Последний день святок (31.12) - Щедрец, знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие (сравни санскритское su - рождать). Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или толпе людей и поют:
Щедрый вечер! Добрый вечер!
Хозяева спрашивают:
- Кто идёт?
- Бог!
- Что несёт?
- Пирог!
- Бог!
- Что несёт?
- Пирог!
Затем колядовщики начинают "коляду томить", т. е. выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де "шли издалека", "у козы ноги болят", и т. д. Хозяева упираются, отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержат в себе шуточные угрозы:
Щедрик-ведрик, дайте вареник,
Грудочку кашки, колечко колбаски.
Матушка-сударушка, подай пирожка,
Не подашь пирожка, не родишь сынка,
А родишь девицу-ресчерепицу,
Ни шить, ни ткать, помелом махать.
Грудочку кашки, колечко колбаски.
Матушка-сударушка, подай пирожка,
Не подашь пирожка, не родишь сынка,
А родишь девицу-ресчерепицу,
Ни шить, ни ткать, помелом махать.
Считается большим стыдом не одаривать щедровщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают "проклятьица" вроде: пустой им мешок, дырявый горшок!
Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый год в семейном кругу. Вечером девушки гадают по воде, налитой в чашки, поют подблюдные песни, вроде:
Сын с отцом
Сеял рожь с овсом,
Дива Лело, Ладо моё,
Кому вынется, скоро сбудется,
Не минуется.
Сеял рожь с овсом,
Дива Лело, Ладо моё,
Кому вынется, скоро сбудется,
Не минуется.