Страница 1 из 1
Сказки То, что в них зарыто, какой урок "добрым молодцам"?
#1
Отправлено 28 Сентябрь 2009 - 13:59
Хотел бы обратить внимание на существование старых, дохристианских образов в русских народных сказках.
Для примера первую возьмём сказку в обработке А.Афанасьева.
Сказка "Крошечка-Хаврошечка"
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то как раз и попала Крошечка-Хаврошечка.
Были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка за них работала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шею и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать:
- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов льна напрясть, наткать, побелить и в трубы скатать.
А коровушка ей в ответ:
- Красная девица, влезь мне в одно ушко, а в другое вылезь, - всё будет сделано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого - всё готово: наткано и побелено да в трубы закатано.
Дивится старуха, зовёт Одноглазку:
- Доглядись, что сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на Солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок! Спи глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала да побелила.
Ничем мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Это тоже на Солнышке распеклась и на тарвушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки закрыла; а Хаврошечка баюкает:
- Спи глазок! Спи другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Рассердилася старуха и на третий день послала третью дочь - Триглазку, а сироте ещё больше работы задала. Триглазка попрыгала, побегала, на Солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
- Спи глазок! Спи другой!
А о третьем глазке и забыла. Два галаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
- Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую корову и говорит:
- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
- А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водой поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса её в ротне брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные...
Много ли времени прошло, мало ли, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал имимо сильный человек - богатый, красивый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
Три сестры и бросились к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сёстры хотели их сбить - листья глаза засыпали, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не смогли.
Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились, и яблоньки к ней опустились. Угостила она того сильного молодца, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Если представить себе на деле, как всё происходило образами этой сказки, то ребёнку будет малость не по себе, но тут явно прослеживаются бытовые дохристианские образы. Какие?
Для примера первую возьмём сказку в обработке А.Афанасьева.
Сказка "Крошечка-Хаврошечка"
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то как раз и попала Крошечка-Хаврошечка.
Были у её хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя - Двуглазка, а меньшая Триглазка. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка за них работала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шею и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать:
- Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов льна напрясть, наткать, побелить и в трубы скатать.
А коровушка ей в ответ:
- Красная девица, влезь мне в одно ушко, а в другое вылезь, - всё будет сделано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого - всё готово: наткано и побелено да в трубы закатано.
Дивится старуха, зовёт Одноглазку:
- Доглядись, что сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в поле: забыла матушкино приказанье, распеклась на Солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
- Спи, глазок! Спи глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала да побелила.
Ничем мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Это тоже на Солнышке распеклась и на тарвушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки закрыла; а Хаврошечка баюкает:
- Спи глазок! Спи другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.
Рассердилася старуха и на третий день послала третью дочь - Триглазку, а сироте ещё больше работы задала. Триглазка попрыгала, побегала, на Солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:
- Спи глазок! Спи другой!
А о третьем глазке и забыла. Два галаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
- Режь рябую корову!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала, обняла рябую корову и говорит:
- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.
А коровушка ей отвечает:
- А ты, красна девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водой поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса её в ротне брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла на них яблонька, да какая! Яблочки на ней наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные...
Много ли времени прошло, мало ли, Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал имимо сильный человек - богатый, красивый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал просить девушек:
- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.
Три сестры и бросились к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами. Сёстры хотели их сбить - листья глаза засыпали, хотели сорвать - сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались - руки изодрали, а достать не смогли.
Подошла Хаврошечка - веточки к ней приклонились, и яблоньки к ней опустились. Угостила она того сильного молодца, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Если представить себе на деле, как всё происходило образами этой сказки, то ребёнку будет малость не по себе, но тут явно прослеживаются бытовые дохристианские образы. Какие?
#3
Отправлено 28 Сентябрь 2009 - 19:39
Просто не нужно забывать, что эти сказки изначально не были детскими. Не в том смысле, что детям их не рассказывали (вполне может быть, что и рассказывали), а просто к детям было другое отношение. Инфантилизму места не было. К тому же дошли они до нас, мягко говоря, в "причёсанном" виде.
#5
Отправлено 28 Сентябрь 2009 - 20:34
#9
Отправлено 29 Сентябрь 2009 - 16:21
Земун — Богиня-корова. Кормилица Велеса(Велес- бог богатства, скота...). Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады.(Лада - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия
Страница 1 из 1