Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: белорусская народная астрономия - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

белорусская народная астрономия

#1 Пользователь офлайн   адамович

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 116
  • Регистрация: 04 Сентябрь 12

Отправлено 06 Январь 2013 - 22:42

Авилин Т.В. Белорусская народная астрономия
Аўтар: Авилин Т.В.,
Дадана: 28-07-2011,
Крыніца: ИАИ. 2006. Вып. XXXI. С. 314-332.

Белорусы, как и многие другие народы мира, были неразрывно связаны с окружающей их природой и многообразными природными явлениями. Хотя жизнь обычного белоруса была нелегка из-за тяжёлой повседневной работы, но всё же в ней всегда находилось место магическому и сверхъестественному для него небесному миру. Космос в целом занимает важное место в развитии и формировании народных верований. Иногда это диалог между природой и человеком, но чаще - отражение мира людского на мир небесный. Христианство, пришедшее на смену язычеству, изменило первоначальные верования в рамках своих представлений, но всё же богатейший материал белорусской и, в общем, славянской культуры, позволяет узнать и об архаичных верованиях. Данная работа основывается на этнографическом материале, собранном различными исследователями XIX и XX вв.
Солнце
Белорусы представляют Солнце в виде блина [26. С. 204], огромного круглого Божьего огня [39. С. 285], колеса [38. С. 157] или короны (рис. 1). Происхождение первого связано с тем, что "какая-то баба пекла блины, а её внуки подкидывали их вверх, и вот один остался в небе, он зацепился за облака и висит ещё и сегодня" [26. С. 204]. Огонь же был создан Богом для согревания людей и неба, освещения Земли, он настолько сильный, что Бог, поставил перед ним, с нашей стороны, большое круглое стекло. Сам Бог живёт около Солнца и за всеми наблюдает.
Верили, что раньше Солнце светило и днём и ночью, но оно не хотело светить для злых людей и пожаловалось Богу на свою тяжёлую работу. За это он наказал его и велел светить только днём, а ночью отдыхать. Когда ночью Солнце отдыхает, ему на смену приходит Месяц (Луна) - родной брат, с которым они никогда не встречаются. Также верили, что в Иерусалиме оно никогда не заходит.
Пятна на Солнце
Полагали, что "Те тёмные латки, что показываются на Солнце, - это через огонь просвечивается рай, чы бок то небесные вороты, за которыми живёт Бог и святые" [39. С. 14]. Поэтому грешно ругать Солнце, делать перед ним что-нибудь непристойное и показывать на него пальцем или рукой - Бог покарает и рука отсохнет.
Затмение Солнца приписывается не видимой на небе, а только на Солнце, комете, однако она не делает никакого зла, в отличие от той, что превращается в чёрную бабу. Также верили, что в этот момент Солнце «переменивается» [38. С. 157]
Луна (Месяц)
Луну белорусы называли Месяц, Туляч [32. С. 491], Люнатык [22. С. 338] или Княжыч(ц) [27. С. 79] (от Księżyc - Луна, польск.) (рис. 2). Месяц был создан Богом, чтобы тот светил людям, но он ленился, поэтому Бог сделал так, что каждые четыре недели Месяц перерождается: "Когда Месяц постареет, Бог крошит его на звёзды. Один кусочек кладёт в кадку, на закваску. Звёзды падают туда, из них начинает делаться опара, тесто под¬ходит и начинает переливаться через край" [26. С. 178]. Так вот и рождается Месяц в виде «окрайчика хлеба». Также он часто сравнивается с «рогатым пастухом», а звёзды - с его овцами.
По другим представлениям, прежде было два Солнца, но Бог, разгневавшись на одно из них, послал змея, который так высосал Солнце, неугодное Богу, что оно стало совершенно бледным [5. С. 235].
Пятна на Месяце
Наиболее распространена легенда о том, что красные пятна - «Это когда-то ночью, во время полнолуния, брат брата (часто христианские Каин и Авель) вилами убил. Один вверху, тот, что на вилах, а другой внизу» [34. С. 252]. Так было запечатлено первое в мире братоубийство. С нею же связано представление о пятнах крови убитого Авеля.
Также в пятнах видели образ человека, который «сидит на коне, и волами пашет» [38. С. 156], а ещё «два глаза, рот и нос» Месяца |26. С. 189].
Названия фаз Месяца
В основном существуют следующие названия (в счёте после новолуния); молодик - поўня (полнолуние) - сход (гнылэц) - ветах, старык. Последний день перед новолунием - чорнец. Неделю после новолуния называли молодиковая. Аналогично после полнолуния - гнилой порой (временем, неделей). Следующие затем дни убывания Месяца называли адбытными, сходными, ветховыми, межами либо говорили, что Месяц на ушчэбе.
Ореол вокруг Месяца называли рябиновой (рабінава) или лисьей (лісіна) шапкой [39. С. 21].
Красный Месяц указывал, что где-то идёт война, вот он и обливается кровью.
Определённые явления, возникающие на Месяце, давали основание для предсказания подобного рода: «Как только на Меся¬це покажется крест, то на весну будет война» [39. С. 14].
Считали, что на Месяце живут люди. Смотрели на него и говорили, что они там ворочаются, ходят [26. С. 184].
Молодик у белорусов особенно почитался; увидев его, они крестились и приветствовали: "молодой молодичок, великий князь, поздравляй нас; дай нам здоровье способ и раду до житья себе на прибыток, а нам на спасенье" [3. С. 34], а потом уже читали молитву Божьей матери. С Месяцем, как и у многих других народов, были связаны многочисленные приметы и поверья.
Венера
В народе верили что Венера - звезда (зорка, зора), причём наблюдаемая утром и вечером, она считалась двумя разными звёздами-сестрами. Так, «утреннюю» Венеру называли заранка [20. С. 112], зара [31. Т. 1. С. 246], зарница [39. С. 11], светова (утренняя. ранняя, свиталъна) зора [38. С. 156], ючня [31. Т. 5. С. 543], а «вечернюю» - вечорка [20. С. 112], вечарница [39. С. 11], милавица [20. С. 112], вечерняя зора [38. С. 156]. Вечарницу, по мнению белорусов, Бог отправляет осматривать Землю до наступления ночи, а Зарница будет людей и зовёт их на работу. Также встречаются названия Волчья звезда [9. С. 34], месяцева таварышка или друмына [39. С. 11]. Волчьей называли потому, что она первой видна на небе с наступлением темноты, как раз в ту пору, когда волк начинает свою охоту. Эта «звезда» позволяла определять время суток. например с восходом зарянки начинали топить печь.
Интересно и сравнение утренней зорянки с царём. А когда не видели её утром, верили, что царя нет дома [1. С. 253].
Кометы
Комета - Канета [39. С. 12], Метла [39. С. 12], Зора с хвос¬том [38. С. 156], а также Крест. Появление на небе кометы всегда предвещало какое-нибудь несчастье: войну, мор, холеру и пр. Верили, что комета - чёрная баба [39. С. 12] или старая огромная страшная ведьма на метле [26. С. 228]. Ночью она ходит по селу и рисует углём на дверях кресты; где поставит чёрный крест, в том доме все умрут. Поэтому когда на небе видели комету, сами рисовали крест, чтобы чёрная баба, увидев крест, ушла, думая, что это она его сама нарисовала и забыла.
Для белорусов она также была видением от Бога, по которому определяли, что где-то идёт или будет война [26. С. 198].
Знахари уверяли, что когда-нибудь придёт такая страшная комета, что закроет всё небо, а потом упадёт на землю и все умрут [39. С. 12].
Метеоры
Данное явление белорусы, как многие другие народы, связывали с «падением» звезды или огненным змеем [39, С. II], причём чаще змеем называли очень яркие метеоры, болиды. «Падающая» звезда свидетельствовала как о рождении, так и о смерти человека: «падает его звезда, а душа улетает на тот свет». Также верили, что это падает душа некрещённого младенца, поэтому надо дать ему имя, произнося: «Если хлопец, то Адам (Иван), если девка, то Ева (Ганна)» [38. С. 156]. Увидев метеор, также говорили,что это летит на землю ангел, но мы его не можем увидеть, так как являемся грешниками.
Метеор также «говорил», что человек, которому принадлежала звезда, не попал в рай, а вернулся на Землю, чтобы исправить то, что неправильно сделал.
По характеру падения метеора (его скорости, направлению) определяли судьбу новорождённого и протекание родов либо ду¬шевные качества и праведность умершего.
О болидах говорили: «Это дьявол, змей, который несёт золото и серебро какому-нибудь богачу или летит к колдуну. Над его домом и падает звезда». Там, где он рассыпался, искали кол¬дунов и ведьм [8. С. 290]. Данное явление также предвещало ка¬кое-нибудь несчастье, в том числе и смерть человека.
Метеориты
Этот «камень с неба» наводил сильное опасение как предвестник ожидаемой кары с неба. Но, однако, его также использовали как талисман, вешая на шею корове, когда та «бегала без конца за быками» [3. С. 36].
Звёзды
Звёзды - зорки, зоры, звёзды, гвязды [31. Т. 1. С. 439] (от gwiazda - звезда, польск.) (рис. 3). Кроме распространённого верования о звёздах как огнях, зажжённых Богом [26. С. 189] и прилепленных им к твёрдому небу, об их происхождении говорили так: «Раньше было всегда светло и жил на свете сильный мужик, который мог всё сделать. Люди решили спросить, может ли он сделать темноту, Солнце закрыть? А он взял и закрыл его. Все испугались и начали жечь огни, которые потом можно было увидеть на небе» [26. С. 2041.
Звёзды - это души людские, сколько звёзд на небе столько и людей на Земле [39. С. 11], а каждая звезда обладает своим именем. Рождается ребёнок и сразу Бог или ангел зажигает его звезду, которая дарит ему удачу, любовь, счастье. Когда человек умирает они гасят её, а потом звезда падает. Однако бытовало и обратное мнение, что звёзды - это души умерших людей.
Верили, что звёзды - это домики ангелов. Когда ночью сия¬ют звёзды, говорят, что это ангелы открыли свои окна [26. С. 1971.
Яркость звезды указывает как на социальный статус человека (яркая - богач, слабая - бедняк), так и на его возраст и душев¬ные качества: яркая - молодых, добрых, а слабая - детей и ста¬рых либо злых и грешников.
Названия созвездий и верования, связанные с ними
1. Aries (Овен) - Баран [7. С. 15].
2. Auriga (Возничий) - Коза (Kaza) [42. С. 48] (только ά Auriga). С 24-25 декабря, во время праздника Коляд, с появлением на небе этой звезды начинали кушать кутью, а вечером, в разгар праздника, выходили на улицу ходить со звездой и водить козу.

3. Bootes (Волопас) - Пахарь (Ratai) [36. С. 150].
4. Capricornus - Козерог (Казярог) [21. С. 195]. Верили, что символ Козерога (рис. 4 [1]), вышитый на рушнике, вылечивает и оберегает скотину от болезней и нечисти. Также рушник с этим и другими астрономическими символами использовали для гадания.
5. Cassiopeia (Кассиопея) - Висажар (Вісажор) [28. С. 182], Косцы (Касцы) [14. С. 1 ] (ά, β, γ, δ, ε Cassiopeia) - это косцы, что «поставлены на стороже, секут и рубят всякого» [10. С. 1 14].
6. Coma Berenices (Волосы Вероники) - Сито (Sito) [40. Т. 6. С. 120]: "Через него Бог, как говорят, просеял зёрна жита".
7. Corona Borealis (Северная Корона) - Корона (Карона [4. С. 3], Каруна [20, 112]). Созвездие символизировало терновый венец, положенный Христу на голову.
8. Cygnus (Лебедь) - Петрова Палка [33. Т. 6. С. 10], Петров Крест (Петроў Крэст) [23. С. 25], Царский Крест (Цароу Крэст) [33. Т. 5. С. 262] (все - ά, γ, η, β Cygni - отвесная перекладина, ε, γ, δ Cygni - поперечная перекладина) (рис. 5) [2]. Первые два названия связаны с посохом ( считалось, что он был сделан в виде креста) и символом св. Петра. Название же Царский Крест, очевидно, связано с одним из царей и появилось не ранее середины XVI в., так как в России титулом «царь» первым обладал Иван IV Грозный. Считается также, что «звёздачки буквой Т - свенты Тэрэзы імя» (имя святой Терезы) (β, γ, δ, ε, η).
9. Draco (Дракон) - Змей [39. С. 11 ] (β, γ, ξ, ε, ν, δ Draco, ά Ursa Minor) - «этого змея святой Юрий убил и повесил около звезды, которая всегда стоит на одном месте» [39. С. 11]. С этим названием связан, по всей видимости, миф, распространённый у многих народов мира, об убийстве змея, в данном случае представленный с христианской точки зрения.
10. Gemini - Близнецы (Блізнюкі) [18. С. Ill], Литва (Litwa) [40. Т. 3. С. 479] (ά Gemini), Корона (Korona) [Там же] (β Gemini) - эти две звезды символизировали два государства: первая - Великое Княжество Литовское, а вторая - Королевство

Польское. Первоначальные же их названия были, вероятно, Леле и Полеле.
11. Lyra (Лира) - Невеста (Инвеста) (ά Lyra), Два брата (Два браты) (β, γ Lyra), Соперник (Сапернік) (δ Lyra) - все [18. С. 111]. Данные названия встречаются в произведении «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» известного белорусского писателя B. C. Караткевича.
12. Orion (Орион) - Кресло Пана Иисуса (Kreselca Рапа Jezusa) [37. С. 48] (Orion), Грабли (Граблі) [19. С. 831, Косцы (Касцы) [31. Т. 1. С. 435] («меч» и δ, ε, ζ Orion), Три короля (Тры каралі) [29. С. 7], Косцы (Касцы) [31. Т. 1. С. 435], Косец (Kasar) [39.
C. 11], Коромыселко (Karomyselko) [37. С. 48], Три Сестры (Tri Siostry) [37. С. 158], Пряхи (Прахі, Папрадкі) [20. С. 112], Трайко, Волоты (Асілкі) [14. С. 3] (все - δ, ε, ζ Orion) [31. Т. 2. С. 435], Кигачи (Кігачы) [22. С. 419], Мотовило (Matawila) [39. С. И], Косы (Kosy) [37. С. 37], Чепига (Чэпіга) |15. С. 507], Кичаги рогочи (Кічагі рагачы) [22. С. 419] (рис. 6). Первое название возникло из сравнения созвездия с небесным троном Иисуса Христа. Про трёх королей говорили, что это те евангельские волхвы, которые пришли к Христу, кроме того, в некоторых районах Беларуси, так называли и праздник Водокрещения (6 января). Определённое положение и время появления на небе созвездия указывало на начало этого праздника.
Названия Три сестры, Пряхи, Папрадки, вероятно, связаны с одним мифом о трёх проклятых сестрах, которые после смерти остались гореть на небе тремя звёздами. Образ трёх сестёр широко распространён в народных заговорах, а также в орнаменте, например на рушниках (рис. 7).
Название Касцы, видимо, отражает представление о небесных косцах: «Три звезды стоят одна за другой так, как косцы один за другим косят» [31. Т. 2. С. 435]. У поляков сохранилось верование, будто «Бабки (Плеяды) Косцам (Орион) несут кушать» [37. С. 36]. У белорусов существуют многочисленные сказки и предания, в которых основными действующими лицами являются косцы и бабы, работающие в поле, к которым по дороге часто приходит Бог и происходят различные чудеса. Те же образы можно увидеть и в небе: косцы - Орион, бабы - Плеяды, дорога - Млечный Путь, поле - небо.
Название Мотовило, вероятно, по ошибке, исследователем было приписано Ориону. Скорее всего, так называлось созвездие Персей.
В «поясе Ориона» видели коромысло и девку, которая его несёт, если принять во внимание украинское представление о «поясе» как «дівка воду несе» [13. С. 14] и белорусское название Коромыселко. Про эти звёзды говорили: «Паходзяць з трох чалавек. Відаць болын у зімовае врэмя» и «тры звязды звязана нешга з панамі».
По этому созвездию определяли время: «Люди знали, ровно какой парой они появятся, по ним вставали, раньше говорили - Касцы далеко пошли, надо вставать» [31. Т. 1. С. 435].
13. Pleiades (Плеяды) - Олосозар (Olosozar) [38. С. 156], Восожары (Wosożary) [37. С. 187], Велісазар [19. С. 56], Валасажар [31. Т. 1. С. 272], Цары-волосары [33. Т. 1. С. 137], Полосозар [33. Т. 4. С. 147], Вісажар [27. С. 51], Волоски (Валоскі) [19. С. 52]. Волосны (Валосны) [19. С. 52], Бабы [22. С. 476], Ситечко (Сіцячко) [25. С. 45], Решето (Рэишта) [31. Т. 4. С. 334], Гнездо (Гняздо) [22. С. 476]. Курочка [17. С. 67], Курки (Kurki) [38. С. 156], Кучки (Кучкі) [22. С. 476]. Купки (Kupki) [37. С. 158], Стажэрка [19.

С. 291]. Название Велисазар и другие, похожие на него, скорее всего, первоначально были связаны с языческим богом славян Белесом - «скотьим богом», который также являлся повелителем подземного царства. Само название, по всей видимости, происходит от более раннего древнерусского Власежелище [12. С. 270], т.е. место, где жил Велес, подземное царство, либо вход в него. Однако с приходом христианства название и его смысл начали меняться: ведь христианский аналог Велеса был близок к Дьяволу.
Названия Волоски, Волосны также происходят, вероятно, от более раннего древнерусского названия Волосыни [12. С. 294]. Некоторые учёные считают, что так называли жён Велеса. Интересно отметить, что у хорватов сохранилась легенда о том, что на Плеядах живут и каждую ночь водят хороводы семь вил, т.е. души невест, умерших после обручения [2. С. 229].
Про Ситечко (Решето, Ситце) говорят, что там «ангелы отсеивают праведные души от грешных» [29. С. 7].
Кучками называют десять снопов: купки - несколько коп, а стажэрка (стажары, стажарье) - жердь для опоры, ставившаяся в середине стога, под который кладут ветки и солому.
Ещё одно название Плеяд - Висажар - видно, происходит от старорусского слова висс (висса, виссон, виссос) - название растения, экстрактом которого окрашивали ткань: льняная ткань, окрашенная им, и вообще одежда из такой ткани считались ценными, самыми тонкими и мягкими. Вероятно, раньше связывали красоту Плеяд, которые восходили на рассвете, с этой великолепнейшей тканью. В метафорическом смысле это название могло соотноситься с одеждой Христа: «Седяше же на престоле том господь мой Иисус Христос в висосе блещащимся в багряници, пущающе заря».
Кроме птичьего жилья, гнездом называют внутреннюю часть рамочного улья, куда вставляют рамки (решётки): в нём пчёлы и зимуют. Например, русские названия скопления - Улей, Осье Гнездо [9. С. 15]. Как известно, восточные славяне считали, что души усопших, в том числе и в виде пчёл, на зиму отправляются на тот свет, а весной, когда вся природа просыпается, возвращаются на Землю. Наиболее интенсивно возрождение природы происходит во время весеннего праздника Юрия 5-6 мая (23 апреля ст.ст.) [3] . Уже в XVII в. этот день был юридическим термином. С этого дня начиналась аренда фольварков и устанавливался срок найма рабочих. В этот день в первый раз выпускали скотину на пастбище. И именно в этот день Плеяды утром восходят на северо-западе, а 8-9 декабря (26 ноября ст.ст.), во время праздника осеннего св. Юрия, с утра там же заходят. Так по восходу и заходу Плеяд могли определять начало и окончание сельскохозяйственных работ.
Кроме определения начала годовых праздников, по этому скоплению узнавали и астрономическое время. Раньше, как пряли чуть не до утра, говорили: «уже Валасажар на юге - нужно спать ложиться» [31. Т. 1. С. 272], «Велисазар уже на юге - пора идти молотить» [19. С. 56].
14. Stella Polaris - Полярная звезда, ά Малой Медведицы (а Ursa Minor) - Гвоздь (Гвозд) [30. С. 1], Звёздный Кол (Зорны Кол) [18. С. 7], Северная звезда (gwiazda polnocna [37. С. 62], polunoczna zora [38. С. 156]), Стажар [24. С. 104]. Верили, что звезда Стажар является вершиной Столба, т.е. Млечного Пути. Название Гвоздь можно найти в сказке «Неба и пекла»: «Вбил он в небо гвоздь, разжег огонь, лёг и покуривает свою трубку» [30. С. 1 ]. Знание неподвижности этой звезды на небосводе позволяло ориентироваться в пространстве.
15. Ursa Major (Большая Медведица) - Воз [29. С. 7], Воз фараонский (Woz faraonski) [37. С. 55], Воз Ильи (Іллёў воз) [19. С. 145]. Большой воз (Вялікі вое) [31. Т. 3. С. 27], Конь з вазом [16. С. 69], Конь i Калёсы [23. С. 25], Коні, Павозачка Аліяшова [31. Т. 3. С. 282], Калясніца [31. Т. 2. С. 387], Карэта [31. Т. 2. С. 429], Каляска [31. Т. 2. С. 386], Бричка св. Якуба (Bryczka sw. Jakuba) [37. С. 55], Бричка (Брычка) [14. С. 2], Буда [15. С. 233], Гражуля колы [31. Т. 1. С. 474], Калёсы [23. С. 25], Большие Колеса (Балыиыя Калёсы) [23. С. 25], Kiiu [25. С. 77], Рандэлечак [23. С. 25], Палойнік [23. С. 25], Апалонічсік [31. Т. 1. С. 84], Ковшык (Коўшык) [31. Т. 2. С. 509], Карэц (Кагес) [39. С. 8], Чаши [27. С. 56], Сітцо [20. С. 1121, Стажарье [32. С. 456], Сахачы [22. С. 814], Медведица (Вядмедзіца) [31. Т. 1. С. 385], Майсиш [23. С. 25], Піясаш [23. С. 25], Папрыца [23. С. 25] (все - ά, β, γ, δ, ε, ζ, η] Ursa Major) (рис. 8). Большинство названий дано созвездию по явному сходству с повозкой или ковшом. Повозку также называли колёса или буда, бричка, а ковш - палойник. апалоничак, карэц, отсюда и соответствующие названия. В этой повозке ездит св. Илья (Алияш) по небу, в ней же души усопших по небесной дороге перевозятся на тот свет, а на праздник в ночь с 24 на 25 декабря приезжает сама Коляда. Также существует представление о том, что в ней перед концом света будет ездить антихрист и сводить праведных людей, чтобы они забыли Бога. При описании созвездия говорят, что воз запряжен конём, медведями; что имеет поломанное дышло (έ, ζ, η Ursa Major); фараонами называли египтян, верили, что они наполовину человек, наполовину (от пояса) рыба.
Название Гражуля колы, т.е. косой воз (колы - воз. a griżulo - косой, лит.), связана с литовским названием этого же созвездия - Didieji Griżulo Ratai (Большой косой воз) [41. С. 694].
Из сравнения неба с полем, а звёзд с колосьями, вероятно, возникло название Стажарье - жэрдь, которая ставится для опоры в середине стога.
Сахачы - так называли лося. Вообще же название Лось [12. С. 295], как и Бабы [12. С. 37], очень старое, встречается уже в «Хожении за три моря» (XV в.) Афанасия Никитина.
По положению созвездия на небе определяли время: «С севера воз переходит на юг - уже утро скоро» [31. Т. 1. С. 323], также с ним были связан праздник Коляды.
Можно встретить название и в заговорах: «Стану под ясным небом, под ясными зорами, перед дробными звёздами, перед жарким солнцем и ясным месяцем и небесной колесницей» [15. С. 86].
16. Ursa Minor (Малая Медведица) - Коромысло (Кароміслсі) [31. Т. 2. С. 422], Вышезар [9. С. 22], Стожарье [9,22], Маленький воз (Малы вое) [31. Т. 3. С. 27], Курочка (Курочка) [11. С. 307] (все - β, γ, δ, ε, ζ, η Ursa Minor) (рис. 9).
Названия некоторых созвездий, не соотнесённых с известными: Коромыслы (Каромыслы) [4. С. 346], Метла («звёзды врассыпную были») (по всей видимости, комета) [4. С. 23], Гроб [4. С. 145], Коза (Каза) (скорее всего Капелла) [25. С. 35], Волоты (Асілкі) [20. С. 112], Корона (Каруна) [20. С. 112], Шестерня (Шэсцерня) («шесть звёзд») [4. С. 999], «там [возле пояса Ориона» идёт одна звёздочка, сестра их, этих Косарей, извещать, что мачеха хочет побить» [43. С. 98]. Посох Якуба (Ляска Якуба) [14. С. 4].
Млечный Путь - Гусиная дорога (Гусіна дорога, Гусечсі дорога) [33. С. 32], Диким гусям дорога [4. С. 413], Птичий путь (Птушыны шлях) [22. С. 330], Птичья дорога (Птушыная дарога) [28. С. 502], Дорога в Иерусалим |4. С. 413], Святая Да- рога [26. С. 193], Дорога в рай (Дарога ў рай) [26,198], Большой столб звёзд {Duży slup gwiazd) [37. С. 88], Чумацкая дорога (Чумацка дорога) [33. С. 32], Стан [20. С. 112], Дорога, Госцинец (Госьцинэц), Молочная дорога (Малочна дарога) [35. С. 85], Молочный путь (Малочны шлях) [22. С. 330], Дорога на небе (Doroga na nebi) [37. С. 87]. Небесная дорога (Ныбэсна дорога) [6. С. 365], Дорога для влюбленных (Дарога для ўлюбленных) [26. С. 228].
Гусиная, или Птичья, дорога - путь, по которому птицы улетают в теплые края (на юг, на запад, белый свет, на теплые воды) [38 С. 156] В деревнях, например, говорят. «Как гусиною дорогою сплывёт всё молоко, то она так побелеет, что каждая птица чужеземная знает, куда ей лететь ь тёплые края» [39 С. 12] Кроме того, белорусы и другие народы верили, что людские души в образе птиц после смерти человека по этой звёздной дороге отправляются на тот свет (в рай). Например, литовцы, когда кто-нибудь умирал в семействе, уверяли, что они видели покойника, как он пронесся на борзом коне по птичьей дороге, с тремя звездами в руке, и вступил в селения вечного блаженсгва [2. С. 284]. С этим назва нием перекликаются и другие: Дорога в Иерусалим, Святая Дорога, Дорога в рай. «Люди, которые заслуживают рай, идут по ней туда. И Господь сам же выбирает этих людей» [26 С 198], Также говорят, что по этой дороге «все святые собираются вместе и ходят, смотрят, что происходит на Земле» [26. С. 193]
Чумаками в XV - первой половине XIX в. называли торговцев, которые ездили на возах в Причерноморье, предпочтительно за солью. Чумаки ездили в Крым летом и зимой (потому что весной и осенью дороги не были пригодны для поездок), в направлении на юг или юго-восток. Именно зимой Млечный Путь тянется с северо-запада на юго - восток и можно использовать эту звёздную дорогу для определения направления
Также, возможно, наши предки представляли себе небесного чумака, который перевозит по этой звездной дороге души усоп ших в мир мертвых.
Стан («какое то войско в небе стоит станом на сторожке» [20. С. 112]). Согласно словарю древнерусского языка значение этого слова - стоянка, место стоянки или дом, жильё. Про это название русский этнограф Иван Сахаров записал интересную легенду, в некоторой степени связанную и с названием Молочная Дорога (Становище - Стан): «Когда-то на Становище басурманка - мать кормила своё дитя грудным молоком Басурманское отродье не умело сосать молоко, которое будто бы разлилось по небу. Потом из этого молока развелись по Становищу старые служивые. А эти служивые до того дожили, что не владеют от старости ни руками, ни ногами Зато вместо них поставлены на сторожке четыре Косаря, которые секут и рубят всякого» [10. С. 114]; «Потому-то Становищу хаживали татары на святую Русь прямо от железных гор> [10. С. 114].
Название Большой Столб возникло, по всей видимости, из сравнения Млечного Пути, который проходит через всё небо, с вертикально поставленным столбом. В следующей песне можно найти как название Млечного Пути (Стоўп - Столб), так и неко¬торых созвездий (Воз, Рэшата):
Прыехала Каляда ў вазочку Да на сівенькім канёчку. Прыехала Каляда ўвечары, Прывезла дудак рэшата. Паставіла дудкі на стаўпе, А сама села на куце.

Это ещё звёзды, которые собрались вместе и жить не могут одна без одной [26. С. 228], а то и просто «полоса звёзд» [4. С. 413].
Встречается его изображение и на рушниках (рис. 10), которые. как известно, клали в могилу усопшему, чтобы на том свете ему была лёгкая дорога. Следует добавить, что с Млечным Путём были также связаны приметы. Одна из них - про молочность коров. чем лучше выражен Млечный Путь, тем меньше удойность коров, потому что молоко по этому пути сплывает [15 С. 398].
Как видно из приведённого материала, на данном этапе изучения известны оригинальные названия 11 созвездий, одного звёздного скопления и 8 звёзд, а также различные поверья, связанные с этими и другими объектами на небе. Следует отметить, что даже в настоящее время в народе сохранилась память о них, поэтому современные этнографические экспедиции могли бы дать богатейший материал для изучения духовного мира как белорусского, так и в целом славянских народов.

#2 Пользователь офлайн   Радимiръ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 434
  • Регистрация: 02 Февраль 10
  • ГородКалуга, Вятичи,

Отправлено 07 Январь 2013 - 00:43

Спасибо Адамовичу, за выложенный здесь сказ! Прочитал с удовольствием.
Спасибо большое автору, за прекрасно сохранившийся и бережно переданный потомкам этнографический материал!
Молодцы беларусы, что так хорошо берегут память о воззрениях своих предков, преданья старины глубокой! Всем бы так!

#3 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 14 Декабрь 2013 - 23:20

Каменный комплекс в Стебераках: возможное предназначение (часть 1) http://www.ufo-com.n...5763-kamenny-.. Изучение астрономической привязки древних сакральных комплексов – сравнительно молодое направление для Беларуси. В настоявшее время осмыслению этой проблематики были посвящены публикации всего нескольких человек – Э.М. Зайковского, А.А. Прохорова, Э. Левкова, В. Ларионова и С. Санько. Между тем выявление новых и подтверждение уже установленных фактов использования камней в качестве астрономических ориентиров является чрезвычайно важной задачей для становления и развития отечественной астроархеологической дисциплины. В связи с этим поисковиками Уфокома в 2009–2012 гг. были предприняты исследования каменного комплекса в Стебераках, являющегося перспективным объектом для установления закономерностей, присущих подобным обсерваториям. Многие предположения явились новаторскими для нашей страны и могут быть использованы для проверки возможной ориентации однотипных или похожих святилищ. Белорусская Вилейщина хранит не одну загадку: здесь в д. Долгиново обнаружили самый известный каменный идол, множество культовых валунов, в том числе и с непонятными углублениями, но одной из самых интригующих загадок этих мест являются камни, находящиеся близ д. Стебераки. Они расположены в 150 метрах от дороги Вилейка–Мядель, на расстоянии около 21 км на север от Вилейки. Комплекс представляют собой пять стоящих вертикально камней с изображением рог-ритона [8]: Гранит серый мелкозернистый с кристаллами кварца (зерна от 2 до 5 мм) – длинной 0,55 метра, шириной 0,76 метра и толщиной 0,18 метра. Гранито-гнейс серый мелкозернистый слюдяной – 0,8 х 0,7х0,2 м. Гранит серый мелкозернистый – 0,7х0,5х0,2 м. Амфиболит темно-серый мелкозернистый – 1 х 0,7 х 0,2 м. Валун из черного комковатого сланца - 1,1 х 0,65 х 0,09 м. Само название деревни Стебераки можно связать с латышским Staburags (мн. ч. Staburagi) с прозрачной этимологией от лат. stabs «столб» и rags «рог». Следует указать и на литовское stabas «сакральный камень, идол» [19]. Интересен и символ «зонтика» (шеста с перекладиной) на камнях. Часто похожие знаки находят в местах захоронений, неоднократно обнаруживались они и в ходе экспедиций Уфокома [6, 19, 26, 27]. Подобные изображения есть на всемирно известном Збручском идоле [9]. Первые сообщения об астрономическом предназначении камней у д. Стебераки появляются в работах А. Прохорова и В. Винокурова [8, 20]. Интерес к ним проявил и краевед А. Зайцев [14]. Если наблюдатель становится у первого камня и видит всю композицию, то он ориентируется таким образом точно на север, на Полярную звезду. Но не строгая ориентация более всего привлекла внимание авторов публикаций, а необычные символы – крестообразные знаки, квадраты, «лестницы» и изображения рогов. Что интересно, на некоторых камнях рог направлен вверх, на других – уже вниз. Комплексов камней, полностью идентичных стеберакским на сегодняшний день в Беларуси не выявлено, существуют ряды ориентированных по сторонам света камней, но, как правило, никаких рисунков или надписей на них не обнаруживается [11]. Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки», согласно легенде быки окаменели во время того, как некий крестьянин пахал поле. Есть также упоминание о том, что под камнями зарыт клад [18]. Стоит также отметить, что мы точно не знаем, в какой последовательности камни стояли изначально, так как многочисленные кладоискатели даже в последнее время нарушали целостность расположения камней и можем лишь оперировать той структурой, которая была описана в 2004 году. По предварительной оценке, высказанной В. Винокуровым, часть знаков могла быть высечена человеком около 7,5 тысяч лет тому назад [8]. Однако шурфовка небольшой территории вокруг камней, проведенная В. Обуховским, Э. Зайковским и А. Прохоровым не выявила никаких археологических артефактов, за исключением нескольких небольших кусочков кремния [19, 26]. В непосредственной близости от комплекса никаких погребений не выявлено, что дает основание считать объект культовым [26]. Более вероятно отнести нанесение изображений ко времени расселения по территории Беларуси балтского племени ятвягов, у которых и существовал культ рога-ритона т. е. примерно к XI-XVII вв. Направленность камней на север послужила отправной точкой для публикаций, развивающих связь обнаруженных символов с космологической тематикой, главным образом с Млечным путем, который иногда называется «Северной дорожкой» и Полярной звездой. Символ «зонтика» или купола на шесте, выбитый на камнях, напоминает о небесной сфере или мировом столбе, поддерживающем ее. Полярная звезда часто носила название «Кол», то есть шест, вокруг которого двигаются все остальные звезды, вращается «звездный купол» (тогда боле понятна и этимология названия деревни Стебераки) [19, 22]. Во многих регионах мира название Полярной звезды связано с понятием «шест, кол, гвоздь», в том числе и в нашем регионе. У белорусов зафиксированное название Полярной звезды «Большой столб» [16]. Требующим дальнейшего осмысления стоит признать и тот факт, что Большую Медведицу, на одну из звезд которой и направлены камни, часто ассоциировали с лосем или даже с быком. Исследовательницей М. Э. Рут собраны такие записи: «Лось (Большая медведица) – пять звезд, они стоят, как Лось. Ноги, рога есть, ворочается в небе-то. Лось таким путем идет, как олень, как бык, у его туша, а спереду голова и рог торчит (Архангельская область, Плесецкий район)». «Лось сперва как морда лося показывает, а потом один рог в сторону торчит, а второго не видно, как лосиная голова сбоку (Архангельская область, Холмогорский район)». Общий мотив наделения Большой медведицы зооморфными чертами некого «животного с рогом» (Лося, Оленя, Быка и др.) характерен для многих славянских народов [22]. В то же время ориентация рогов на различных камнях вниз и вверх острием наталкивает также на мысль о том, что перед нами соподчиненная структура, учитывающая и фазы нашего ночного светила. Чтобы выявить возможную корреляцию с Луной, следует обратиться к другим лунным обсерваториям и поискать присущие им атрибуты на стеберакском ландшафте. Впервые на возможность связи каменного комплекса в Стебераках с фазами Луны обращает внимание А. А.Прохоров [20], но не развивает эту идею. В то же время мысль кажется интересной и требует уточнения. Для большего понимания указанной взаимосвязи также нужно рассмотреть лунную мифологию этого региона. Луну белорусы называли Месяц, Туляч, Люнатык или Княжыч(ц) (от Ksiezyc – Луна, польск.). Месяц был создан Богом, чтобы тот светил людям, но он ленился, поэтому Бог сделал так, что каждые четыре недели Месяц перерождается: «Когда Месяц постареет, Бог крошит его на звёзды. Один кусочек кладёт в кадку, на закваску. Звёзды падают туда, из них начинает делаться опара, тесто подходит и начинает переливаться через край». Так вот и рождается Месяц в виде «окрайчика хлеба». Также Месяц часто сравнивается с «рогатым пастухом», а звёзды – с его овцами. В пятнах на месяце наши предки видели образ человека, который «сидит на коне, и волами пашет» [19]. В традиционном мировосприятии белорусов широко представлены такие названия лунных циклов, как «межы» (новолуние), «маладзiк» (первая четверть), «поўня» (полнолуние), «ветах», «збыта» (последняя четверть) [19]. Последний день перед новолунием – «чорнец». Неделю после новолуния называли «маладзiковая». Аналогично после полнолуния – гнилой порой (временем, неделей). Следующие затем дни убывания Месяца называли адбытными, сходными, ветховыми, межами либо говорили, что Месяц на ушчэ(р)бе [1]. Каждая из этих фаз широко и разнообразно представлена в народной культуре белорусов и является своеобразным кодом и ключом к упорядочению сельскохозяйственных, строительных, производственных работ, осмыслению многочисленных символических действий и адресных привязок в сфере народной медицины и ветеринарии, погодоведения и отдаленных предсказаний [17]. Как отмечает М.Г. Гусаков, главным символом всех божеств потустороннего мира является Луна, Месяц, звезды. В магических практиках Луне уделялось даже больше внимания, чем Солнцу, и повсеместно она была взята за основу исчисления времени. Противопоставление Луны (смерть) Солнцу (жизнь) нашло отражение в древнегреческом похоронном ритуале, где предписывалось хоронить покойника до восхода Солнца, чтобы не оскорблять светило [12, 13]. В первобытной мифологии к Луне обращались в целом значительно чаще, чем к Солнцу [17]. Есть и другой архаичный миф, фрагменты которого сохранились в литовском и латышском фольклоре, – «небесная свадьба» солнца и месяца; в литовской народной песне «Свадьба месяца», когда месяц изменяет солнцу с утренней зарей Аушрой (иногда Аушра – дочь солнца), разгневанный Перкунас разрубает месяц мечом (объяснение убывания луны). В других версиях солнце выдает свою дочь замуж за утреннюю звезду Аусеклиса, вопреки воле Перконса-Перкунаса, или месяц отнимает невесту у Аусеклиса, за что солнце разрубает его мечом… [15]. Во всех случаях цель одна – раздробить, «иссечь» месяц. По предположению Т.В. Цивьян такой способ наказания играет в мифологическом контексте определенную роль: оно является гарантией воскрешения, т.е. появления исчезнувшего месяца вновь на небе, и в метафорическом смысле есть не что иное, как средство вечного возвращения, поддержка космического порядка [25]. В микротопонимике Беларуси встречается легендарный мотив, повествующий о быке, который поднимает на рога селянскую хату, отразившийся, например, в названии деревни Золотой рог. В предании о Золотом роге есть весьма значимая деталь: один рог быка ломается [21]. По всей видимости, и в этом случае мы сталкиваемся с сюжетом об убывающем Месяце. Появление на стеберакских «Быках» такого половинчатого Месяца, причем имеющего свою недостающую пару на другом камне, может говорить о широком распространении этой мифологемы и на белорусских землях. Часто месяц упоминается вместе с золотым или зеленым дубом, а среди оружия, которым его рассекают, фигурирует «серебряное корневище», по мнению Т.В. Цивьян, олицетворяющее связь с мировым древом [25]. Часто «дуб» и «месяц» в белорусских загадках упоминаются вместе (В старом дубе месяц светит и др.) [24]. Неосмысленной остается влияние этой символики на христианские католические кресты в Литве и Западной Белоруссии. Для подобных крестов характерна сложная форма. Одна из главных особенностей – три верхних окончания креста часто почти замыкаются на концах. Зато нижняя часть всегда или свободная от изображений, или нередко в основе креста изображен месяц. Поиск дальнейших аналогий с этим космонимом отсылает к литовским подсвечникам salute, где солнце и месяц расположены по вертикали креста, проходящего через них обоих [25]. В последнем случае просматривается уже параллелизм с нанесенными на камни знаками. В словацких надгробьях, по данным Н. Н. Велецкой [7] распространенным мотивом являются космические знаки Луны и небесных светил, которые напоминают стеберакские изображения. Как отмечает А. Прохоров: «Этот космологический символ (шест с полукругом) лучше всего подходил для выявления идеи установления взаимосвязи с верхним миром, создания космологической проекции» [19]. Памятные камни были, таким образом, аналогом мирового древа, которое связывает все миры, они направляли умершего по пути в загробное царство. Внешние характеристики месяца не небе воспринимались как надежный метод предсказания будущей погоды в зависимости от его фазы, цвета, от повернутости вверх или вниз «рожками», от наличия или отсутствия вокруг него ореола. В каждой четверти виделся тот или иной период жизни: детство, зрелость, старость, смерть, а затем воскрешение и перерождение [3]. По данным М.Г. Гусакова, основным ориентиром в совершении исследованных им погребений являются 2-я и 4-я фазы Луны (растущий месяц и убывающий) [13]. Движение Луны носит сложный характер, и в своем движении вокруг Земли она часто принимает два основных положения. Иногда точки восхода и захода Луны располагаются по более широкой дуге и носят наименование «Положение Высокой Луны» либо же точки восхода/захода располагаются по узкой дуге – и в этом случае говорят о «Низкой Луне». Чтобы перейти из одного положения в другое, Луне требуется 9,3 года, а весь цикл она завершает за 18,6 года. Есть и еще одно обстоятельство. При этом надо иметь в виду, что из-за разницы в положении Луны при так называемой «высокой» и «низкой» будет наблюдаться смещение в момент восхода при «высокой» на 10° севернее восхода Солнца и 10° южнее при «низкой» Луне [10, 12]. Зимой Луна восходит в наиболее северной точке своей дуги. Это явление наблюдается в период зимнего солнцестояния, когда Солнце будет всходить на юго-западе (22 декабря). В весенне-осенние периоды, в дни равноденствий, Луна появляется в точке восхода со смещением вправо и влево в зависимости от «высокой» или «низкой» Луны 21 марта и 23 сентября. Летом Луна появляется в самой южной точке, что соответствует летнему солнцестоянию. Но если обратить внимание на моменты восхода Луны в течение месяца, легко заметить одну особенность, резко отличающую Луну от других светил – это появление над линией горизонта в разных точках в зависимости от ее фаз. Если Солнце восходит всегда в восточной половине, то Луна восходит и на Юго-западе, Юге, Юго-востоке, Востоке. Ежемесячное максимальное склонение Луны не увеличивается постепенно до наибольшей своей величины, а возрастает циклически с пиками через каждые 173 дня, которые сейчас называются малыми возмущениями. Периоды малых возмущений сигнализируют о периодах возможных затмений

#4 Пользователь офлайн   Будай

  • Правда, важнее амбиций.
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8 373
  • Регистрация: 27 Сентябрь 09
  • ГородБалашиха

Отправлено 16 Декабрь 2013 - 13:03

Каменный комплекс в Стебераках: возможное предназначение (часть 2) http://www.ufo-com.n...5763-kamenny-.. Как утверждает Дж. Вуд, для создания полноценного лунного календаря не требуется сооружений, точно указывающих точки восхода и захода Луны, – достаточно только считать и как-то отмечать новолуния [10]. Полнолуния также могут подойти для своеобразной «точки отсчета». Например, для этих целей в Великобритании используются памятники из стоячих камней (например, Дорсетский Курсус и Стоунхендж) [24]. Каким образом подобные каменные комплексы могли помочь в наблюдении за Луной? В каждом случае есть свои особенности, но, как правило, нужно искать визир или выемку в холме, в которую могло садиться (либо же появляться) ночное светило в определенный день. На нее могли указывать или отдельные камни, или же само сооружение. Искусственное сооружение ориентиров ставило предел длине линии визирования, так как возводить керны или насыпи, видимые на расстоянии в 10 км и дальше, было бы затруднительно, чаще всего это расстояние не превышало 3 км [10]. Проведенные нами поиски на местности в сезоне 2011–2012 гг., а также поиск в архивах выявил, что предполагаемым объектом для ориентирования могла являться современная гора Лисья, расположенная на юго-востоке. О схожести этого названия с другим топонимом – Лысой горой – указывают некоторые авторы [2, 23]. Выполненное в 2012 году картирование Лисьей горы заставляет подозревать ее сакральную природу. Комплекс в Стебераках ориентирован на север, но север является посредственным направлением для наблюдения фаз Луны, а вот противоположное северу южное направление могло использоваться для нахождения первой и последней четверти луны. Следует, правда, обратить внимание, что изображения нанесены таким образом, что легко читаются именно в северном направлении и, возможно, являлись просто подсказками, своеобразной памяткой для определения того или иного положения Луны. Во время новолуния (растущего месяца) Луну нельзя видеть в течение одного или двух дней на небе. Наши предки негативно относились к «межам» (как они их называли), считалось, что в это время Бог не смотрит на Землю ни одним глазом, это время всячески способствует нечистой силе. Месяц возвращается с того света – мира умерших. Одно из полесских названий этого времени – «пустые дни». В среде восточных славян не было детального разграничения для этой фазы, возможно, потому, что особенности климатических условий не позволяли ежедневно наблюдать за состоянием Луны [17]. В дальнейшем Луна прибывает до фазы первой четверти и в ней будет располагаться примерно над точкой юга [10]. В Стеберакском комплексе растущую Луну вполне может обозначать «полумесяц», повернутый вверх или вниз и загнутый влево, который имеет дублирование как ориентир для наблюдения в фазах высокой и низкой луны (либо же для каких-то других целей). Эта фаза была чрезвычайно важной для земледельцев древности. С наблюдением «маладзiка» были связаны различные приметы, рекомендации и предписания, так как эта символика восходит к растущему, набирающему силу началу. Так, в дни растущего месяца предписывались определенные правила ведения сельского хозяйства, предсказания погоды, правила квашения капусты, прививки деревьев, постановки ульев и даже лечения зубной боли и косоглазия [3, 4, 5]. Третяя неделя – «гнiлуха» – считалась неблагоприятной для сева и любой работы [4]. Дублирование месяца для этой фазы, возможно, кроется в необходимости знать точное положение рогов. Так, согласно поверьям, если рога у растущей Луны приподняты вверх и заострены, то весь месяц будет стоять теплая погода, а зимой в течение недели будут сильные морозы. Если нижний рог оказывается светлей верхнего, то «будет умываться неделю дождем» [3]. Интересно и такое народное представление о Луне в первой четверти: считалось, что если увидишь Луну первый раз с правой стороны, то весь месяц тебе будет сопутствовать удача, если же с левой – жди неприятностей [17]. По данным И. Климкович, высказанным автору в приватной беседе, «на маладзiк» в некоторых деревнях брали и сохраняли воду, так как считалось, что она приобретает качества, благоприятствующие росту. Еще в середине XIX в. одной из церквей около Марьиной Горки в Пуховичском районе (которая по преданию была построена на месте языческого святилища) богослужения проходили в «маладзiковую» неделю, на растущей Луне [4]. В фазе Полнолуния Луна будет всходить в восточной половине неба, приблизительно около точки истинного востока [10]. Этот период являлся чрезвычайно важным для восточных славян и влиял в первую очередь на посадку растений, не менее значимым являлся он и при постановке и заселении в новый дом, венчании и др. Семантическим эквивалентом латинского слова luna в белорусской языковой традиции является слово поўня. Знание этого периода было необходимым, так как накладывало ряд ограничений как на каждодневные, так и редкие действия – воздерживались от больших начинаний, не обрезали и не прищипывали растения, ничего не отдавали из дома или огорода [17]. В четвертой фазе (убывающий месяц) Луна восходит в точках от северо-востока до юга. Видимость – первая полвина дня [10]. Неблагоприятным для проведения сельскохозяйственных и домашних работ, а также для перспектив будущей жизни считалась третья четверть Луны («старiк», «ветах», «збыта», «на сходнi» ). Если проанализировать время проведения ритуальных действий в народной медицине, то практически все их следует проводить на убывающей Луне [17]. Считалось, что раны, полученные в это время, быстро заживали [4]. Все эти факты убедительно свидетельствуют о том, что восточные славяне имели довольно сложную систему представлений об окружающей природе и стремились максимально учитывать в своей повседневной деятельности как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Сам Стеребакский комплекс, возможно, мог являться астроархеологическим объектом, требующим дальнейшего изучения. Примерная аналогия, которая показывает, как мог использоваться Стеберакский комплекс, представлена на рисунке. Возможное использование Стеберакского комплекса – для наглядности камни расположены полукругом. Стоит обратить внимание на то, что одинаковым фазам Луны соответствует одинаковое изображение на камне, т. е. для растущей Луны использовался «зонтик», а для убывающей «лесенка». Рис. Е. Шарафетдиновой (сайт http://www.eugenilis.ru) по данным автора настоящей публикации. Стоит обратить внимание на то, что одинаковым фазам Луны соответствует одинаковое изображение на камне, т. е. для растущей Луны использовался «зонтик», а для убывающей «лесенка» (рис. Е. Шарафетдиновой по данным автора настоящей публикации). С целью подтверждения наших догадок в межсезонье 2011–2012 гг. была использована астрономическая программа Starry Night Backyard 3.1.2. Расчеты, произведенные в ней, пока не позволяют однозначно говорить о точном соотнесении лунных фаз с тем или иным изображением на камне, требуются дополнительные наблюдения на местности с привлечением астрономов, а также поиск аналогичных сооружений на территории нашей страны. В любом случае Стеберакский комплекс является уникальным историческим памятником, который должен быть защищен от всякого рода «копателей» более надежно, так как при должном освещении он сможет популяризировать теряющие популярность археологические и астрономические знания среди молодежи. Заключение Предложена модель использования Стеберакского комплекса для наблюдений за Луной. Проведен анализ литературных источников, который показал, что направленность и ориентация рогов месяца, а также видимый размер лунного диска нес в себе ценную информацию, обладание которой могло стать отправной точкой для установления камней у д. Стебераки. Установлен возможный ориентир, использовавшийся в качестве визира для наблюдений – современная гора Лисья, которая в прошлом, вероятно, являлась сакральным объектом. Дополнительная информация может быть получена только в ходе археологических раскопок. Литература 1. Авилин, Т.В. Белорусская народная астрономия / Т.В. Авилин // Историко-астрономические исследования. Вып. 31. – М., 2006. – С. 314-332. 2. Алексеев, А.В. Древнее славянское святилище? / А.В. Алексеев // Русская Традиция. – М.: Ладога-100, вып. 1. – С. 83–90. 3. Беларускi фальклор. Энцыклапедыя. Выдавецтва «Беларуская Эцыклапедыя Петруся Броўкi», 2006. Т. 2. С. 136–137. Месяц (У.А. Васiлевiч). 4. Беларуская міфалогія: Энцыклапед. слоўнік / Склад. І. Клімовіч. 2-е выд., дап. Мн.: Беларусь, 2006. Артыкул «Квадры месяца». (Э. Зайкоўскi). 5. Беларуская міфалогія: Энцыклапед. слоўнік / Склад. І. Клімовіч. 2-е выд., дап. Мн.: Беларусь, 2006. Артыкул «Месяц». (С. Санько). 6. Бутов, И.С. Новая астроархеологическая экспедиция в Вилейский район [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.n...030-novaya-a... Дата доступа: 21.01.2012. 7. Велецкая, Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М.: София, 2003. С. 21–23. 8. Вiнакураў, В. // Валы каменныя сцеберацкiя: Матэрыялы Вілейскай рэгіянальнай навукова-практычнай канферэнцыі. 26–27 ліпеня 2003 г. – Мн., 2004. – С. 35–36. 9. Вуглік, І. Рог / І. Вуглік, Л. Дучыц // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. Склад. І. Клімковіч. – 2-е выд., дап. – Мінск: Беларусь, 2006. – С. 428. 10. Вуд, Дж. Солнце, Луна и древние камни Дж. Вуд. Из-во «Мир». – М., 1981. С. 130–148. 11. Гайдучик, В. В поисках новых астроархеологических объектов [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.ufo-com.n...998-v-poiska... Дата доступа: 21.01.2012. 12. Гусаков, М.Г. Об ориентации погребений в могильниках зарубинецкой культуры / М. Г. Гусаков // Археологические памятники в европейской части РСФСР. – М., 1988. – С. 146–163. 13. Гусаков, М.Г. Ориентация погребений в свете археоастрономии / М. Г. Гусаков // Древняя астрономия: небо и человек. – М., 1998. – С. 68–77. 14. Зайцаў, А. Сакральная геаграфiя Вилейшчыны (паганскiя культавыя помнiкi Вiлейшчыны) // Культурны ландшафт Вілейшчыны: Матэрыялы Вілейскай рэгіянальнай навукова-практычнай канферэнцыі. 26–27 ліпеня 2003 г. – Мн., 2004. – С. 64–73. 15. Иванов, В.В. Балтийская мифология / В. В. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – Т. 1: А–К. – С. 154. 16. Карпенко, Ю. Названия звездного неба. – М., 1985. С. 22. 17. Крук, Я. Колесо времени: традиции и современность / Я. Крук, О. Котович. – Мн., 2005. – С. 63–71. 18. Культавыя i гiстарычныя валуны Беларусi / А. К. Карабанаў [i iнш.] ; Нац. акад. навук Беларусi , Iнстытут прыродакарыстання. – Мiнск : Бел. навука, 2011. – 235 с. 19. Прохараў, А. Каменны шлях на нябёсы. Міфа-рытуальная семантыка пахавальнага знака з паўночнай Беларусі // Druvis. Вып. 3. – Мн., 2011. С. 81–87. 20. Прохоров, А.А. О камнях у деревни Стебераки / А.А. Прохоров // Культурны ландшафт Вілейшчыны: Матэрыялы Вілейскай рэгіянальнай навукова-практычнай канферэнцыі. 26–27 ліпеня 2003 г. – Мн., 2004. – С. 108–116. 21. Рогалев, А. Ф. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси) / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2012. – 208 с. 22. Рут, М. Э.Словарь астронимов / М.Э. Рут. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010. – С. 51. 23. Сперанский, Н., Ермаков С. Святилища. Место. Боговы столпы. О священном месте в русской языческой традиции / Н. Сперанский, С. Ермаков – М., Изд-во «Ганга», 2009. – 184 с. 24. Хокинс, Дж. Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века / Дж. Хокинс. Пер. с англ. О.О. Дмитриевой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 255 с. 25. Цивьян, Т. В. Мотив наказания Месяца в сюжете Небесной свадьбы / Т.В. Цивьян // Балто-славянские исследования. М., 1988. С. 228–238. 26. Prokhorov, А.A. Astronomy and Cosmology in Folk Traditions and Cultural Heritage // Andrei Prokhorov, The Images on the Stones in Styberaky Region. p. 72–73. Klipeda. 2007. 27. Prokhorov, A. A Grave Symbol in North-West Belarus // Holy Groves around the Baltic Sea. Abstracts. Tartu, May 4–6, 2007. P. 7–8. Статья также опубликована в «Аномалии» №2, 2012.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей