Дед Мороз, как дед, является литературным персонажем.
Интересно, откуда же малограмотные или вовсе неграмотные крестьяне Русского Севера узнали об этом, оставив ещё в том же 19 веке и начале 20-го века, благодаря этнографам, многочисленные свидетельства архаического культа "батюшки Мороза", божества, которое испытывает и награждает в меру прохождения испытания (инициации) :) Впрочем, название журнала, в котором опубликована статья, обязывает.
Причём здесь историки, и особенно СССР? С русским фольклором там было всё намного лучше, чем ныне.
Намного лучше. Большинство этнографических исследований и научных работ по язычеству славян, на которых базируются наши мировоззрения, основаны на трудах именно советских учёных. Придурков же, вроде Хиневичей и Трехлебовых, давно бы поставили к стенке.
Причём здесь историки, и особенно СССР? С русским фольклором там было всё намного лучше, чем ныне.
Прошу прощения, если быть точнее, в данном случае - филологи. Речь в статье о том, что современный ДМ имеет некие смутные корни в русской литературе 19 - начала 20 века, но всё же он "интернациональный ритуал", частично заимствованный из западного христианства, частично придуманный советскими функционерами в сталинские времена.
Адоньева (которую часто там цитируют) - профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств. Я с её работами уже сталкивался.
Разумеется, согласен - с Волком Бусым. Хотя, конечно, речь даже не об историках, а об этнографах. Причём многие, собиравшие фольклор ещё до революции, благополучно его издали и переиздали ещё в сталинские предвоенные, а то и сталинские послевоенные годы. Вспомнить хотя бы того же Зеленина и Ончукова с Коргуевым. Но страшилка про Сталина и кровавую гэбню прочно въелась в сознание некоторых нынешних родноверов. Страшно, аж жуть!
В части этнографии и филологии - это было благодатное время для славянской и русской народной культуры.
Но если возвратиться к "рождественскому" Деду, навь-богу Морозу, образ его восходит к временам минимум германо-балто-славянской общности. Ещё Якоб Гримм в "Германской мифологии" в первой трети 1800-х годов пишет о скандинавском обычае оставлять сладости Одиннову коню, на котором верховный ас объезжает в ночь с 24 на 25 декабря Землю. В ответ на такое почтение к своему скакуну Старый Одинн одаривает детей, не забывших древний обычай. А вот тех, кто позабыл и осмелился в эту ночь выйти из дому, того настигнет Дикая Охота во главе с Одинном и Гольдой-Фригг.
Шум, с которой мчится по заснеженному лесу Дикая Охота, напоминает мне Мороза Трескуна - Морозко, который в архаических записях разрывает на куски мачехину дочку, но награждает падчерицу.
Обычай украшать Мировое Древо зафиксирован тем же Адамом Бременским в 11 веке, который указывал на златую цепь, опоясывающую храмовое древо Упсальского храма. В роще, примыкающей к Храму на ветвях деревьев висели тушки удавленных жертвенных животных :), посвящённые богу висельников - Одинну. Вот такая у нас рождественская ёлочка :) с зайчиками, козликами и лисичками.
Обычай бытовал явно не только у германцев. Словом, Старый Хрофт коня седлает :)
Общий смысл "новогодней" обрядности - почтение к старшим, разгадывание загадок старших, это обрядность перехода. Замечу, что "советский" Дед Мороз именно и славен тем, что одаривает лишь послушных детей, следующих родительскому наказу круглый год, а также тех, кто ответит на его каверзные вопросы под Мировым Древом в сакральное время в сакральном пространстве.
Никто, почему-то, не вспоминает про репрессии Гувера и его кровавого FBI, про расстрел в Кенте в 70-ых (в тех же США), про Палмеровские рейды против коммунистов в США, опять же, и про маккартизм, когда коммунистически настроенных людей пачками упаковывали в псих.лечебницы.
Добавлю, что обычай украшать подношениями и вообще как-то по-своему переделывать живые деревья (обрубая в определённом порядке ветви например) - чрезвычайно архаичный.
Традиционное объяснение - происхождение новогодней ёлки от йольского полена или ветвей финиковой пальмы - представляется не слишком убедительным: северные народы Европы нередко поклонялись из деревьев именно ели, славяне вроде тоже относились к этому дереву как к сакральному.
Ещё Якоб Гримм в "Германской мифологии" в первой трети 1800-х годов пишет о скандинавском обычае оставлять сладости Одиннову коню, на котором верховный ас объезжает в ночь с 24 на 25 декабря Землю. В ответ на такое почтение к своему скакуну Старый Одинн одаривает детей, не забывших древний обычай. А вот тех, кто позабыл и осмелился в эту ночь выйти из дому, того настигнет Дикая Охота во главе с Одинном и Гольдой-Фригг.
Отсюда и обычай вывешивать "рождественские носки". :) Ранее, возле камина выставлялись сапоги, в которые должно было класть морковь, сено, сахар и прочее для коня Одинна. Кстати, в Бельгии встречаются моменты, когда Св.Николай фигурировал, как старец на коне с...одним глазом.
Что это за двое, на которых десять ног, три глаза и один хвост?