23 ноября 2013 года Московская Славянская Община ССО СРВ "Светоярие" отправляется к Общине "Перуяр",
в город Ногинск, на обряд, посвящённый Марене.
День Морены (Марены, Мораны).
Всё впадает в забвение, природа засыпает мертвецким сном. Наступает время торжества цепенящего холода и зимы – период правления Морены.
Имя Богини происходит от индоевропейского корня "мар\мор", связанного с повальной, массовой смертью. Морена прерывает своим серпом нити людских жизней. Великая Богиня зимы и ночи, сна и вечной жизни, навьего мира. Её ассоциируют с темнотой, морозом и смертью.
“В западнославянской мифологии известно сезонное божество Маржана, отождествляемое польским хронистом 15 в. Длугошем с римской Церерой; Морана, отождествляемая в глоссах из “Mater verborum” с греческой Гекатой, чешской Mara (по описаниям ритуалов 14 в.) и т. п.; в восточно-славянской традиции и ср. укр. Марена — соломенное чучело, русскую былинную ведьму Маринку и другие персонажи с фонетически сходными именами”.
Владения Марены, согласно древним сказаниям, лежат за огненной Рекой Смородиной. Через реку переброшен Калинов мост. По тому мосту уходят в царство мёртвых души усопших, а обратно иногда выползает всяка-разна нечисть. Сюжетом многих старинных сказок является бой добра-молодца на Калиновом мосту.
Известный историк и археолог Борис Александрович Рыбаков в своём труде раскрывает предположение, что именно Богиня Марена стала прообразом сказочных персонажей. В славянских языках само слово «яга» и его производные связаны с понятием опасности, мучений и ужаса, злобы. Так, в болгарском языке слово «еза» означает «мука, пытка», старосербское слово jeza — «болезнь, кошмар», сербохорватское jeziv — «опасный», словенское jeza — «гнев», а jeziti — «сердить», чешское jezinka — «злая баба». Иногда в текстах сказок отмечается одноглазость Бабы-Яги, что, является признаком иномирья. Находятся связи Марены и со сказочным образом Лиха Одноглазого – великанши, поедающей людей.
Марена связана с различными воплощениями смерти, с сезонными ритуалами умирания и возрождения Природы. В Природе заложено, что после зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает животворящая весна. Таким образом, смерть – это конец и источник бытия, лишь переход к новому началу через перерождение. Именно поэтому образ Мары воспринимается как сочетание рождения, плодородия и смерти, необходимой для обновления и продолжения жизни на Земле. Благодарен народ Морене и то, защищала – заметала и морозила лютых врагов во время зимних сражений.
Мареной, также, называют куклу, чучело или деревце, с придаными ему антропоморфными чертами, сжигаемое, разрываемое или потопляемое во время земледельческих праздников и на стыке сезонов.
Иллюстрация Виктора Королькова.
Прикрепленные файлы
-
Марена. Яга.jpg (124,01К)
Количество загрузок:: 10
Сообщение отредактировано Vasilek: 20 Ноябрь 2013 - 17:46