Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Очелье - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Очелье Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Чеслав Осмомысл

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 165
  • Регистрация: 03 Август 13
  • ГородНовосибирск

Отправлено 28 Август 2013 - 10:37

Женщины могут, при желании поговорить о женских очельях и привесках к ним, а я хочу спросить у народа:

Мужское очелье - реальность или ынглиизм-долбославие?

#2 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 28 Август 2013 - 17:56

Просмотр сообщенияЧеслав Осмомысл (28 августа 2013 - 12:37):

Женщины могут, при желании поговорить о женских очельях и привесках к ним, а я хочу спросить у народа:

Мужское очелье - реальность или ынглиизм-долбославие?
У некоторых племён, возможно, очелья и были. Подтверждений тому в летописях нет. На моей Родине мужики стриглись, патлы не носили. В бою неудобно было, враг мог уЧапЫЦЯ (как говаривали деды). :)
В Подонье мужика с очельем обозвали бы бабой, громко бы смеялись и показывали пальцем в след, как и сейчас делают... Даже случай был, когда на мою Родину приехал родновер с длинными волосами. Шли вечером по городу, несколько раз местные подходили и пытались его за волоСТЯ подёргать, насмехаясь. Пришлось им морды бить, чтобы гостя не трогали. В других местностях - не ведаю. Скорее всего то же самое, исходя из того, что каждый мужчина - защитник Родины. В походе в длинных волосах заведутся гниды, а в бою патлы - слабое место Воина.

#3 Пользователь офлайн   Станислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 322
  • Регистрация: 04 Июль 11
  • ГородТула

Отправлено 28 Август 2013 - 20:34

Где мужики носили волосы длинные, то там и очелья думаю были. У очелья две функции: волосы скрепить, чтоб на глаза не падали и не давать в глаза поту стекать во время физического труда.

#4 Пользователь офлайн   Чеслав Осмомысл

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 165
  • Регистрация: 03 Август 13
  • ГородНовосибирск

Отправлено 29 Август 2013 - 05:54

Владимир, ясно. Вот именно, что ни в каких источниках сего не фиксируется. Тот же дотошный Фадлан мог и эту деталь описать...
А то, что своего в обиду не дали - молодцы. =)

Станислав, ну, одно дело чисто функциональная резиночка или материя, чтобы волосы держать, а другое дело "типа оберег" с вышивкой.

#5 Пользователь офлайн   Чеслав Осмомысл

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 165
  • Регистрация: 03 Август 13
  • ГородНовосибирск

Отправлено 02 Декабрь 2013 - 13:41

Друзья! Вот дело и прояснилось. Думаю, что теперь споры будут излишни, а мужи-носители очелий - окажутся вовсе и не мужами. ;)

Шапка и очелье
(Тарасов Д.А.)

Женское очелье

http://ic.pics.livejournal.com/nethermit/12043582/10402/10402_600.jpg

Очелье – это часть женского головного убора (сороки, повязки, кокошника и т.д.), который прикрывает чело, т.е. лоб. В словаре Даля: «ЛОБ м. лобик, лобок, лобочек; лбища, лбина м. чело, надбровье; часть головы, лица, между висков, от бровей до предела волос, или повыше, до темени, правильнее ж отличать лоб (чело), подтемянье и темя».
Также у Даля «налобник», «начельник» для девичьей повязки (сл. статья «Налобанивать»):
«Налобник м. начельник, начелок, девичья повязка; поднизь». «Очеловечить» дается определение слову «очелье»: «Очелыш м. вят. оцёлыш, девичий головной убор, кокошник. Очелье ср. твер. очелы м. мн. олон. перед кокошника, лобок. Очелочный, очелковый, к очелку, очельный, к очелью относящийся».
В статье Д.К. Зеленина[1] Очелье, налобник − это лобовой щиток головного убора. Очелье прикрывает «чело», «лоб», но не всю голову. Когда говорят об очелье, всегда имеют в виду часть женского головного убора, а не мужского.

Мужской наголовень

В статье Д.К. Зеленина[1] «У великорусских рабочих, особенно у шерстобитов, и до наших дней сохраняется обычай обвязывать веревкой или ленточкой волосы на голове, «чтоб зря не трепались» при движениях корпуса. (Изображения можно видеть, напр., в книге «Илья Репин. Воспоминания. Под редакцией К. И. Чуковского. Бурлаки на Волге» Птб., s. а., стр. 81: рисунок из альбома И. Е. Репина «Ларька»)».
Даль пишет: «Наголовень муж. ремень кольцом, что мастеровые носят на голове; наголовник, то же, и вообще головной убор». Сообщений о том, что эта лента на голове мастеров-мужчин как-то орнаментировалась, что она использовалась в каких-либо обрядах или обычаях (свадебных, календарных, похоронных и т.д.), несла какую-то функцию помимо придерживать волосы во время работы – нет.
Наголовень в мужских головных уборах славян имел чисто утилитарное значение. Лента, в отличие от шапки, не покрывает голову полностью.
Шапка, которая, в отличие от наголовника, точно имела обрядовое значение, обозначала социальный статус мужчины (княжеская, боярская) и т.д., что зафиксировано этнографами. Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов.

Головной убор в виде ленты в других культурах

Головной убор в виде ленты изображён на колонне Траяна в Риме, подобные ленты носили некоторые гето-даки. В научной литературе головные уборы в виде ленты называют лентами-метопидами, подобные ленты встречаются у скифов. В статье «Инфула» (Похлёбкин В. «Словарь международной символики и эмблематики») описываются некоторые обрядовые функции подобного головного убора − «налобника» − у римлян, очень коротко у скифов, древнееврейских жрецов и в католицизме.

Шапка

http://ic.pics.livejournal.com/nethermit/12043582/11052/11052_600.jpg

В своей статье Седов В.В.[2] пишет: «Головной убор славян − шапка языческого времени − известен только по скульптурным изображениям на идолах. Так, четырехликая голова Збручского идола увенчана шапкой − полусферической с околышем. Подобная шапка изображена и на голове новгородского каменного идола, найденного в Пошехонье (Порфиридов, 1930, с. 31−33).
Судя по древнерусским изображениям на миниатюрах, иконах и фрес­ках, подобные мягкие полусферические шапки с меховым околышем яв­лялись важнейшей княжеской регалией, больше никто не носил таких ша­пок. Так же изображались в подобных шапках только женщины княжеского сословия.

http://ic.pics.livejournal.com/nethermit/12043582/10860/10860_600.jpg

По-видимому, и в языческую пору подобные головные уборы были атрибутами языческих божеств и племенных князей. Шапки простых людей нам не известны».
На раннем этапе формирования древнерусского государства шапки преобладали в княжеской среде, но уже в феодальную эпоху шапки получают более широкое распространение во всех слоях древнерусского общества. Первые изображения князей в таких шапках относятся к XI веку. При этом форма их была одинаковая: сферическая тулья с меховой опушкой. Такие княжеские шапки именуются в научной литературе «древнерусской меховой шапкой», головным убором «знатного человека». У простых людей преобладали колпаки разной формы из войлока или сукна.
Богатые носили шапки из бархата или тонкого сукна, а знатные князья – парчовые (шёлковая ткань с основой из металлических золотых или серебряных нитей), украшенные серебром, золотом и драгоценными камнями. Опушка летом у такой шапки шилась из черно-бурой лисицы, соболя или бобра. Зимой такие шапки подбивались мехом целиком.

Ритуалы, связанные с шапкой

Как пишет в своей статье Е.С.Узенёва[3], «Шапка − головной убор мужчины, социально и ритуально значимая часть одежды (ср. сербскую пословицу: «Шапка старше головы»).
В традиционном этикете противопоставление обнаженная−покрытая голова было важнейшим, но имело разную реализацию в зависимости от возраста и семейного положения. У южных славян только парни брачного возраста получали право носить Шапку. Мужчины, как правило, носили Шапку на улице и снимали в помещении, а также в церкви, перед иконой, перед человеком более высокого социального положения. При исполнении некоторых обрядов обнажение головы мужчиной имело сакральный смысл: мужчины снимали Шапку при первом севе, при покойнике и др. У южных и восточных славян отсутствие Шапки у мужчин было знаком траура, а в Сербии в этом случае носили Шапку наизнанку.
Некоторые ритуалы, напротив, требовали ношения Шапки. Так, по обычаю сербов Хомолья (восточная Сербия), при объявлении имени новорожденного гости должны сидеть в Шапках, пока кум не сообщит имя крестника. У южных и восточных славян независимо от времени года жених оставался в Шапке, а у македонцев не снимал ее даже во время венчания. В этом случае Шапка имела апотропейную функцию.
Срывание Шапки иногда символизировало отказ от прежнего статуса. По сербскому обычаю, при выносе покойницы из дома ее муж сбрасывает Шапку и надевает новую в знак того, что он хочет вступить в новый брак. У русских на свадьбе подруги невесты крали Шапку жениха и требовали за нее выкуп. Шапку жениха надевали на невесту в знак утверждения над нею его власти и как пожелание мужского потомства. У русских срывание Шапки в послесвадебный период было одним из обрядов приема молодого в круг взрослых мужчин.
Использование головного убора, принадлежащего противоположному полу, могло быть одним из видов ряжения и нередко имело продуцирующий смысл. Так, в болгарской свадьбе дружка невесты надевала Шапку жениха при замешивании обрядового хлеба. Чтобы у девочки поскорее выросли груди, она должна была потереть их шапкой, взятой у парня (Полесье). В Польше невеста во время брачной ночи надевала Шапку своего мужа, а роженица не снимала ее шесть недель после родов, что должно было защитить ее от сглаза.
В целом, однако, ношение женщинами мужского головного убора осмыслялось негативно. Считалось, что девочка, надевшая Шапку, потеряет волосы, станет жертвой сглаза (Украина), останется в девках (Полесье) или родит внебрачного ребенка (Словакия).

http://ic.pics.livejournal.com/nethermit/12043582/10601/10601_600.jpg

Шапка нередко использовалась в сельскохозяйственной и птицеводческой обрядности с продуцирующей целью. На Украине в Сочельник хозяйка окуривала все хозяйство, надев Шапку мужа. В Полесье и в Польше (Покутье), сажая наседку на яйца, предварительно клали их в мужскую Шапку.
Шапка часто воспринимается как символ человека и может замещать его в особых случаях. У болгар на помолвке отсутствующего жениха заменял его колпак. Во время свадьбы, если желали молодым мужского потомства, то у восточных славян и в Польше подкладывали в постель новобрачным Шапку, а у южных − невесту сажали на мужскую Шапку. В Белоруссии над Шапкой священник нарекал имя младенцу, а в Черногории епископ мог заочно прочитать молитву об исцелении отсутствующего больного над его Шапкой. У восточных и южных славян покойника непременно хоронили в шапке или клали ее в гроб рядом с телом. У сербов существует поверье, согласно которому тот, кто наденет себе на голову Шапку мертвого, не сможет ее снять. У южных славян при побратимстве менялись Шапками.
Показательны запреты в обращении с Шапкой. В Сербии считали, что «у того, кто греет Шапку на огне, заболит голова». У русских считали, что нельзя играть с Шапкой, вертеть ею − голова заболит, нельзя класть на стол − будет ссора. На юге России во время сева конопли запрещалось отвечать на приветствие («ломать шапки»), иначе конопля на поле будет гнуться и ломаться.
В сказках и поверьях Шапка предстает как средоточие магической силы дьявола или другого мифологического персонажа. В южнославянском фольклоре нередко отмечается, что красная и остроконечная Шапка − атрибут дьявола и мира мертвых. Известен также другой сказочный предмет − шапка-невидимка».

Список литературы:

1. Зеленина Д.К. − Женские головные уборы восточных (русских) славян
2. Седов В.В. − Одежда восточных славян VI-IX вв.
3. Узенева, Е.С. – Одежда.
4. Стамеров К.К. − Нариси з історії костюмів.
5. Колчин, Янин, Ямщиков − Древний Новгород. Прикладное искусство и археология
6. Зінаїда Васіна − Український літопис вбрання
7. Даркевич В.П., Борисевич Г.В. − Древняя столица рязанской земли.Брайчевсъка О. А. Вироби дрібної пластики, монети і актові печатки як джерело для вивчення чоловічих головних уборів давньоруського часу.

#6 Пользователь офлайн   Ista

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 15 Июль 14

Отправлено 15 Июль 2014 - 18:51

Тарасов Д.А. - молодец :) если он автор статьи... а то мужчины в девичьих повязках утомляют взгляд, а что с этим делать - не понятно :)

#7 Пользователь офлайн   Милалика

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 09 Март 15
  • ГородПсков-Санкт-Петербург

Отправлено 09 Март 2015 - 11:49

Очень интересная статья! Вы мне открыли глаза!)
До сих пор этот вопрос в моем кругу не поднимался. Наоборот, мужчины заказывали очелья. До сего дня я думала, что разницы по форме очелий нет. Может только определенные орнаменты могут больше подходить мужчинам нежели женщинам. Сколько видела на праздниках мужчин, все в очельях) У мужа очелье и всех моих знакомых тоже.

#8 Пользователь офлайн   Лада С

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 842
  • Регистрация: 16 Июнь 11
  • ГородСтаврополь

Отправлено 06 Апрель 2015 - 20:27

Чеслав, я спионерю твой пост, если ты не против... а я думаю, что ты не против во благо всех родноверов мужеского полу..... :D

#9 Пользователь офлайн   Мишка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 91
  • Регистрация: 08 Июнь 10
  • ГородРостов-на-Дону

Отправлено 27 Май 2015 - 17:28

Хвала богам! Наконец-то тема мужских головных повязок раскрыта как следует!

#10 Пользователь офлайн   Чеслав Осмомысл

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 165
  • Регистрация: 03 Август 13
  • ГородНовосибирск

Отправлено 26 Ноябрь 2015 - 13:02

Да, берите и распространяйте, я только за.

#11 Пользователь офлайн   Лихобор

  • Администратор форума
  • Иконка
  • Группа: Администраторы
  • Сообщений: 888
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 30 Ноябрь 2015 - 14:47

Соглашусь с Чеславом. В своё время тоже перелопатил кучу источников на эту тему. Да, мужики прихватывали ремешками волосы, но это всегда имело чисто утилитарный характер, как правило, связанный с работой.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей