Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Языческие капища - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Языческие капища типа гипотеза Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Wseslaw

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 391
  • Регистрация: 30 Октябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 28 Июнь 2010 - 11:19

Нашёл вот тут... Почти случайно. Но на самом деле какой уж там случай. Дого вникать было недосук. Но выходит сценарий фильма о Москве готов почти. Осталось проверить из более надёжных источников.
ЦИТИРУЮ:

Список древних капищ славянским богам
Капище Ярилы
Дом на Котельнической набережной, Москва;
Капище Мокоши
Большая Ордынка, Москва;

Капище Велеса
Храм Христа Спасителя, Москва;
Авраамиевский монастырь, Ростов;
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Хорса
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Дажьбога
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;
Капище Чернобогу
Кафедральный собор, район художественной галереи, Пермь;
долина реки Кыртык – славянский Храм Сатурна-Чернобога;
Капище Лады
Шумское святилище, Украина;
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;

Капище Перуна
урочище Перынь близ Новгорода Великого;
Каменье, Вологда;
Выжгородский капищный комплекс, Подмосковье, берег реки Яхрома;
Усадьба А.Н. Островского, Калужская обл.;

Капище Купале
Москворецкий мост – московский Кремль, Москва;
Капище Радогоста
Город-святилище Ретра, Германия;
Капище Триглава
Свентокжицкие горы, верховья Вислы, Польша;

Капище Рода
Звенигород, Украина;
Капище Святовита
Остров Рюген (Буян), Германия;

Другие святилища
Чистые пруды, святилище. Москва.
урочище Гнилой Кут, г. Городок
Киевское святилище, Украина;
Красногорское святилище, Смоленская область
Нижне-воргольское святилище, близ села Нижний Воргол
Святилище близ хутора Пустынка, Украина
Святилище в Ржавинском лесу, Северная Буковина
Ходосовичское святилище на берегу озера Святое

http://www.dazzle.ru/spec/sdksb.shtml

На странице сайта есть переОТссылки и можно посмотреть описание и кое-какую "доказуху".

#2 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 02 Июль 2010 - 10:13

Вот ссылка.
http://slavs.org.ua/...revnikh-slavyan
Аркона на острове Рюген, Германия - городище-святилище IX-XII вв., расположено на мысу высотой 40 м, обращенном к востоку. С трех сторон омывается морем и в большей степени разрушено. Современные размеры - 90 м с востока на запад и до 160 м с севера на юг, предполагаемые прежние размеры в 2-3 раза больше. Раскопки проводились в 1921,1930 и 1969-1971 гг. когда через площадку и вал были проложены траншеи шириной 1 м. В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожженной глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5-6м и плоским рвом шириной 10 м, сооруженными в IX в. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 см), имеющие длину 4,1 и 6,2 м и содержащие многочисленные вещи. В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8-11 мужских черепов, частично поврежденных, кости животных, вещи, обломки посуды X-XII вв. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды и к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник.

Асташково, Смоленская обл., Россия - городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная .площадка (14,5х12 м) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена. Третьяков П.; Шмидт Е.А., 1963. С.124-125.

Бабин, Черновецкая обл., Украина - городище на вершине останца правого берега Днестра. Централььная площадка круглой формы (диаметр 7 м) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 м. С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразные эскарпа, доходящие до обрывов. Во рвах найдены угли, кальценированные кости, обломки лепной и гончарной посуды IX-X вв..Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.

Бабина долина, Тернопольская обл., Украина - культовые яма и площадка ХП-начала XIII в., расположеииые на месте поселения XI-XII вв., находившегося у подножия городища-святилища Звенигород. Раскопками, проводившимися в 1985-1989 гг. Тернопольским краеведческим музеем под руководством М.А. Ягодинской, вскрыта большая площадь на поселении и открыты жилые полуземлянки с печами-каменками и хозяйственными помещениями с каменными рабочими площадками.

Бабка, Ровенская обл., Украина - городище на восточной оконечности песчаной возвышенности. Круглая площадка диаметром 30 м окружена углублениями в виде прерывистого ровика и отдельных корытовидных ям. Почти в центре площадки находится столбовая яма (диаметр 0,5 м и глубина 0,7 м) и скопление угля диаметром 1 м. В южной части обнаружено трупосожжение в горшке. На городище найдены нож, кости животных, обломки лепной и гончарной посуды VIII-X вв..На вершине окружающего вала лежат уголь и обгоревшие бревна. Мелкий ров заполнен прослой-ками угля. Рядом расположено синхронное селище.

Благовещенская Гора около Вщижа, Брянская обл., Россия - городище-святилище юхновской культуры. Площадка городища (40х25 м) с напольной стороны ограничена валом и широким рвом (ширина 18 м). С внутренней стороны к валу примыкал длинный общественный дом. На городище найдена ромеиская керамика IX-X вв., рядом расположено синхронное селище, в котором открыто жилище и остатки длинного дома. Найдены амулеты из просверленных клыков бобровых позвонков, камни с прочерченными крестовидными знаками, гребень с конскими головками. Возможно, городище служило святилищем и в это время. В XI-XIII вв. на городище находилось кладбище и рядом была построена церковь Благовещения.

Богит, Гусятинский район, Тернопольская обл., Украина - городище-святилище расположено на самом высоком холме в лесистой местности Медоборы в 5 км от с.Городница. Является ближайшим культовым памятником к месту находки Збручского идола. Раскопки проводились в 1984 г. Прикарпатской экспедицией Института археологии РАН. Траншеями перерезаны валы городища: главный вал около въезда на городище, второй вал у среза пересекающей его дороги, третий вал также около обнажения на дороге, северный земляной вал перерезан в трех местах. На площадке городища расчищено капище, жертвенник и три постройки - западины.

Бранденбург, Германия - культовая площадка, расположенная рядом с городищем, возникшим в VIII в., по преданию святилище Триглава. На холме под фундаментом костела обнаружен культурный слой «нежилого» характера.

Бродовин, Германия - площадка-капище находится на самой высокой части полуострова, выдающегося в озеро, окружена рвом (ширина его 5 м, глубина 80 см), имеет диаметр 25 м. На склоне холма расположено поселение IX/X-XIII вв. В 1258 г. здесь построен монастырь.

Бубнище, Ивано-Франковская обл., Украина - городище, с трех сторон окруженное скалами, с четвертой стороны ограничено валом и внутренним рвом шириной 10 м. Диаметр площадки 40 м. В скале выбит колодец, к которому ведут каменные ступени. Колодец (2х2 м современная его глубина 5-6 м) не доходит до воды. В скалах выбиты три пещеры с сохранившимися пазами от бревен. На скалах изображены солярные знаки, углубление в форме ладони, личины. Рядом находится большой курган-ный могильник, состоящий из насыпей диаметром 5 м и высотой меньше 1 м.

Василев, Черновецкая обл., Украина - на могильнике XII-XIII вв. открыты ямы с углем, костями животных и черепками.

Верховляны, Гродненская обл., Беларусь - городище, круглая площадка (7х7 м) которого ограничена внутренним рвом и валом. Во рву обнаружена каменная кладка, угли и гончарная керамика XI-XIII вв.

Волин, Польша - на самом высоко месте старого города раскопана деревянная постройка 5х5 м, окруженная оградой. Существовала со второй половины IX до начала XII вв. В окрестностях найдена бронзовая фигурка коня, несколько деревянных фигурок, среди которых одна четырехликая. На склоне Серебряного Холма находится кострище, где между камней, рыбьей чешуи лежал кусок черепа человека. Рядом открыта яма с двумя черепами, фрагментами посуды и костями животных.

Воргол, Воронежской обл., Россия - на городище-убежище частично сохранились обожженная глиняная площадка (12х6 м). В ее центре находилась столбовая яма, рядом с ней скелет лошади, три наконечника стрел. На площадке лежали нож, обломки замка, гривны, трапециевидная привеска, бусина, астрагалы, льячки. Кругом площадки сохранилось шесть ям с золой, костями животных, черепками посуды, пряслицем, обломком жернова, косой, салтовской серьгой. Вещи относятся к X-XI вв. В валу городища обнаружено ритуальное захоронение конской головы, 94 астрагала.

Вышегрод, Польша - на возвышении правого берега Вислы находится круглая площадка (диаметр 18 м), в центре которой сохранились следы столбов, прямоугольных срубных построек, череп тура. дощадка окружена рядом камней, среди которых находится алтарь, плоский камень-жертвенник, селет человека. К площадке ведет вымощенная камнями дорога, на которой лежало два серпа и едет человека. Объект датируется X-XIII вв. В 2,6 км около городища Округлая гора выявлен ров, ограничивающий круглую площадку (диаметр иблизительно 20 м). В выступе рва найдены угли, кости животных, обломки посуды. Рядом распожено селище VI-XI вв.

Гнезио, Польша - на горе Леха под фундаментом’костела обнаружено кострище, состоящее из трех слоев камней с прослойками угля и золы. Найдены кости животных и черепки конца VIII-начала Хвв.

Говда, Тернопольская обл., Украина - городище расположено на мысу правого берега Збруча, ружено валом и с напольной стороны рвом. Овальная площадка городища (40*20 м) имеет наклон к юго-востоку с перепадом высот 20 м (рис. 10). & 1988, 1989 гг. вскрыта площадь 108 кв. м.

Головно, Волынская обл., Украина - городище расположено на возвышении среди болотистого луга. Круглая площадка (диаметр 30 м) слегка повышается в центре и покрыта золистым слоем толщиной 50 см. Под насыпью кольцевого вала (высота его 1 м) залегал слой камней, угля и обгоревших костей. Вдоль вала выявлено несколько корытовидных ям и скопления камней. Найдены обломки посуды Х в., кости животных, фрагмент обгоревшего черепа человека и два зуба.

Гора Хельмска около Кошалина, Польша - на верху горы обнаружены остатки постройки культовой 2,5х4,5 м, с очагом из камней. Рядом находятся ямы с углем. Найдены нож, кресало, пряслице, кости животных и рыб, черепки посуды X-XIII вв.

Брановцы, Болгария - круглая площадка из глины, имеющая два выступа. Найдены кости животнЁх, обломки посуды IX-X вв.

Горбово, Черновицкая обл., Украина - городище расположено на мысу правого берега Прута. ¦втральная площадка городища (диаметр 30 м) окружена кольцевым валом и рвом, к ней примыка.ют две боковые площадки, расположенные на склоне и также ограниченные валами. Плоская вершина центрального вала и уступ с его внутренней стороны вымощены камнями, покрыты углем, обожжен ной глиной и костями животных. Следы огнищ прослеживаются на вершине валов, окружающих боковые площадки городища. Культурного слоя нет. Рядом расположено селище IX-X вв.

Горки, Вологодская обл., Россия - на могильнике ХП-начала XIII вв. открыта овальная культовая яма (2,1х1,55 м, глубина 60-70 см). Найдены два замка, оковка деревянной посуды, скелеты двух собак, трех уток, стрепета, рыб и на дне ямы еще три скелета собак. Яма засыпана камнями и шлаком.

Городок, Хмельницкая обл., Украина - на краю селища VI-VIII вв. находится каменная вымостка (2,3х1,5 м), обожженная сверху, и рядом яма (диаметр 1,5 м, глубина 20 см) с обожженным дном, заполненная углем, золой, пережженными костями животных, обломками посуды.

Гродова Гора около Тумлина, Польша - на высоком холме Свентокжицких гор, покрыта лесом, сохранилось три концентрических вала, сложенных из камней и не имеющих оборонительного значения. На склоне горы расположены селища IX-XI вв. Наверху горы построена часовня.

Гросс Раден, округ Шверин, Германия - деревянный храм расположен за пределами поселения X-XIII вв., к нему ведет мощеная дорога. Храм прямоугольный (12,5х7 м), стены сложены из вертикально стоявших плах, обшитых снаружи досками, имеющими вверху схематически вырубленные головки. Кругом храма на расстоянии от него 1 м проходит ограда из столбов. У входа найден череп зубра, глиняный кубок, обломки посуды IX-X вв. В северной части находилось шесть черепов коней, у юго-восточной стены лежало два копья. Храм перестраивался, его средняя часть повреждена и место для идола не найдено. В XI-XII вв. храм был перенесен на городище, расположенное на острове среди озера. Круглая площадка городища имела диаметр 25 м, вдоль ее края у вала располагались деревянные дома.

Дембно, Польша - городище в Свентокжицких горах. Площадка городища овальная (15х26 м), окружена валом и рвом. Во рву найдены опаленные камни, уголь, куски глиняной обмазки.

Добжешуво, Польша - городище в Свентокжицких горах на высоком холме. Овальная площадка городища (40х80 м) ограничена тремя концентрическими валами, прерывающимися в нескольких местах. Четвертый вал отделяет городище от хребта. Основа невысоких валов (высота 1,5-2 м) сложена из крупных камней и на ней набросаны более мелкие камни. Поверхность валом обожжена, особенно сильно внутренний склон первого вала и внешние склоны второго и третьего. В центре площадки лежит большой камень с выбитыми на нем кругами. В разных местах на площадке и на валах стоят стелы, лежат большие округлые камни, сложены из камней ящики-жертвенники. В западной части площадки находится каменный фундамент алтаря, рядом с ним керамика VIII-IX вв. По радиоуглеродному анализу, взятому с первого вала, определена дата 795 год. Рядом с городищем находятся селища VIII-X вв. Раскопки на городище проводились в 1975-1981 гг., вскрыта площадь 25х100 м и перерезаны валы.

Животинское, Воронежская обл., Россия - на городище IX-X вв. обнаружена яма диаметром 80 и глубиной 60 см, в которой находились уголь, 23 астрагала с отверстиями, точильный камень, бронзо-вый котел, кувшин и горелое зерно. На городище найдены глиняные хлебцы.

Зааринген, округ Бравденбург, Германия - около курганного могильника VII-XII вв. находится круглая площадка (диаметр 20 м), окруженная кольцевым рвом шириной 2-3 м.

Звенигород, Тернопольская обл., Украина - городище расположено на склоне холма правого берега Збруча около с.Крутилов. Исследования проводила Прикарпатская экспедиция ИА РАН, Тернопольский краеведческий музей в 1985, 1987, 1988 гг. Открыто три капища, 15 культовый сооружений, 10 длинный наземных домов, сделаны разрезы валов и рвов, исследовались окрестные селища.

Зеленая Липа, Черновицкая обл., Украина - на останце правого берега Днестра, среди высоких холмов, заросших лесом, находятся остатки деревянного храма, расположенного на самой высокой части площадки (42х 14м). Храм прямоугольной формы (5,3х4,2 м), ориентирован по сторонам света, имел двойные стены, сложенные из бревен и обмазанные глиной. Рядом расположены ямы с прослой-ками угля в заполнении, в скале высечен колодец (рис. 14, 1-4).

Илиев, Львовская обл., Украина - городище расположено на мысу, с напольной стороны ограничь двумя валами и рвами, не доходящими до края площадки. В основании внутреннего вала залега зольно-углистый слой, плоская вершина вала покрыта каменной вымосткой. К насыпи вала с внутренней стороны сделана прямоугольная присыпка (7,2х8 м), на верхней площадке которой (5х6 м) горел огонь, сохранился очаг и столбовые ямы. Площадка городища треугольной формы (60х55м) лишена культурного слоя, лишь перед валом расположены ямы с углем и костями животных (рис. 11, 3-5), По керамике и бронзовому перстню с фигурным щитком городище датируется XIII в. Рядом расположено поселение того же времени.

Канев, Черкасская обл., Украина - южнее города Роден на Княжьей горе, на мысу правого берега непра обнаружена яма (диаметр 1,85, глубина 1,2 м), заполненная темной землей с пеплом, углем, костями животных.

Киев, Украина - на Старокиевской горе открыта каменная кладка (4,2х3,5 м), имевшая четыре аыступа по сторонам света. К западу от него находился «массивный столб», состоящий из слоев обожженной глины, золы и угля. Вокруг лежали кости и черепа животных.

Киев, Украина - на Владимирской улице в 1975 г. раскопаны фундаментные рвы и симметрично расположенные ямы, заполненные строительным мусором. Рядом находится чашеобразная яма со слоями глины, угля и золы. Предполагается, что здесь находилось языческое капище.

Киев, Украина - на Житомирской улице открыта круглая жертвенная яма (диаметром 2 м, глубина 1,2 м).

Кирово, Псковской обл., Россия - круглое городище (52х42 м) расположено на возвышении среди болот. Предполагается, что здесь могло быть святилище.

Коломо, Новгородская обл., Россия - круглая площадка диаметром 18м, окруженная большими камнями, на которой лежит слой золы и угля, кости домашних животных, обломки лепной посуды, кремневый наконечник стрелы. Рядом расположены сопки.

Корчак, Житомирская обл., Украина - на западной окраине поселения V-VII вв. расположена яма 60х70 см, глубина 20 см), на дне которой лежали семь глиняных хлебцев (рис. 6, 2).

Костол, Югославия - площадка, сложенная из камней, на которой лежат птичьи кости.

Красногорье, Смоленская обл., Россия - круглое городище (диаметр 20 м) среди болот окружено двумя концентрическими валами. Под насыпью внутреннего вала обнаружена каменная кладка со следами огня и зольный слой. Такой же слой и обгоревшие бревна лежали на верху вала. Рядом расположено поселение X-XIIIвв.

Кулишевка, Черновицкая обл., Украина - городище на высоком мысу правого берега Днестра. Круглая площадка (диаметр 8 м) окружена внутренним ровиком и с напольной стороны ограждена пятью валами и рвами X-XI, XIII вв. и раннежелезиого периода.

Курхим, Чехия - около озера расположена площадка, окруженная рвом. Рядом находится яма, в которой горел огонь. На этом месте построена христианская церковь.

Кушлянщина, Смоленская обл., Россия - городище с круглой площадкой и двумя концентрическими валами расположено среди болот. Рядом находится селище VIII-начала XI в. и курганный могильник.

Лысая Гора, Польша - городище на высоком холме Свентокжицких гор (высота над уровнем моря 594 м). Холм зарос лесом, на нем много выходов камней, он не пригоден для заселения. Вершина горы окружена валом, идущим по склону. Вал сложен из камней (ширина его 11м, высота 1,5 м). Вершина вала плоская со следами огня, найдены черепки IX-XII вв. Площадка городища эллипсовидная (1300х150-200 м), на ней нет культурного слоя и построек. Около горы есть источник и был найден идол. В XII в. на горе построен костел.

Микульчицы, Чехия - на мысу над ручьем находится круглая площадка (диаметр 12м), окруженная рвом (ширина 3 м, глубина 70 см). Посредине площадки расположена яма, обставленная камнями. Ров заполнен углем, в нем найдена гривна, топоры, жернова, обломки посуды IX в. Позднее здесь построена церковь.

Нагоряны, Черновицкая обл., Украина - городище на высоком останце правого берега Днестра имеет площадку (диаметр 20 м), ограниченную валами и эскарпом по краю мыса и с напольной стороны. Найдена керамика IX-X и XI-XII вв.

Новгород, Россия - при раскопках в городе открыты три жертвенных ямы. В одной (диаметр 0,6, глубина 1,5м) находилось девять деревянных ковшей, во второй (2х1,75м, глубина 0,4-0,5 м) лежали два бычьих черепа и деревянный ковш, в третьей (4х3,3 м, глубина 1,5 м) помещен костяк лошади с отделенной головой, огарок свечки кнут. Ямы датируются Х в.

Ошихлибы, Черновецкая обл., Украина - на могильнике XII-XIII вв. открыта яма (диаметр 1,8 м, глубина 0,5 м), на дне которой находились угли, кости животных и обломки посуды.

Перынь в 4 км от Новгорода, Россия - на холме, обращенном к востоку, открыты круглая площадка, окруженная рвом с восьмью округлыми выступами (диаметр всего сооружения 21 м). Внутренние склоны рва крутые, внешние пологие. На дне выступов встречаются угли, черепки сосудов Х - начала XI в., точильный брусок. В центре площадки в яме (диаметр и глубина 1 м) сохранились следы деревянного столба. Остатки второй площадки (диаметр приблизительно 23 м) окружены рвом, в котором найдены угли, поясное кольцо, нож, наконечник кремневой стрелы. Третья площадка, возможно, находилась под фундаментом церкви XIII в.

Петрово, Смоленская обл., Россия - городище с круглой площадкой (диаметр 22 м) расположено среди болот. Окружено двумя концентрическими валами и рвом между ними (ширина рва 8-15 м). У края площадки на глубине 35 см (в насыпи внутреннего вала?) прослеживается зольно-угольный слой толщиной 10-13 см. Рядом находится селище древнерусского времени (рис. 7,2).

Плоцк, Польша - на горе Тумской расположена круглая площадка второй половины Х в., с кострищем, камнем-алтарем, костями животных, черепом ребенка. В землю воткнут меч.

Подгош, Новгородская обл., Россия - круглая площадка (10,4х13,5 м) окружена двумя рядами валунов. В центре лежит девять камней, зола, уголь, черепки лепной и гончарной посуды.

Поганьско, Чехия - на краю могильника большая яма (диаметр 85 см, глубина 25 см) окружена кругом из восьми ям (диаметр круга2,5-3м). Ссеверасооружениеограничено полукруглым желобком от плетня. По стратиграфическим данным датируется второй четвертью Х в.

Погосище, Вологодская обл., Россия - на могильнике Х-иачала XII в. открыта прямоугольная яма без погребения и с тремя топорами.

Прага, Чехия - открыта жертвенная яма, в которой находилось шесть человеческих черепов и кости животных.

Псков, Россия - на возвышении около курганного могильника находится круглая площадка, огра-ниченная рвом (ширина 1,6-4,1 м). В центре площадки находятся две ямы, в одной из которых сохранились остатки дубового столба диаметром 50 см и высотой 70 см. На дне ровика остались следы кострищ, кальценированные кости, обломки посуды. На площадке лежали кости животных. Датиру-ется Х в., на рубеже XI-XII вв. засыпано песком.

Пустары, Польша - городище расположено ва холме. Площадка диаметром 7 м окружена кольце-вым валом. Культурного слоя нет. По обломкам керамики датируется XII-XIV вв.

Радзиково, Польша - на моренном возвышении находится городище с овальной площадкой (40х60 м), окруженной валом и рвом. На дне рва лежат камни и вырыты ямы с остатками жертвоприношений. На площадке в разных местах расположены каменные вымостки и ямы, использовавшиеся многократ-но. Датируется VII-XIV вв.

Ревно, Черновецкая обл., Украина - на городище-убежище около могальника с трупосожжеииями расположена яма с пологими стенками (диаметр 5 м, глубина 50 см), заполненная золой, углем, пережженными костями, обломками посуды, костями животных. В центре углубления находится столбовая яма, окруженная полукругом столбовых ямок.

Рхавинцы, Черновицкая обл., Украина - городище на отроге высокого плато с круглой площадкой (диаметр 22 м), окруженной двумя концентрическими валами и рвами. Зольно-угольные слои зале-гают у подножия внутреннего вала, на вершинах обоих валом и на ступеньках, вырезанных в их склонах. Рвы (ширина 5-6 м, глубина 1 м) имеют плоское дно и пологие стенки. Культурный слой на площадке отсутствует. Найден четырехугольный каменный столб, грубо обработанный (высота его 2,5м). На площадках между валами сохранился культурный слой толщиной 20 см с черепками IX-X вв. от стоявших здесь длинных домов. Один из них имел размеры 4х20 м (рис. 7, 6).

Рудлово, Смоленская обл., Россия - городище с овальной площадкой (22х28 м) находится ва мысу среди болот, окружено двумя кольцевидными валами. Вблизи расположено селище X-XIII вв.

Рудники, Ивано-Франковская обл., Украина - городище, возникшее в раннем железном веке, расположено на отроге левого берега р.Рыбницы, окружено валом и внутренним рвом, пересечено несколькими рвами. На вершине конусовидного возвышения (6х10 м) сохранились следы постройки X-XII вв. - слой толщиной 40-50 см, состоящий из кусков глиняной обмазки с отпечатками бревен. Возвышение окружено рвом с тремя последовательными прослойками камней, углем, обломками посуды, разделенными стерильными слоями глины. На террасе вдоль склона городища стоял длинный дом (приблизительная длина его 70 м, ширина около 4 м).

Рухотин, Черновицкая обл., Украина - на крутом склоне высокого холма проходит дуговидный вал, насыпь которого сильно обожжена. В центре склона выявлена яма (диаметр 0,5 м) с углем и черепками VIII-X вв. и круглая каменная плита (диаметр 0,8 м).

Старая Рязань, Россия - под Спасским собором середины XII в. найдена бронзовая четырехликая фигурка, бронзовый крестик., горшок с чешуей рыб и зубами свиньи.

Сущево, Новгородская обл. Россия - площадка (14х17,5 м), обставленная крупными валунами.

Тауфельсберг, Германия - городище расположено на высоком конусовидном холме, окруженном по склону эскарпом и двумя концентрическими валами и рвом. На краю круглой площадки (диамет-ром 30 м) открыт слой толщиной 60-70 см, состоящий из углистой земли и больших камней (внутрен-ний вал?). Найдены средневековые черепки, кости и зубы животных. На холме построена церковь.

Тхебятув, Польша - на всхолмлении среди болот находятся две площадки (10х13 и 8х10 м), окруженные рвами (шириной 1-1,5 и м и глубиной 50 см), в которых находятся угли и черепки IX-X вв. На площадках расположены кострища и столбовые ямы.

Фельдберг, Германия - остатки деревянного храма расположены на мысу, отделенном полукруг-лым рвом с плоским дном (ширина 2 м, глубина 60 см). Остатки храма перерезаны траншеями, выявлены фундамент в виде корытовидных углублений, центральная яма с углистым заполнением. Храм был прямоугольным (5х 10м), разделен на две части. По керамике сооружение датируется VII-IX вв., по Ci4-900/1000 гг.

Фишеринзель, Германия - на селище XI-начала XIII вв. найдены два деревянных идола в переот-ложенном состоянии. Рядом расположен полуостров, выдающийся в озеро и ограниченный с напольной стороны плоским рвом, не имеющим оборонительного значения (ширина 3-4 м, глубина 1 м). Предполагается, что здесь находилось святилище.

Ходосовичи, Гомельская обл. Беларусь - рядом с поселением и курганным могильником X-XI вв. расположены две площадки (диаметром 5 и 7 м), окруженные ровиками (ширина их 20 и 40 см, глубина 25-50 см). По сторонам кругов находились серповидные углубления (ширина 1,8, глубина 1 м). В центре кругов прослежены плоские ямы (диаметры 0,6-1 м, глубина 15-25 см). Углубления заполнены углистым песком и золой, обожженными камнями.

Хотомель, Брестская обл., Беларусь - городище на конце песчаной дюны среди болотистой равнины. Почти круглая площадка городища (30х40) окружена углублениями в виде прерывающегося ровика и отдельных корытовидных ям. По обломкам лепной посуды и трехлопастному наконечнику стрелы углубления относятся к VII в. Углубления перекрыты углистым слоем толщиной 20 см, насыщенным обломками лепной и гончарной посуды, многочисленными вещами VIII-X вв. На слегка повышаю-щейся в центре площадке городища нет культурного слоя и находится несколько ям. В подножии окружающего городище вала залегает слой угля и обгоревшего дерева.

Хутынь, Новгородская обл., Россия - круглая площадка, окруженная кольцевой кладкой из боль-ших камней. Внутри находится яма, обложенная камнями и перекрытая горелым слоем с костями животных.

Шапырево, Смоленская обл., Россия - городище находится среди болот. Овальная площадка (14х9 м) окружена двумя концентрическими валами и рвом (ширина рва 4 м, глубина 0,4 м), на дне которого лежат обожженные камни, уголь, зола. Центральная часть площадки окружена кругом столбовых ям и вдоль него земля покрыта углистым слоем, а под насыпью вала проходят две параллельные канавки. Найдены черепки IX-X и XII-XIII вв.

Шлонха, Польша - гора среди холмистого массива, возвышающегося над силезской низиной, покрыта лесом, выступающими скалами и камнями. По ее вершине и склонам проходят каменные валы, основа которых относится к лужицкой культуре (конец гальштата - начало латена). Верхняя часть валов обожжена, найдены здесь раннесредневековая керамика и вещи. На внутренней площадке (120х60 м) культурный слой отсутствует. На вершине и склонах стоят многочисленные каменные изваяния и на камнях выбиты знаки в виде косого креста. Среди керамики, собранной на городище, большая часть принадлежит к эпохе бронзы и раннего железа (66,5%), к периоду позднего латена и римскому времени относится 1,3%, к раннему средневековью - 1,9% и к X-XIII вв. - 10,4%. Иссле-дования на Шлонже проводились с перерывами, начиная с 1903 г. и особенно интенсивно в 1949-1956 гг. и позднее. На соседних холмах Радуния и Костюшко также находятся каменные валы - «круги», по имеющимся данным относящиеся к лужицкой культуре.

Шумск, Житомирская обл., Украина - около могильника с трупосожжениями находится углублен-ное сооружение крестообразной формы, ориентированное по сторонам света (размеры 14,2х11 м, глубина 40-50 см). Дно сооружения плоское, стенки вертикальные. В центре расположена большая столбовая яма, заполненная камнями, кругом нее столбовые ямы и камни. В центральной части горел огонь. Найдена керамика конца IX-X вв., кремневый наконечник стрелы, пережженные кости быка и птиц. Рядом находилось место для сожжения умерших, имевшее вид круглой площадки (диаметром 5 м) с прокаленной поверхностью и слоем угля толщиной 50 см, окруженной кольцевым ровиком. На соседнем мысу берега стоял один жилой дом и хозяйственные постройки.

Яздово, Польша - частично исследована круглая в плане каменная вымостка, на которой лежала каменная голова идола.

#3 Пользователь офлайн   Вадим Казаков

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 43 557
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09
  • ГородКалуга, Вятичи

Отправлено 04 Июль 2010 - 10:41

Ещё нужно добавить "Чертово городище", Калужская область. Славянская крепость-святилище начала IX века. А также городище Николо-ленивец (верхнеокская культура, балты), городище-святилище, Калужская область.

#4 Пользователь офлайн   Огин

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 203
  • Регистрация: 30 Июнь 10

Отправлено 04 Июль 2010 - 21:42

Просмотр сообщенияРодогор (29 июня 2010 - 16:37):

Действительно известных святилищ упоминающихся в не только в летописи но и подтверждающихся археологическими раскопками, всего два - это капище Перуна в Новгороде и Свентовида на Рюгене (правда написано капище Рода, это довольно спорный вопрос) и вроде как еще Киеве, летописи то сообщают, но по археологии не уверен, находили ли? Украинская археология вообще в последнее время удивляет, читал даже о том, что нашли фундамент дворца Кия, такими темпами они и костяк Лыбеды выкопают, только время дай. Так что остальное это только легенды и еще вопрос, когда они возникли, ноне столько сказочников... :D и чародеев-психоаналитиков.

Прошу прощения, но древнее капище Перуна на Старокыевой горе в Киеве обнаружил Викентий Хвойка еще в 1908 году, а в 1939 году было обнаружено и капище Владимира. Капище Рода возле древнего городища Родень можно увидеть и в наши дни, огнищане из нашей Каневской общины туда водят друзей и туристов на экскурсии. Написали уже две книги об этом! http://club-roden.or...&id=1&Itemid=19

На Житомирщине есть много капищ, которые в том числе и Русанова изучала. Видео об этом можно посмотреть тут: http://greatfire.uco...eomateriali/0-8
А фотографии тут: http://greatfire.uco...hitomirshhini/8

#5 Пользователь офлайн   Берш

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 18 Март 10
  • ГородОдинцово

Отправлено 05 Июль 2010 - 21:00

А Замри-гора ,расположенная на границе московской и смоленской областей, могла быть капищем ?(в эти выходные там толпа народа ,машин 15 стояла с антеннами, радарами)Упоминаются только легенды.

#6 Пользователь офлайн   Берш

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 18 Март 10
  • ГородОдинцово

Отправлено 26 Июль 2010 - 18:42

Замри-гора
Когда-то гора и правда была такой высокой, что путешественники замирали передней. В середине XX века старики из Уваровки и Хвощовки рассказывали, будто эта высота когда-то и в самом деле была горой. А потом то ли «подсела», то ли «усохла». В общем, произошло некое геологическое чудо. Такое, что от былой горы дошло из древних веков одно лишь название. Но не смотря на это, все равно говорят, в ясную погоду можно запросто оглядеть окрестности, и даже разглядеть купола Можайских церквей на горизонте! Высота верхней точки - 310м над уровнем моря!

А в далекие времена на Ивана Купалу к Замри-горе тянулись скоморохи из столицы и всего Подмосковья. Там, на вершине, они устраивали свои обряды и представления. Как водится, разводили костер. А потом начинались песни и пляски:

Расти, гора, до небес,
Недоступной стань
чужим взорам.
А мы тебя приветим,
А мы тебя прославим
А мы тебя расхвалим.

Гора, согласно преданиям, и в самом деле начинала расти. И вот уже за облаками скрывалась ее вершина, а с низин становились невидимыми простым смертным и скоморохи, и их купальский костер.

А теперь, замри, гора!
Слушай нас ребят бедовых.
Да потешных, да куражистых,
Да смышленых, да добродеистых

Гора слушалась скоморохов, прекращала расти. А неподалеку от костра вдруг появлялся родник. Да, как зачастую говорится в преданиях, не с простой водой, а целебной или даже волшебной. Бродячие актеры пили ее, омывались, набирали впрок. Старики от нее молодели, начинающие актеры мудрели. Вода смывала все беды, болезни и сглазы и уносила их с Замри-горы.
Перед рассветом наступало самое главное в Купальской скоморошьей мистерии: Серебряная маска.
Появилась она, когда еще и Руси не было, а скоморохи назывались как-то по-другому. Шел некий прекрасный бог от теплых морей в северные земли, в чудесную страну, где летом не заходит солнце.
Устал необычный странник и присел отдохнуть у холма, что впоследствии будет назван Замри-горой. Взгрустнул южный бог: пройдена только половина пути, а силы уже иссякли. Вдруг откуда ни возьмись – веселая орава появилась. Песни, пляски, свист, музыка… Улыбнулся усталый бог пришельцам. Послушал, послушал потешную ораву, да и сам вскоре пустился в пляс. И откуда только сила появилась? Весь день и всю ночь длилась гульба. А на рассвете странствующий бог поблагодарил нежданных музыкантов, песенников, плясунов за то, что возвратили ему силу. Угостил он их вином южных стран и научил: «Не растет в ваших землях виноград, зато есть много меда. Ваш мед слаще любой ягоды, из него и готовьте «льющееся веселье». А еще подарил странствующий бог своим новым знакомым серебряную маску. Пояснил, что будет она отвращать от актеров беды и напасти и наказывать тех, кто замыслит и совершит против них зло. У подарка странствующего бога было и другое волшебное свойство. По желанию артиста маска могла изменить его внешность и голос.
Отправился дальше на север странствующий бог, а древние лицедеи не решились таскать с собой ценный подарок. Они спрятали маску на вершине Замри-горы, чтобы пользоваться ею раз в году в день летнего солнцестояния, поскольку именно в этот день им и повстречался странствующий бог.
В наше время некоторые знатоки древних тайн и преданий полагают, что странствующим богом был сам покровитель искусств Аполлон. Не раз он посещал легендарную Гиперборею. Возможно, путь его туда пролегал через землю, которая спустя тысячелетия стала называться Московией. Из заветного схрона на Замри-горе на Ивана Купалу доставали серебряную маску бродячие актеры. А потом каждый из них примерял ее. При этом просили: кто – изменить внешность или голос, а кто – наказать врагов. С первыми лучами солнца дар чужеземного бога снова бережно прятали до следующего летнего солнцестояния.
Уставшие от ночной мистерии, актеры падали на землю и засыпали. Угасал костер. Исчезал родник. И гора опускалась все ниже и ниже, пока не возвращалась в свое обычное состояние.

#7 Пользователь офлайн   Кич Мигун

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 328
  • Регистрация: 30 Сентябрь 09
  • ГородРыбинск.Ярославская обл.

Отправлено 15 Август 2010 - 22:01

В РОстове Ярославском на месте Святилища Велеса я был,Растут дубы-несколько деревьев,как мне пояснили-потомки деревьев из Священной Рощи.Место где раньше было Святилище находится на территории авраамиева монастыря,но требу небольшую Велесу дать успел.А так Места СВятилищ надо смотреть и по названиям,есть книга-топонимика вологодской области-где автор пишет про Места,где были сВятилища,Еще в селе Ёлохово,Большесельского района мне показали Ивановскую гору-Возвышенность(Иван Купало,РАньше КУпальская гора), ,кругом растет ольха,а там Березы и крутой спуск к реке черемхе видимо с него зажженное колесо вниз к воде пускали.,Село древнее есть место могильцы,там даже археологи копали,нашли артефакты 11-12 веков.По преданию местные жители оказали сопротивление татарам.Купальская (Ивановская)гора,находится между Сельцом и Ёлоховым.Делали там обряд.Сам Рыбинск находится на пересечении Волги с устьем Шексны,раньше там было Славяно-мерянского городище,где казнили Волхвов,(Существовало до 13,века,а потом город переместился дальше на Волгу),каждое лето Рыкуновы из музея г.Рыбинска ведут раскопки ,Я сам в них учавствовал.Находят Солярии,Лунницы,Подвески и другие языческие Амулеты,и предметы бытовые,Напрмер нашли семь деревянных чаш одна в другой седьмая чаша диаметром полметра,.и.т.д.Сохранились в глине частично остатки бревен,и выброс угля из печи и керамика,но вот где было Святилище установить визуально сейчас сложно.Рядом с Рыбинском село Красная горка-возможно там было Святилище.

#8 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 19 Август 2010 - 08:28

Просмотр сообщенияkorhall (18 августа 2010 - 19:02):

То есть церкви ставили прямо на капищах?

Обычная христианская практика.Очень удобно для "продвижения" новой религии.Народ(прихожане)продолжают ходить на прежнее место,где они уже привыкли молится и возносить славу Богам,но на месте старых Богов стоят новые(христианские святые) ;)
Кстати,распространнено мнение,что купола церквей имеют тот же корень ,что и кулич на пасху(эдакий столб телесного цвета,а наверху белое вещество ;) ).

#9 Пользователь офлайн   Берш

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 102
  • Регистрация: 18 Март 10
  • ГородОдинцово

Отправлено 19 Август 2010 - 11:52

Дмитриевский собор, Владимир, очень интересные орнаменты для православного храма...... где-то читал, что при реставрации храма василия блаженного были вскрыты орнаменты внутри ввиде растений, соцветий, были также быстро закрашены. ну не знаем мы правды!

#10 Пользователь офлайн   Ворон

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 578
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородБрянск

Отправлено 19 Август 2010 - 12:58

Не забудьте Вщижской святилище в Брянской области, реконструкцию которого проиллюстрировал в своей книге "Язычество древней Руси" сам Рыбаков:
http://www.i-u.ru/biblio/archive/ribakov_jas/images/28.jpg

#11 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 08 Сентябрь 2010 - 23:40

Откуда есть пошло многоглавие на Руси?
Стояли на Онежском озере два храма — двадцатидвухглавый Преображения Господня на острове Кижи (1700) и двадцатипятиглавый Покрова Богоматери на реке Вытегре (1708-1962). Вытегорский храм сожгли туристы. Кижский храм признан ЮНЕСКО «Памятником мирового художественного наследия». Он пока стоит, но его намерены раскатать по бревнышку, а потом, если получится, собрать заново. Один храм мы не уберегли, второй можем потерять… Но что это за храм? Хорошо ли мы его знаем? Независимое исследование Григория Салтупа открывает совершенно новую страницу в поисках глубинных корней русских многоглавых культовых сооружений.



Преображенская церковь.

Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству оказался на периферии, обособился и потому сохранял, аккумулировал в себе древние славянские культурные традиции. Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веков сохранились именно в Заонежье до середины XIX века.

До 1917 года исследователи народного деревянного зодчества «ориентировали» многоглавые храмы Русского Севера на преобразовательную деятельность Петра I. А в советский период считалось идеологически верным вообще замалчивать религиозную жизнь наших предков. Ложь и полуправда родили множество мифов. Как разобраться? Как отделить зерна от плевел?

Тут должен прийти на помощь метод сравнительного архитектурно-пластического анализа. Он всегда опирается на сохранившиеся материальные свидетельства — авторские проекты, старые фотографии, обмерные чертежи, планы, чертежи, обмеры еще живых зданий. Подделать материальные данные в архитектуре практически невозможно. Сравнивая с криминалистикой, это — показания свидетелей, алиби участников происшествия и доводы адвокатов.



Петропавловский собор в Петрозаводске. 1711-1924 годы.

Можно искусственно «состарить» копию картины Брейгеля, состряпать подделку. И даже убедить публику, что это — оригинал.

Подделать перекрытие трехсотлетней церкви практически невозможно. Где взять восемь кубометров цельных бревен, срубленных триста лет назад? И потому выводы, сделанные с помощью такого сравнительного метода, можно считать наиболее близкими к истине.

Итак, сравним двух современниц.

Почти одновременно со строительством двадцатидвухглавого Преображенского храма в Кижах в городе Петрозаводске была возведена деревянная «новоманерная» Петропавловская церковь, сгоревшая от молнии в 1924 году. Оба здания строились местными плотниками, но какой разительный контраст! «Круглый о двадцати стенах» многоглавый храм рубленный крестьянами, — и безглавая, увенчанная шпилем, поставленная по проекту европейского архитектора из пяти уменьшающихся восьмериков Петропавловская церковь». Недаром ее народ прозвал «новоманерной»… Значит, к преобразовательской деятельности Петра северное зодчество и, в частности, Преображенский храм в Кижах не имеет никакого отношения.



Девятиглавое завершение восьмерика Покровской церкви на острове Кижи. 1700 год.

Славянское язычество и православное многоглавие

Первым о происхождении многоглавия православных храмов написал архитектор Г.Я. Мокеев:

«В Византии, откуда пришло к нам христианство, не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла до пятиглавия, причем до X — XI веков это было еще пятикуполье (купола не выглядели главами, так как имели низкие световые барабаны и снаружи от земли почти не были видны)».



Храм Покрова на реке Вытерге в селе Анхимово. Последняя фотография. 1708-1964 годы.

Многоглавие культовых сооружений — явление исключительно русское, славянское. Ни Европа, ни Рим, ни Византия не имели многоглавых церквей, тогда как на Древней Руси впервые христианские церкви строились из дерева и многоглавыми на местах бывших языческих святилищ:

— Киевская деревянная София, тринадцатиглавая, построена княгиней Ольгой в 952 году, сгорела в 1017, перестроена в камне до 1037 года также тринадцатиглавой;

— Новгородская дубовая София «о тринадесяти вересях» (главах) построена в 989 году, сгорела в 1045, перестроена в камне пятиглавой;

— храм Михаила Архангела в Киеве (1108 год) о «пятинадесяти вересях» — пятнадцатиглавый;

— храм Успения Богородицы в Киеве (Десятинная церковь) построен в 991-996 годах двадцатипятиглавым, разрушен Батыем в 1240 году.

Список многоглавых храмов — деревянных и каменных — можно продолжить, в него войдут такие выдающиеся памятники, как:

— собор Василия Блаженного в Москве, первоначально построенный в 1561 году двадцатипятиглавым, ныне девятиглавый;

— пятнадцатиглавый храм Иоанна Предтечи в Толчковой слободе (1587 год, Ярославль).

И, конечно же, многоглавые деревянные храмы Русского Севера.

В центральных русских княжествах, начиная с XII века, постепенно утверждаются каменные трехнефные церкви крестово-купольного типа, увенчанные традиционным для Византии пятиглавием. Церкви строились одно- и двуглавыми, строгого канона не было, но если храм был многоглавым (как собор Василия Блаженного в Москве), то основной его объем сооружался не по крестово-купольной схеме, а возводились объемы, традиционные для деревянных срубных построек, только в ином материале — в кирпиче, камне.

Византийское церковное зодчество того периода почти не знает восьмичастных центральных объемов, кроме баптистериев — помещений для крещения.

Г.Я. Мокеев первый указал на связь многоглавия первых русских христианских церквей с языческими традициями. Он предположил, что в IX — Х веках на Руси существовали многоглавые языческие храмы. Однако ни археологические раскопки, ни русские летописи, ни описания славянских языческих святилищ и обрядов современниками-европейцами и арабскими купцами той эпохи не дают нам ни одного такого примера.

Исследователи славянского язычества убеждены, что «для первоначальных… форм языческого культа типично водружение идолов в священных рощах, окруженных частоколом или рвом кольцевой в плане формы. Строительство языческих святилищ в виде храмов… представляло собой апогей языческой религии славян и возникло примерно в Х веке… под влиянием христианского храмового зодчества».

Академик Б.А. Рыбаков подробно анализирует типы языческих святилищ Древней Руси и называет среди них «Холм», «Родник», «Капище», «Краду», «Требище» и «Хоромы — храм»: «первоначальным смыслом слова «хоромы» мне представляется круглая постройка».

Для современного человека слова «храм» и «церковь» — синонимы. Но 1000 лет назад наши предки их различали: «церковь» — слово заимствованное, в переводе с греческого — «дом Бога», а «храм» — слово исконно славянское, и «хоромы» — это некое величественное сооружение.

Хоромные языческие здания и сооружения наверняка существовали в дохристианские времена, но ни археологические раскопки, ни письменные свидетельства не позволяют утверждать, что они сооружались многоглавыми. Откуда же явилось многоглавие, если его не было ни в католической Европе, ни в православной Византии? Нечто новое ни из чего, из пустоты не появляется!

Не могло просто так, вдруг возникнуть многоглавие первых православных храмов, причем не единичного странного и удивительного объекта, а сразу же (в историческом разрезе) нескольких многоглавых церквей в разных географических точках Древней Руси!

Значит, было на языческой Руси «что-то», из чего естественным путем возникло столь уникальное во всей мировой культуре многоглавие первых русских православных храмов, сохранившееся на краю славянской ойкумены до начала XVIII века!

Археологические раскопки последних десятилетий позволяют утверждать, что восьмерик, восьмичастная композиция — характерная черта языческих культовых сооружений дохристианской Руси.

Раскопки Ржавенского святилища IX — XII веков (Черновицкая область), Городица-святилища Богит на реке Збруч (знаменитый Збручский идол) и на святилище Перуна под Новгородом в Перыне дают нам первый материальный толчок к реконструкции истоков православного многоглавия.



Независимое письменное свидетельство Адама Олеария, побывавшего в Новгороде в 1654 году, дает второй толчок к логическим построениям. «И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя и названный



а - план и рисунок – реконструкция языческоого святилища на восемь костриц в Перыни; б - схема восьмериковой круглой церкви о «двадцати стенах» и рисунок 12(8-7) главной Преображенской церкви в Тихвинском посаде. 1665; в - храм Василия Блаженного в Москве. План и общий вид. 1556





Перунским монастырем... В знак поклонения этому божеству содержался неугасимый ни днем, ни ночью огонь из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».

О том же пишет Маций Стрыйковский, польский историк XVI века, издавший в 1582 году книгу «Хроники Польские, Литовские и всей Руси». А в «Сказании о построении города Ярославля» (XVIII) сохранилось описание языческого богослужения. «Идол, которому поклонялись они, был Волос, то есть скотский бог. Этому идолу и кереметь («святилище» — мордовский, марийский язык) поставлена была, и волхв дан, а он неугасимый огонь для Волоса поддерживал, и жертвоприношения ему воскурял. Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога».

В сочетании с археологическими данными эти описания действий на языческих капищах позволяют предположить, что многоглавие первых христианских храмов явилось пластическим переосмыслением, воплощением в ином материале древних языческих костров, которые неугасимо горели на этих святилищах в языческие времена.

В основе этих языческих капищ был искусственный холм, который опоясывался неглубоким восьмилепестковым рвом в форме восьмерика; в центре холма устанавливался главный идол, а по граням восьмерика горели постоянные костры.

Луковичная форма главок русских православных храмов значительно отличается от плоских купольных перекрытий византийских церквей; главки обжаты снизу, диаметр главок в самой широкой части почти всегда больше барабана, который главку поддерживает, что никогда не встречается в византийских церквях. В поздние времена главки часто золотили или покрывали медными листами, отчего они словно «горели» на солнце, цветом и формой создавая иллюзию горящих костров.

Русские деревянные многоглавые «круглые» храмы переняли композиционную схему славянских языческих святилищ Ржавенского, Богит в Ярославе и в Перыне.

Храм Преображения на острове Кижи — единственный сохранившийся до наших дней типа «круглый о двадцати стенах». В основе его центрального объема лежит восьмерик, каждая грань которого кончается бочкой и венчается главкой луковичной формы.

Композиционная схема Преображенского храма зародилась в языческие времена и идет от композиции языческих святилищ. Наиболее ярко пластическую и композиционную связь языческих святилищ с православным многоглавием подтверждает девятиглавое завершение восьмерика Покровского храма в Кижах. Прямое воспроизведение в дереве форм, рожденных огнем языческих кострищ, минуя византийские циркульные купола на низких барабанах!

Перевод живого огня языческого капища в деревянную луковичную главку мне не кажется надуманным, так как подобное пластическое мышление свойственно не только славянской, но и всемирной архитектуре.

Классический пример — древнегреческая ордерная архитектура, когда в камне имитировались изначальные деревянные формы, которые потеряли конструктивный смысл и приобрели чисто декоративную функцию.



План и рисунок - реконструкция языческого святилища на восемь костриц в Перыни.

Форма всегда древнее содержания; хоть и призывал Иисус Христос не вливать в мехи старые вино молодое, сознание людское так уж устроено, что в старую форму всегда вливают новое содержание.

Еще одним доводом в защиту моей идеи — связи многоглавия православных русских храмов с композицией славянских языческих кострищ-святилищ — можно считать обрядовую практику Русской Православной Церкви. Ни католическая церковь, ни протестантская не используют в таком большом объеме горящие свечи и лампады, а в православных храмах горящие свечи — обязательный символ молитвенного состояния прихожанина. Даже сама форма церковного подсвечника на десятки свечей чем-то похожа на миниатюрную модель языческого святилища-кострища.



Схема восьмериковой круглой церкви о "двадцати стенах" и рисунок главной Преображенской церкви в Тихвинском посаде. 1665 год.

Языческий пантеон князя Владимира включал шесть божеств, исключены были такие известные по Збручскому идолу важные божества, как Род и Волос-Велес, быть может, именно в их честь горели кострища в Перыни, в святилищах Богит и Ржавенском святилище. Тогда становится понятна схема 8+1 — восемь божеств плюс одно (Род?) главное. Отсюда возникло тринадцатиглавие первых православных храмов — 12 (апостолов) + Христос. На основе этого подхода можно «расшифровать» многочисленное пятнадцатиглавие, в котором подразумевался Деисусный чин: Спас в Силах (1) + Богородица и Иоанн Предтеча (2) + Апостолы (12) = 15.



Храм Василия Блаженного в Москве. План и общий вид. 1556 год.

Крестьяне Русского Севера не могли передавать из поколения в поколение эпические песни времен языческой Руси, вырезать на деревянных причелинах церквей, изб и амбаров орнаменты с древней языческой символикой и одновременно мыслить архитектурными формами европейского барокко XVII века, которое насаждалось зодчими, приглашенными Петром I. Культура каждого этноса — явление целостное.

Многоглавие Кижских храмов — свидетельство древности, даже архаичности мышления заонежских крестьян-плотников и верности традиции. Сегодня смысл традиций утерян, а формы остались. Они живут, множатся и являются главной особенностью русской церковной архитектуры.

#12 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 08:20

Будай, любопытный текст привел, смелая такая гипотеза... Я бы еще тогда многоглавые изображения Богов припомнил.

#13 Пользователь офлайн   Гордея

  • Наталья Роговая
  • PipPipPip
  • Группа: Преподаватели
  • Сообщений: 8 715
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородСвободный (Амурская обл)

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 09:43

http://www.hrono.ru/img/hramy/8peryn.jpg http://www.hrono.ru/img/hramy/1665tihvin.jpg

#14 Пользователь офлайн   Стоян

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 143
  • Регистрация: 04 Март 10

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 11:44

Здрав будь Будай, интересная статья. Храмовая архитектура Русского севера, деиствительно навивает подобные сравнения. Ну мало общего имеют тамошние церкви с восточно-христианскими постройками и сложно списать эти отличия, только на климатическую зону. Хотя возможно многолавие и продиктовано менталитетом северян, и конечно климатом. Ну трудоемкое занятие, обходить святилища разных культов в холодном климате, и вмешательства власти в традиционный уклад гораздо меньше.
Как с многоглавием обстоит дело на юге Руси и у казаков? - тоже вопрос, вот с обычиями и обрядами "веры своей" дела обстоят вполне.
Также интересна форма расположения церковных глав, по пять вряд, такое встречается во Пскове и в Киеве на месте пещер.

#15 Пользователь офлайн   Бурый

  • А моя душа захотела на покой
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 2 727
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 11:57



#16 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 16:07

С каменным зодчеством вполне возможно и были затыки, ибо камня нет, а дерево есть, однако из дерева делали очень большие и сложные по архетектуре постройки.
Только это не моя версия, а взято с ресурса в сети.

#17 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 09 Сентябрь 2010 - 23:42

Святыни Предков, застроенные церквями двоеверцев. См. версию в посте #43
10.Россия. Москва.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - самый первый московский храм - была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как долго утверждали старинные историки, из того же местного дерева, сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий. Во время археологических работ, проведенных в XIX веке при разборке церкви, на ее месте были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища
12 Россия. Новгород.
Перынский скит. Это древнее урочище расположено у самых истоков Волхова недалеко от Юрьева. В древности здесь было одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян - капище бога-громовержца Перуна. В 991 году, после крещения Новгорода, на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами. До наших дней сохранилась лишь церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Построенная в начале XIII века, она считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси.
16. Россия. Тверская обл. Селижаровский р-н, Большекошинское сельское поселение, погост Горышино.
Трасса Москва-Осташков. "Никольская Церковь" построена на высоком берегу Волги в 1783г., стиль барокко. Место расположения не случайно. Здание церкви построено на древнем кургане капище.
В кургане погребены древние русские воины, защищавшие Горышинскую волость и древнее городище X века Горышино, ныне внесенное в список исторических культурных и природных памятников РФ.
25. Россия. Карелия. Малый Колгостров. Ильинский погост.
В XVI веке царь Иван Грозный повелел основать на островке посреди обширных вод озера православный храм — в том месте, где было когда-то древнее языческое святилище.
30. Россия, о. Коневец.
В западной части Ладожского озера лежит остров Коневец, названный так из-за огромного валуна, напоминающего конскую голову - Конь-камня весом около 750 тонн. Когда-то язычники здесь приносили в ежегодную жертву богам коня, а теперь на Конь-камне выстроена деревянная часовня. Остров Коневец - небольшой, около пяти километров в длину и около двух в ширину, каменистые и песчаные берега, светлые сосновые и темные еловые леса, горы - Святая и Змеиная. На острове в конце XIV века был основан Рождество-Богородичный Коневский мужской монастырь.
36. Россия. Владимирская обл., г. Гороховец.
Если остановиться на большом городском мосту через реку Каменку и посмотреть вдоль течения, то перед нами откроется исключительный по красоте вид на Козмодамианскую церковь с хорошо вкомпанованной в ее массив небольшой шатровой колокольней…Горка, на которой расположилась церковь, с древнейших времен носила название Яруновой. Согласно преданьям старины глубокой, свое название горка получила от стоявшего на ней капища языческого бога Яруна, или Ярилы. В XII веке здесь был основан христианский монастырь в честь Козьмы и Дамиана.
37. Россия. Владимирская обл. С.Волосово.
В России есть множество мест, где древние капища Волоса были замещены Никольскими храмами и монастырями. Одно из них недалеко от Владимира, в селе, которое так и называется – Волосово. С незапамятных времен там функционировал Николо-Волосов монастырь. Он и сейчас существует. Монашки знают предание о том, что их обитель возникла на месте Волосова капища, и, кажется, даже гордятся этой преемственностью, указывающей на древность их монастыря.

Предания требующие подтверждения.
1. Россия. Орловская обл., селение Спас-Чекряк.
Название «Спас-Чекряк» соединяет татарское имя означающее «непроходимое урочище», и посвящение сельского храма Преображению Господню. По древнему преданию, стояло там языческое капище, а первая христианская церковь, построенная на его месте, ушла под землю. Самое раннее упоминание о селе встречается в 1647 году, когда Русь только преодолела разорение Смуты. Тогда уже здесь была Спасо-Преображенская церковь
3 Россия. Ростов Великий.
Богоявленский Авраамиев монастырь - один из самых древних монастырей северо-восточной Руси. По преданию, он был основан более восьми веков назад на месте капища идола Велеса и предназначался для борьбы с идолопоклонством. С незапамятных времен в монастыре хранился жезл, данный учеником Христа Иоанном Аврамию, который и сокрушил жезлом идола Велеса. Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заезжал в Ростов, чтобы взять с собой этот жезл, рассчитывая на его чудодейственную силу. Осенью 1552 года, после продолжительной осады и упорных боев столица ханства - город Казань - пала.
4 Россия. Новгород.
Около 990 г. встал на месте языческого капища деревянный Софийский собор о 13-ти верхах (эскиз-реконструкция). В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, древнее Софии только аланские храмы Х в., сохранившиеся в пос. Нижний Архыз Карачаево-Черкессии
7. Россия. Суздаль. Владимирская обл.
Козьмодемьянская церковь (1725г.) стоит на высоком берегу р. Каменки. Холм, на котором стоит церковь, еще в XVII веке назывался Яруновой горой, и здесь находилось древнее языческое капище Перуна.
11. Россия. Новгород.
Юрьев монастырь построен на месте древнего капища Перуна.
13 Россия. Переславь-Залесский.
Никитский монастырь. Специалисты предполагают, что в древние времена на месте обители располагалось капище древних славян.
17. Беларусь. Брест.
У подножия Замковой горы стоит Фарный костел, один из древнейших в Беларуси. По преданию, он был основан великим князем Витовтом в 1395 г. на месте языческого капища Перуна.
19. Россия. Московская обл. Павлово-посадский р-н, д. Бывалино.
Храм Живоначальной Троицы один из самых старых храмов района. Был построен на месте древнего языческого капища, а подвигла местных жителей на строительство небольшой каменной церквушки в честь Пресвятой Троицы троекратное исчезновение и явление иконы Пресвятой Троицы, перевозимой местными жителями из деревни в деревню.
20. Украiна. Чернiгiв.
Фундатор Спасо-Преображенського собору князь Мстислав (брат Ярослава Мудрого), який до Чернігова князював у Тмутаракані, саме звідти запросив майстрів, які були обізнані з традиціями культового будівництва в Малій Азії та Закавказзі, де на той час і були поширені подібні храми. Отож чернігівський князь Мстислав Тмутараканський заклав названий собор на кілька років раніше, ніж його брат Ярослав Мудрий розпочав у Києві спорудження Софійського собору. А саме – десь близько 1030 року. За переказами, кам’яний храм збудовано на місці дерев’яної церкви, яка, в свою чергу, була зведена на місці язичницького капища.
21. Украiна. Чернiгiв.
Іллінську церкву було засновано на початку ХІІ ст. на місці капища язичницькому богові Перуну (20 липня), що у християнстві мав аналог – пророк Ілля (2 серпня). Тому вона і має таку назву.
За легендою її побудував чернігівський князь Святослав Ярославович, засновник чернігівської князівської династії, на пошану Антонія Печерського, коли той приїхав до Чернігова і заснував Богородичний монастир 1069 р., відомий нам як Антонієві печери. Але будуючи церкву, князь не забув і про себе. В язичницькій традиції Перун був покровителем князів, головним богом у язичницькому пантеоні.
Ця церква є чи не єдиною безстовпною церквою в Україні, яка збереглася. Крім того, Іллінська церква входить до п’ятірки домонгольських храмів, що збереглися у Чернігові. Для порівняння: у Києві збереглося 9 домонгольських церков і соборів.
Ще одна легенда розповідає, що при взятті Чернігова монголо-татарами у жовтні 1239 р. монахи Богородичного монастиря так молилися, щоб їх обитель не зруйнували і їх не вбили, що весь комплекс разом з Іллінською церквою пішов під землю, тим самим і врятувався.
І лише тільки у якийсь рік саме на день пророка Іллі, завдяки молитвам монахів, Іллінська церква вийшла з-під землі у зовсім непошкодженому вигляді.
23. Россия. Ярославль.
Ильино-Тихоновская церковь. Место, на котором расположен этот памятник, овеяно легендой. Оно считается древнейшей частью города. По преданию, именно здесь, на месте древнего языческого капища, князь Ярослав и повелел заложить деревянную церковь пророка Ильи и "град созидати".
24. Украина. Киев.
Андреевская церковь была заложена в 1744 году в связи с приездом сюда Елизаветы І. По легенде, храм построен на месте старинного языческого капища, где приносили жертвы языческим богам — Перуну, Велесу и Даждьбогу. Обидевшись на "предавших их" славян, идолы якобы прокляли церковь. Именно потому, мол, Андреевская строилась очень долго (около 10 лет) и в ней никогда не проходили богослужения. Как будто подтверждая старинную легенду, эту церковь трижды(!) поражало молнией.
29. Россия, Углич.
Недалеко от центра города на невысоком холме, называвшемся ранее «Огнева гора», где в древности было языческое капище, располагается Алексеевский монастырь (основан в 1371 г.). Во время осады в 1609 г. поляками 60 монахов и 500 жителей погибли, мужественно обороняя его, а укрывшихся в подвале заживо засыпали. Памятью им стало воздвигнутая в 1628 г. Успенская церковь, получившая название «Дивной»- один из прекраснейших памятников русской архитектуры, ее шатры напоминают три белые свечи над могилой павших защитников.
31. Россия. Дубровицы, Подольский район.
Усадьба расположена на высоком холме, на месте слияния рек Десны и Пахры. Одна, скрываясь, петляет меж высоких лесных берегов, другая, открытая и просторная, течёт сквозь поля. Здесь они соединяются, а над ними на плоском высоком холме возвышается фаллическим символом - церковь! Место цельное и интересное, говорят, что здесь было древнее капище, посвящённое Перуну. А в 1690-1704 годах князь Борис Алексеевич Голицин (воспитатель Петра Первого), сосланный в своё имение за причастность к смуте, поставил здесь церковь Знамения Божьей Матери в честь возращения своего статуса при дворе.
32. Россия, Псковская обл., д. Выбуты. Церковь Ильи Пророка (Ильинская церковь), предположительно XV века. Но место намного древнее - здесь было Перуново Капище.
33. Россия, Старая Ладога
На Малышевой горе вы увидите храм Иоанна Предтечи, бывший Иоанновский мужской монастырь. Под храмом находятся рукотворные пещеры. Когда-то здесь добывали песок для производства стекла и стекольных бус, прятались от врагов, даже, говорят, был катакомбный монастырь. Оказывается, начиналось христианство в пещерных храмах, а на горе находилось капище язычников. Рядом с храмом находится источник со святой водой. Никольский собор (XVII в) построен на месте церкви XII века
34. Украина, с. Монастырок
Расположено на берегу р. Серет возле с. Бильче-Золотое. В X в. здесь был основан один из первых христианских храмов на территории Украины. Это одна из старейших христианских святынь на месте древнего языческого капища. Представляет собой пещеру под большой каменной плитой, поддерживаемой каменными колоннами. Входная часть пещеры достроена в дохристианские времена. Использовалась как культовый храм. Рядом на трех камнях покоится многотонный жертвенный камень с выдолбленным крестом. Дождевая вода в кресте приобретает красный цвет. Сохранился древний алтарь, на котором до сих пор виден образа Христа с закрытыми глазами. Пещера является ценным историческим памятником.
39. Россия. о. Валаам.
Учитывая местонахождение острова, наиболее вероятно, что его название произошло именно от финского словосочетания «высокая земля». Однако некоторые исследователи связывают название острова с языческим богом Ваалом (Велесом). Это теория также имеет право на существование, поскольку в древности Валаам также являлся сакральным местом - здесь находилось языческое капище. По этой-то причине, согласно легенде, на остров и прибыл просвещавший славянские земли апостол Андрей Первозванный. Он разорил капище, воздвигнув на его месте православный крест.
41. Россия. Московская обл., Коломенский район.
Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, на погосте Красна. Много веков назад на месте древнего языческого капища возник монастырь, как значится в церковной ведомости, во имя Святого великомученика Феодора Тирона. Монастырь был ограблен и сожжен литовцами и поляками в Смутное время в 1609-1612 годах. Все монашествующие убиты. Высокие курганы, идущие от описываемой церкви погоста Красно по берегу Москвы - реки, протяженностью более километра остались памятником проходивших в этом месте военных событий во времена татаро-монгольского нашествия. На месте сожженного монастыря, в 1620 году построена деревянная церковь. Возобновлен храм в 1820 г. помещицей деревни Елина девицею Параскевою Григорьевною Позняковой. Изменился ли наружный вид церкви после реставрации оной или нет из летописей не видно.

#18 Пользователь офлайн   Хвирсон

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 6 163
  • Регистрация: 25 Сентябрь 09
  • ГородЖирятино

Отправлено 14 Сентябрь 2010 - 19:04

Побывал на свЯтилище у села Ивашево (Калужская область).
На поле расположенном на вершине холма и окружённого оврагами находятся с дюжину (возможно более) приличного размера камней, расположенных по окружности. В одном месте находились каменный пластины-плиты плотно подогнанный друг к другу. По всему периметру имеется ров.

у меня не возникло и тени сомнения что это святилище! Финоугорское ли или Вятичей мне не известно. И дат так же нет.


Очень бы хотелось и я настоятельно рекомендую провести раскопки на нём, дабы установить его статус, а так же для предотвращения хищения камней, который происходят в наше время. После установления статуса это возможно хотя бы номинально - памятник истории как ни как охраняется государством. А если под это дело привлечь союз, то по религиозному признаку его можно взять под опеку.

#19 Пользователь офлайн   Сергей1234

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 162
  • Регистрация: 25 Декабрь 09
  • ГородОбнинск

Отправлено 07 Октябрь 2010 - 09:16

Про соборы Севера интересно.
В своё время во Владимире удивился, зачем на художественном оформлении Дмитриевского собора такие персонажи, как Александр Македонский, Зевс, ну Давида объяснить легко, а также зооморфные орнаменты. И откуда это всё неожиданно, на пустом месте, взялось на Руси? И куда исчезло через сто лет? Чистой воды язычество.
Потом же узнал, что по некоторым сведениям работала над собором приглашённая из Европы группа архитекторов Фридриха Барбароссы, которому компанию в крестовых походах составлял Андрей Боголюбский, родной дядя того самого Дмитрия Всеволодовича, в честь которого и назван Дмитриевский собор и который построил рядом Владимирский собор.
А если взглянуть на творчество "христианских" архитекторов в Европе и произведённую ими на свет готику, то мы поймём, что очень часто там христианством и не пахнет, а точнее оно переплетено с язычеством очень сильно.

#20 Пользователь офлайн   ratmir

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 04 Ноябрь 10

Отправлено 04 Ноябрь 2010 - 20:28

Приведенныая гипотеза интересна, но существует давно, можно сказать , что практически ВСЕ христианские храмы построены на местаз древних святилищ и мест силы, ведь место под храм выбирали зачастую лозоходцы, а что это, как не поиск древнего места силы, или выхода энергий, или святилища - стоит посмотреть на расположение почти любой церкви - видна издалека, рядом часто источник - а родники всегда почитались славянами - а спросить у археологов -в 90% случаев есть в данном месте находки древнерусского периода, иногда и ранее-РЖВ, т- было селище или городище. А в древности люди праздники отмечали рядом с поселением, да и на самом городище могло быть капище, соответственно-вот и место святилища.
А вообще, отходя от архитектуры, можно сказать, что любое древнеславянское городище - уже святилище,тк капище с богами там было обязательно, также праздники справляли в приметных местах, куда и сейчас красота и мощь пророды притягивает- в рощах, у больших камней-валунов, особенно со следовиками, у источников. Названия народные -Ярилова гора , Кудеярова гора, Троицкая горка(троица совпадает с Ярилой) - вот и указатель. Археология и краеведение дают много информации на данную тему, но исследовано археологами далеко не все, и если не встречается в научной литературе название конкретного объекта, но есть местное интересное название или легенда, если есть древний(ныне святой) источник-родник, камни-валуны, высокий берег при слиянии рек, где могло быть городище или курганы- это также места святилищъ , которых было очень много (даже сейчас почти у каждой общины несколько капищ) а в древние времена? Сколько их было -не счесть.

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей