Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Философия Ивана Ефремова. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Философия Ивана Ефремова. прозрения гениального русского писателя. Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Водимир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 250
  • Регистрация: 29 Сентябрь 13

Отправлено 02 Февраль 2019 - 15:07

Философия Ивана Ефремова (1907 - 1972). Одна из лучших его книг - "Час Быка" (написана в 1968 г.,первая публикация - 1970 г.) - пророческое описание будущего Совдепии и КНР под видом планеты Торманс.
Хронология по Ефремову в этой книге:
1.Эпоха Древнейших обществ.
2.Античное время.
3.Эпоха Тёмных Веков.
Отсчет 60-летних кругов здесь начат с 1017 года (по сохранившимся документам). 1 круг= 60 лет = 5х 12 (пять циклов по двенадцать лет).
4. Эра Смешения Формаций - 13 - 15 круги (1797 - 1917 гг.).
5. Эра Разобщенного Мира - 15 - 17 круги (1917 - 2037 гг.)
6. Эра Мирового Воссоединения (с 2037 по 2...).
7. Эра Общего Труда.
8. Эра Встретившихся Рук и Эра Великого Кольца Галактики (с около 2600 года).
Описан полёт звездолета "Тёмное пламя" с Земли в год Синей Лошади 4078 г. от Р.Х. на планету Торманс в созвездии Рыси в скопление Красных звёзд...
В этой книге Иван Ефремов упоминает Великое сражение (битву Мары) между Западом и Востоком на Земле. Сражение шло от года красной/огненной курицы 17 круга (2029 г.) до года красного тигра (2034 г.). В год Змеи (2037) три звездолета с китайцами улетели в сторону созвездия Рыси...
Максимально укороченные цитаты из книги:
"Олигархический госкапитализм - опасное , отравленное лживыми идеями
общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без
колебаний приносится в жертву чему угодно - государственному устройству,
деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому
поводу....".
" внешняя сторона была маской... маска служила требованиям общества или
власти... тогда все носили маски...Тех, кто изредка пытался жить без
маски, считали безумцами, святыми или дураками - тогдашний термин для не
агрессивных людей с дефектным мышлением.".

"В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе
крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или надеяться только
на внешнюю опору - бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей с
той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями,
всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно тёмные
политиканы... в действиях этих владык было отсутствие понимания далёких
последствий. Это порождало безответственность, приводящую к трагическим
результатам... "

"90 миллиардов людей прошли под косой времени, начав с шатких шалашей...
пока с победой разума и знания не кончилась ночь несчастий...".

Иван Ефремов был оптимистом и верил в победу разума, у него есть намёк,
что потребуется 130 лет на преодоление инфернальности планеты Торманс
(=Совдепия).

"Они применяют методы проникновения в психику человека через
подсознание, широко использовавшиеся в демагогии лжесоциалистических
государств эры разобщенного мира... В толпе инстинкт выше всего, а из
него выходит вера...С противниками не спорят, на них кричат, плюют,
бьют, уничтожают... для партийных ораторов нет ничего, кроме вбитых в
голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному
безмыслию...Ругань - это всего лишь приём в разработанной системе обмана
народа .... способ показывать только то, что хотят правители..".

"Подбором новостей создаётся " определённое впечатление". А может быть
создаются и сами "новости"... изображается " негодование" народа. Группы
людей, которые высказываются абсолютно одинаково, с наигранным
рвением... А подлинного обзора людей и мнений мы не видим... Правители
сами не смотрят на телефальшивку... у них есть другая сеть, по которой
идёт подлинная информация.".


Нечего добавить! Ефремов не только описывал совковую действительность,
но и сумел заглянуть в будущее. Он в книге намекнул, как сумел это сделать.

"Фанатик-правитель или одержимый собственным величием психопат без
колебания и без совести вмешивается во всё: в индивидуальные судьбы, в
исторические пути народов, убивая направо и налево во имя своей идеи,
которая оказывается порождением недалёкого ума и больной воли параноика."

"Простонародье на Тормансе - неспособная к высшей науке часть населения,
используемая для воспроизводства и для самых простых работ."


"Человек погружён в неощутимый океан мысли, накопленной информации
Ноосферы. В Ноосфере - все мечты, догадки, вдохновленные идеалы тех, кто
давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания,
творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков."


"С развитием мощных гос. аппаратов власти и угнетения возникло инферно в
обществе.... где стремиться сохранять несовершенное могли только
привилегированные классы данной системы - угнетатели. Они прежде всего
создавали сегрегацию своего народа, чтобы превратить его жизнь в
замкнутый круг инферно, отделить от остального мира, чтобы общение шло
только через властвующую группу... инфернальность неизбежно была делом
их грязных рук."

"Если бы мы допустили мировое владычество олигархии - гос.
капитализма... то тогда над нашей планетой захлопнулась бы гробовая
крышка полной безысходности инфернального существования под пятой
абсолютной власти, вооруженной всей мощью страшного оружия и не менее
убийственной науки."

"Общество Торманса явилось дальнейшим развитием монополистического гос.
капитализма или же муравьиного лжесоциализма. Обе эти формы смыкались в
нашей земной истории подобным установлением олигархических диктатур...
усиление тайной полиции... захват власти олигархией гангстерского типа...".


"Муравьиный лжесоциализм создался путём захвата власти маленькой
группой, которая выдвинула как абсолютно непререкаемый авторитет "
солнцеподобного" вождя... конечным результатом была бесчеловечная
олигархия с многоступенчатой иерархической лестницей. Монополистический
гос. капитализм невозможен без олигархии... создавалось усиление
инфернальности. Бесчисленные преступления против народа оправдывались
интересами народа... Для любой олигархии было важно, чтобы всегда
существовала невежественная масса - опора единовластия и войны...
Капитализм поддерживает проповедь религиозной морали. Муравьиный
лжесоциализм, наоборот, тщательно искореняет религию...".


"Многообразные страхи, пронизывающие подобное общество, аналогичны
суеверным страхам, где ужас перед богами заставлял ограждать себя
сложнейшими ритуальными обрядами... Подавление индивидуальности сводит
людей в человеческое стадо , как было в Тёмные века Земли, когда церковь
фактически выполнила задачу сатаны, озлобив и сделав убийцами множество
людей... священные писания, наполненные злом, предательством, племенной
враждой и бесконечными убийствами... учение Конфуция для жёлтой
цивилизации породило безответственную покорность обстоятельствам жизни."

"В трудный переходный период истории человечества началось формирование
госкапиталистической формации с тенденцией распространения по всей
планете. Едва устранилась конкуренция, как сразу же отпала необходимость
в улучшении и удешевлении продуктов производства... Олигархия властвует
лишь ради своих привилегий... Лжесоциализм, усвоив от госкапитализма
демагогию и несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти
группой избранных и в физическом уничтожении инакомыслящих, в
террористическом беззаконии... борьба за власть ведётся наименее
полезными членами общества."


"на Тормансе ещё существует инферно , олигархия, создавшая утонченную
систему угнетения. Для борьбы с этой системой надо создать людей высокой
психофизической тренировки, научить их бороться со всепроникающей "
избранностью" - системой противопоставления владык и толпы, всеведущих
учёных и тёмных невежд, элиты и низшего класса... неполноценность - мать
всякой жестокости."

"Всякое явление двусторонне... нет абсолютной правды. Погоня за
абсолютным - одна из самых тяжких ошибок человека. Получается
односторонность, т.е. полуправда, а она хуже, чем прямая ложь."

"Данные вычислительных машин на Тормансе никому не показывают... они
обрабатываются спец. людьми в секретном порядке. Обнародывается только
позволенное... Каждый период истории правители старались представить
таким, каким хотели."

"Отсутствие разумного понимания биологии... неразумие учёных...
расшатали крепость человеческого организма... разнообразные аллергии,
рак, дефекты наследственности, психическая неполноценность... стали
подлинным бедствием... Плохое питание увеличило число немощных, вялых
людей - тяжкое бремя для общества... распространены психозы,
алкоголизм...".

В общем Иван Ефремов поставил диагноз Совдепии 1960-х гг.


"мужчины, унижаясь и холуйствуя перед вышестоящими, потом вымещали свой
позор на своей же семье... женщины здесь угнетены и безответны,
превращены в рабочую скотину, а воспитанные ими дети оказываются
невежественными и отсталыми дикарями."

"В эпоху Тёмных веков и Эру разобщенного мира история была не наукой, а
лишь инструментом политики и угнетения, нагромождением лжи."


"Для мыслящего человека извечно единственным выходом было познание
необходимости и победа над ней, разрушение инферно. Другой путь мог быть
только через истребление мысли, избиение разумных до полного превращения
человека в скота. Выбор: или вниз - в рабство , или вверх - в неустанный
труд творчества и познания. Только знающие могут выбирать свои пути."

"Чудовищные бедствия Эры разобщенного мира, глухая и скучная жизнь
перенаселенных городов, общественные " дискуссии", где слова
предостережения и мудрости тонули в реве одураченных толп.
Психологические комплексы униженности и неверия в себя порождали
агрессивное стремление выделиться любой ценой... наиболее распространены
были алкоголь и др. наркотики, громкая музыка, пустые,шумные игры и
массовые зрелища, нескончаемое приобретение дешёвых вещей."

Поразительно, но Ефремов это написал в конце 1960-х гг.!


"при монокультуре развитие оказалось однолинейным... не успели
опомниться, как на всей планете воцарилась олигархическая система
госкапитализма... олигархия затормозила развитие общества... система
основана на подавлении и терроре... бросается в глаза фактическое
неравенство.. СИСТЕМА ВЕКАМИ ОСТАЕТСЯ НЕПРИКОСНОВЕННОЙ..."


"В Век Голода на Тормансе... сами люди соперничали с животными в
поедании трупов... каннибализм перестаёт быть запретным при низком
развитии эмоций и интеллекта, когда приказ голодного тела затемняет
чувства и парализует волю человека."

Не надо забывать, что в Совдепии людоедство было в 1922, 1933, в зиму
1946 - 1947 годов и в концлагерях советских и немецких. Да и
заключённые, бежавшие в тайгу, брали с собой одного на съедение....
Да и в Ленинграде в блокаду тоже было людоедство.


"Малый интерес тормансиан к прошлому вызван общим упадком исторических
исследований при олигархическом строе. Олигархия не любит истории... На
Тормансе царит чудовищная жестокость...Из-за униженности перед владыками
возникает потребность торжества начальников через изощренное мучение и
издевательство над всеми, попадающими во власть подобных нелюдей...
здесь наступила всеобщая аморальность... Толпа - стадо, она не может
накопить и сохранить информацию. Преступно лишать людей знаний, правды;
омерзительная ложь привела человечество на Тормансе к полной деградации."

"Эту планету уже невозможно поднять из инферно... болезнь зашла слишком
далеко, отравив людей испорченной наследственностью - дисгеникой... люди
Торманса уже не способны верить ни во что и заботятся лишь об
элементарных удовольствиях... деградация во всём и особенно в душах
людей... по планете бродят одичалые толпы..."

Интересно, что здесь же И.Ефремов упоминает индейцев из племени Хопи,
живущих в США , и описывает их психические силы. Все знакомы с
пророчествами индейцев хопи?


"Здесь отсутствует вера в людей, в лучшее будущее... Вот потому
тормансиане и пришли к мистицизму... Когда человеку нет опоры в
обществе, а только постоянно угрожают ему, и он не может положиться на
закон и справедливость, он созревает для веры в сверхъестественное -
последнее его прибежище. В конце Эры разобщенного мира мистика усилилась
и в тираниях госкапитализма, и в странах лжесоциализма. Лишённые
образования, невежественные массы потеряли веру во всемогущих диктаторов
и бросились к сектантству и мистицизму. Новый поворот исторической
спирали вернул большинство человечества к атеизму познания...к науке."

Ну, кто скажет, что Ефремов не является пророком?


"Священный долг каждого из нас - нарушать такое беспримерное угнетение.
Кто смеет закрывать мыслящему существу путь к познанию мира?...
диктатуры прошлого! ...Поэтому когда в Великом Кольце Галактики
обнаруживают государство, закрывающее своим людям путь к знанию, то
такое государство разрушают...Запрет познавать искусство, науки, жизнь
других планет недопустим! ... Люди - тени, не имеющие значения , в
истории живут только их дела. Дела - это гранит, а жизнь - это
песок...толпа и властитель - диалектическое единство противоположностей
- раздельно не существуют. И обе стороны на Тормансе невежественные,
садистки жестокие, озлобленные друг на друга..".


"Чем больше людей, тем больше выбор умов, соединённые усилия которых
дали Земле её НООСФЕРУ... владыки Торманса стремятся избавить людей от
привязанностей, чтобы превратить их в орудие угнетения и абсолютной
власти... Чтобы воспрепятствовать возрождению вольности, олигархи
ставили задачей сломить волю своих подданных, искалечить их психически.
И к осуществлению этой задачи повсеместно пытались привлечь учёных...
едва не привели к превращению большинства народа в тупых дешёвых
роботов, покорных исполнителей..."

"средства духовной ломки были несложны: террор и голод плюс полный
произвол... намеренно внушали людям погоню за мнимыми ценностями... В
любой момент владыки могли сделать всё, что угодно, бросив лишь
несколько слов. Эта абсолютная власть нередко попадала в руки психически
ненормальных людей. В своё время на Земле именно ПАРАНОИКИ становились
политическими и религиозными вождями. В результате увеличивалось число
людей с МАНИАКАЛЬНО- ДЕПРЕССИВНОЙ психикой, основой жизни их становился
страх - страх перед наказанием."

"Человечество расположено в виде пирамиды... чем выше она, тем острее -
и малочисленней - верхушка, состоящая из активной части людей...всё
тяжелее становилось нижним слоям ,и углублялось инферно. При такой
тенденции цивилизация, выросшая из технократического капитализма, должна
была рухнуть - и рухнула!... разрушилась иерархическая пирамида власти..."

#2 Пользователь офлайн   Водимир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 250
  • Регистрация: 29 Сентябрь 13

Отправлено 02 Февраль 2019 - 15:10

"нужна психологическая тренировка, чтобы освободить людей от страха
преследования и от фетишизирования власти. Слишком далеко разошлись
здесь отношения людей с государством. Оно стоит над ними как недобрая и
всемогущая сила... Ни одно низкое по морально-этическому уровню общество
не может перейти определённый порог, не самоуничтожившись..."


"комплекс обиды и мести неизбежен для всякого, пробившегося к власти...
Любое насилие обязательно порождает контрсилу, которая неумолимо будет
развиваться и проявится не сразу, но неизбежно и подчас с неожиданной
стороны... Продвижение людей обществе, основанное на чинах и званиях,
автоматически и неизбежно порождает некомпетентность на всех уровнях
иерархии..."

#3 Пользователь офлайн   Иггельд

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 447
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 13 Февраль 2019 - 14:46

Иван Антонович Ефремов оказал огромное влияние на приход многих нынешних языческих деятелей к Традиции через античность и космизм. Ряд языческих в будущем групп на конец 1980-х - начало 1990-х были ефремовскими космистами. Я с 1986 по 1994 год состоял в одной из таких групп.

#4 Пользователь офлайн   Водимир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 250
  • Регистрация: 29 Сентябрь 13

Отправлено 14 Февраль 2019 - 10:29

Если внимательно прочитать книги И.А.Ефремова (+1972) "Туманность Андромеды" (1956) и "Час Быка"(1968), то вот какой прогноз получается:
1. Эра Разобщённого Мира с 1917 по 2037 гг. (раскол стран и народов на социализм и капитализм).
1917 - 2017 гг. - Век Расщепления.
2029 - 2034 гг - битва Мары (между Западом и Востоком).
2037 г. - Вторая Великая Революция.

2. Эра Мирового Воссоединения с 2037 по 2437 гг.
2037 г. - три звездолёта с китайцами улетели в созвездие Рыси к красной звезде на планету Торманс.
2037 - 2137 гг. - Век Союза Стран.
2137 - 2237 - Век Разных Языков.
2237 - 2337 - Век Борьбы за Энергию.
2337 - 2437 - Век Общего Языка.

3. Эра Общего Труда с 2437 по 2800 гг.
2437 - 2537 - Век Упрощения Вещей.
2537 - 2637 - Век Переустройства.
2637 - 2737 - Век Первого Изобилия.
2737 - 2837 - Век Космоса.

4. Эра Великого Кольца Галактики (Эра Встретившихся Рук) с 2800 г.
2800 г.(1-й год Эры Кольца) - приняты на Земле сигналы от планетной системы двойной звезды 61 Лебедя.
2893 г. (93-й год ЭК) - гибель 10-й звёздной экспедиции, летевшей к Сириусу.
3067 г. (267-й год ЭК) - 34-я звёздная экспедиция - запуск звездолёта "Парус" к Веге (31 световой год от Земли).
3098 г. (298-й год ЭК) - корабль "Парус" достиг Веги (Альфа Лиры).
3100 год - Полярной звездой для Земли является Гамма Цефея (Альраи).
3123 г. (323-й год ЭК) - гибель экипажа "Паруса" на тёмной планете у железной звезды по возвращении к Солнцу.
3132 г. (332-й год ЭК) - гибель жителей планеты Зирда от радиации (красная звезда Змееносца в 4-х световых годах от Земли).
3195 г. (395-й год ЭК) - 37-я звёздная экспедиция : корабли "Тантра" и "Альграб" направлены к планете Зирда у красной звезды Змееносца.
3203 г. (403-й год ЭК) - "Тантра" обнаружила пропавший корабль "Парус" на тёмной планете у железной звезды по возвращении к Солнцу.
3208 г. (408-й год ЭК) - возвращение корабля "Тантра" на Землю.
3209 г. (409-й год ЭК) - 38-я звёздная экспедиция: запуск корабля "Лебедь" к Ахернару (Альфа Эридана) в 70 свет. годах от Земли.
корабль "Тинтажель" запущен к железной звезде Т.
корабль "Аэлла" - к белому карлику Омикрон 2 Эридану.

4078 год - прилёт на планету Торманс (у красной звезды созвездия Рыси) корабля "Тёмное Пламя" с Земли...

Вообще книга Ефремова "Час Быка" (1968) можно сказать провидческая. Она имеет двойной смысл - сатира на китайский "муравьиный социализм" и тёмные стороны советской действительности, а также намёк на постсоветскую действительность (то, что мы сейчас испытываем на себе).

"Олигархический государственный капитализм - опасное, отравленное лживыми идеями общество, где ценность отдельного человека ничтожна и его жизнь без колебаний приносится в жертву чему угодно - государственному устройству, деньгам, производственному процессу, наконец, любой войне по любому поводу..."

"В плохо устроенном обществе человек или должен развивать в себе крепкую, бесстрашную психику, служащую самозащитой, или... надеяться только на внешнюю опору - бога. Если нет бога, то возникала вера в сверхлюдей с той же потребностью преклонения перед солнцеподобными вождями, всемогущими государями. Те, кто играл эту роль, обычно тёмные политиканы... в действиях этих владык... было отсутствие понимания далёких последствий. Это порождало безответственность , приводящую к трагическому результату."
"Они применяют методы проникновения в психику человека через подсознание, широко использовавшиеся в демагогии ... лжесоциалистических государств эры разобщённого мира... В толпе инстинкт выше всего, а из него выходит вера... слова, использовавшиеся в олигархическом лжесоциализме Китая. С противниками не спорят, на них кричат, плюют, бьют,... уничтожают... для партийных ораторов нет ничего, кроме вбитых в голову понятий. Они обращаются не к здравому смыслу, а к животному безмыслию... Ругань - это всего лишь приём в разработанной системе обмана народа... вынуждают показывать только то, что хотят правители..."
В общем, планета Торманс до боли напоминает Совдепию и Эрэфию одновременно!

В "Туманности Андромеды" : Земля управляется Советом Экономики Земли под надзором Контроля Чести и Права. Есть и другие органы управления планетой:
- Академия производительных сил;
- Совет звездоплавания;
- Академия направленных излучений;
- Академия психофизиологии труда;
- Академия Горя и Радости;
- Академия Схоластики и Предсказания Будущего;
- Академия Пределов Знания;
- Институт нервных токов и т.д.

#5 Пользователь офлайн   Водимир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 250
  • Регистрация: 29 Сентябрь 13

Отправлено 19 Февраль 2019 - 10:21

Дмитрий Быков:

Человек, как лезвие бритвы.

Ефремову повезло — судить о мере его прозорливости можно будет веке этак в сорок третьем, в котором и разворачиваются фабулы главных его сочинений: дилогии о Великом Кольце «Туманность Андромеды» (1957) и «Час быка» (1968). Если сейчас ничего не сбылось, это еще ни о чем не говорит. Ефремов — не самый популярный сегодня автор: именно потому, что он настойчиво зовет читателя к дальнейшей эволюции, а у нас ведь это не принято. В 90-е годы в России возобладала твердая вера в то, что капитализм (и лучше бы самый дикий) есть высшая и последняя стадия всего, а человек — нереформируемая грубая скотина. Демократия, по Черчиллю, есть лучшее из худшего, а потому не следует и рыпаться, ибо любая утопия в предельном ее развитии неизбежно ведет к насилию, крови и 37-му году.

Позиции Ефремова в общем виде сводились к тому, что ежели человек несовершенен и движим низменными потребностями, то хоть социализм ему, хоть капитализм, хоть кол на голове — он превратит его примерно в одно и то же, а именно в ад. Если же человек не довольствуется нынешним своим состоянием и верит, что в перспективе возможна антропологическая революция, его ожидает еще множество приключений и немало формаций поинтереснее капитализма.

Сама биография Ефремова фантастична и лучше любой прозы иллюстрирует его любимую мысль о беспредельности эволюционных возможностей человека. Он побывал купеческим сынком, беспризорником, воспитанником автороты, моряком, геологом, палеонтологом, прозаиком, изгоем, прославленным прозаиком, запрещенным диссидентом и, наконец, английским шпионом (уже посмертно). Последний эпизод вовсе уже загадочен: вскоре после смерти Ефремова у его вдовы провели тридцатичасовой обыск, ничего не нашли, кроме записных книжек и писем, и через два года все вернули. По-видимому, английским шпионом в СССР принято было объявлять любого патологически опасного врага: сначала этой чести удостоился Берия, потом Ефремов. И то сказать, его «Час быка», подлинно фантастическим чудом пробившийся в советскую печать (в неисковерканном варианте он вышел только в 1988 году, когда уже никому не был по-настоящему нужен), для замкнутых сообществ опасней любого Солженицына.

Ефремов, едва ли не самый живописный персонаж в истории русской словесности, обладал способностями, которые в таком букете и такой степени развития будут встречаться, пожалуй, разве что в эпоху Великого Кольца. Силач, боксер, рослый красавец (отец и вовсе хаживал на медведя с рогатиной), человек с фотографической памятью, знавший наизусть всего Брюсова и почти всего Блока, страницами цитировавший на память Грина и Дойла, основатель новой отрасли палеонтологии (именно за свою «Тафономию» он получил Госпремию), геолог, зоолог, путешественник, философ, историк, обладатель глубокого баса и абсолютного слуха... Пусть меня простят его поклонники — нынче, увы, немногочисленные, — но на фоне этих россыпей как раз писательский его дар не представлял из себя ничего исключительного: в книгах Ефремова много слащавости, ходульности, туманности (так что «Туманность Андромеды» — вполне адекватное название); герои ведут многостраничные теоретические споры, высокопарно восхищаются будущим и ужасаются настоящему... А все-таки известного пластического дара у него не отнять и способности выдумывать ужасное тоже. В русской литературе мало таких страшных рассказов, как «Олгой-хорхой», таких удачных фантастических изобретений, как серые кристаллы из «Лезвия бритвы», таких грандиозных и жутких описаний, как полет «Темного пламени» из первой главы «Часа быка». Алексей Толстой за два месяца до смерти разыскал Ефремова, только что опубликовавшего дебютных пять рассказов, и вызвал к себе в Кремлевскую больницу: «Где вы научились такому холодному изяществу?!» Ефремов честно ответил: у Райдера Хаггарда. Именно Толстой благословил Ефремова на сочинение фантастики — до того он писал только о чудесах и приключениях. Но в 45-м году — какая могла быть фантастика? И он открыл новый жанр, совершенно здесь не понятый: принялся сочинять историческую прозу, которую продвинутый читатель понимал сразу, а непродвинутый так и принимал за научно-популярные экскурсы в Древний Египет и его окрестности.

Случилось так, что раннего Ефремова — «Путешествие Баурджеда» — я в детстве не читал и впервые открыл сравнительно недавно. Повесть 53-го года. Мощный, страшный, примитивный фараон употребил все силы государства на то, чтобы воздвигнуть себе пирамиду невообразимой высоты: жители обнищали, страна надорвалась в нечеловеческом усилии, но пирамида построена. А поскольку всякая пирамида — и каменная, и государственная — с необходимостью сходится в точку, то тут-то ей и конец — после смерти фараона дальше делать нечего. Весь Египет стоит как памятник ему. Пришел новый фараон — молодой и неуверенный, получивший трон полуслучайно, — и ему докладывают о народе, утратившем страх, об истощенной казне, а главное — о наглости жрецов, желающих управлять единолично и подменить собою государство. Эти жрецы, образовавшие замкнутую партию наподобие ордена меченосцев, препятствуют любым реформам, а главное, они подло утаили завещание божественного Джосера, основавшего государство египетское... Ну каких вам еще параллелей, каких подсказок?! Все надежды Ефремов возлагает вовсе не на забитый и конформный египетский народ, а на нескольких сильных и умных его представителей из числа технической интеллигенции — кормчих, корабелов, писцов... Эта публика может суметь кое-что сделать, если послужит интересам фараона.

Советская интеллигенция, кстати, так и сделала — именно из таких «слуг фараона» был Сахаров. Не знаю, читал ли он «На краю Ойкумены», куда вошла впоследствии рискованная повесть, но думаю, что представление имел: среди писцов, кормчих и корабелов Ефремов был в моде. Впрочем, участь этих умников Ефремов тоже предсказал — рано или поздно писания их будут запрещены, а самих их вынудят либо молчать, либо бежать...

После «Туманности», прославившей его во всем мире и повлиявшей на юного Джорджа Лукаса до того, что в честь Дара Ветра он назвал Дарта Вейдера, Ефремов написал, вероятно, самое странное свое сочинение, глубоко и многослойно зашифрованный роман «Лезвие бритвы», которого, пожалуй, без «Часа быка» не понять. Книга вышла в 1963 году и была во всех интеллигентных домах; хитро завернутая фабула с магическим кристаллом, отнимавшим память, выдумана главным образом для маскировки. Гораздо сложнее была главная, тщательно упрятанная ефремовская мысль о том, что все великое и прекрасное в мире существует на лезвии бритвы, на тончайшей грани между диктатурой и анархией, богатством и нищетой, сентиментальностью и зверством; человек — тонкий мост меж двумя берегами, над двумя безднами. И эту-то грань предстоит искать вечно, но если ее не искать, жить вообще незачем. Легче всего сказать, что «на всех стихиях человек — тиран, предатель или узник»; легче всего признать, что единственно актуальным остается выбор дьявола: либо ты диктатор и узурпатор, либо тварь дрожащая. Либо Запад с его мелкой горизонталью, либо Восток с его убийственной вертикалью. Человек и есть это самое лезвие бритвы, и он обязан из двух выбрать третье — потому что любой другой выбор неотвратимо ведет в инферно. Это свое инферно Ефремов подробно описал в «Часе быка», где не просто развенчал оба варианта утопии — капиталистическую и коммунистическую, — но гениально показал, что они НЕ ИСКЛЮЧАЮТ ДРУГ ДРУГА! Для 1968 года, как хотите, это догадка блестящая: мало того, что выбор между ворюгами и кровопийцами безнадежен, он еще и ложен, потому что принципиальной разницы между ними нет
Ефремов — писатель умный и дальновидный. Весь Ефремов зовет, требует, тормошит: не думай, что ты высшая ступень эволюции, что твой удел — зловонный хлев этого мира, что ты всего только высокоорганизованное животное, обреченное вечно терзать себе подобных и подчиняться им! Разуй глаза: мир блещет и дразнит, но все в этом мире построено на доминировании, на зависимости от среды, на подавлении воли — хочешь ли ты этого? Готов ли ты вечно пребывать в детерминизме или в какой-то момент вспомнишь о своем высшем предназначении и перерастешь наконец скудную человеческую оболочку? Рано или поздно время великих утопий вернется, и если не удалась русская попытка воплотить их — может удаться другая, на новой почве и с другим, менее живучим историческим бекграундом. Отказ от мечты, от утопии, от будущего — самая страшная и глупая ошибка постсоветской России; но, может, она начнет опять читать Ефремова?

Не знаю. А хорошо бы.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей