Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Проблемы изучения наследия. - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Проблемы изучения наследия. Источники, методики, подходы. Оценка: *---- 1 Голосов

#21 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 12 Сентябрь 2013 - 19:10

Родомысл, свои вопросы к авторам статьи я написа и если ты разделяешь их мнение, то можешь ответить за них, если есть аргументы.

#22 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 14 Сентябрь 2013 - 14:35

Хочу задать наводящий вопрос. ;)
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.
Естественно по Юлианскому календарю,другого тогда еще не было. Разница между (будущим)Григорианским и Юлианским календарями в XIV веке составляла 8 дней.
Так какого числа надо отмечать "день Куликовской битвы" в 2013 году. 8 сентября, 21 сентября( 13 разница между Ю. и Г. календарями сейчас) или 16 сентября(реально "по астрономическому времени")? И какого числа её сейчас отмечают? см. http://www.tulapress...brya-2013-goda/
http://www.vampodaro...=2013-09-21-288 :)

И представьте себе,что "католики" отмечают день Куликовской битвы 8 сентября,а "православные" 21-го. :) Почти тоже самое произошло с религиозными праздниками. ;)

#23 Пользователь офлайн   арсений

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 26 Декабрь 12
  • ГородСтаврополь

Отправлено 14 Сентябрь 2013 - 17:56

Что конкретно то празнуем на куликовом поле ?(Отойдя немного от всем известной школьной версии-мы что празнуем внутреннюю разборку между расколоной ордой?)

#24 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 17 Сентябрь 2013 - 08:41

И еще хочу обратить внимание на один интересный факт. ;)
Был такой праздник, " 7 ноября"- "День Великой Октябрьской Социалистической Революции".
Времена социализма прошли,но в конце 90-х. праздник (т.е. выходной день-7 ноября)все равно остался,"как день примирения и согласия",но никакого "дня примирения и согласия" не получилось,народ по прежнему отмечал "день окт. революции".
Тогда "мудрое правительство" ввело новый праздник "День Народного Единства" и повод хороший(все таки "преодоление смуты","освобождение Москвы от поляков",да и праздник иконы "казанской Богородицы") и дата 4 ноября -это не 7-е.!
И народ как отмечал праздник в начале ноября,так и продолжает отмечать(разница в 3 дня),как был выходной в начале ноября ,так он и остался. И "обрядовая сторона" та же, народ по прежнему собирается на демонстрацию или на "Русский марш". :)

То же могло произойти ( и произошло) при введении христианства. Христианство пришло уже с 1000-летней историей и готовым календарем. В котором на каждый языческий праздник готов "достойный" ответ в виде христианского. И лучше провести замену не в один и тот же день,а рядом. Глядишь,вырастит поколение которое уже не будет помнить старые праздники,но будет отмечать новые. См. аналогию выше ;)

#25 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 10 Октябрь 2013 - 22:17

Продолжая к тему осмысления наследия хочу обратить внимание на очередной факт, относящийся к вопросам понимания календаря, который я почерпнул изучая сведения о Параскеве-Пятнице.
Далее, она считается покровительницей, главной у простого народа, женской зимней работы – пряжи. Это видно из того, что в народе она носит название «льняницы», и со дня ее памяти, т. е. с 28 октября, повсюду обыкновенно начинают мять лен. Но главное в народных верованиях относительно св. Параскевы то, что она считается покровительницей соименного ей дня недели – пятницы и потому все поверья, какие существуют в народе насчет Пятницы, относятся и к лицу св. Параскевы». С. Максимов

У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. 14 и 28 октября по ст. стилю были посвящены Параскеве Пятнице.

По болгарским сказаниям, «света Петка-Парашкева» носит на голове лучезарный венок, очень добра и охотно помогает женщинам в их домашних работах; 28 апреля старухи оставляют ей на дворе хлеб и крашеное яйцо, с полным убеждением, что она придет ночью и съест то и другое; а 28 октября сбирают со всех домов хлеб, вино и мёд и после молебствия празднуют св. Пятнице Этот период является началом нового цикла деревенских женских работ: тяжёлая страда позади. Хлеб убран, лён надерган, вымочен и оттрёпан (на это уходит октябрь-«паздерник»)

Девушки коллективно проделывают в один этот день весь годичный цикл работ: теребят лён, прядут, ткут, белят. Это как бы эпиграф ко всему зимнему сезону. Второй темой октябрьско-ноябрьских празднеств выступают сватовство и замужество.

Во время пятничной недели на день Кузьмы и Демьяна (1 ноября по ст. стилю) устраивается братчина. Организуют «ссыпку» девушки, а на готовое приглашают парней. Обрядовым кушаньем здесь являются каша и куры. Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами».


В приведённых отрывках указываются некие отрезки времени, в течении которых происходило чествование Параскевы, где суть Параскевы увязывается с покровительством определённому виду работ или общественных действий, а сами работы или действа к отрезку года.
Также бросается в глаза обстоятельство, что Параскева одновременно отвечает за отрезок времени посвящённый работам по обработке льна, соотносится с водой, как подземной, так и дождевой, а в общинной жизни ведает судьбой и образованием семьи.
Вполне можно предположить, что такая многоцелевая составляющая могла появиться в результате слияния в образе Параскевы нескольких языческих Богинь, имевших своё время чествования, своё значение и своё поклонение. Из работ этнографов известны примеры "расщепления" праздничных циклов на отдельные праздники, получающие свой день чествования в календаре и своего покровителя из числа христианских святых или угодников.
Это обстоятельство является ещё одним усилением предположения о том, что в основу простонародного понимания календаря было положено чередование временных отрезков хозяйственных работ неразрывно связанное, одновременно, и с естественными природными изменениями, с одновременным присваиванием этим отрезкам покровительства какого-либо Бога.

#26 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 10 Октябрь 2013 - 23:55

Кстати, подателем дождей, вместе с Параскевой выступает и Илья!!! Тут возможно несколько предположений.
1.Ответственность за дожди поочерёдно несут разные Боги.
2.Ответственность за подачу дождя распределилась от одного Бога, к нескольким, в результате двоеверия.

#27 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 18 Ноябрь 2013 - 00:09

Одной из причин достаточно устойчивой религиозности сельского населения была четкая привязанность христианских дат и празднеств к сельскохозяйственному календарю. Крестьянину надо было в первую очередь заботиться об урожае, о здоровье своей семьи и скота, о передаче опыта подрастающему поколению, и все в его буднях и праздниках подчинялось этой главной цели, истолковывалось с точки зрения земледельца. Однако в повседневной жизни русских и особенно мордвы в 1920-х годах сохранилась и языческая старина. Татары, кроме мусульманских праздников, также совершали и календарные обряды. Так как большинство населения Пензенской губернии было православным, подробнее остановимся на взаимопроникновении язычества и христианства. Язычество соответствовало практическим и духовным потребностям земледельца и потому не погибло, а, растворившись в новой религии, одновременно поглотило её, обратив в нечто новое — бытовое крестьянское православие. Для крестьянина земледельческий труд был не только производством средств существования, но и образом жизни. Доиндустриальное крестьянское хозяйствование было в высокой степени природообусловленным. Его ведение непосредственно зависело от окружающей среды[44]. В результате многолетних наблюдений за природными явлениями сложился календарь, определяющий сроки проведения земледельческих работ и других хозяйственных мероприятий. Но даже при условии тяжелого и напряженного труда не было гарантий хорошего урожая, что порождало в сознании крестьян идею всемогущества природы[45]. Обращаясь к силам природы, они хотели избежать недорода, голода и бедствий[46]. Для крестьянина само занятие сельскохозяйственной деятельностью носило сакральный характер. Аграрная обрядность освящала весь цикл сельскохозяйственных работ, подчиняя все стороны жизни земледельца, становясь его времяисчислением, народным календарем[47]. От христианства было унаследовано приурочение святых к дням годового цикла, от язычества — распределение между ними забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Календарь состоял из праздников и обрядов, связанных с силами природы и духами умерших предков. В своих молитвах они обращались за помощью к этим силам и благодарили о сделанном. Часть праздников была посвящена солнцу, воде, существовали циклы молений о дожде и праздников урожая[48]. Возникшие как аграрно-магические действия, эти обряды постепенно утрачивали свою первоначальную функцию и уже в ХIХ веке воспринимались в значительной мере как простое развлечение, забава. В конце ХIХ и начале ХХ веков шел процесс отмирания обрядов. Основная причина их быстрого разрушения — изменение социально-экономического уклада, быта и сознания крестьян.

#28 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 10 Январь 2014 - 13:22

Очень интересная статья.
8 января 1709 года, по инициативе Петра Первого, был выпущен первый отечественный гражданский календарь.
До этого момента Россия жила исключительно по православным святцам, печатать календари частным лицам и тем более привозить их из-за границы категорически запрещалось.
Редактором сенсационного издания стал граф Яков Брюс, который в то время ведал книгопечатным делом.
«Брюсов» календарь сразу же завоевал необыкновенную популярность. В нем давался «прогностик: когда нужно «кровь пущать», мыслити почать, брак иметь, зверей и рыбу ловить, платье кроить и мыться в мыльне».

https://vk.com/historyvk

Обращает на себя внимание тот факт, что это первый именно гражданский, т.е. общедоступный календарь, появляется аж в 1709 году! Более того, имеет прикладную составляющую.

#29 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 16 Январь 2014 - 14:08

Подведу промежуточный итог.
Условный календарь простолюдинов, отразившийся в виде последовательности знаков на тех или иных предметах быта, отражал череду основных и важнейших явлений.
1.Начало и важнейшие этапы земледельческих работ.
2.Изменения в природе.

Такой календарь был сугубо прикладным т.к. являлся выражением накопленных знаний о природе и её изменениях, которые, в свою очередь, влияли на земледелие и урожай.
Так же народный календарь был лишен необходимости быть точным в учёте времени, ибо начало земледельческих работ обусловлено явными природными изменениями, а не определённой датой календаря или днем условного отрезка времени.
Что касается обожествления природных сил, то вероятнее всего обожествлению подвергались ровно те из них, что напрямую влияли на урожай, приплод, здоровье и безопасность. Таковыми безусловно были вода и всё, что с ней связано, огонь и молнии, земля и её родящая сила, Солнце и Луна, как непременные условия жизнедеятельности, а также ветер, который в представлении предков переносил моровые поветрия, засухи, холод и прочие беды.
Вряд ли можно достоверно узнать персонифицировали наши предки эти силы или нет, присваивали им имена или нет и подвергались ли функции персонифицированных Богов изменениям, включая имена?

Отдельно нужно рассматривать влияние церкви на привычный уклад земледельческой общины с введением постов, разбиения отрезков времени на семидневки, нерабочих дней семидневки и прочих запретов и ограничений, влиявших на ход земледельческих работ.

#30 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 18 Январь 2014 - 18:44

Вот прекрасная статья о календаре у финно-угров.

#31 Пользователь офлайн   Расвет

  • Пользователь
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 17 Март 14
  • ГородПетач Тыква

Отправлено 20 Март 2014 - 10:45

Просмотр сообщенияСветозар Озёрский (14 сентября 2013 - 16:35):

Хочу задать наводящий вопрос. ;)
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года.
Естественно по Юлианскому календарю,другого тогда еще не было. Разница между (будущим)Григорианским и Юлианским календарями в XIV веке составляла 8 дней.
Так какого числа надо отмечать "день Куликовской битвы" в 2013 году. 8 сентября, 21 сентября( 13 разница между Ю. и Г. календарями сейчас) или 16 сентября(реально "по астрономическому времени")? И какого числа её сейчас отмечают? см. http://www.tulapress...brya-2013-goda/
http://www.vampodaro...=2013-09-21-288 :)

И представьте себе,что "католики" отмечают день Куликовской битвы 8 сентября,а "православные" 21-го. :) Почти тоже самое произошло с религиозными праздниками. ;)

Здравия!! А не было никакой битвы на Куликовом поле , как не было и никакого татаро-монг нашествия! Ну вам то и не знать, а ??

#32 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 24 Март 2014 - 22:16

http://img-fotki.yandex.ru/get/9495/2957655.19/0_b4633_8a400a41_L.jpg
А вот посевные календари из режевского исторического музея. Весьма любопытный способ сохранения и учета сроков тех или иных земледельческих работ.

#33 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 30 Март 2014 - 19:43

В продолжении темы прекраснейший перекрестный материал из карелии.
http://img-fotki.yandex.ru/get/9648/2957655.19/0_b492d_69b8f90b_L.jpg
Источник.

#34 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 01 Апрель 2014 - 20:18

Расвет, Ваш пост перенсен сюда.

#35 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 18 Октябрь 2014 - 22:21

Кстати. У каждого из нас есть дата рождения, которая известна вплоть до минут. Год состоит из 365 полных суток и небольшого "хвостика". Этот хвостик копится и возникает вопрос насколько "убегает" действительная дата момента рождения от календарно засвидетельствованой?

#36 Пользователь офлайн   plodojorka

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 25 Октябрь 14
  • ГородИерусалим

Отправлено 25 Октябрь 2014 - 23:18

[quote name='Будай' date='20 августа 2013 - 09:15' timestamp='1376975714' post='139625']
Дара, тут вот какая штука. Читая отзывы о праздниках понимаешь, что для многих его наполненность вовсе не зависит от дат или того, в честь какого именно Бога он проводится. Естественно возникает вопрос о востребованности точной реставрации дат, имён и смысла? Если точность и полнота понимания не важны, то не важно и всё остальное, а посему инглинги и прочие ракомольцы ни чем не отличаются от нас. Если же мы хотим выделяться среди всех, то следование исторической правде будет единственно верным условием, а Боги сами покажут кто прав.
[/qu

Точная реставрация конечно нужна в целях сохранения наследия, но я, сколько ищу,не нахожу образовательные конкретные курсы. уроки, программы, кроме как у Инглиингов. Буквицу сегодня много, кто предлагает познавать, но получается это грамотно только у, опять же (на мой взгляд) Инглиингов и Андрея Ивашко. Считаю , что очень опасно для всех славянский течений, славянского мира разделяться. Обряды могут различаться в разных регионах староверов, родноверов и т.д. но основа должна быть одна фундаментальная для всех, гранитная плита, на которой всё и строится - ОБРАЗОВАНИЕ. Обряды обрядами, а ОБРАЗОВАННЫМИ мы обязаны быть во имя сохранения нашей культуры. Ибо очень много тёмного пришло к нам. Надо исправлять это. МЫ ВСЕ ОДИН НАРОД - СЛАВЯНЕ ПОМНИТЕ ЭТО.

#37 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 25 Октябрь 2014 - 23:34

Цитата

(на мой взгляд) Инглиингов и Андрея Ивашко.

Конечно они разбираются, только вот какой прок в этих знаниях я от поклонников расшифровки буквицы так и не услышал.

#38 Пользователь офлайн   plodojorka

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 25 Октябрь 14
  • ГородИерусалим

Отправлено 28 Октябрь 2014 - 19:40

Просмотр сообщенияБудай (26 октября 2014 - 00:34):

Конечно они разбираются, только вот какой прок в этих знаниях я от поклонников расшифровки буквицы так и не услышал.

если так рассуждать, то какой прок в махании руками у костра?

#39 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 28 Октябрь 2014 - 20:43

Просмотр сообщенияplodojorka (28 октября 2014 - 20:40):

если так рассуждать, то какой прок в махании руками у костра?

О каком именно махании руками идёт речь?

#40 Пользователь офлайн   Олег Н

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 07 Ноябрь 14

Отправлено 07 Ноябрь 2014 - 14:23

Проблема на самом деле в том, что вам даже дай знания, а вы их не читаете, не изучаете.

  • (3 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей