Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Зимние праздники. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (11 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Зимние праздники. Коляда. Оценка: *---- 1 Голосов

#81 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 18 Январь 2014 - 19:55

Просмотр сообщенияГордея (18 января 2014 - 13:29):

А кто, я? Вероятно это делает всё тот же Пупкин. Смею заметить я тоже не выводила никакой связи. В моём первом сообщении я лишь дополнила Светозару о том, что культ Непобедимого солнца сменил культ Солнца Первородного, а после сменился всё тем же солнечным культом Христа.

Нет, не Пупкин. Это же вы пишите в ответ на моё: " Связь "календ" с "колядой" вывожу не я, смею заметить". Вам ли не знать, что это делают исследователи славянства? А если вы этого не знаете, то это не делает вам чести, а ваше ёрничество вообще некрасиво выглядит. Мы тут истину ищем или занимаемся словесными баталиями? Я в словесных баталиях не уступлю никому, неужели вам это непонятно, лучше давайте по существу. Вы не отвечаете, а прыгаете в сторону, был вопрос: "Учитывая, что первые сведения о древних славянах появляются в трудах 6 века, где они называются венеды, склавины и анты, то совершенно непонятно, на основании чего рождается теория о коляде и святках, как о празднике, привязанном к движению солнца. Ведь ничего неизвестно не только о подобном празднике в столь древнее время, но и о самих славянах, а кроме того не подтверждается и основная, «римская» версия" (славления солнечного божества в эти дни). Если вы будете упражняться в риторике, а не отвечать по сути, то мне это не надо, я не буду тратить время на пустые пререкания, не приближающие к истине.То что вы написали, я понял, спасибо вам за это. Но это маленькая частность, не отвечающая на вопрос.

#82 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 19 Январь 2014 - 10:37

Просмотр сообщенияГордея (19 января 2014 - 01:14):

Андрей, а Вы ко мне с маленькой буквы (вы) обращаетесь по неуважению или по неграмотности?

Ни то и ни другое. Обращение на "вы" с большой буквы необязательно, такого правила в русском языке нет. Это-рекомендация. Я привык с маленькой, за исключением официальных писем.

#83 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 24 Январь 2014 - 23:49

Убрал, так как это другой праздник, не относится к рассматриваемому.

Сообщение отредактировано Андрей Иванов: 25 Январь 2014 - 13:29


#84 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 25 Январь 2014 - 09:54

Кстати, вот ещё косвенные, но интересные сведения. Если посмотреть на меры длины или веса, то все они весьма приблизительны. Локоть, сажень, вершок и т.д. Они конечно имеют определение в см. и мм., но поскольку каждый человек имеет свои особенности строения, то и при измерении чего либо всегда будут расхождения. Это к вопросу точности определения тех или иных дат зимних праздников.

#85 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 25 Январь 2014 - 13:06

Могу привести материал из интересной статьи
"По-видимому, у славян сменилось несколько типов календарей: лунный, лунно-солнечный, солнечный. В историческую эпоху, очевидно, под влиянием Византии, на территории Руси IX – XIII вв. окончательно закрепился солнечный юлианский календарь, впервые появившийся здесь во времена черняховской археологической культуры. Поэтому языческие праздники, имевшие лунно-солнечную привязку (Великдень-новый год, Навий Великдень, Семик, Летние Русалии), стали подвижными. Видимо этим следует объяснять то, как языческие празднества вписались в церковный пасхальный цикл. При этом мнение Л. С. Клейна о позднем возникновении Масленицы и отсутствии таковой у белорусов и украинцев [22, с. 281] следует считать ошибочным. Этот праздник лишь имел другое название: в Белоруссии – Комоедицы [34, с. 667-668], в Украине – Колодій [6, с. 292-293]. Языческим праздникам восточных славян будет посвящена отдельная работа.

Поскольку названия месяцев отражали явления природы или сезонной хозяйственной деятельности человека, то в различных местностях Руси названия месяцев разнились. Ещё большую разницу мы видим при охвате всех славянских названий месяцев [12; 38, с. 226, 237, 247, 254, 265, 271, 287, 292, 299, 311, 318, 322]. Такие письменные источники, как «Повесть временных лет» 1113 г. и «Остромирово евангелие» 1057 г. проливают свет на славянские названия месяцев, что позволило Л. С. Хренову и И. Я. Голубу сделать реконструкцию древнерусских названий месяцев [45, с. 86]. Эти названия и порядок их следования несколько отличаются от реконструкции Б. А. Рыбакова [34, с. 167].

С введением эры от «сотворения мира» Новый год (новолетье) стали начинать с 1 марта. Но это сугубо церковная традиция. Все события языческого, а по сути своей аграрного, календаря должны были быть значащими для земледельца. Подобные соображения привели Г. С. Лозко [23, с. 79], Л. С. Хренова, И. Я. Голуба [45, с. 85] и ряд др. исследователей к приурочиванию Новолетья к первому полнолунию после весеннего равноденствия, когда воскресает от зимнего сна природа. Смеем полагать, что это верно только для того периода, когда у восточных славян бытовал лунно-солнечный календарь. Новый год солнечного (юлианского) календаря наступал после зимних Святок. Во-первых, при изучении Святок, Б. А. Рыбаков раскрыл суть данного празднества: «Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему (исполнение эпических сказаний) и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего года: «слава хлебу», гадания о замужестве и т. д.». [34, с. 664]. Конечно такие действия характерны всем празднествам вплоть до самого Купалы (летний солнцеворот). Но наиболее ранние обряды в отношении будущего урожая относятся именно к Святкам. Особенно характерны здесь моления к Авсеню. С приходом Авсеня прибавляется день и начинается светлая часть года. В цикле народных песен посвящённых данному Богу говорится, что он, приехав на коне, строит мост, по которому идут все годовые праздники [8, с. 43; 20, с. 19-20]. Этнографические сборы говорят о том, что Авсеня задабривали для хорошего урожая в будущем году [43, с. 247; 21, с. 20; 31, с. 10-11]. Поэтому, скорее всего, накануне крещения Новый год на Руси начинался с 1 января. По мнению Я. И. Проппа Новый год солнечного календаря начинался с зимнего солнцеворота [30, с. 24], т. е. опять-таки в период зимних Святок."
http://colovrat.at.ua/publ/4-1-0-97

#86 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 25 Январь 2014 - 13:39

Просмотр сообщенияСветозар Озёрский (25 января 2014 - 15:06):

Особенно характерны здесь моления к Авсеню. С приходом Авсеня прибавляется день и начинается светлая часть года. В цикле народных песен посвящённых данному Богу говорится, что он, приехав на коне, строит мост, по которому идут все годовые праздники [8, с. 43; 20, с. 19-20]. Этнографические сборы говорят о том, что Авсеня задабривали для хорошего урожая в будущем году [43, с. 247; 21, с. 20; 31, с. 10-11]. Поэтому, скорее всего, накануне крещения Новый год на Руси начинался с 1 января. По мнению Я. И. Проппа Новый год солнечного календаря начинался с зимнего солнцеворота [30, с. 24], т. е. опять-таки в период зимних Святок."

- А что такое "авсень" (он же "овсень" или "оусень")?

- Цитирую Проппа: "в крестьянской среде не исчезли следы более древнего солнечного календаря. По нему новый год начинали с зимнего солнцеворота. Ни гражданский, ни церковный новый год в старом крестьянском обиходе не считались праздниками. Истинным праздником был день поворота солнца к новому свету. С этого момента начинается почти беспрерывная цепь различных обрядовых празднеств. Мы не можем, конечно, ожидать, чтобы русское крестьянство знало день солнцеворота астрономически точно. Почитался преподобный Спиридон Тримифунтский, он же Спиридон Солоноворот, память которого праздновалась 12 декабря. По юлианскому календарю на этот день действительно когда-то приходился зимний солнцеворот. Теоретически с 12 декабря ожидалось бы начало новогодних празднеств. Однако установленное еще византийской церковью празднование рождения Христа 25 декабря привело к тому, что именно с этого дня начинались и народные праздники". В этой цитате есть одна серьёзная ошибка. Когда Юлий Цезарь вводил так называемый «юлианский календарь», дата зимнего солнцестояния была установлена по нему как раз на 25 декабря, а на 12 декабря по ЮК зимний солнцеворот приходился не «когда-то», а именно в 19 веке.

#87 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 28 Январь 2014 - 22:22

Вот кстати ещё один интересный вопрос датировки относящийся к зимнему празднику Зимобор-Громница.
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více).

Интересно, на какие конкретно даты по Ю.К. выпадает прибавление дня на один час?

#88 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 28 Январь 2014 - 22:42

Просмотр сообщенияБудай (29 января 2014 - 00:22):

Вот кстати ещё один интересный вопрос датировки относящийся к зимнему празднику Зимобор-Громница.
Кроме того, известна фраза «на Громницы час прибавился» (чеш. na Hromnice o hodinu více).

Интересно, на какие конкретно даты по Ю.К. выпадает прибавление дня на один час?

Громницы (Сретенье) причём к обсуждаемой теме? Дата известная, 2 февраля по ЮК, 15 по ГК, вот и проверь, час или нет). А вот сейчас морозы минус 30 грядут и самые сильные будут в ночь с 30 на 31 января. А почему? Потому что "«Афанасий – ломонос, береги свой нос», день народного календаря приходился на 18 по ЮК, 31 по ГК. Могу сказать, когда будут следующие, заодно и проверим, 4 февраля, так называемые Тимофеевские. И все даты опираются на приметы. А вот календарь ССО никак не опирается на народную мудрость, это искусственно созданная конструкция.

#89 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 28 Январь 2014 - 23:15

Андрей, тема называется "Зимние праздники" и потому обсуждение Громницы совершенно вписывается в него.

#90 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 28 Январь 2014 - 23:53

Просмотр сообщенияБудай (29 января 2014 - 01:15):

Андрей, тема называется "Зимние праздники" и потому обсуждение Громницы совершенно вписывается в него.

Ах да)) Ну тогда я уже ответил по сути. Ещё бы про "авсень" прочитать.

#91 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 29 Январь 2014 - 01:15

Просмотр сообщенияБудай (29 января 2014 - 01:15):

Андрей, тема называется "Зимние праздники" и потому обсуждение Громницы совершенно вписывается в него.

И ещё тогда по теме. "На Сретенье капель - урожай на пшеницу», гласит народная мудрость. Какая капель возможна 2 февраля? Я могу ещё пяток поговорок привести. Однако Громницы праздуются 2 февраля по одному календарю. Как насчёт грома в эту дату? :)

#92 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 09 Февраль 2014 - 22:33

Увы, интересная тема заглохла и никого не интересует. Гром 2 февраля может всех озадачил?

#93 Пользователь офлайн   Пересвет (Виктор)

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Родновер ССО СРВ
  • Сообщений: 96
  • Регистрация: 24 Декабрь 13
  • ГородНовороссийск

Отправлено 14 Февраль 2014 - 17:23

Просмотр сообщенияАндрей Иванов (10 января 2014 - 18:15):

Доказательства будьте добры привести.

Я приведу. "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масляницу" Божерянов Иван Николаевич, 1894 год. Там много. В частности (стр.10): "Сохранились сведения, что установление праздника Рождества Христова ("солнца правды")на 25 Декабря сделано было христианскою церковью ещё во времена апостольские, именно для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник вышеупомянутому языческому празднованию - рождения "солнца непобедимого".
Я думаю, Вы представляете, какую ответственность и отчетность за свои слова взял в то время Иван Николаевич. Благодарность ему!

#94 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 14 Февраль 2014 - 18:40

Просмотр сообщенияВадим Казаков (10 февраля 2014 - 22:53):

И что, Андрей, были 4 февраля ОЧЕРЕДНЫЕ МОРОЗЫ, "так называемые Тимофеевские"? Или Ваш прогноз, основанный на приметах есть "искусственно созданная конструкция"? B)

Вадим, здравствуйте. Вот что пишет А.В. Терещенко: «Нaчaло введения мaсленицы современно у нaс принятию христиaнской веры. В Несторовой летописи при описaнии моровой язвы в Киеве, под 1090 г., в первый рaз упоминaется мясопуст. Нaзвaния же сырной недели и мaсленицы мы не встречaем в нaших летописях рaнее XVI векa, a об обрaзе их отпрaвления ровно ничего не знaем». Это никак не соответствует утверждениям Б.А. Рыбакова в монографии «Язычество древней Руси» о том, что «главным мартовским праздником была масленица, праздновавшаяся в языческие времена, по всей вероятности, в дни весеннего равноденствия около христианского праздника благовещения (25 марта). К 24 марта у белорусов приурочен праздник "комоедицы" (аналогия греческим "комедиям" архаичного времени) – праздник пробуждающегося медведя. Медведь (komos) был зверем Артемиды, соответствовавшей русской богине Ладе.
Весенние празднества должны были быть прикреплены к солнечной фазе, и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил языческую масленицу за пределы её исконного места в календаре». «Комоедицы», по свидетельству П.В. Шейна, отмечался 24 марта по юлианскому календарю, в то время как весеннее равноденствие приходилось в 19 веке на 9 марта, и на этот день приходился праздник Сороки. Впрочем, Рыбаков не ставит здесь знак равенства между Масленицей и Комоедицей, это делают за него на современных славянских сайтах. Непонятно на основании чего Б.А. Рыбаков выводит вероятность празднования масленицы вообще в языческие времена, а следом делает вывод, что она «должна была быть прикреплена к солнечной фазе», если таких данных нет. С датами тоже путаница - праздник Благовещения в приведённую им дату 25 марта (по ЮК) не совпадает с днём весеннего равноденствия и никогда не совпадал, за исключением периода введения юлианского календаря.

Сообщение отредактировано Будай: 16 Февраль 2014 - 23:57
Причина редактирования: Цензура


#95 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 14 Февраль 2014 - 18:41

Продолжить, Вадим? При том что на греческом "медведь" это вовсе не "komos".

#96 Пользователь офлайн   Пересвет (Виктор)

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Родновер ССО СРВ
  • Сообщений: 96
  • Регистрация: 24 Декабрь 13
  • ГородНовороссийск

Отправлено 14 Февраль 2014 - 18:45

Просмотр сообщенияСветозар Озёрский (17 января 2014 - 15:14):

На мой взгляд формирование "народного православия" на деревне происходило до 1237 года(т.е. до монголо-татарского нашествия,когда могли быть вырезаны последние язычники...

Простите, не могли бы пояснить Вашу точку зрения, а то я понял так, что "монголо-татары" верезали язычников. Если не затруднит, дайте ссылку на источник. А то у меня другие сведения.

#97 Пользователь офлайн   Пересвет (Виктор)

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Родновер ССО СРВ
  • Сообщений: 96
  • Регистрация: 24 Декабрь 13
  • ГородНовороссийск

Отправлено 14 Февраль 2014 - 21:20

Прошу прощения,но опять сошлюсь на книгу: "Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масляницу" Божерянов Иван Николаевич, 1894 год. Про МаслЯницу со стр.67, весьма познавательно. Прошу прощения у почитателей как Нестеровской, так и Лаврентьевской летописей - для меня это не источники правдивой информации. Обсуждать не буду.

#98 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 14 Февраль 2014 - 23:10

Просмотр сообщенияВадим Казаков (14 февраля 2014 - 22:12):

Здравствуйте, Андрей. Давайте по порядку. Сначала Вы. Ответ на мой вопрос будет? Повторю: "И что, Андрей, были 4 февраля ОЧЕРЕДНЫЕ МОРОЗЫ, "так называемые Тимофеевские"? Или Ваш прогноз, основанный на приметах есть "искусственно созданная конструкция"?

Я не помню, сегодня уже другая дата. Так как с "комоедицей", которая празднуется исключительно у белорусов и описывается исключительно Шейном? При этом совпадает с кануном Благовещенья (24 марта по ЮК) и никак не совпадает с равноденствием. Удивительно вы способны игнорировать первоисточники, не так-ли, Вадим?

#99 Гость_Андрей Иванов_*

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Февраль 2014 - 00:29

Просмотр сообщенияЮрич (15 февраля 2014 - 02:26):

температурная статистика по Москве на 4 февраля 12.00
1012 -18
2011 -0,1
2010 -7,3
2009 -8
2008 +0,3
2007 -5,8
2006 -18,1
2005 -12
2004 -10
2003 -19
2002 +3
2001 -10
тыц

Подавляющее большинство дней это мороз. Какие ещё нужны доказательства? Не любите Даля и приметы русского народа?

Сообщение отредактировано Будай: 17 Февраль 2014 - 00:00
Причина редактирования: Цензура.


#100 Пользователь офлайн   Родислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 61
  • Регистрация: 04 Март 13
  • ГородТольятти

Отправлено 15 Февраль 2014 - 02:18

Просмотр сообщенияГордея (15 февраля 2014 - 03:31):

Со скольки градусов по-Вашему фиксируется мороз?

А со скольки градусов по- вашему фиксируется тепло?

Сообщение отредактировано Будай: 17 Февраль 2014 - 00:03


  • (11 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей