Мое личное мнение: Стрибог - бог ведущий по узкому пути просветления, мимо или рядом, или даже на сквозь разрушение.
Ведь разрушение сеет тьма, а бог как ни как свет:)
Мое личное мнение: Стрибог - бог ведущий по узкому пути просветления, мимо или рядом, или даже на сквозь разрушение.
Ведь разрушение сеет тьма, а бог как ни как свет:)
Я согласен с реконструкцией miling_k:
"Кратко суммируя все вышесказанное мы можем предложить следующую реконструкцию:
1) Стрибог повелевает ветрами.
2) Стрибог покровительствует войне и воинской касте.
3) Стрибог - бог смерти; своим уничтожающим взглядом он, по выражению «Слова», «веет душу из тела» и разрушает Вселенную в конце мирового цикла.
4) Стрибог - страж «Иного мира», не пускающий туда недостойных.
5) Стрибог покровительствует мертвым, в том числе "заложным" покойникам и всякой "нечисти".
6) Стрибог состоит в антагонистических отношениях с Даждьбогом, что проявляется в мифе о Солнечном затмении." http://slav-drevnost....com/43134.html
Отсюда, на мой взгляд, вполне разумно отождествление Стрибога с Чернобогом.
Вадим Савин
Нет, Владимир, не разумно) :
"Стрибог предстает в следующем свете: Он
1) покровительствует ветрам и воздушной стихии ("вѣтри, Стрибожи внуци"; моравское "stri" - "ветер, приносящий непогоду")
2) связан с войной и смертью ("вѣютъ <...> стрѣлами на <...> плъкы", "стрити" — "уничтожать" и др.)
3) пребывает на/за морем ("вѣютъ съ моря", южно-русский образ Ветра как сердитого старика, который живет "за морем") [10]
4) имеет особые отношения с Даждьбогом (скорее всего антагонистичные)"
1. Ветры - ВНУКИ (или, если брать шире, дальние потомки, помятуя о Даждьбожьем внуке) Стрибога. Поэтому нельзя со всей определённостью утверждать, что он им покровительствует. А этимология имени, поясняющая функции этого бога, слишком обширна.
2. Это Боги ветра связаны, тобишь внуки, а не дед.
3. Это Боги ветра пребывают за морем, а не дед.
4. Аргументация вообще никакая.
Поэтому отождествлять с Касьяном надо не Стрибога, а его внука, Бога ветра.
И кстати, если кто и тождественен Касьяну, а соответственно и Чернобогу, так это наш старый добрый Кощей (помятуя о том, что Троян тоже "превратился" в сказочного царя).
Владимир Кутюмов
1. Это может быть просто поэтическим оборотом. Или указывать на то, что потомков-ветров много, а родитель у них один. Да, и тут не говорится, что Стрибог = олицетворение ветра. Олицетворения ветра - его внуки. А он их Владыка (ну или "старшой над Ветрами"). У него также есть и другие функции/атрибуты, кроме власти над внуками-ветрами.
2. Если связаны его внуки (а в раннесредневековом обществе понятия "внук" и "сын" могли быть довольно размыты, и означать одно - потомок), логично, что связан и их "предводитель". Кроме того, этот вывод основан также и на этимологии теонима (одном из вариантов, но все же).
Фразой "Это Боги ветра связаны, тобишь внуки, а не дед" вы намекаете на то, что богов "войны и разрушения" у славян было неопределенное количество, и все они были персонификациями стихий?
3. То же самое, что и выше. Опять-таки, частенько в преданиях идет речь об одном (!) повелителе ветров. А исходя из цитаты Слова их неопределенное множество.
4. А аргументация строится на основе отождествления с образом св.Касьяна, этимологии теонима и положении во Владимирском пантеоне.
///Поэтому отождествлять с Касьяном надо не Стрибога, а его внука, Бога ветра.///
В Слове говорится, что внуков у него много, а не один. А св.Касьян - единственное число. Так что Бог Ветра (в смысле: бог-повелитель ветров) и сами внуки-ветры (поэтические персонификации сил природы) - разные вещи.
///И кстати, если кто и тождественен Касьяну, а соответственно и Чернобогу, так это наш старый добрый Кощей (помятуя о том, что Троян тоже "превратился" в сказочного царя).///
Согласен. Только Кащей не божество (нет информации о почитании его в языческие времена как бога), а более поздний фольклорный персонаж. Так что в параллель св.Касьян - Чернобог - Кащей я бы добавил Стрибога.
Хочется еще подчеркнуть вот что:
"Сложные представления о Касьяне, отразившиеся в фольклоре, поясняют сведения о дополнительных, кроме 29 февраля, поминовениях этого «святого» в русской календарной обрядности. Это три четверга: на масляной, пасхальной и семицкой неделях. Главенствующим элементом обрядности этих дней является поминовение покойников. Прикрепленность образа Касьяна к дням поминовения покойников указывает на сложившуюся в традиционном сознании связь этого «святого» с Иным миром.
Особенно показательно поминовение Касьяна на семицкой неделе, тесно связанной с культом «заложных» покойников.
Между образом Касьяна и Ветра возникает еще одна связка — общеславянская ассоциация воздуха и ветра с душами мертвых. Считалось, что с ветром летают души больших грешников; сильный Ветер означает чью-то насильственную смерть. По польским и словацким поверьям, в завывающем ветре слышны стоны висельника. Белорусы полагают, что холодный ветер дует с той стороны, где утонул человек. Ветер в день поминовения умерших у кашубов означает плач души. По украинским верованиям, появление «ходячих» покойников сопровождается порывами ветра.
Здесь следует обратить внимание на возможную связь самого Стрибога с романо-славянскими стригами, чье имя явно отсылает к имени древнерусского Бога Ветра.
Чешск. striha, словац. stryga, пол. strzyga – «ведьма», хорв. strigon – «упырь» [25]. «В Кишиневском у., – пишет Д.К. Зеленин, – на Киперченской вотчине есть местность, называемая "Валя спынзу-рацикорь", т.е. долина повесившихся. Предание говорит, что там и теперь живут и действуют стригои, т.е. эти повешенные люди. В глухую ночь, из опасения этих стригоев, стараются обойти эту страшную местность. По некоторым известиям, румынские стригои оберегают клады на земле, т.е. имеют занятие, одинаковое с занятием русских заложных покойников». Название «стриги» было известно и на Русском Севере, в Костромской губернии."
Исходя из вышеуказанного, интерпретация этимологии теонима по Зеленину, Погодину или Ягичу более убедительна, чем прочие.
Вадим Савин
Владимир, Вы правы, чёрт побери. Он не Бог атмосфеpных ветpов, а каpающих (вpедоносных) "ветpов".
Владимир Кутюмов
Да, основные его "теги": кара, наказание, буйность, свирепость, ураган, буря, вихрь, поветрие (моровое), разрушение, война, смерть, заложные покойники, нечистая сила и т.д.
Для древнего славянина стихия "Ветер" как правило семантически была окрашена негативно. От этой стихии славянин видел только разрушения и вред. Во всех сказках ветрам приписывалась буйность. Польза от Ветра могла быть только мореходам, но и те прекрасно знали его коварство. Ветряные мельницы же появились позднее.
Отношение к Ветрам в сказках и образы св.Касьяна, Кощея и Вия позволяют с достаточной точностью описать Стрибога.
Здесь следует обратить внимание на возможную связь самого Стрибога с романо-славянскими стригами, чье имя явно отсылает к имени древнерусского Бога Ветра. Чешск. striha, словац. stryga, пол. strzyga –«ведьма», хорв. strigon –«упырь» [25].
Лингвистически, я в начале этой темы начала прорабатывать материал в этом направлении, потом отложила и ....подзабыла. Слово " стрега","стрига", как "ведьма" напрямую связано с "завыванием" и ....ночными пернатыми хищниками (филин, сова). И ещё, в языках латинского происхождения много слов с корнем "стр" носящих, как созидательное так и разрушительное значение.
На выходных выложу.
К вопросу о ведьмах - "стрегах".....
"Strega", "stria", "striga", "striha", "stryga", "strzyga" и т.д. - слова объеденяющиеся латинским словом "sriga", в простонародье - "strigis", "striх", означающие "ведьма". Думаю, нужно сразу откинуть образ, злой старухи, совершившей сделку с дьяволом, который нам навязало христианство и пустилось на "охоту на ведьм". В понятие "ведьмы" входит и колдунья, ворожея и т.д. Очевидна связь с ночными пернатыми хищниками отряда совиных - в латыни "striх", греч. "strigх". Сова, зачастую сопровождает магов, колдунов, греческих и римских Богов (спутница Афины, Минервы). У многих народностей это символ мудрости.
Далее .... в лат. есть слово "strideо" (гл.- "stridere") - значение несколько обширно, означающее завывание, скрип, свист, крик, треск, вой. Но, относящееся всегда к высоким звукам, свойственных женскому и детскому голосу (возможно, поэтому стрега - зачастую женский образ). Т.е. это мог быть звук, издаваемый совой, дверной скрип, треск огня, свистящее завывание ветра, причитания - плач женщины. (Отсюда, кстати и слово "ridere" - смеяться).
Также обращают внимание слова в лат. "construere" (cum+struere) - создать, "dеstruere" (de+struere) - разрушить. Если взять за основу одно и то же слово "struere" с переменными приставками, то простыми словами можно сказать - "собрать" и "разобрать".
При том, есть "eхstra" и "stra" - это обозначение дающие смысл "сверх", "из вне" то, что порой выходит за грань нормы: "straricco" (страрикко) - сверхбогатый, наибогатейщий, "stradolce" (страдолче) - сверхсладкий, "straforte" (страфорте) - сверхсильный и т.д. Хотя, есть мнения, что "стра" пришло из классической латыни из "trans" - по ту сторону ( навь).
Но, все эти сопоставления малы, по сравнению с той необъятной массой слов в разных языках означающих направление, протяжение, движение, стремление и в большинстве своём в узком ограничении :
струя, струга, струмень (очень много водных определений, годронимов), стрела, стружие, струна, строка, стремление, стрьмо (прямо) в ит. - страда(дорога), настро (лента), стрия (борозда), стретто (узкий) и т.д. и т.п.
Очень рекомендую сочинение Шишкова Александра Семеновича "Славянорусский корнеслов" http://korneslov.ru/load/3-1-0-4 стр 48-53 и т.д.
подход именно такой как мы здесь начали - поиск смыслового содержания в схожих языковых корнях. И, похоже, по поводу корня сТ(о,а,и,е,у)Р - мы сделали уже больше него :)
имя ТРОЙДЕН носили несколько князей
Тройден (ум. 1282) — великий князь литовский с 1270 по 1282 год. ("грубый и свирепый язычник, который после прихода к власти, начал преследовать христиан", "не упускал случая навредить крестоносцам, и когда Пруссы подняли восстание против крестоносцев, он давал убежище участникам восстания и расселял их в окрестностях Слонима и Гродно") Какой приятный человек! - это от себя :)
Тройден І (ум. 1341) — князь черский и сохачевский из рода Пястов.
Тройден II (ум. 1427) — князь равский, плоцкий, сохачевский, гостынинский, плонский, бельский и виский с 1426, совместно с братьями, представитель рода Пястов (правнук Тройдена I).
Имя означает "неспокойный" - т.е. нестабильный, переменчивый, меняющийся.
и было похожее имя ТРЕНЁТА.
Kilmė: Traidenis yra lietuvių kilmės vardas. Происхождение: Трайдя́нис — имя литовского происхождения
Trumpa reikšmė: traid- (traidalioti „smarkauti; daug plepėti“) +-en- – „tas, kuris daug kalba, energingas“. Короткое значение: "много болтать, быть болтливым, тот, кто много болтает, энергичен"
Вполне возможно и так. Но я говорил в первую очередь о движении. Если Стрибога приравнять только к суперструне, то потеряется в понимании его отношение на любое движение (как процесс жизни) в целом и понятийном. А если принять во внимание теорию, что от того, как будет двигаться суперструна, будет получено вещество или духовная субстанция (не материя!) для Яви или Нави соответственно, то Стрибог есть везде в обоих мирах.