Сфера его научных и околонаучных интересов весьма специфическая — изучение современной российской этнической религиозности, другими словами — язычников. Кроме того, Роман интересуется историей Древней Руси, мифологией индоевропейских народов, и своими знаниями он готов поделиться с читателями.
В гости к волхву
С конца 80-х годов прошлого столетия в нашей стране начался так называемый религиозный ренессанс, и общество, изголодавшееся по духовной пище, обратило свои взоры как на традиционные (мировые) религии, так и на целую массу всевозможных деноминаций, сект, неокультов, религиозных обществ. По мнению ученых, большинство новых религиозных движений пришло к нам с Запада и Востока, и деятельность некоторых из них не сводима лишь к духовному служению. Зачастую за стандартным набором обмана в виде «псевдорелигиозной мишуры» скрывается образ врага-«буржуина», вербующего отряды «мальчишей-плохишей», продающих Родину за банку варенья и пачку печенья. Однако грозные времена миновали, безумство 80-90–х кануло в Лету, и наши соотечественники в основном определились в своих религиозных пристрастиях.
В первые числа миллениума мне в руки попал один из многочисленных справочников по изучению современной религиозной жизни России. К большому удивлению, я обнаружил в издании тематический раздел, посвященный современному русскому язычеству. Авторы очерка приводили десятки фамилий и имен лидеров приверженцев многобожия, названия языческих общин, объединений и союзов. Но ведь любой историк, да и вообще человек с законченным образованием (школьным, средним и тем более высшим) прекрасно знает, что от многобожия (политеизма) верховная власть на Руси отказалась еще во времена князя Владимира Святославича. Сам Владимир вначале был ярым сторонником язычества (еще бы — одних наложниц и жен сколько!), даже провел религиозную реформу, но потом резко опомнился, взялся за ум и принял христианство. Было это в X веке. Сейчас на дворе XXI столетие, и что же, славянское язычество живо? А не очередная ли это акция иностранных мессионеров, пытающихся сбить честных, но не слишком подкованных в религиозных вопросах россиян?
Итак, начнем с недавних событий. Этой зимой я взял интервью у одного из идеологов русского язычества волхва Велимира (Н.Н.Сперанского). В обычной жизни вне религии Николай Сперанский — рядовой житель подмосковного Троицка, кандидат физико-математических наук, физик-ядерщик, сумевший, несмотря на тяжелые времена реформ, сохранить любовь к науке. В сакральной (священной, тайной) жизни Велимир — создатель и старейшина официально существующей с 1997 года религиозной языческой группы «Коляда Вятичей», входящей с 2002 года в международное общественное движение «Круг Языческой Традиции». Он автор нескольких работ по русскому родноверию, редактор газеты этнического возрождения «Дерево Жизни».
Встреча могла и не состояться, в дело как обычно вмешался господин случай в лице одного из общинников «Коляды вятичей» Мезгиря (Алексея Потапова). Именно Алексей после предварительных переговоров — «кодов доступа» — передал телефон Николая. Кстати, подобные предосторожности вовсе не характеризуют современных язычников как адептов некой закрытой секты, тайного ордена посвященных, просто критерий доверия к «научникам» и журналистам, интересующимся «этникой», с середины 80-х резко снизился. Для большинства исследователей в современном язычестве главное — быстро обнаружить сенсационный материал: политическую ориентацию родноверов («естественно», националистическую), ритуальную составляющую («естественно», сатанинскую или привнесенную из вне)… Ради интереса студенты по изучению материальной и духовной культуры провели своеобразный эксперимент. Используя в качестве источника материалы новостных полос сети Интернет, всего за год нового тысячелетия они посчитали, что более 70% сообщений, посвященных проблеме современного политеизма, посвящены поиску в среде неоязычников элементов криминала, политического противостояния и тому подобного. Этим отчасти и объясняется нежелание религиозных традиционалистов раздавать интервью на право и налево, официально регистрироваться в надлежащих органах.
Так или иначе, я договорился о встрече и прибыл в Троицк по указанному адресу. Дом и квартиру нашел без особого труда, и после обычного набора приветствий в виде выяснения цели интереса язычеством, обмена литературой, поиска общих знакомых, постановки вопросов внутри проблемы, приступил к сбору так называемого «полевого материала», вооружившись вопросником, диктофоном и фотоаппаратом.
Комната Велимира представляла собой «Русь языческую в отдельно взятой квартире». На стенах — картины на заданную тематику руки самого Николая, в углу — красном — своего часа дожидаются изображения переносных чуров хранителей (статуэтки богов), на стенах покоятся всевозможные ковши, братины, выполненные в древней новгородской технике плетеной резьбы, восстанавливаемой хозяином квартиры. Особого упоминания заслуживают и бубны, используемые волхвом в обрядовой практике. Справедливости ради надо отметить, что именно Николай Сперанский первым в русской родноверческой среде начал использовать данный музыкальный инструмент в религиозных церемониях.
Вопросы, на которые я предложил ответить волхву «Коляды вятичей», были обкатаны на представителях других языческих объединений и касались в основном общей характеристики исследуемого явления.
— Что такое язычество в вашем понимании?
— Язычество — широкое понятие, включающее в себя мировоззрение, образ жизни, бытовые навыки, систему ценностей и верование. Ключевым во всем этом является следование коренной традиции своих предков. При этом я понимаю, что традиция предков не является традицией каких либо мировых религий.
— К какому направлению в современном язычестве вы себя относите?
— Условно говоря, современное язычество можно представить в виде птицы. Ее правое крыто — это эксцентричная молодежь, опирающаяся на идеи национально-политического характера. Создается впечатление, что правое язычество не ставит задачи духовного развития. Правые не склонны к религиозному поиску и не имеют обыкновения создавать наработки в области язычества, а являются лишь его эксплуататорами. Среди них развиваются военные культы, в которых существенное место занимают силовые состязания.
Истинные язычники собраны в центре движения. Они осознают и формулируют языческие истины, а не только эксплуатируют их. Идеология центра примерно такова: язычество есть национальная русская вера, и ее задача — поддерживать правильную жизнь русского человека на своей земле и противостоять инородным культурным и религиозным влияниям. При этом главное — жить самому по традиции и объяснять ее другим. В обществе, живущем в согласии с богами, Мировое Зло, с которым готовятся бороться правые, просто не сможет удержаться.
Существуют язычники левого крыла. Это гармоничные личности, желающие и способные вписаться в общество и заработать на его к ним доверии. Именно поэтому их книги легче всего издаются. Левые характеризуются тем, что занимаются язычеством отвлеченно от жизни своего народа. Часто они перемешивают традиции различных народов и выдают их за русскую веру. Так, например, поступил лидер инглистов Патер Дый (А.Хиневич — эзотерик из Омска). Левые выдумывают славянские руны и сочиняют фэнтэзи. Среди левых полно двоеверцев, соглашательски настроенных по отношению к христианству.
Помимо правых, левых и центра, в язычестве есть тыл. Это группы и отдельные люди, использующие языческие образы в прикладной деятельности. Это резчики, художники, писатели, скульпторы, экологи и другие. Тыл — это и традиционные фольклорные коллективы, понимающие свое творчество как языческое. Есть и совсем глубокий тыл — колдуны российской глубинки, бабушки, собирающие травы и знающие поверья своей деревни. Они, как правило, не догадываются, что они язычники.
Наконец, есть авангард. Это движения, тяготеющие к индийскому язычеству. Это так же и молодежные движения в стиле книг английского писателя Дж.Толкиена. Это и поклонники скандинавских богов, (Тора Одина, Фреи, и т.д.). У них многое идет от игры, от личного эзотерического поиска. Я отношу себя к центру движения…
Вслед за весьма интересной конструктивной беседой и чаепитием Велимир предложил посетить одно из священных мест общины — капище богини Лады, основанное 20 декабря 2008 года. После непродолжительной и весьма тяжелой прогулки по зимнему лесу по колено в снегу волхв только по ему понятным приметам вывел меня на небольшую полянку, в центре которой возвышалось изваяние богини и располагался алтарь для приношений. По мнению язычников, Лада — одна из главных богов, оберегающих Россию. Молчаливое созерцание «рукотворно-природного храма» прервал снегопад, обрушившийся с вековых деревьев, окружавших языческое место силы. «Ладушка здесь. Извини нас, матушка, что с пустыми руками», — прокомментировал данное явление Николай, и после непродолжительной паузы мы поспешили «в цивилизацию»…
Спустя два часа я был в Москве. Погрузившись в подземку, вспоминал встречу с Велимиром и думал: «Так что же такое современное язычество? Что привлекает молодежь и людей старшего возраста в этом новом религиозном движении? Мечты о чем-то далеком? Возможность хотя бы на время, на несколько часов, уйти от проблем глобального техногенного мира? Огромное количество вопросов и минимум ответов в виде разнополюсных точек зрения научного сообщества, представителей церкви и самих адептов движения. Понятно пока только одно — русскому язычеству XX века без малого 50 лет, и значит, это кому-то нужно…»
Роман Шиженский, фото автора (апрель 2010)
Источник: