Гудьба Музыкальные инструменты
#1
Отправлено 23 Май 2010 - 23:46
Зареслава предложила свои изделия. Разрешите мне тоже предложить мои изделия для аукциона в пользу Велизара:
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551457.jpg
ГУСЕЛЬКИ ЗВОНЧАТЫЕ, 6 струн; размер 40 х 11 х 9
Умещаются в небольшой рюкзак
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551456.jpg
КРЫЛАТЫЕ ГУСЛИ, 7 струн; размер 43 х 12 х 9
Необычайно легко играть и сочинять песни на ходу
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551455.jpg
ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ, 10 струн; размер 59 х 15 х 10
Для серьезного бояна
paganruss@mail.ru
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551457.jpg
ГУСЕЛЬКИ ЗВОНЧАТЫЕ, 6 струн; размер 40 х 11 х 9
Умещаются в небольшой рюкзак
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551456.jpg
КРЫЛАТЫЕ ГУСЛИ, 7 струн; размер 43 х 12 х 9
Необычайно легко играть и сочинять песни на ходу
http://www.pix8.net/pro/pic/2516ED953/11551455.jpg
ГУСЛИ ЗВОНЧАТЫЕ, 10 струн; размер 59 х 15 х 10
Для серьезного бояна
paganruss@mail.ru
#4
Отправлено 29 Май 2010 - 09:44
Январский пишет:
он гусли делает по роду, уже 36 поколений
Это выходит 720 лет подряд, без сбоев. <_< Очень сомневаюсь.
Тем более что в 15-17 веках церковь запретила все музыкальные инструменты. Изготовление гуслей, гудков, и других инструментов прекратилось, было забыто, и мастера теперь могут только гадать (и спорить) как настраивать и играть на них. На смену отечественным инструментам в народ пришли итальянские: скрипка, мандолина, гармошка, потом гитара, а при совке оффициальным Народным Инструментом стала балалайка.
он гусли делает по роду, уже 36 поколений
Это выходит 720 лет подряд, без сбоев. <_< Очень сомневаюсь.
Тем более что в 15-17 веках церковь запретила все музыкальные инструменты. Изготовление гуслей, гудков, и других инструментов прекратилось, было забыто, и мастера теперь могут только гадать (и спорить) как настраивать и играть на них. На смену отечественным инструментам в народ пришли итальянские: скрипка, мандолина, гармошка, потом гитара, а при совке оффициальным Народным Инструментом стала балалайка.
#8
Отправлено 30 Май 2010 - 01:22
Ответы Курганскому:
1. Если Мастер не Славянин, то нам нечего у него покупать. Каждый Родновер должен в первую очередь поддержать Родновера. А Родновер, по определению, Славянин.
2. Нет сведений что Гусли вдруг встали из мертвых в 19-м веке, и попы заиграли на них. Попам такого не позволялось. Церковь не отменила своё проклятие на "Гусли и бубны и сопели, и всякого рода плясание, и хребтом вихляние, и в долони плескание..." И восстановить забытый на 300 лет инструмент - ну кто станет возится? А восстановить как играли на нем, не имея записей - невозможно.
Как сказал один умный государственный деятель: "Вы имеете право на своё собственное мнение, но не на свои собственные факты."
Тепреь задам тебе тот простой вопрос, умник: Для чего в Новгородских Гуслях игровое окно? И не вешай мне лапшу типа оно чтобы глушить струны или щипать их. Я уже испробовал всё -- не получается!
1. Если Мастер не Славянин, то нам нечего у него покупать. Каждый Родновер должен в первую очередь поддержать Родновера. А Родновер, по определению, Славянин.
2. Нет сведений что Гусли вдруг встали из мертвых в 19-м веке, и попы заиграли на них. Попам такого не позволялось. Церковь не отменила своё проклятие на "Гусли и бубны и сопели, и всякого рода плясание, и хребтом вихляние, и в долони плескание..." И восстановить забытый на 300 лет инструмент - ну кто станет возится? А восстановить как играли на нем, не имея записей - невозможно.
Как сказал один умный государственный деятель: "Вы имеете право на своё собственное мнение, но не на свои собственные факты."
Тепреь задам тебе тот простой вопрос, умник: Для чего в Новгородских Гуслях игровое окно? И не вешай мне лапшу типа оно чтобы глушить струны или щипать их. Я уже испробовал всё -- не получается!
#10
Отправлено 30 Май 2010 - 03:38
Уважаемый, забейте в поисковик словосочетание "поповские гусли". Есть в инете замечательная статья на эту тему. Я подобное и на бумаге читал - в музыкально-нотном отделе областной библиотеки. А какие же пальцы нужно иметь, чтобы не получалось струны в игровом окне глушить и щипать...
#11
Отправлено 30 Май 2010 - 07:14
Есть хорошая книга Фамицина А.С. "Гусли русский народный музыкальный инструмент",-была написана в 1890году.
Так он отмечает,что инструменты подобные гуслям делали и прибалты и чуваши и мордва и сибирские народы("нарс-юх") :) и у него кстати отмечено,что особой популярностью в 19-м.веке они пользовались у священников и на стр.286 приводится фото священника играющего на гуслях :) А.С.Фамицин Скоморохи на Руси Спб."Алетея" 1995год.
Кстати ныне РПЦ выпускает сборники былин и духовных песнопений игранных на гуслях ;) (сам такой купил: Егорий Стрельников "Гусли Русь былинная".Звукозаписывающая студия "Троицкий глас"Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 2007г. :D )
Период "Патриаршества" в духовном отношении резко отличается от "Синодального" ;) когда в образованной части общества в моду входило "просвещение","вольтерьянство",а потом уже "нигилизм" с "коммунизмом".
Так он отмечает,что инструменты подобные гуслям делали и прибалты и чуваши и мордва и сибирские народы("нарс-юх") :) и у него кстати отмечено,что особой популярностью в 19-м.веке они пользовались у священников и на стр.286 приводится фото священника играющего на гуслях :) А.С.Фамицин Скоморохи на Руси Спб."Алетея" 1995год.
Кстати ныне РПЦ выпускает сборники былин и духовных песнопений игранных на гуслях ;) (сам такой купил: Егорий Стрельников "Гусли Русь былинная".Звукозаписывающая студия "Троицкий глас"Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 2007г. :D )
Период "Патриаршества" в духовном отношении резко отличается от "Синодального" ;) когда в образованной части общества в моду входило "просвещение","вольтерьянство",а потом уже "нигилизм" с "коммунизмом".
#12
Отправлено 30 Май 2010 - 08:52
Гусли, да не те. Гуслями в старину называли любой струнный инструмент, т.к. слово "гусли" означает "струны." Так называемые "поповские" гусли (потому что их некоторое время использовали церковные регенты - не сами священнослужители) другой инструмент, называемый "Псалтирь." И это преимущественно западноевропейский инструмент: трапециоидный короб; струны идут через гриф, а не струнодержатель; идут параллельно, а не веером; и их гораздо больше. Древнерусский вариант называют "шлемовидным," т.к. верхняя дека вырезана в виде колокола или шелома. На Урале и в Сибири их делали преимущественно для детей. И сейчас их делают как детскую игрушку и сувенир, с типичной сувенирной картинкой на деке. Дешевка. Балалайка.
Гусли, же, о которых я говорю, народный инструмент исключительно Финских, Русских, и Балтийских народов. На Западе их нет. Их уникальные свойства: 1)струнодержатель; 2)ненадобность грифа; 3)расположение струн веером.
Нынче называемые "Новгородскими" гусли отличаются так называемым "игровым окном," которое не имеет никакой определенной функции. Догадки, будто через "окно" либо приглушают струны, либо щипают их, не оправдываются. Во-первых, струны приглушают у струнодержателя (На финском Кантеле для этого установлена особая полочка.), а щипать струны левой рукой гораздо легче сверху, как и правой. Игровое окно, удаля лишнее дерево, придает Новгородским Гуслям равновесие, но есть экземпляры инструмента без этого окна. Моя личная догадка следующая: Увидел Русский Мастер привезенную из Византии лиру, и конечно сказал себе: "А мы, Русские сможем лучше!" Скрестил он изящность лиры с акустическими свойствами Гуслей, и инструмент стал популярным в Новгороде.
Гусли, же, о которых я говорю, народный инструмент исключительно Финских, Русских, и Балтийских народов. На Западе их нет. Их уникальные свойства: 1)струнодержатель; 2)ненадобность грифа; 3)расположение струн веером.
Нынче называемые "Новгородскими" гусли отличаются так называемым "игровым окном," которое не имеет никакой определенной функции. Догадки, будто через "окно" либо приглушают струны, либо щипают их, не оправдываются. Во-первых, струны приглушают у струнодержателя (На финском Кантеле для этого установлена особая полочка.), а щипать струны левой рукой гораздо легче сверху, как и правой. Игровое окно, удаля лишнее дерево, придает Новгородским Гуслям равновесие, но есть экземпляры инструмента без этого окна. Моя личная догадка следующая: Увидел Русский Мастер привезенную из Византии лиру, и конечно сказал себе: "А мы, Русские сможем лучше!" Скрестил он изящность лиры с акустическими свойствами Гуслей, и инструмент стал популярным в Новгороде.
#13
Отправлено 30 Май 2010 - 10:38
Вы, кстати, в курсе, что в СССР гусли изготавливали на фабрике и даже издавали по ним самоучители? :) Я, честно говоря, не очень понял по Вашему описанию, как выглядит псалтирь, но гусли, сделанные деревенским мастером лично видел в музее. Корпус был трапециевидный, но грифа точно не было. Что до игрового окна - а на финских кантеле оно есть?
#14
Отправлено 30 Май 2010 - 12:36
Для чего "игровое окно" на новгородских гуслях честно признаюсь не знаю, но если не ошибаюсь они единственные так сказать "арфовые гусли". Т.е. отверстие то навроде открытой арфы в миниатюре. Хорошая арфа на сквозном ветру сама звучит. Может именно от этого вида новгородских гуслей пошло известное нам "гусли -самогуды"?
#16
Отправлено 30 Май 2010 - 22:13
Гордея пишет:
Хорошая арфа на сквозном ветру сама звучит.
Идея!
И далее:
Может именно от этого вида новгородских гуслей пошло известное нам "гусли -самогуды"?
Самогуды почти одинаковой конструкции с традиционными Крыловидными. Только короб проще.
Наклеиваешь бумажные флажки на струны. кладешь гусли в открытом окне, боком к ветру. Ветер перебирает струны.
А если прижать Самогуды оконной рамой, то звук будет передаваться рамой, стеклами, и даже стеной.
Хорошая арфа на сквозном ветру сама звучит.
Идея!
И далее:
Может именно от этого вида новгородских гуслей пошло известное нам "гусли -самогуды"?
Самогуды почти одинаковой конструкции с традиционными Крыловидными. Только короб проще.
Наклеиваешь бумажные флажки на струны. кладешь гусли в открытом окне, боком к ветру. Ветер перебирает струны.
А если прижать Самогуды оконной рамой, то звук будет передаваться рамой, стеклами, и даже стеной.
#17
Отправлено 30 Май 2010 - 22:16
Цитата
А если прижать Самогуды оконной рамой, то звук будет передаваться рамой, стеклами, и даже стеной.
Да, усиление звука, один из самых первых способов ревенберации и резонанса, как и для динамического усиления. Так же подойдёт мебель, широкое стекло, не важно окно это или не окно. Аналогично можно поступать с электрогитарой без электрического усиления звука.
#19
Отправлено 31 Май 2010 - 12:38
Но, ведь если не ошибаюсь самые ранние находки - гуслей с игровым окном были именно вертикальные, т.е. по подобию лиры,арфы. Если учесть, что в вертикальном положении легко проходит воздух, сквозной ветер - это могло быть в помощь звучанию. Учитывая,что "звончатыми" гусли стали, как только струны стали тянуть из металла.
Под воздействием эволюции меняется гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) и вытесняет лирную (вертикальную). А если проследить по археологическим находкам, то со временем роль окна уменьшается, оно приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем, уступая своё место крыловидным гуслям.
Так что вполне возможно что раннее игровое окно это именно подобие лиры и сквозной ветер улучшал звучание таковой на открытой местности.
Под воздействием эволюции меняется гусельная манера игры (гусли на коленях, прислонены к животу) и вытесняет лирную (вертикальную). А если проследить по археологическим находкам, то со временем роль окна уменьшается, оно приобретает больше декоративное значение и, наконец, гусли с игровым окном исчезают совсем, уступая своё место крыловидным гуслям.
Так что вполне возможно что раннее игровое окно это именно подобие лиры и сквозной ветер улучшал звучание таковой на открытой местности.