Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Язык до волхвов доведет - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Язык до волхвов доведет газетная статья Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Март 2012 - 19:43

С X века Россия считается православной христианской страной, хотя на ее обширной территории помимо последователей христианства, ислама, буддизма и других мировых религий есть и приверженцы иных мировоззренческих традиций. О религиозных пристрастиях современных россиян расскажет саровчанин, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Нижегородского государственного педагогического университета Роман Шиженский, который является руководителем областного Совета молодых ученых и межфакультетской лабораторией по изучению материальной и духовной культуры и межконфессиональных связей народов Поволжья «ЛиК».

Сфера его научных и околонаучных интересов весьма специфическая — изучение современной российской этнической религиозности, другими словами — язычников. Кроме того, Роман интересуется историей Древней Руси, мифологией индоевропейских народов, и своими знаниями он готов поделиться с читателями.

В гости к волхву

С конца 80-х годов прошлого столетия в нашей стране начался так называемый религиозный ренессанс, и общество, изголодавшееся по духовной пище, обратило свои взоры как на традиционные (мировые) религии, так и на целую массу всевозможных деноминаций, сект, неокультов, религиозных обществ. По мнению ученых, большинство новых религиозных движений пришло к нам с Запада и Востока, и деятельность некоторых из них не сводима лишь к духовному служению. Зачастую за стандартным набором обмана в виде «псевдорелигиозной мишуры» скрывается образ врага-«буржуина», вербующего отряды «мальчишей-плохишей», продающих Родину за банку варенья и пачку печенья. Однако грозные времена миновали, безумство 80-90–х кануло в Лету, и наши соотечественники в основном определились в своих религиозных пристрастиях.

В первые числа миллениума мне в руки попал один из многочисленных справочников по изучению современной религиозной жизни России. К большому удивлению, я обнаружил в издании тематический раздел, посвященный современному русскому язычеству. Авторы очерка приводили десятки фамилий и имен лидеров приверженцев многобожия, названия языческих общин, объединений и союзов. Но ведь любой историк, да и вообще человек с законченным образованием (школьным, средним и тем более высшим) прекрасно знает, что от многобожия (политеизма) верховная власть на Руси отказалась еще во времена князя Владимира Святославича. Сам Владимир вначале был ярым сторонником язычества (еще бы — одних наложниц и жен сколько!), даже провел религиозную реформу, но потом резко опомнился, взялся за ум и принял христианство. Было это в X веке. Сейчас на дворе XXI столетие, и что же, славянское язычество живо? А не очередная ли это акция иностранных мессионеров, пытающихся сбить честных, но не слишком подкованных в религиозных вопросах россиян?

Итак, начнем с недавних событий. Этой зимой я взял интервью у одного из идеологов русского язычества волхва Велимира (Н.Н.Сперанского). В обычной жизни вне религии Николай Сперанский — рядовой житель подмосковного Троицка, кандидат физико-математических наук, физик-ядерщик, сумевший, несмотря на тяжелые времена реформ, сохранить любовь к науке. В сакральной (священной, тайной) жизни Велимир — создатель и старейшина официально существующей с 1997 года религиозной языческой группы «Коляда Вятичей», входящей с 2002 года в международное общественное движение «Круг Языческой Традиции». Он автор нескольких работ по русскому родноверию, редактор газеты этнического возрождения «Дерево Жизни».

Встреча могла и не состояться, в дело как обычно вмешался господин случай в лице одного из общинников «Коляды вятичей» Мезгиря (Алексея Потапова). Именно Алексей после предварительных переговоров — «кодов доступа» — передал телефон Николая. Кстати, подобные предосторожности вовсе не характеризуют современных язычников как адептов некой закрытой секты, тайного ордена посвященных, просто критерий доверия к «научникам» и журналистам, интересующимся «этникой», с середины 80-х резко снизился. Для большинства исследователей в современном язычестве главное — быстро обнаружить сенсационный материал: политическую ориентацию родноверов («естественно», националистическую), ритуальную составляющую («естественно», сатанинскую или привнесенную из вне)… Ради интереса студенты по изучению материальной и духовной культуры провели своеобразный эксперимент. Используя в качестве источника материалы новостных полос сети Интернет, всего за год нового тысячелетия они посчитали, что более 70% сообщений, посвященных проблеме современного политеизма, посвящены поиску в среде неоязычников элементов криминала, политического противостояния и тому подобного. Этим отчасти и объясняется нежелание религиозных традиционалистов раздавать интервью на право и налево, официально регистрироваться в надлежащих органах.

Так или иначе, я договорился о встрече и прибыл в Троицк по указанному адресу. Дом и квартиру нашел без особого труда, и после обычного набора приветствий в виде выяснения цели интереса язычеством, обмена литературой, поиска общих знакомых, постановки вопросов внутри проблемы, приступил к сбору так называемого «полевого материала», вооружившись вопросником, диктофоном и фотоаппаратом.

Комната Велимира представляла собой «Русь языческую в отдельно взятой квартире». На стенах — картины на заданную тематику руки самого Николая, в углу — красном — своего часа дожидаются изображения переносных чуров хранителей (статуэтки богов), на стенах покоятся всевозможные ковши, братины, выполненные в древней новгородской технике плетеной резьбы, восстанавливаемой хозяином квартиры. Особого упоминания заслуживают и бубны, используемые волхвом в обрядовой практике. Справедливости ради надо отметить, что именно Николай Сперанский первым в русской родноверческой среде начал использовать данный музыкальный инструмент в религиозных церемониях.

Вопросы, на которые я предложил ответить волхву «Коляды вятичей», были обкатаны на представителях других языческих объединений и касались в основном общей характеристики исследуемого явления.

— Что такое язычество в вашем понимании?

— Язычество — широкое понятие, включающее в себя мировоззрение, образ жизни, бытовые навыки, систему ценностей и верование. Ключевым во всем этом является следование коренной традиции своих предков. При этом я понимаю, что традиция предков не является традицией каких либо мировых религий.

— К какому направлению в современном язычестве вы себя относите?

— Условно говоря, современное язычество можно представить в виде птицы. Ее правое крыто — это эксцентричная молодежь, опирающаяся на идеи национально-политического характера. Создается впечатление, что правое язычество не ставит задачи духовного развития. Правые не склонны к религиозному поиску и не имеют обыкновения создавать наработки в области язычества, а являются лишь его эксплуататорами. Среди них развиваются военные культы, в которых существенное место занимают силовые состязания.

Истинные язычники собраны в центре движения. Они осознают и формулируют языческие истины, а не только эксплуатируют их. Идеология центра примерно такова: язычество есть национальная русская вера, и ее задача — поддерживать правильную жизнь русского человека на своей земле и противостоять инородным культурным и религиозным влияниям. При этом главное — жить самому по традиции и объяснять ее другим. В обществе, живущем в согласии с богами, Мировое Зло, с которым готовятся бороться правые, просто не сможет удержаться.

Существуют язычники левого крыла. Это гармоничные личности, желающие и способные вписаться в общество и заработать на его к ним доверии. Именно поэтому их книги легче всего издаются. Левые характеризуются тем, что занимаются язычеством отвлеченно от жизни своего народа. Часто они перемешивают традиции различных народов и выдают их за русскую веру. Так, например, поступил лидер инглистов Патер Дый (А.Хиневич — эзотерик из Омска). Левые выдумывают славянские руны и сочиняют фэнтэзи. Среди левых полно двоеверцев, соглашательски настроенных по отношению к христианству.

Помимо правых, левых и центра, в язычестве есть тыл. Это группы и отдельные люди, использующие языческие образы в прикладной деятельности. Это резчики, художники, писатели, скульпторы, экологи и другие. Тыл — это и традиционные фольклорные коллективы, понимающие свое творчество как языческое. Есть и совсем глубокий тыл — колдуны российской глубинки, бабушки, собирающие травы и знающие поверья своей деревни. Они, как правило, не догадываются, что они язычники.

Наконец, есть авангард. Это движения, тяготеющие к индийскому язычеству. Это так же и молодежные движения в стиле книг английского писателя Дж.Толкиена. Это и поклонники скандинавских богов, (Тора Одина, Фреи, и т.д.). У них многое идет от игры, от личного эзотерического поиска. Я отношу себя к центру движения…


Вслед за весьма интересной конструктивной беседой и чаепитием Велимир предложил посетить одно из священных мест общины — капище богини Лады, основанное 20 декабря 2008 года. После непродолжительной и весьма тяжелой прогулки по зимнему лесу по колено в снегу волхв только по ему понятным приметам вывел меня на небольшую полянку, в центре которой возвышалось изваяние богини и располагался алтарь для приношений. По мнению язычников, Лада — одна из главных богов, оберегающих Россию. Молчаливое созерцание «рукотворно-природного храма» прервал снегопад, обрушившийся с вековых деревьев, окружавших языческое место силы. «Ладушка здесь. Извини нас, матушка, что с пустыми руками», — прокомментировал данное явление Николай, и после непродолжительной паузы мы поспешили «в цивилизацию»…

Спустя два часа я был в Москве. Погрузившись в подземку, вспоминал встречу с Велимиром и думал: «Так что же такое современное язычество? Что привлекает молодежь и людей старшего возраста в этом новом религиозном движении? Мечты о чем-то далеком? Возможность хотя бы на время, на несколько часов, уйти от проблем глобального техногенного мира? Огромное количество вопросов и минимум ответов в виде разнополюсных точек зрения научного сообщества, представителей церкви и самих адептов движения. Понятно пока только одно — русскому язычеству XX века без малого 50 лет, и значит, это кому-то нужно…»

Роман Шиженский, фото автора (апрель 2010)

Источник: вести города Саров

#2 Пользователь офлайн   Иггельд

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 447
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 17 Март 2012 - 21:41

С Романом я встречался буквально вот только что на Киевском вокзале в Москве. Он как раз ехал по научным делам в Киев, в том числе и на встречу с лидером славянского духовного движения "Великий Огонь" Огином. Роман подарил свою новую книгу 2012 года, изданную тысячным тиражом при Нижегородском отделении Института российской истории РАН "Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава" (А.А.Добровольского). Это полноправная научная монография, рецензии учёных Польши, Чехии, Украины и Беларуси приведены полностью в конце книги. Приводится богатая библиография ряда современных родноверов. Фотокопия юридически заверенного завещания Доброслава своим сыновьям - сжечь его на костре согласно вере и обычаю предков. Завещание составлено и заверено по всем правилам в 2009 году. Предусмотрительно.

#3 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Март 2012 - 22:15

Иггельд, а книгу про Доброслава где купить можно?

#4 Пользователь офлайн   Иггельд

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 447
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 17 Март 2012 - 22:28

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (17 марта 2012 - 22:15):

Иггельд, а книгу про Доброслава где купить можно?


Роман привёз нам только две книги, вероятно из типографии. Обе подписаны. Поедет назад в Нижний, если пересекусь - спрошу. Я пролистал пока - неплохое исследование на первый взгляд. Непредвзятое. Но я, отдавая должное пониманию Доброславом язычества, как волшебства, точнее и не скажешь, его радикальных взглядов не разделяю. Вместе с тем в чём-то завидую. Надо будет под конец жизни тоже податься в леса, если раньше мировая закулиса не заставит или очередная перестройка с неуклонной реформой :).

#5 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Март 2012 - 22:58

Иггельд

Цитата

его радикальных взглядов не разделяю.


Ты под ними что понимаешь? "Бей жидов спасай Россию!" или его отказ от жизни в "цЫвилизацЫи"?

Цитата

Вместе с тем в чём-то завидую. Надо будет под конец жизни тоже податься в леса,


Доброслав живёт так, как естественно жить волхву и вообще язычнику...

#6 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 17 Март 2012 - 23:10

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (17 марта 2012 - 22:58):

Доброслав живёт так, как естественно жить волхву и вообще язычнику...

Т.е. волхв должен уединится в глуши и в этом он соответствует своему предназначению, а простому человеку, дабы просто быть язычником, также надо жить в глуши?

#7 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Март 2012 - 23:31

Язычнику неестественно жить в обществе, доминирующая идеология которого прямо противоречит язычеству. Он или затратит очень много сил и останется собой, или общество его сломает и он станет недоязычником. Всё очень просто.

В современном Родноверии мы преимущественно наблюдаем недоязычников, которые язычниками так и не стали - но это уже другой вопрос.

#8 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 17 Март 2012 - 23:33

Мирослав.
Т.е. у тебя есть определение полноценного язычника?

#9 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Март 2012 - 23:41

У меня есть понимание того, какое мировоззрение свойственно полноценному язычнику. Для того, чтобы оное у тебя появилось рекомендую прочитать следующую, небольшую по объёму, работу:
Священное и мирское

Потом, если это тебе нужно, можешь вывести точное определение.

#10 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 17 Март 2012 - 23:49

Мирослав.
За ссылку спасибо, но разве ты не способен кратко указать на основные отличительные черты полноценного язычника?

#11 Пользователь офлайн   Иггельд

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 447
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 18 Март 2012 - 00:13

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (17 марта 2012 - 22:58):

Иггельд
Ты под ними что понимаешь? "Бей жидов спасай Россию!"


И это тоже, а также неоправданное возвеличивание культа сексуальности в виде Ярыло. Быть может, такого бога в понимании древних и вовсе не было, а Ярыло - это персонаж весьма поздний.

#12 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 18 Март 2012 - 00:14

Будай

Зачем? Чтобы устроить диспут по этому поводу? Мне это неинтересно.

#13 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 18 Март 2012 - 00:18

Иггельд

Цитата

а также неоправданное возвеличивание культа сексуальности в виде Ярыло


Ну здесь кому что больше нравится. :) Кому-то - жреческие культы, кому-то - воинские, кому-то - культы плодородия...

Цитата

Быть может, такого бога в понимании древних и вовсе не было


В среде современных реконструкторов периодически возникают диспуты на подобные темы... Я смысла в них особого не вижу.

Цитата

Ярыло - это персонаж весьма поздний


Как писал ещё Велимир Сперанский, глупо думать, что язычество прекратило своё существование в Х веке, и всё, что было потом, язычеством не является...

#14 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 18 Март 2012 - 07:47

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (18 марта 2012 - 00:14):

Будай

Зачем? Чтобы устроить диспут по этому поводу? Мне это неинтересно.

Тогда не стоит вслух называть "недоязычниками" кого-то, если у тебя нет желания обосновывать собственные заявления. Не уподобляйся православным.

#15 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 18 Март 2012 - 08:24

Будай, да я уже устал обосновывать. Толку-то? Всё равно мало помогает.

А по ссылке пройди всё-таки - возможно, многие вопросы отпадут. В том числе и о недоязычниках.

#16 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 19 Март 2012 - 08:00

Мирослав, по ссылке пройду конечно, но надо чётко помнить, что язычество подстраивается под изменения мира, а не наоборот. Однако подстраиваться не означает полностью растворяться и потому само определение "недоязычник" не применимо в текущих условиях до тех пор, пока не будет чётко обозначено определение язычника с учётом сегодняшних условий!

#17 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 19 Март 2012 - 16:44

Будай

Цитата

но надо чётко помнить, что язычество подстраивается под изменения мира, а не наоборот.


Общество основано на определённом мировоззрении (и наборе ценностей). Языческие ценности и мировоззрение прямо противоречат основе современнного нам общества. Проще говоря - очень часто принципиально несовместимы. Как ты представляешь себе процесс "подстраивания"? Если мировоззрение человека останется современным - он и будет именно "недоязычником". Очередным офис-менеджером в свободное от работы время играющим в язычество. Таких у нас большинство, к сожалению.

Цитата

само определение "недоязычник" не применимо в текущих условиях до тех пор, пока не будет чётко обозначено определение язычника с учётом сегодняшних условий!


Обозначай определение "с учётом условий". :) На выходе, скорее всего, получишь идеологическое обоснование "трушности" для современных реконструкторов, играющихся в язычество. Им понравится. :)

#18 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 19 Март 2012 - 22:10

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (19 марта 2012 - 16:44):

Будай
Языческие ценности и мировоззрение прямо противоречат основе современнного нам общества. Проще говоря - очень часто принципиально несовместимы.


Обозначай определение "с учётом условий". :) На выходе, скорее всего, получишь идеологическое обоснование "трушности" для современных реконструкторов, играющихся в язычество. Им понравится. :)

1.Например?
2.Укажи мне, как именно я, менеджер, играюсь в язычество?

#19 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 20 Март 2012 - 08:14

Цитата

1.Например?


Например, пройди по ссылке. И почитай.

Цитата

Укажи мне, как именно я, менеджер, играюсь в язычество?


Понятия не имею как именно ты играешься в язычество.

#20 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 20 Март 2012 - 14:22

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (20 марта 2012 - 08:14):

Например, пройди по ссылке. И почитай.

Понятия не имею как именно ты играешься в язычество.

Прошёл и почитал. Нет ничего из того о чём ты пишешь! Если ты изучил предоставляемую ссылку, то видимо тебе не составит труда привести выдержку?

А как именно играются в язычество те, о ком ты указываешь?

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей