Поклон или вскидывание руки. Что является обычаем.
#166
Отправлено 14 Август 2015 - 03:39
Всем здравия! добавлю свои наблюдения
1. картина Васнецова "Баян"
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd6f/ocbIgRabuRk.jpg
Баян с гуслями явно что-то славит таким жестом... других ассоциаций у меня лично даже не возникает.
Здесь, правда, одна рука занята...
что-то похоже есть и у современников (Глазунов), но это не принимается как довод
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd76/MzE7aPbMxgY.jpg
2. языческие руны. берем Альгиз.
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd7d/aoW4aqwmXCs.jpg
исходя из описаний напрашивается две руки кверху (по проекции руны) ладонями к небу.
вообще движения рук через стороны, когда ладонями как бы черпаем и возносим вверх в качестве посыла/славления, достаточно естественны.
3. Традицию подкидывать шапки вверх во время особого торжества/приветствия/почтения никто не отменял. Правда, при большом скоплении народа это, видимо, уместно будет только в самом конце обряда, поскольку само действие вносит какую-то суету и неразбериху. учитывая отсутствие головных уборов у большинства Родноверов - такой вариант можно видимо и не рассматривать.
1. картина Васнецова "Баян"
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd6f/ocbIgRabuRk.jpg
Баян с гуслями явно что-то славит таким жестом... других ассоциаций у меня лично даже не возникает.
Здесь, правда, одна рука занята...
что-то похоже есть и у современников (Глазунов), но это не принимается как довод
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd76/MzE7aPbMxgY.jpg
2. языческие руны. берем Альгиз.
https://pp.vk.me/c624829/v624829544/3cd7d/aoW4aqwmXCs.jpg
Скрытый текст
исходя из описаний напрашивается две руки кверху (по проекции руны) ладонями к небу.
вообще движения рук через стороны, когда ладонями как бы черпаем и возносим вверх в качестве посыла/славления, достаточно естественны.
3. Традицию подкидывать шапки вверх во время особого торжества/приветствия/почтения никто не отменял. Правда, при большом скоплении народа это, видимо, уместно будет только в самом конце обряда, поскольку само действие вносит какую-то суету и неразбериху. учитывая отсутствие головных уборов у большинства Родноверов - такой вариант можно видимо и не рассматривать.
#168
Отправлено 20 Март 2016 - 22:11
Волк Бусый (06 Март 2012 - 19:44):
Этого бреда не нужно, а просто две руки вскидывать вверх. Учти, что к нам гости из Германии прилетят, я за ССО краснеть не буду, умою руки, если вопрос не решится до Купалы.
Как видно (сейчас 2016 год) вопрос не решился. Но задолго до Волка Бусого на Гамаюнщину многажды приезжали телевизионщики, которые по заказу германского телевидения снимали наши праздники для передачи о народных верованиях. Ни разу никаких замечаний по нашим праздникам и обрядам никто не делал. Кстати, националисты Германии активно растут в числе. И не забывают своё приветствие. Вопреки так называемым оккупационным законам.
#169
Отправлено 21 Март 2016 - 01:50
Светслав (20 Март 2016 - 22:11):
Ни разу никаких замечаний по нашим праздникам и обрядам никто не делал.
Да, только все знают, что в Россию лучше не ездить, там живут нацисты. Немцы достаточно воспитанный народ, чтобы не говорить в глаза всё, что думают.
Цитата
Кстати, националисты Германии активно растут в числе.
За рост числа соглашусь, но только уточню точное местоположение оных - в тюрьмах оно растёт, это число.
#170
Отправлено 24 Май 2016 - 09:08
Цитата
. Плотниковъ К. Руководство по обличенiю русскаго раскола старообрядчества (стр.90).
…безпоповцы, чтобы отстоять свою мысль, говорятъ, что древнiе подвижники, не имѣя священниковъ, причащались будто бы не чувственно, а духовно, чрезъ поднятiе рукъ къ небу. Въ подтвержденiе этой мысли они приводятъ слѣдующее мѣсто изъ 111-го слова св. Ефрема Сирина: «Заблуждающе въ горахъ, яко звѣрiе питаеми, совершении суть и исполнени правды…не законъ разоряютъ не прiемлюще священничество держати, заповѣди хранятъ тепли сущее вѣрою… Егда же предстанутъ честнiи священницы святѣй трапезѣ службу принести, тiи первѣе простираютъ руки своя, прiемлюще съ вѣрою тѣло же Владыки, воистину иже присно съ ними сущаго». Аналогично говоритъ и св.Ефремъ: «Егда преклонятъ колѣна во еже помолитися, могутъ мя сотворити сущаго слаба крѣпка. Егда руцѣ воздержутъ, поднявше на небо, исправляетьмися слово, да вѣрно воспою».
…безпоповцы, чтобы отстоять свою мысль, говорятъ, что древнiе подвижники, не имѣя священниковъ, причащались будто бы не чувственно, а духовно, чрезъ поднятiе рукъ къ небу. Въ подтвержденiе этой мысли они приводятъ слѣдующее мѣсто изъ 111-го слова св. Ефрема Сирина: «Заблуждающе въ горахъ, яко звѣрiе питаеми, совершении суть и исполнени правды…не законъ разоряютъ не прiемлюще священничество держати, заповѣди хранятъ тепли сущее вѣрою… Егда же предстанутъ честнiи священницы святѣй трапезѣ службу принести, тiи первѣе простираютъ руки своя, прiемлюще съ вѣрою тѣло же Владыки, воистину иже присно съ ними сущаго». Аналогично говоритъ и св.Ефремъ: «Егда преклонятъ колѣна во еже помолитися, могутъ мя сотворити сущаго слаба крѣпка. Егда руцѣ воздержутъ, поднявше на небо, исправляетьмися слово, да вѣрно воспою».
#171
Отправлено 15 Сентябрь 2016 - 17:27
Цитата
Кондрашовъ М.П.
Заметка о адорации.
Правдой держится земля,
Солнцем держится небо ...
(«Ригведа» Х, 85, 1).
Поднятые вверх руки, как акт адорации является одним из древнейших ритуальных жестов, который фиксируется в различных частях света, начиная с каменного века. Не вызывает сомнений, что подобный жест можно интерпретировать как молитвенное обращение к небу, солнцу. Первые письменные свидетельства, где упоминаются поднятые вверх руки, мы обнаруживаем в гимнах «Ригведы» II,38,2.:
Чтобы всё слушалось его, бог, устремленный ввысь,
Простирает руки с широкими ладонями.
Кроме того, часто в гимнах руки являются золотыми:
Вот этот Савитар воздел к верху
Золотые руки для побуждения…
Вот он воздел к верху руки, словно (жрец) упавактор,
Золотые, прекрасного вида (руки, этот) Савитар.
(«Ригведа» VI,71,1,5.).
Или:
Эти чудесные руки простираются до краев неба:
Его руки, мягкие, большие, золотые,
Простерлись ввысь до краев неба.
(«Ригведа» VII,45,2).
Любопытно, что Козьма Пражский, рассказывая о приходе славян во главе с Чехом на их новую родину, названную ими в честь своего предводителя, отмечает, что последний встал и «протянул обе руки к небу»
(Пражский Козьма. Чешская хроника (стр. 34). Подтверждением слов хрониста о том, что подобный ритуальный жест существовал у славян, свидетельствует раннесредневековая бляшка из Пскова, на которой в этой молитвенной позе запечатлен мужчина. Более того, подобный жест нашел своё отражение в «памятниках» народного творчества—на северорусских вышитых полотенцах XIX века. В своём исследовании Городцов В.А. «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве» (стр.10-12) пишет: «Центральной фигурой северно-русских узоров является изображение женщины, которая представляется всегда стоящею… Её отношение к окружающему внешнему миру выражается положением рук, которые то лежат у нее на бедрах, придавая фигуре величественное спокойствие, то поднимаются кверху, ясно выражая ее молитвенное отношение к чему-то высшему или совершенно невидимому или видимому в форме сияющего диска солнца; то эти приподнятые руки держат птиц и другие символы светил небесных…». Далее, Плотников К. в своём труде «Руководство по обличению русского раскола старообрядчества (стр.90) пишет: «…безпоповцы, чтобы отстоять свою мысль, говорятъ, что древнiе подвижники, не имѣя священниковъ, причащались будто бы не чувственно, а духовно, чрезъ поднятiе рукъ къ небу. Въ подтвержденiе этой мысли они приводятъ слѣдующее мѣсто изъ 111-го слова св. Ефрема Сирина: «Заблуждающе въ горахъ, яко звѣрiе питаеми, совершении суть и исполнени правды…не законъ разоряютъ не прiемлюще священничество держати, заповѣди хранятъ тепли сущее вѣрою… Егда же предстанутъ честнiи священницы святѣй трапезѣ службу принести, тiи первѣе простираютъ руки своя, прiемлюще съ вѣрою тѣло же Владыки, воистину иже присно съ ними сущаго». Аналогично говоритъ и св.Ефремъ: «Егда преклонятъ колѣна во еже помолитися, могутъ мя сотворити сущаго слаба крѣпка. Егда руцѣ воздержутъ, поднявше на небо, исправляетьмися слово, да вѣрно воспою». В сущности, это не должно нас удивлять, ибо эти архаичные рудименты у беспоповцев сохранились до сих пор. Например, в журнале «Начало века» за 2008 год (стр.135-136) был озвучен ответ на вопрос, касающийся исповеди старообрядцев-беспоповцев: «Я исповедуюсь перед Богом ОТЦОМ, перед Солнцем и Месяцем, а не перед священником. Священник разве твои грехи возьмёт? Свой грех не отмолишь — только прощения друг у друга надо просить».
Рисунок (северорусская вышивка) взят из книги Городцова В.А. "Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве".(1926 г.)
Заметка о адорации.
Правдой держится земля,
Солнцем держится небо ...
(«Ригведа» Х, 85, 1).
Поднятые вверх руки, как акт адорации является одним из древнейших ритуальных жестов, который фиксируется в различных частях света, начиная с каменного века. Не вызывает сомнений, что подобный жест можно интерпретировать как молитвенное обращение к небу, солнцу. Первые письменные свидетельства, где упоминаются поднятые вверх руки, мы обнаруживаем в гимнах «Ригведы» II,38,2.:
Чтобы всё слушалось его, бог, устремленный ввысь,
Простирает руки с широкими ладонями.
Кроме того, часто в гимнах руки являются золотыми:
Вот этот Савитар воздел к верху
Золотые руки для побуждения…
Вот он воздел к верху руки, словно (жрец) упавактор,
Золотые, прекрасного вида (руки, этот) Савитар.
(«Ригведа» VI,71,1,5.).
Или:
Эти чудесные руки простираются до краев неба:
Его руки, мягкие, большие, золотые,
Простерлись ввысь до краев неба.
(«Ригведа» VII,45,2).
Любопытно, что Козьма Пражский, рассказывая о приходе славян во главе с Чехом на их новую родину, названную ими в честь своего предводителя, отмечает, что последний встал и «протянул обе руки к небу»
(Пражский Козьма. Чешская хроника (стр. 34). Подтверждением слов хрониста о том, что подобный ритуальный жест существовал у славян, свидетельствует раннесредневековая бляшка из Пскова, на которой в этой молитвенной позе запечатлен мужчина. Более того, подобный жест нашел своё отражение в «памятниках» народного творчества—на северорусских вышитых полотенцах XIX века. В своём исследовании Городцов В.А. «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве» (стр.10-12) пишет: «Центральной фигурой северно-русских узоров является изображение женщины, которая представляется всегда стоящею… Её отношение к окружающему внешнему миру выражается положением рук, которые то лежат у нее на бедрах, придавая фигуре величественное спокойствие, то поднимаются кверху, ясно выражая ее молитвенное отношение к чему-то высшему или совершенно невидимому или видимому в форме сияющего диска солнца; то эти приподнятые руки держат птиц и другие символы светил небесных…». Далее, Плотников К. в своём труде «Руководство по обличению русского раскола старообрядчества (стр.90) пишет: «…безпоповцы, чтобы отстоять свою мысль, говорятъ, что древнiе подвижники, не имѣя священниковъ, причащались будто бы не чувственно, а духовно, чрезъ поднятiе рукъ къ небу. Въ подтвержденiе этой мысли они приводятъ слѣдующее мѣсто изъ 111-го слова св. Ефрема Сирина: «Заблуждающе въ горахъ, яко звѣрiе питаеми, совершении суть и исполнени правды…не законъ разоряютъ не прiемлюще священничество держати, заповѣди хранятъ тепли сущее вѣрою… Егда же предстанутъ честнiи священницы святѣй трапезѣ службу принести, тiи первѣе простираютъ руки своя, прiемлюще съ вѣрою тѣло же Владыки, воистину иже присно съ ними сущаго». Аналогично говоритъ и св.Ефремъ: «Егда преклонятъ колѣна во еже помолитися, могутъ мя сотворити сущаго слаба крѣпка. Егда руцѣ воздержутъ, поднявше на небо, исправляетьмися слово, да вѣрно воспою». В сущности, это не должно нас удивлять, ибо эти архаичные рудименты у беспоповцев сохранились до сих пор. Например, в журнале «Начало века» за 2008 год (стр.135-136) был озвучен ответ на вопрос, касающийся исповеди старообрядцев-беспоповцев: «Я исповедуюсь перед Богом ОТЦОМ, перед Солнцем и Месяцем, а не перед священником. Священник разве твои грехи возьмёт? Свой грех не отмолишь — только прощения друг у друга надо просить».
Рисунок (северорусская вышивка) взят из книги Городцова В.А. "Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве".(1926 г.)