Хочу задать наводящий вопрос. ;)
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.
Естественно по Юлианскому календарю,другого тогда еще не было. Разница между (будущим)Григорианским и Юлианским календарями в XIV веке составляла 8 дней.
Так какого числа надо отмечать "день Куликовской битвы" в 2013 году. 8 сентября, 21 сентября( 13 разница между Ю. и Г. календарями сейчас) или 16 сентября(реально "по астрономическому времени")? И какого числа её сейчас отмечают? см. http://www.tulapress...brya-2013-goda/ http://www.vampodaro...=2013-09-21-288 :)
И представьте себе,что "католики" отмечают день Куликовской битвы 8 сентября,а "православные" 21-го. :) Почти тоже самое произошло с религиозными праздниками. ;)
Что конкретно то празнуем на куликовом поле ?(Отойдя немного от всем известной школьной версии-мы что празнуем внутреннюю разборку между расколоной ордой?)
И еще хочу обратить внимание на один интересный факт. ;)
Был такой праздник, " 7 ноября"- "День Великой Октябрьской Социалистической Революции".
Времена социализма прошли,но в конце 90-х. праздник (т.е. выходной день-7 ноября)все равно остался,"как день примирения и согласия",но никакого "дня примирения и согласия" не получилось,народ по прежнему отмечал "день окт. революции".
Тогда "мудрое правительство" ввело новый праздник "День Народного Единства" и повод хороший(все таки "преодоление смуты","освобождение Москвы от поляков",да и праздник иконы "казанской Богородицы") и дата 4 ноября -это не 7-е.!
И народ как отмечал праздник в начале ноября,так и продолжает отмечать(разница в 3 дня),как был выходной в начале ноября ,так он и остался. И "обрядовая сторона" та же, народ по прежнему собирается на демонстрацию или на "Русский марш". :)
То же могло произойти ( и произошло) при введении христианства. Христианство пришло уже с 1000-летней историей и готовым календарем. В котором на каждый языческий праздник готов "достойный" ответ в виде христианского. И лучше провести замену не в один и тот же день,а рядом. Глядишь,вырастит поколение которое уже не будет помнить старые праздники,но будет отмечать новые. См. аналогию выше ;)
Продолжая к тему осмысления наследия хочу обратить внимание на очередной факт, относящийся к вопросам понимания календаря, который я почерпнул изучая сведения о Параскеве-Пятнице. Далее, она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы – пряжи. Это видно из того, что в народе она носит название «льняницы», и со дня ее памяти, т. е. с 28 октября, повсюду обыкновенно начинают мять лен. Но главное в народных верованиях относительно св. Параскевы то, что она считается покровительницей соименного ей дня недели – пятницы и потому все поверья, какие существуют в народе насчет Пятницы, относятся и к лицу св. Параскевы». С. Максимов
У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. 14 и 28 октября по ст. стилю были посвящены Параскеве Пятнице.
По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придет ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице Этот период является началом нового цикла деревенских женских работ: тяжёлая страда позади. Хлеб убран, лён надерган, вымочен и оттрёпан (на это уходит октябрь-«паздерник»)
Девушки коллективно проделывают в один этот день весь годичный цикл работ: теребят лён, прядут, ткут, белят. Это как бы эпиграф ко всему зимнему сезону. Второй темой октябрьско-ноябрьских празднеств выступают сватовство и замужество.
Во время пятничной недели на день Кузьмы и Демьяна (1 ноября по ст. стилю) устраивается братчина. Организуют «ссыпку» девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами».
В приведённых отрывках указываются некие отрезки времени, в течении которых происходило чествование Параскевы, где суть Параскевы увязывается с покровительством определённому виду работ или общественных действий, а сами работы или действа к отрезку года.
Также бросается в глаза обстоятельство, что Параскева одновременно отвечает за отрезок времени посвящённый работам по обработке льна, соотносится с водой, как подземной, так и дождевой, а в общинной жизни ведает судьбой и образованием семьи.
Вполне можно предположить, что такая многоцелевая составляющая могла появиться в результате слияния в образе Параскевы нескольких языческих Богинь, имевших своё время чествования, своё значение и своё поклонение. Из работ этнографов известны примеры "расщепления" праздничных циклов на отдельные праздники, получающие свой день чествования в календаре и своего покровителя из числа христианских святых или угодников.
Это обстоятельство является ещё одним усилением предположения о том, что в основу простонародного понимания календаря было положено чередование временных отрезков хозяйственных работ неразрывно связанное, одновременно, и с естественными природными изменениями, с одновременным присваиванием этим отрезкам покровительства какого-либо Бога.
Кстати, подателем дождей, вместе с Параскевой выступает и Илья!!! Тут возможно несколько предположений.
1.Ответственность за дожди поочерёдно несут разные Боги.
2.Ответственность за подачу дождя распределилась от одного Бога, к нескольким, в результате двоеверия.
Очень интересная статья. 8 января 1709 года, по инициативе Петра Первого, был выпущен первый отечественный гражданский календарь. До этого момента Россия жила исключительно по православным святцам, печатать календари частным лицам и тем более привозить их из-за границы категорически запрещалось.
Редактором сенсационного издания стал граф Яков Брюс, который в то время ведал книгопечатным делом.
«Брюсов» календарь сразу же завоевал необыкновенную популярность. В нем давался «прогностик: когда нужно «кровь пущать», мыслити почать, брак иметь, зверей и рыбу ловить, платье кроить и мыться в мыльне». https://vk.com/historyvk
Обращает на себя внимание тот факт, что это первый именно гражданский, т.е. общедоступный календарь, появляется аж в 1709 году! Более того, имеет прикладную составляющую.
Подведу промежуточный итог.
Условный календарь простолюдинов, отразившийся в виде последовательности знаков на тех или иных предметах быта, отражал череду основных и важнейших явлений.
1.Начало и важнейшие этапы земледельческих работ.
2.Изменения в природе.
Такой календарь был сугубо прикладным т.к. являлся выражением накопленных знаний о природе и её изменениях, которые, в свою очередь, влияли на земледелие и урожай.
Так же народный календарь был лишен необходимости быть точным в учёте времени, ибо начало земледельческих работ обусловлено явными природными изменениями, а не определённой датой календаря или днем условного отрезка времени.
Что касается обожествления природных сил, то вероятнее всего обожествлению подвергались ровно те из них, что напрямую влияли на урожай, приплод, здоровье и безопасность. Таковыми безусловно были вода и всё, что с ней связано, огонь и молнии, земля и её родящая сила, Солнце и Луна, как непременные условия жизнедеятельности, а также ветер, который в представлении предков переносил моровые поветрия, засухи, холод и прочие беды.
Вряд ли можно достоверно узнать персонифицировали наши предки эти силы или нет, присваивали им имена или нет и подвергались ли функции персонифицированных Богов изменениям, включая имена?
Отдельно нужно рассматривать влияние церкви на привычный уклад земледельческой общины с введением постов, разбиения отрезков времени на семидневки, нерабочих дней семидневки и прочих запретов и ограничений, влиявших на ход земледельческих работ.
Хочу задать наводящий вопрос. ;)
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.
Естественно по Юлианскому календарю,другого тогда еще не было. Разница между (будущим)Григорианским и Юлианским календарями в XIV веке составляла 8 дней.
Так какого числа надо отмечать "день Куликовской битвы" в 2013 году. 8 сентября, 21 сентября( 13 разница между Ю. и Г. календарями сейчас) или 16 сентября(реально "по астрономическому времени")? И какого числа её сейчас отмечают? см. http://www.tulapress...brya-2013-goda/ http://www.vampodaro...=2013-09-21-288 :)
И представьте себе,что "католики" отмечают день Куликовской битвы 8 сентября,а "православные" 21-го. :) Почти тоже самое произошло с религиозными праздниками. ;)
Здравия!! А не было никакой битвы на Куликовом поле , как не было и никакого татаро-монг нашествия! Ну вам то и не знать, а ??
http://img-fotki.yandex.ru/get/9495/2957655.19/0_b4633_8a400a41_L.jpg
А вот посевные календари из режевского исторического музея. Весьма любопытный способ сохранения и учета сроков тех или иных земледельческих работ.
Кстати. У каждого из нас есть дата рождения, которая известна вплоть до минут. Год состоит из 365 полных суток и небольшого "хвостика". Этот хвостик копится и возникает вопрос насколько "убегает" действительная дата момента рождения от календарно засвидетельствованой?
[quote name='Будай' date='20 августа 2013 - 09:15' timestamp='1376975714' post='139625']
Дара, тут вот какая штука. Читая отзывы о праздниках понимаешь, что для многих его наполненность вовсе не зависит от дат или того, в честь какого именно Бога он проводится. Естественно возникает вопрос о востребованности точной реставрации дат, имён и смысла? Если точность и полнота понимания не важны, то не важно и всё остальное, а посему инглинги и прочие ракомольцы ни чем не отличаются от нас. Если же мы хотим выделяться среди всех, то следование исторической правде будет единственно верным условием, а Боги сами покажут кто прав.
[/qu
Точная реставрация конечно нужна в целях сохранения наследия, но я, сколько ищу,не нахожу образовательные конкретные курсы. уроки, программы, кроме как у Инглиингов. Буквицу сегодня много, кто предлагает познавать, но получается это грамотно только у, опять же (на мой взгляд) Инглиингов и Андрея Ивашко. Считаю , что очень опасно для всех славянский течений, славянского мира разделяться. Обряды могут различаться в разных регионах староверов, родноверов и т.д. но основа должна быть одна фундаментальная для всех, гранитная плита, на которой всё и строится - ОБРАЗОВАНИЕ. Обряды обрядами, а ОБРАЗОВАННЫМИ мы обязаны быть во имя сохранения нашей культуры. Ибо очень много тёмного пришло к нам. Надо исправлять это. МЫ ВСЕ ОДИН НАРОД - СЛАВЯНЕ ПОМНИТЕ ЭТО.