Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Языческая Беларусь - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Языческая Беларусь Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 08 Январь 2010 - 08:51

Колядные гуляния в Минской области продлятся до 21 января
7 января 2010 » Общество
Надежда Радивон, БЕЛТА
Многочисленные колядные гуляния пройдут в Минской области с 7 по 21 января. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в управлении культуры Миноблисполкома.

Праздничные мероприятия запланированы практически во всех районах столичного региона. В частности, в Слуцком районе состоятся рождественские встречи и народный праздник "Ой, iшла Каляда, калядуючы", на Борисовщине проведут обряд "Iшла каза рагатая". В Солигорском районе состоятся рождественские посиделки под названиями "Рождественская ночь надеждами полна", "Свет Вифлеемской звезды", обрядовая программа "Коляда пришла, радость в дом принесла". На Логойщине организуют театрализованное представление "Праздник Коляды" и др.

Наиболее интересный колядный обряд Минской области "Цари" (он внесен в Список мирового нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране) состоится 13 января в деревне Семежево Копыльского района. В нем участвуют молодые мужчины и юноши (так называемые цари), одетые в специальные костюмы (белые брюки и сорочки). Красные семежевские пояса с геометрическим орнаментом крест-накрест повязаны на груди каждого "царя". На голове - высокие шапки с разноцветными бумажными лентами.

Процессия "царей" на Щедрый вечер посещает дома крестьян и разыгрывает драму "Царь Максимилиан". В колядных походах принимают участие и местные герои - дед и баба. После представления происходит традиционное поздравление хозяев дома и одаривание участников обряда. С наступлением темноты "цари" зажигают факелы, что придает необычную зрелищность.

Завершит колядные празднования 21 января традиционный обряд "Цягнуць Каляду на дуба" Березинского района (его в 2010 году планируется включить в Список нематериального культурного наследия Беларуси). Так ежегодно здесь в этот день провожают Коляду, волочат по улицам к высокому дубу либо борону, на которой стоит горшок с кутьей (его потом разбивают, принося жертву природным стихиям и душам предков), либо колесо с празднично украшенным снопом, или куль соломы. Во время действа звучат обрядовые песни, все участники процессии танцуют и веселятся.

Оригинал

#2 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 15 Январь 2010 - 11:39

Кстати, друже, ты в курсе, что АН (там один специалист оттуда) ратует за восстановление капища в центре Минска. Там, на берегу Свислочи, недалеко от Дома Ваньковичей.
Валун оттуда в Музей валунов перевезли, так вот он за то. чтобы вернули. Он говорит, если кто то закажет проект -они с удовольствием возьмутся. Есть соратники. Спонсоров бы найти :rolleyes:

#3 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 15 Январь 2010 - 14:23

Это было бы не плохо! А сколько надо для проекта? Можно было бы счетик организовать да клич кинуть. Как с ними связаться?

#4 Пользователь офлайн   AK-74

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 337
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородКалуга, Вятичи

Отправлено 15 Январь 2010 - 15:06

Белорусы, подскажите что можно интересного посмотреть, естественно нужной тематики. Весной или летом поеду в Белорусь, хочу впечатлений )

#5 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 15 Январь 2010 - 17:31

Просмотр сообщенияAK-74 (15 января 2010 - 14:06):

Белорусы, подскажите что можно интересного посмотреть, естественно нужной тематики. Весной или летом поеду в Белорусь, хочу впечатлений )

Каких именно? Как долго будешь?

#6 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 15 Январь 2010 - 22:09

Обязательно Музей валунов посети в Уручье (там как раз тот самый валун с Капища валяется)
Потом Дудутки - вне города, в Мир и Несвиж можно съезить - там средневековые замки.
У нас в Веснянке места древние, красивые. Правда хрюсмы храм отгрохали, но он мест не портит
В обешм приедешь, свяжись.Повожу по городу

ГР, ща найду контакт, я про него в статье читала

#7 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 15 Январь 2010 - 22:11

На окраине Минска, в районе улицы Кошарской (нынешняя Красноармейская), еще в XIX веке стоял лес, о котором рассказывали интересную легенду. У подножия одного из холмов этого леса лежал валун, его еще называли «Дзед». Водяник и Лесовик поспорили, кому будет это место принадлежать. Решили устроить соревнование — кто возьмет огромный валун и донесет его до вершины горы, тот и станет полновластным хозяином. Первым взялся Водяник, взвалил себе камень на плечи, закряхтел, сделал несколько десятков шагов и остановился. Лесовик оказался покрепче: взяв валун, он споро пошел в гору. Водяник понял, что проигрывает, и решил сжульничать, подставил подножку. Лесовик споткнулся, валун упал и сразу врос в землю. Рядом с ним забила криница и вырос дуб–великан. А вскоре люди устроили возле камня языческое капище.

Самое удивительное в этой легенде то, что она имеет совершенно реальное продолжение. И капище в Минске действительно существовало. В центре огороженной с трех сторон прямоугольной площадки вымощенной деревянными брусками на берегу Свислочи находились главные объекты поклонения - гранитный валун «Дзед» («Стары») и дуб в пять обхватов «Дуб» («Волат»), чьи желуди считались лекарственными. Рядом на выложенном из камней месте над рекой горела Жыжа (вечный огонь, жертвенник, на котором сжигали пищу) и бил целебный источник. Здесь жил и хранитель огня - Старец, считавшийся в народе знахарем и чародеем: он мог лечить, привораживать, предсказывать будущее, продлевать жизнь и даже навлекать смерть.

Камню, называемому «Дзед», поклонялись, приносили дары, у него же просили помощи. Больные люди, в надежде исцелиться от хвори, на тридцать три дня надевали на валун передник или обматывали полотном. Девушки украшали его собственноручно вытканным рушником и просили о ниспослании достойного жениха, а потом и здоровых деток…

В конце 1880-х, в канун празднования 900-летия христианства на Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору "поганства" в городе - тысячелетний дуб был спилен, священный огонь разбросан. Однако языческая традиция, несмотря на репрессии, просуществовала в Минске до 20-х годов ХХ столетия. Еще в первые годы советской власти на Ляховку, к сохранившемуся валуну, приходили люди и украшали его лентами да полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. Здесь до начала прошлого века была "молельня у камня", пользовавшаяся большой известностью, а при ней последние служители - отец и сын Севостеи. Отец Севастей умер, а сын был репрессирован в 1927–м.

Теперь оставшееся божество языческого капища (камень «Дзед») находится среди себе подобных - в Музее валунов в Уручье



Пры Інстытуце геалагічных навук Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі існуе незвычайны Парк камянёў -- сваеасаблівы музей валуноў пад адкрытым небам. На плошчы каля 6,5 га, на месцы былого болота, паміж Акадэмгарадком і мікрараёнам Уручча, размясцілася ўнікальная калекцыя камянёў, якую назвалі Эксперыментальнай базой ледавіковых валуноў. Тут знайшлі свае месца 2134 розных камянёў, што размешчаны ў некалькіх тэматычных экспазіцыях, pacпpaцоўцы якіх папярэднічалі вынікі шматгадовых даследаванняў беларускіх вучоных-энтузіястаў на чале з aкaдэмікам Гаўрыілам Гарэцкім. Дзякуючы намаганню i падтрымцы кiрaўніцтва Інстытута геалагічных навук і Прэзідыўма Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі з 1974 г. вялася актыўная праца на вывучэнню i выяўленню адметных, характэрных і ўнікальных ледавіковых валуноў па ўсёй нашае краіне.

#8 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 15 Январь 2010 - 22:13

Вот еще про ДЗЕДА
Простите, камрады, что по белорусски, надеюсь, поймете

Параўнальна невялікі, але унікальны экспанат захоўваецца і дэманструецца ў Парку камянёў (аддзел “Камень у жыцці чалавека”), што месціцца ў Мінску ў мікрараёне Уручча. Гэта яйкападобны валун з ружавата-чырвонага граніту рапаківі вышынёй 1,25 метра, які нашы продкі называлі Дзед, ці Стары. Ён адметнага кіроўнага саставу і прынесены ў Беларусь ледавіком з паўднёвай Фінляндыі каля 110-130 тысяч гадоў назад. Раней валун ляжаў у цэнтры Мінска каля стадыёна “Дынама”, паміж вуліцамі імя Леніна, Ульянаўскай і Чырвонаармейскай (на былой вуліцы Лодачнай), на беразе Свіслачы. Трапіў у парк камень выпадкова: будаўнікі, якія ўпарадкоўвалі бераг Свіслачы, збіраліся закапаць яго на глыбіню больш як два метры. І знік бы назаўсёды гэты унікальны валун, калі б нашаму інстытуту не паведаміла пра яго журналіст Рэгіна Гамзовіч.

У даўняй культуры беларускага народа камень абагаўляўся і стаяў у адным шэрагу з такімі святымі для чалавека дарункамі прыроды, як дрэва, агонь і вада. Вядома, што ва ўсходніх і балтыйскіх славян з дахрысціянскіх часоў былі шырока распаўсюджаны культавыя месцы — так званыя свяцілішчы ці капішчы (капъ — славянскае найменне статуі Бога) — месцы маленняў і ахвярапрынашэнняў. Узніклі яны ў каменным веку і найчасцей прысвячаліся Перуну. Пры гэтым ушаноўвалі камяні і святыя дрэвы (асабліва дуб — дрэва Перуна).

Па ўсіх прыкметах куток у старым Мінску, дзе ляжаў валун, быў такім культавым месцам, ці язычніцкім капішчам, куды прыходзілі прасіць дапамогі. Больш за стагоддзе таму гэта частка Мінска ўяўляла сабой глухі забалочаны лес на беразе Свіслачы. На асобных сухіх мясцінах сярод асін і бяроз, вольхі і елак трапляліся дубы. Тут у схаваным ад чужых вачэй кутку і месцілася капішча, якое называлі “Малельня ля каменя”. Гэта была прамавугольная пляцоўка памерам каля 300 квадратных метраў. Нейкі час яна была выкладзена драўлянымі плахамі (глядзі малюнак 3). Адзін край гэтага памоста абапіраўся на палі і навісаў над вадой. З трох бакоў пляцоўку акаляла драўляная агароджа з яловых жэрдак вышынёй да 1,8 метра. Агароджа мела два ўваходы. У цэнтры пляцоўкі ўзвышаўся дуб на чатыры абхваты, на які вешалі ручнікі і стужкі. Дрэва лічылася святым і звалася Волатам. Збоку ад дуба з невялікіх камянёў слупком было выкладзена круглае вогнішча метровым папярочнікам, дзе заўжды падтрымлівалі агонь. Вогнішча звалі Агнём ці Жыжаю.

На другім баку пляцоўкі за тры метры ад ракі ляжаў вялікі камень Дзед (Стары). Побач з ім у насціле была высечана адтуліна, а пад ёй у ямцы бруіла крынічка: яна лічылася святой, а вада — гаючай. У капішча прыносілі ахвяры. Месца заўсёды было дагледжана, таму што мела святара, якога звалі чараўніком або ведзьмаком. Святар лячыў розныя хваробы людзей і жывёл, умеў адвесці няшчасці і шмат чаго іншага.
Трэба адзначыць, што назву “Малельня ля каменя” капішча атрымала нездарма. Менавіта каменны Дзед, ці Стары, быў галоўным элементам пакланення, і больш за ўсё ахвяраванняў прыносілі да яго. Лічылася, што лепей за ўсіх ён дапамагаў жанчынам. Хворыя жанчыны апярэзвалі валун фартухамі, а дзяўчаты, якія жадалі ўзяць шлюб, абвязвалі камень ручніком, вытканым сваімі рукамі. Людзі лічылі камень галоўным і самым вялікім святым у гэтай малельні. Цікава, што яны прыходзілі сюды і пасля таго, як пабудавалі царкву. Спачатку людзі ішлі ў царкву, дзе рыхтаваліся да замагільнага жыцця, а потым неадкладныя жыццёвыя праблемы вырашаліся з дапамогай каменя і іншых культавых элементаў “малельні”.

Мінскае капішча не знікла, як іншыя, у далёкім мінулым, а дзейнічала яшчэ і ў пачатку ХХ стагоддзя. Менавіта на беларускай зямлі язычніцтва пратрымалася даўжэй, чым у іншых мясцінах. З апошняй чвэрці ХІХ стагоддзя, калі ў Мінску праклалі чыгунку і горад пачаў імкліва расці, жандары сталі часта наведвацца сюды, ганяць вернікаў, і капішча разбурылі. На яго месцы застаўся толькі камень — адзіны сведка былога тысячагадовага пакланення беларусаў.

На думку геолагаў і гісторыкаў, для горада і краіны вельмі важна рэканструяваць капішча “Малельня ля каменя”. Неаднойчы Інстытут геалагічных навук Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі звяртаўся ў Мінгарвыканкам, Галоўнае архітэктурна-планіровачнае ўпраўленне, Інспекцыю па ахове гістарычнай і культурнай спадчыны Беларусі. Па дамоўленасці з ГалоўАПУ, архітэктурным факультэтам Беларускага нацыянальнага тэхнічнага універсітэта быў нават створаны рабочы праект гэтай рэканструкцыі. Было гэта больш за дзесяць гадоў таму, і далей справа з месца не зрушыла. Для аднаўлення гістарычнага капішча неабходна зрабіць памост, вогнішча, пасадзіць дуб і размясціць там камень. На ўпарадкаваную пляцоўку, што будзе сімвалізаваць старажытнае паклоннае месца, Інстытут геалагічных навук НАН Беларусі гатовы вярнуць каштоўны валун, які з’яўляецца помнікам як геалагічнай гісторыі, так і гісторыі нашай краіны.
Стылізаванае язычніцкае капішча дазволіць аднавіць унікальны помнік славянскага культавага дойлідства, які не мае аналагаў у свеце, перагарнуць яшчэ адну найцікавейшую старонку далёкага мінулага беларускай зямлі. Пра гэта марылі вядомыя навукоўцы — гісторык Міхась Кацар і геолаг Эрнэст Ляўкоў. Яны знайшлі шмат гістарычных звестак пра гэтае капішча, а Э. Ляўкоў добра апісаў яго ў сваёй кнізе “Маўклівыя сведкі мінуўшчыны”, 1992. Гэты помнік — сведка вельмі далёкай гісторыі нашай краіны, калі былі створаны “Аповесць мінулых гадоў” і “Слова пра паход Ігаравы”.

У Мінску няшмат прыродных і гістарычных аб’ектаў, а тыя, што захаваліся, заўсёды выклікаюць цікавасць у людзей. Апошнія два гады на беразе Свіслачы, дзе некалі было капішча, моладзь спраўляе абрад гукання вясны (“ГР” за 28.04.05). Уключэнне гэтага унікальнага аб’екта ў маршруты турызму дазволіць значна пашырыць звесткі пра гісторыю нашай Радзімы.

#9 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 15 Январь 2010 - 22:15

Соответственно этого чела нужно найти. Я про то же подумала, надо кинуть клич, собрать деньги да воссатновить капище.

В Минске хотят восстановить языческое капище
26.10.2005

Камень, который называют «Дзед», мог бы привлечь в центр города туристов

Белорусские ученые из института истории Академии наук выдвинули идею восстановить в центре Минска языческое капище, которое было здесь до 1905 года. «Малельня ля камня» находилась около нынешнего стадиона «Динамо», рядом с рестораном «Старое русло». Святыню разрушили в 1980 году. Единственное, что уцелело, - камень «Дзед». Сейчас он лежит в Музее валунов в Уручье.

- Можно ли восстановить капище? - поинтересовались мы у Дмитрия Бубновского, начальника отдела реставрации и реконструкции УП “Минскпроект”.

- Камень надо вернуть на место. Его значимость в музее валунов под вопросом. А на капище в центре Минска «Дзед» привлечет туристов. Всем интересно узнать, как это выглядело. Но тут вопрос: как оформить территорию? Никто не знает, как выглядело капище. Документальных сведений нет. Земляные и деревянные сооружения не сохранились. Воссоздать его невозможно. Мне кажется, надо просто поставить «Дзеда» на место. На табличке написать легенды и версии историков: это могло выглядеть так-то.

- Но ведь последние обряды были еще в 1905 году? Есть описание этого места.

- И сейчас есть язычники. Но языческие обряды древности и язычество периода христианства - принципиально разные вещи.

- Если вашему институту закажут такой проект?

- Сделаем со всей душой. Историческую справку, проектное решение, разработаем концепцию. Главное, чтобы нам поступил такой заказ.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Нам камень самим нужен

Марина ЛИСТРАТЕНКО, главный специалист отдела культуры Первомайского района Минска:

- Камень - наша собственность. Это ценный экспонат Музея камней. Отдавать его нам не хотелось бы. Музей уникальное собрание камней со всей страны. В следующем году планируется реконструкция музея. Мы хотим его расширить и приукрасить.

#10 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 15 Январь 2010 - 22:43

Ну вот и сам не гам, и другим не дам. :lol:

#11 Пользователь офлайн   Мамонт

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 114
  • Регистрация: 26 Декабрь 09
  • ГородСмоленск

Отправлено 15 Январь 2010 - 23:59

Просмотр сообщения-=ГР=- (15 января 2010 - 22:43):

Ну вот и сам не гам, и другим не дам. :lol:


А шо Батька?

#12 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 16 Январь 2010 - 02:26

А к Батьке пока не обращались.
Я только письмо написала начальнику отдела о реконструкции. Спрашиваю, сколько стоит.
Но, кстати, обратиться к батьке за спонсированием - идея отличная. Он у нас язычество любит, вот, дожинки каждый год справляет ))))

#13 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 16 Январь 2010 - 12:31

Просмотр сообщенияЛюта_Ящерка (16 января 2010 - 01:26):

Он у нас язычество любит, вот, дожинки каждый год справляет ))))

Он просто не знает чего это такое на самом деле :lol:
Просто дожинки - хороший способ отмыва денег, вернее "освоения бюджета". :lol:

#14 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 16 Январь 2010 - 18:31

Ну, мы и сеть капищ под отмыв бюджета ему загоним ))))))

#15 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 17 Январь 2010 - 12:11

Было бы не плохо, коли не РПЦ

#16 Пользователь офлайн   Мамонт

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1 114
  • Регистрация: 26 Декабрь 09
  • ГородСмоленск

Отправлено 17 Январь 2010 - 21:15

Просмотр сообщения-=ГР=- (17 января 2010 - 12:11):

Было бы не плохо, коли не РПЦ


Так у вас РПЦ? А не БПЦ?:)

#17 Пользователь офлайн   -=ГР=-

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 582
  • Регистрация: 14 Октябрь 09
  • ГородМинск

Отправлено 18 Январь 2010 - 08:46

Та не, у нас просто местный филиал РПЦ. :D

#18 Пользователь офлайн   Люта_Ящерка

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 694
  • Регистрация: 01 Октябрь 09
  • ГородМинск, Веснянка

Отправлено 18 Январь 2010 - 14:57

Насколько я знаю, митрополит Минский и Слуцкий в подчинении Московского патриарха.

#19 Пользователь офлайн   orei

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 80
  • Регистрация: 22 Январь 10
  • ГородМосквабАДЪ

Отправлено 13 Февраль 2010 - 23:09

Просмотр сообщенияAK-74 (15 января 2010 - 15:06):

Белорусы, подскажите что можно интересного посмотреть, естественно нужной тематики. Весной или летом поеду в Белорусь, хочу впечатлений )


Леш, еще загляни в Исторический музей на ул. К.Маркса и в Художественный музей там же не подалеку. Увидешь настоящую Беларусь-Литву ;)

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей