Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: БОГИ - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (16 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

БОГИ О Богах Оценка: -----

#61 Гость_Познающий_*

  • Группа: Гости

Отправлено 04 Апрель 2013 - 17:09

я так понял что чтобы требы класть, надо обряд проводить, а мне не с кем обряд проводить, вокруг меня только последователи Бога Адама. буду славления для Перуна проводить.

#62 Гость_Познающий_*

  • Группа: Гости

Отправлено 04 Апрель 2013 - 18:10

извините немножко не по теме вопрос, а наши предки жили по пятидневной неделе? или семидневной? ведь день недели воскресение появился в связи с распространением христианства вроде. А шестой день недели я так понимаю был редкостью, и проводили его раз в несколько лет в связи с тем что в году количество суток не ровно 365, а чуть больше.
Я к чему спрашиваю, есть день недели четверг посвяященный Перуну, а остальные дни каким Богам посвящены?

#63 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 05 Апрель 2013 - 08:35

По крайней мере у других язычников-индоевропейцев,соседей славян, была семидневка. ;)
Названия дней недели остались. В английском языке:Monday- день луны -понедельник,вторник посвящен Марсу,а у северогерманских племен Тюру,среда-Меркурию-,а у германцев Wednesday, Woden, - Óдину,четверг-день Юпитера и Тора, Пятница- день Венеры и Фрейи(Фригг),Суббота-день Сатурна,а воскресенье-день солнца,Dies Solis или Sunday. :)

#64 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 11:28

Просмотр сообщенияПознающий (04 апреля 2013 - 18:10):

извините немножко не по теме вопрос, а наши предки жили по пятидневной неделе? или семидневной? ведь день недели воскресение появился в связи с распространением христианства вроде. А шестой день недели я так понимаю был редкостью, и проводили его раз в несколько лет в связи с тем что в году количество суток не ровно 365, а чуть больше.
Я к чему спрашиваю, есть день недели четверг посвяященный Перуну, а остальные дни каким Богам посвящены?

Сведения о том, что четверг и Перун как-то связаны не имеют прямых подтверждений.
Чтобы нумеровать отрезки времени, надо иметь счёт. Счёт простой славянин вёл в прямом смысле на пальцах. Таким образом мы и имеем названия отрезков времени в виде числовых значений (четверток-четверг, пяток-пятница, среда-третейник и т.д.) Суббота и воскресенье, предположительно заимствованы позднее.
Однозначных свидетельств о том, что славяне язычники "пристёгивали" Богов к дням отрезка времени нет, как нет никаких доказательств того, что внутри дня какие-то отрезки времени принадлежали Богам.
Единственное, что находит подтверждение, так это осторожное отношение славян к любым пограничным состояниям. Полдень-полночь. Дверь-окна. Равноденствие-Солнцестояние. Рождение-смерть и т.д. Также, учитывая погодные условия, обычному человеку легче и удобнее было оперировать годами, от лета до лета, а внутри года отрезками лунных фаз и вегетативными циклами (готовность земли к обработке).

#65 Пользователь офлайн   Трислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 051
  • Регистрация: 04 Март 12
  • ГородРебриха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 11:44

Воскресение отлично заменяется "неделей", а субота, именно с одной буквой Б, это чисто славянское.

#66 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 12:31

Трислав, а название "неделя", что означает?

#67 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 12:40

Цитата

а наши предки жили по пятидневной неделе? или семидневной?

Не понятно почему по пятидневной, что бы проще было разделить 365 ;) ...
Очень мне симпатично объяснение наличия колличества дней недели с астрономией или астрологией

Цитата

По системе Птолемея небесные тела расположены в следующем порядке (по убыванию расстояния от Земли): Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна. Этот порядок впервые был установлен ещё греческими стоиками.
http://ru.wikipedia....%E5%E4%E5%EB%E8
Думаю, если Птолемей смотрел на небо со стоиками, то собственно и до него думающие люди смотрели и изучали...
В статье приводится греко-римская традиция, германская, индийская...
Что интересно, славянская идет с понедельника(дня после "недели" - дня отдыха)...
Кроме того есть у славян праздник Семик, Ярило Летний http://www.forum.rod...y=2013&m=06&d=5, не "пятерик", не "двенадцатирик", заметте... Т.е знание расположения светил наши предки походу знали...

#68 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 12:50

Еленка71.
Если отрезок времени из семи дней начинался с понедельника, то как середа может быть середой-серединой? Серединой какого отрезка?
Если славяне имели представления о планетах, то названия этих планет должны остаться в народной памяти. Так? Какие мы имеем в наличии?

#69 Пользователь офлайн   Карнач

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Заблокированные
  • Сообщений: 358
  • Регистрация: 27 Декабрь 09
  • ГородЛипецк

Отправлено 05 Апрель 2013 - 13:16

Будай, а как же "Perendan, Peräunedån" ( http://lujicajazz.narod.ru/strely.html ) и "Параскева Пятница" ( http://www.ethnomuse...2/2091/4303.htm ) ?

#70 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 13:48

Цитата

если славяне имели представления о планетах, то названия этих планет должны остаться в народной памяти. Так? Какие мы имеем в наличии?

Я и не утверждаю, что у славян это было вот прям так на каждом дворе абсерватория, но счет до семи должен быть чем то практическим оправдан, иначе бы у наших предков сохранилось в памяти "восьмерица", "девятица" и "десятица"...
Но опять же я предполагаю, а не утверждаю. Обычным людям вобщем совершенно не нужно знать символизм, а может со временем и недают знать... А так хорошо "раз, два, три, четыре, пять..."(с)+ день для себя(соботка, собь(http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/СОБЬ)) и + неделя(день отдыха).
Если пять дней "рабочих", то середина очень даже в среду...
Я так понимаю, что "дело" можно было бы копнуть еще глубже к системам счислений, но я не очень в этом понимаю, правда есть один момент

Цитата

Индийские цифры возникли в Индии не позднее V века. Тогда же было открыто и формализовано понятие нуля (шунья), которое позволило перейти к позиционной записи чисел...
http://ru.wikipedia....ие_цифры
Т.е индусы считать умели, может быть и до 5 в.

Цитата

Изобретение позиционной нумерации, основанной на поместном значении цифр, приписывается шумерам и вавилонянам; развита была такая нумерация индусами и имела неоценимые последствия в истории человеческой цивилизации.
http://ru.wikipedia....

Цитата

неде́ля укр. недíля "воскресенье, неделя", блр. недзе́ля "воскресенье", др.-русск. недѣля "воскресенье, неделя" (уже в Остром.), ст.-слав. недѣлѩ – то же (Супр.), болг. неде́ля – то же, сербохорв. нѐдjеља, словен. nedélja, чеш. neděle, слвц. nеdеl᾽а "воскресенье", польск. niedziela, в.-луж. ńedźela – то же. Первонач. знач. – "нерабочий день, воскресенье" (см. не, де́ло), откуда понеде́льник – название след. после воскресенья дня (см.); *nedělja скорее всего калькирует лат. feria, diēs feriāta, чем греч. ἄπρακτος ἡμέρα; см. Мелих, Jagić-Festschrift 213 и сл.; Скок, RЕS 5, 16; Швицер, KZ 62, 5. Калька из греч. менее вероятна ввиду раснространения этого слова в зап.-слав., вопреки Дурново (RЕS 6, 107), Переферковичу (ЖМНП, 1917, окт., стр. 139 и сл.). Ср. также среда́, середа́. Перенос знач. с воскресенья на неделю, начинающуюся с воскресенья, произошел ввиду наличия двойного знач. греч. τὰ σάββατα (откуда лат. sabbatum), поскольку суббота считалась символом недели (Френкель, IF 40, 96 и сл.; Хаверс 141).
http://dic.academic....sf/vasmer/43953
Здесь видно, как воскресенье плотненько так прилеплено к неделе, но достаточно читаемо, если воскресенье - это хр-во, то остается неделя("недело") те - нерабочий день...
Вообще, конечно, я за то что бы все можно было найти в источниках... Но пока не все источники изучены(мной в частности) приходится применять более-менее логичные методы добывания знаний.

#71 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 13:49

Цитата

неде́ля укр. недíля "воскресенье, неделя", блр. недзе́ля "воскресенье", др.-русск. недѣля "воскресенье, неделя" (уже в Остром.), ст.-слав. недѣлѩ – то же (Супр.), болг. неде́ля – то же, сербохорв. нѐдjеља, словен. nedélja, чеш. neděle, слвц. nеdеl᾽а "воскресенье", польск. niedziela, в.-луж. ńedźela – то же. Первонач. знач. – "нерабочий день, воскресенье" (см. не, де́ло), откуда понеде́льник – название след. после воскресенья дня (см.); *nedělja скорее всего калькирует лат. feria, diēs feriāta, чем греч. ἄπρακτος ἡμέρα; см. Мелих, Jagić-Festschrift 213 и сл.; Скок, RЕS 5, 16; Швицер, KZ 62, 5. Калька из греч. менее вероятна ввиду раснространения этого слова в зап.-слав., вопреки Дурново (RЕS 6, 107), Переферковичу (ЖМНП, 1917, окт., стр. 139 и сл.). Ср. также среда́, середа́. Перенос знач. с воскресенья на неделю, начинающуюся с воскресенья, произошел ввиду наличия двойного знач. греч. τὰ σάββατα (откуда лат. sabbatum), поскольку суббота считалась символом недели (Френкель, IF 40, 96 и сл.; Хаверс 141).
http://dic.academic....sf/vasmer/43953
Здесь видно, как воскресенье плотненько так прилеплено к неделе, но достаточно читаемо, если воскресенье - это хр-во, то остается неделя("недело") те - нерабочий день...
Вообще, конечно, я за то что бы все можно было найти в источниках... Но пока не все источники изучены(мной в частности) приходится применять более-менее логичные методы добывания знаний.

#72 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:06

Карнач.
По первой ссылке упоминается четверг, как день Перуна, а вся статья посвещена изучению Перуна и вот, что идёт следом:
Так Гельмольд в Славянской Хронике (I-83) сообщает:

По дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидали священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд.

В этом отрезке речь о втором дне недели, а не о четверге и вновь название дня недели числовое. Опять же описывается поклонение Перуну которое происходи не в четверг, что было бы логично. Также речь идёт не о восточных славянах, а о западных, а у восточных славян я таких привязок Перуна к четвергу не находил, если не считать косвенного:"после дождичка в четверг", но это очевидная попытка притянуть желаемое к действительному.

Касаемо пятницы похожая картина. Параскева есть, а где Макошь-Пятница? Да, по мнению исследователей Параскева заместила Макошь, но это замещение времён двоеверия, где каждому святому отводился день. Язычники прошлого измеряли время отрезками, к примеру Русальи, Святки и т.д. и даже дни поминовения предков были именно днями, а не днём.
Далее. Нам известно несколько десятком имён Богов и следуя логике каждый день семидневки должен быть приписан к какому-то Богу. Если же пытаться приписать всех известных Богов к дням года, то отрезок в семь дней превратится в отрезок в ......цать дней.

#73 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:18

Еленка71.
Т.е. Вы всерьёз полагаете, что пахарь прошлого трудился в поле по пятидневке, а с наступлением шестого дня, вне зависимости ни от чего занимался собой любимым? Хоть потоп, хоть посевная, хоть жатва не волнует, у меня неделя. Приходите в понедельник. :D
теперь к разделению на пятидневку и двум отдельным дням отдыха, позволяющим вписать среду, как центр отрезка времени.
А почему тогда не восемь? Или девять? Среда ж всё одно останется серединой пятидневки трудовой. Шестой день себе, седьмой неделанию, восьмой тёще, девятый походу на кладбище и т.д.? Для чего такие сложности простому человеку, если отдыхал он не тогда, когда неделя, а тогда собран урожай или отелилась корова и тут хоть неделя, хоть шабат всё едино.
Тоже самое и соботками. Почему пять дней имеют числовые определения, а два оставшихся имеют смысловые? Когда дням придаётся смысл? Когда они как-то связываются с религиозными или иными важными событиями. 9 мая 1945 года на какой день седмицы приходится? Так давайте назовём этот день не среда, а День Победы. и будет: понедельник, вторник, День Победы, четверг, пятница и т.д.

#74 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:33

Цитата

Т.е. Вы всерьёз полагаете, что пахарь прошлого трудился в поле по пятидневке, а с наступлением шестого дня, вне зависимости ни от чего занимался собой любимым? Хоть потоп, хоть посевная, хоть жатва не волнует, у меня неделя.

Вот, вот, а когд закончены полевые работы, на "работу" вообще ходить не надо)), и дни недели соблюдать тоже...

Цитата

А почему тогда не восемь? Или девять?

Собственно, я тоже хочу понять "внутреннюю логику" происхождения семи дней недели, а не скажем 12 или 8... Поэтому нашла для себя вполне симпатичным объяснение связи с планетами и остаточными знаниями от шумеров по поводу способов счислений.
Думаю, "числовутость" и "смысловатость" дней тоже можно при желании объяснить или не принимать объяснения и будет непонятно...
Я вот думаю, если найдется достоверный источник в котором будет написано, что у славян было 10 дней в неделю,будем принимать и переходить или искать смысловую нагрузку разбивки на декады... Я "пошукаю" смысл))...

#75 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:43

Я бы отметил,многие "семидневку" связывают с лунным календарем. (Само слово "месяц" связано с луной). Хотя то же ,почему "7"? Если только "магия чисел",счастливое-несчастливое число и т.п. ;) По крайней мере семидневка получила большее распространение именно в языческое время у разных народов. Значит она была удобнее?

#76 Пользователь офлайн   Светозар Озёрский

  • Продвинутый пользователь
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 1 138
  • Регистрация: 29 Январь 10
  • ГородОзёрск Челябинская область

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:48

вот нашел
Гипотеза о происхождении «ритма 7», а затем и «магической семерки» в палеолите из наблюдений за Луной и выделения времени (7 дней) одной ее фазы предложена автором в 1965 г. и пока остается единственной. Собран уже обширный материал, подтверждающий эту гипотезу. Суть ее сводится к следующему.
Периодичность явлений на Земле - единственный источник для измерения времени древним человеком. Движение Солнца, Земли и Луны дает наиболее заметные единицы времени: сутки, месячный цикл Луны, солнечный год. Но эти единицы несоизмеримы (месяц не выразить целым числом суток, год - целым числом месяцев или суток). Из двух систем время исчисления: по Солнцу и по Луне - первая проще из-за наглядной связи с чередованием сезонов, вторая удобнее для измерений как меньшим числовым рядом, так и дублированием арифметического счета дней другим, очень простым геометрическим аналогом - изменением конфигурации лунного диска.
История не знает народов, не умеющих определять время с помощью Солнца и Луны. Но «первоначально отмечаются только крупные промежутки времени, как, например, год, круг полного обращения солнца, период обращения луны, который обозначается новым появлением ее и отмечается особым названием» (Щурц, 1896, с. 654). Солнце и Луна помогали человеку ориентироваться во времени, но по-разному. «Годичный период солнца проявляется в сезонных изменениях, но период лунных фаз более заметен и вследствие своей краткости более практичен» (Паннекук, 1966, с. 18).
Представление о годе и специальное слово для его обозначения были у всех народов Северной Азии. Год делился на две части -летнюю и зимнюю, на сезоны и на месяцы. Число месяцев в году насчитывалось до 14, сезонов - до 7 (Орлова, 1966, с. 297). По Элькину, до 7 сезонов выделяли в году и аборигены Австралии. Названия месяцев и сезонов у первобытных охотников разных континентов связаны с климатическими явлениями, сезонными изменениями в фауне и флоре, названиями частей человеческого тела и первых числительных. Для счета месяцев и дней достаточно было даже двух числительных, «один» и «два», простейшего счета по пальцам, костям и суставам рук, который позволял выразить числа до 17 (Леви-Брюль, 1930, с. 124; см. также Тэйлор, 1869, с. 217; Элькин, 1952; Чеслинг, 1961; Каменцева, 1967).
Если в мустье (по Ефименко, Окладникову, Любину, Столяру, Борду, Бурдье, Леруа-Гурану) жизнь общин, охотничьи промыслы и обряды носили сезонный характер, если тогда же фиксируются следы наблюдения за солнцем и почитания его, то в позднем палеолите вполне допустимо существование таких единиц времени, как сутки и солнечный год. Но еще большее значение имели наблюдения за Луной. Не случайно «лунный период является самой древней календарной единицей» (Паннекук, 1966, с. 19), а первобытная мифология к Луне обращается значительно чаще, чем к Солнцу (Штернберг, 1936, с. 504).
Луна - самое крупное небесное тело, которое может наблюдать невооруженным глазом житель Земли. При этом ни одно из небесных светил не претерпевает столь значительных изменений своей видимой формы, как Луна. В лунном цикле можно выделить несколько наглядных границ, рубежей, которые прежде других могли обратить на себя внимание древнего человека (Сытинская, 1959, с. 21 -29). Через 27 дней 7 часов 43 минуты Луна возвращается к прежнему видимому положению среди звезд (звездный или сидерический месяц). Повторение момента полнолуния, новолуния и других фаз наступает через 29 дней, 12 часов, 44 минуты (синодический месяц). После новолуния первая четверть Луны наступает через 7 дней 10 часов, вторая -через 14 дней 18 часов (полнолуние), третья - через 22 дня 3 часа и четвертая - следующее новолуние. Во время новолуния Луну нельзя видеть в течение одного или двух дней на небе. Лунный месяц, таким образом, принимается за 28 дней. Первобытным народам известны и лунный, и синодический, и сидерический месяц.
Замечая, что холодный период начинается и заканчивается с периодической правильностью и укладывается в примерно одинаковые промежутки времени, далекие прадеды мальтийцев и мезинцев встали перед необходимостью точнее - с точностью до дня - знать эту цикличность, определявшую жизненный ритм всей их общины. Чтобы преодолеть разрыв между днем и годом, у них не было лучшего посредника, чем Луна. Видимое движение ее в целом очень простое, и учет его не требует знания того, что лунный синодический месяц составляет 29,53 средних солнечных суток, а сидерический - около 27,3 суток. В Луне как универсальных «часах» приковывает к себе внимание наиболее существенная, двойственная сторона ее метаморфоз, а именно - распадение цикла на 2 практически равные части: на протяжении первой Луна растет до полного диска на протяжении второй постепенно убывает до полного исчезновения. «Поворот» обычно приходится на четырнадцатые сутки с момента ее рождения, а еще через 14 суток она исчезает.
Фиксация этого важного числа - 14 - в виде нарезок, зарубок и т. п. могла происходить задолго до появления абстрактного представления о нем. Достаточно было, например, такого ряда насечек, соответствующих порядку и числу дней в лунном месяце, в котором 14 из них шли в одном направлении, а следующие 14 резко меняли это направление.
Традиция такого «разложения» месячного лунного цикла на 2 «вектора» равной величины и противоположного направления отразилась, как нам кажется, в орнаменте на 5 пластинах составного браслета из Мезина. Этот уже стройный, упорядоченный орнамент с группами по 14 штрихов генетически восходит, видимо, к простейшим нарезкам, ямкам и другим знакам, число которых равнялось числу дней в одном или двух лунных месяцах (см. Авдеево, № 2, 4, 5, 8, И, 13, 14, 15; Костенки-1, № 7, Мезин, № 8; Мальта, № 1, 5, 9, 11, 15; кость волка с 57 нарезками (254+2+30) в Дольни Вестоницы, «амулет» с 28 полукружиями и ряды по 28-30 насечек на дротиках из Пшедмости, кинжалах из Пекарны и др.). (см. также Фролов, 1965б; 1966б, д; 1968б).
В коллекциях (от ориньякских до мадленских) Западной Европы аналогичные случаи глубоко проанализировал А. Маршак, в Венгрии - Л. Вертеш, в Испании - М. Гранде (см. Marshack, 1970, с. 1 и след.). Теперь мы добавим к этому рассмотренные выше композиции из знаков аналогичного значения на стенах Нио, Ла Мут, Ляско, Альтамиры и других пещер.
Возможность разделения неудобно длинных рядов насечек пополам, на 2 симметричные и равные части, была подготовлена, как показывают археологические документы палеолита, всей историей первобытного общества и его техники. И это вполне совпадает с мнением, «что абстракция числа вообще развивалась не от суммирования, а от разделения предметов», которое сложилось и у К. Штейнена при наблюдении счета парами у бакаири, хранивших едва ли не самые примитивные способы счета; оно поддержано Шурцем (1896, с. 652); теперь зачатки деления считаются древнейшими из арифметических операций (Першиц, Монгайт, Алексеев, 1968, с. 105).
Это обстоятельство помогает понять и последний этап эволюции к выделению числа 7: деление на 2 равные части отрезка из 14 суток. Первоначально оно могло совершиться графически: ряд из 14 нарезок делился пополам, а полученное количество их как число осознавалось позднее. И здесь тоже мысль древних опиралась на зрительные аналогии: половина диска Луны, в ее первой и третьей фазах, 7 звезд Большой медведицы, «7 планет» и т. п., пока семерка окончательно закрепилась в языке и космологических представлениях. Как бы памятью о раздвоении 14 дней (нарезок) на равные части служат симметричные построения из двух противолежащих групп по 7 нарезок на цилиндре из Иркутского госпиталя, по 7 стрел на противоположных плоскостях «жезла» из Гвард жи-лас-Клде, по 7 стрел на стенах Ляско (дважды), по 7 пятен в Нио и т. д. Соседствуют группы по 7 и 14 на мальтийской пряжке, на женских статуэтках Мальты и Бурети (№ 1), на бивне из Кирилловской, на головке из Брассампуи и др.
На сплошном браслете из Мезина, где прямые нарезки объединены в еще более сложный мотив, чем на шумящем браслете - в зигзаг из 7 линий, мы видим 14 таких зигзагов, т. е. всего 98 линий. И здесь напрашивается аналогия с одним непонятным пока свойством наиболее архаичного чукотского календаря: он состоит из 14 групп насечек, по 7 насечек в каждой группе, и рассчитан на 98 дней (Орлова, 1966, с. 321).
Не аргумент ли это в пользу единого истока счетных бирок, простейших календарей и ритмики палеолитического орнамента? Характерно, что все это уже тщательно обдуманные и выполненные орнаментальные мотивы и композиции позднего палеолита. Таким образом, генезис от грубой нарезки к элементу изощренного орнамента и от 28 черточек-дней к 7 дням (элементам орнамента) оказываются двумя сторонами одного общего процесса познания мира средствами художественными и математико-астрономическими (в самой зачаточной, разумеется, форме). Возникло и еще одно обстоятельство. Закреплению семидневного отрезка времени в практике людей палеолита способствовали 2 группы факторов: объективно существующие чисто зрительные аналогии (фазы лунного диска, 7 звезд Большой Медведицы, 7 звезд в Плеядах и т. п.) и факторы психологические - 7 дней оказались наиболее удобными для ориентировки в длительных промежутках времени, т. е. соответствовали естественным границам оперативного внимания и памяти (Фролов, 1969; Frolov, 1967, 1971); такая совокупность позволяла оперировать максимальным числом дней без усилий на предварительную «перекодировку» их в специальную новую единицу. Это древнейший из примеров того, как люди современного типа, вступая во взаимодействие с окружающей природной средой в процессе практической деятельности и создавая мир собственной человеческой культуры, неизбежно «отпечатывали» характерные особенности своей психологии на продуктах своей деятельности (см. Фролов, 1969). Следствием его было особое значение числа 7, о котором речь пойдет ниже. Итак, в графике позднего палеолита различаются следы двух, по крайней мере, разрядов чисел-совокупностей: один тяготеет к 5 и 10 пальцам, другой -к 7 и 14 дням (полумесяцу). (При этом нужно учесть, что анализ графики неизбежно приводит к заключению: эти числа отражают далеко не все стороны понятий о числе и счете позднего палеолита, а лишь весьма специфичную грань счетных навыков палеолитических людей, связанную прежде всего с ориентацией во времени.)
В соотношениях пар чисел-совокупностей можно видеть более древнюю традицию парного счета, но они позволяют сначала говорить не о более сложной системе счисления с основой в 5 или 10, а, скорее, о подступах к системе такого порядка. «Постепенно устойчивые числа-совокупности начинают рассматриваться как новые единицы, которыми и ведется счет. Уже в этом взгляде на некоторую совокупность предметов как на новую единицу счета заключена возможность создания системы счисления», - пишут И. Г. Башмакова и А. П. Юшкевич (1951, с. 23-24). По их выражению, такие числа-совокупности (от которых происходят наши узловые числа) существуют «как некие индивидуальные островки, от которых в ту и другую сторону располагаются арифметические числа. Основную роль в их образовании играет сложение» (с. 25). По-видимому, так можно объяснить многочисленные случаи сложения чисел-совокупностей 5, 10, 7 между собой и с меньшими числами, образующие другие числа, например 10+7 в Мальте (№ 2,3,7; статуэтки № 7,23) или 7+7 Авдеево (№ 10, 11), Мальте (статуэтки № 7, 17).
Учитывая локальные способы выражения других величин (преимущественно используя основу кратную 3 в Мальте и Мезине, 2 и 4 в Авдеево и Костенках-1), можно принять в качестве составных чисел-совокупностей выражения типа 5+2, 3+4, 7+3, это также может служить показателем аморфности счетных операций, в которых еще не выкристаллизовались единые приемы, единое основание.
взято с http://nounivers.nar.../bibl/numb4.htm

#77 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 14:48

Не в лунный "невпихнуть"...

Цитата

Во время новолуния Луну нельзя видеть в течение одного или двух дней на небе. Лунный месяц, таким образом, принимается за 28 дней. Первобытным народам известны и лунный, и синодический, и сидерический месяц.

О, как я думала, что в лунном цикле 26 дней...
Собственно, если во всем этом разбирались предки, то и с остальным астрономическими "штуками" могли разобраться, не понятно только почему сейчас лунные циклы не совпадают с днями недели, это было бы удобно...

Сообщение отредактировано Еленка71: 05 Апрель 2013 - 15:01


#78 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 05 Апрель 2013 - 15:05

Светозар, во все времена, менее развитые культуры тянулись к более развитым и вся история человечества это бесконечная приемственость от более развитых, к менее развитым.
Я предполагаю, что разбиение на семь дней пришло к славянам из Римской империи, вместе с её завоеваниями. Точно также, понедельник стал понедельником для всего мира, именно оттуда же, точнее уже от наследницы РИ Византии, также, как и воскресенье-неделя. Русь времён Ольги и Владимира отставала в развитии от Византии и вне всякого сомнения знать стремилась перенимать то, что делало их в глазах соседей более цивилизованными, в то время, как простой народ, как считал на пальца. так и продолжал считать и понятия не имел, что в неделю надо дурака валять, а в четверг Перуна славить.
Тоже самое и с привязкой Богов к дням седмицы. Если бы такой обычай был общеславянским, то он отразился бы не только у части западных славян, а у всех, но этого нет.

Отдельно, обратите внимание на даты.
Незнакомые слова - "Иисус", "Христос", "Предтеча" или уровень знания Нового завета в подмосковном селе Павшино в 1892-1893 гг.
---------------------------------------
В 1860-х была проведена реконструкция Волоколамской дороги в связи с тем, что от села Павшино было проложено Ильинское шоссе в усадьбу, приобретенную императорской семьей. Этим случаем постаралось воспользоваться и Московское губернское земство, открывшее в Павшине в 1874г. Земскую школу, названную Мариинской в честь помолвки дочери царя. В первые годы после ее открытия здесь учились 80 учеников. Для школы построили собственное здание с 3 комнатами. При ней была устроена библиотека из 40 книг, из наглядных пособий имелись несколько картин. В 1892-1893 учебном году при инспекционной проверке был отмечен низкий уровень знаний учащихся в средней группе по истории нового завета. Например, значения слов «Иисус», «Христос», «Предтеча» никто объяснить не мог. Несмотря на довольно низкий уровень преподавания, школа все же выполняла образовательные функции – к 1899г. Уровень грамотности составил в Павшине 58% у мужчин и 20% у женщин. К 1907г.в школе учились 130 детей из Павшина, Гольёва и Пенягина…
--------------------------------------------
Е.Н.Мачульский.
Историко-краеведческий альманах «Красногорье» №16 2012 стр.28.


#79 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 05 Апрель 2013 - 15:07

На одной руке также можно отсчтитать число семь. Для сего складываем ладонь в кулак и считаем по костяшкам пальцев и провалов промеж них неучитывая большой палец так как он несколько отделён от остальных. Получаем четыре костяхи и три провала(подозреваю что складывать то предки умели и в древности) вот вам и чистая семёрка. ;) Так ещё моя прабабка счёт умела вести(о сём уже отписывал).

#80 Гость_Еленка71_*

  • Группа: Гости

Отправлено 05 Апрель 2013 - 15:14

Цитата

На одной руке также можно отсчтитать число семь. Для сего складываем ладонь в кулак и считаем по костяшкам пальцев и провалов промеж них неучитывая большой палец так как он несколько отделён от остальных. Получаем четыре костяхи и три провала(подозреваю что складывать то предки умели и в древности) вот вам и чистая семёрка.

Точно)), помню три варианта где-то читала, по пальцам, по фалангам и "костяшкам"... Спасибо Родомысл, стало легче)).. А то Луна, планеты... Удобство счета для расчета)..

  • (16 Страниц)
  • +
  • « Первая
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • Последняя »
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей