ВладиМирЪ (14 декабря 2013 - 12:29):
1) "По лунитам и звёздам дни и часы глядят" (Стоглав о волхвах).
Т.е. погрешность измерений - не более часа.
2) Конь-камни (измерительное средство) определяли положение небесных тел с точностью до 2 градусов. Погрешность измерений: сутки/360*2=8 минут.
3) Абу Хамида ал-Гарнати (начало 12 в.) описывает северные места, где летом 4 часа ночь, зимой - 4 часа день. Т.е. время считалось. Часы известны, продолжительность дня/ночи считается.
Какие Вы имеете в виду часы в 12 веке? Ролекс или Монтану?
Ещё в 17 веке на башне московского Кремля были установлены первые иностранные стрелочные часы с 17 часовым днём при переменной длительности часов. Это к примеру. Причём привязка к условно астрономическому времени (перезапуск часов) проводилась каждый день на глазок...
Погрешность измерений по камням требует постоянного наблюдения небесного свода. На территории будущей России такие дни составляют не более 15 процентов дней в году. О чём Вы думаете, когда смело режете правду-матку цитатами?
Будай справедливо поднял этот вопрос. Кстати, подобные вопросы уже неоднократно пытались здесь решать, в том числе в теме о часах, календаре, измерении времени. Но к серёзному ответу, который бы удовлетворил ярых последователей официальной истории, так и не пришли. Да ответы всех не удовлетворили. Пришли только к очередным Ролексу, Монтане и ядерным реакторам у наших предков.
Очевидно, что единственным ответом на проблему времени в дохристианских датировках праздников может быть лишь один: Эти датировки во многом делались от балды. Ибо далеко не в каждой деревне и даже маленьком (для наших понятий) городе мог быть некий человек, который имел бы письменный календарь. Хотя бы примитивный, с точным числом дней в году. И этот человек или группа людей, при первой возможности контролировала совпадение календаря с четырьмя астрономическими днями. Или хотя бы с тем днём, который можно было бы как-то наблюдать. И зарубите себе на носу, что понятие часа возможно сформировать только с появлением настоящих часов. Не солнечных часов, работающих по тени, а настоящих механических. Причём и это понятие = ЧАС, устоялось не сразу. Были и 12 часовые сутки, лишь лет триста тому назад постепенно начало брать верх 24 часовое суточное исчисление.
Я это всё к тому, что серьёзные и постоянные (а иначе никакой календарь не создать) астрономические наблюдения, которые и привели к созданию календарей, могли иметь место лишь в условиях постоянно чистого неба. Это возможно в пустыне и высоко в горах. Да и то не во всех. Отсюда и по другим причинам следует, что совсем не для датировки праздников создавались календари первоначально. Даже не для сельскохозяйственных целей. Ведь те же разливы Нила вовсе не приходятся на одну и ту же календарную дату. Имеется естественный разброс в несколько дней. Единственная причина, которая не может быть отвергнута сразу и немедленно, это религиозная. Вероятнее всего она была единственной и главной причиной вообще для исследований по созданию календаря. Без часов создание календаря требует не одногодичного наблюдения, а целых полтыщи лет, между прочим. Европа вообще для согласования первично существовавшего повсеместно лунного календаря с более поздним солнечным потратила несколько сотен лет. Эти исследования начались более пятисот лет тому назад.
Мы сколь угодно упорно можем говорить о суперумных славянских жрецах и волхвах, которые сделали и соблюдали календарь, но этого не могло быть в принципе. Погодные условия обобщённого севера этого никак не позволяли.