. еще Ерне, Diе slav. Farbenbenenn., Упсала, 1954, стр. 43 и сл. – Т.]
тут
Где-то мне попадалось, что красный цвет (краситель) был очень дорогим, поэтому и красный - прекрасный - дорогой так и сформировалось в сознании...

Цитата

Кармин люди научились получать еще в древности. Уже в библейских легендах упоминается красная краска, полученная из красного червя, которая ранее всех употреблялась потомками Ноя. Для получения краски использовали несколько видов кошенили – дубовых червецов, или кермесов, обитающих в Средиземноморье; польскую кошениль, обитавшую и на территории современной Украины. Но наиболее качественной считалась краска, полученная из араратской кошенили. Известно, что в III в. н.э. персидский царь подарил римскому императору Аврелиану шерстяную ткань, выкрашенную в багряный цвет. Ткань стала достопримечательностью капитолия. Рим полнился слухами о потрясающем цвете материи, краски для которой были получены из некоего «червяка», разводимого в далекой Армении и называвшегося «кармир вортан». Первые письменные свидетельства об араратской кошенили относятся к V в. Армянский историк Лазарь Парбский писал: «Корни тростниковых растений не бесполезно выращивает вожделенная равнина Арарата. Ими порождаются черви на украшение в красный цвет, который приносит пользу любителям доходов и роскоши». Араратская кошениль упоминается и в средневековых арабских хрониках, где говорится о том, что в Армении краска «кирмиз», используется для окраски пуховых и шерстяных изделий и вывозится в различные страны. Использовали краску и для раскрашивания гравюр в древних книгах. До сих пор в Матенадаре – хранилище древнеармянских рукописей хранятся толстые фолианты, рисунки и буквы в которых выполнены красками естественного происхождения, в том числе и красным кармином.
тут
Те редкий такой "червяк"...

#7 Пользователь офлайн   Гордея

  • Наталья Роговая
  • PipPipPip
  • Группа: Преподаватели
  • Сообщений: 8 715
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородСвободный (Амурская обл)

Отправлено 07 Август 2013 - 16:39

Просмотр сообщенияx-ЛAD (07 августа 2013 - 14:35):

Гордее, цвет или цветы?Белый или красный?Красный наверное с лишением её ассоциируется :rolleyes:
Жаль тема затухла :(

"Цвет калины" подразумевает её цветение. Ну и естественно роль играет цветение белое - символ девичьей чистоты.

#8 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 21 Август 2013 - 09:57

-

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей