Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Дискуссия о человеческих (и кровавых) жертвоприношениях у славян - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры
Богумил, дискуссии не будет. Ибо я не сторонник "срача" в нете. Это сложная тема. Было или не не было - это дело прошлое(хоть оно и наше). Меня более заботит настоящее и будущее.Надеюсь ,что мы поняли друг друга. А обращаясь к остальным - оставьте данную тему - другим личностям,думаю,что все понимают кому. Спасибо.
Не будет и превосходно, я тоже ценю свое время. Будущее нельзя строить, не оглядываясь на прошлое. И вот эти прошлым нам тычут в лицо - "ваши зверообразные предки убивались всех, кого только могли, в жертву своим кровожадным Богам". Нужно разобраться, справедливо ли тычут. Я для себя этот вопрос решил отрицательно и, как видим, не я один.
сам ищу, в тексте -- о находке в доме колдуна стрелы с наконечником в виде шестиконечного креста.
книгу читал лет пятнадцать назад. сейчас перечитываю
Я и сам ее читал столь же давно, сейчас только выборочно, по необходимости. Процесс поиска информации легко ускорить, если взять электронный текст книги Рыбакова (распознать пдф, наконец), и проверить поисковиком через ключевые слова.
Ну а пока ожидаю, что воспоследует. С наилучшими пожеланиями.
Приведу мнение, высказанное на официальном сайте Московской Патриархии РПЦ:
«Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы. Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения (подчёркнуто мною, - В.К.)
Господа, если уж они отрицают человеческие жертвоприношения у славян, то вы зачем за них цепляетесь? Хотите кого-то в жертву принести? Тогда начните с себя. Самый лучший пример - личный!
Богумил ,ты меня не понял . Прошлое оно скоротечно,как и настоящее,и будущее ...зная прошлое - я живу настоящим - и думаю о будущем(уже не для себя ). Время идет. Богумил,Вадим - повторюсь, были ли они (жертвы). Мой ответ - мне это не важно. Другое время...
Богумил ,ты меня не понял . Прошлое оно скоротечно,как и настоящее,и будущее ...зная прошлое - я живу настоящим - и думаю о будущем(уже не для себя ). Время идет. Богумил,Вадим - повторюсь, были ли они (жертвы). Мой ответ - мне это не важно. Другое время...
А вот установка "не важно, что раньше там было" для меня принципиально неприемлема. Мне - важно. Поэтому я внимательно слежу за тем, когда появится ответ Геннадия Адамовича.
Мороз.
Вам. Если вопрос человеческих жертвоприношений вам не важен, ибо это было давно, то и само Родноверие вам не важно, ибо оно (Родноверие) тоже было давно.
Геннадий Адамович, по-видимому, имел в виду вот это (я тоже помнил этот эпизод, сейчас нашёл точный текст):
Цитата
К предметам, связанным с бытом волхвов, следует отнести находки неолитических кремневых орудий и стрел. Такая находка была сделана В. А. Городцовым в вятическом кургане у с. Барыбина. Исследователь сопоставил её с обычаем хоронить колдунов с "громовыми стрелами".(Городцов В. А. Археология. Каменный период. М., 1923, с.77-78.) Обычно под громовыми стрелами подразумевают фульгуриты, но вполне вероятно, что к ним причисляли и изделия каменного века. Подобные находки есть и в других местах. Особый интерес представляет кремневый наконечник копья, найденный в Новгороде в слоях рубежа XIII - XIV вв. Кремень оправлен в серебро с чернью. М. В. Седова определяет дом, в котором найден этот талисман, как дом волхва, так как в его фундаменте зарыты 4 детских черепа.(Седова М. В. Амулет из древнего Новгорода. - Сов.археология, 1957, № 4, рис. 1. с. 166-167.) Наличие православного восьмиконечного креста на серебряной оправе говорит о любопытном синкретизме представлений этого колдуна-знахаря.
"Громовые стрелы" использовались теми же колдунами в магической практике, объяснений, почему их клали в могилу я не нашёл, но могу предположить два варианта: как часть погребального инвентаря и как средство защиты от опасного покойника (колдуна).
Что касается детских черепов - это похоже на строительную жертву, хотя может быть и захоронением. В первом случае - напомню, что строительную жертву приносили "или для того, чтобы умилостивить духов земли жертвою, или чтобы обратить душу самой жертвы в покровительствующего демона" (подробнее - у Д.К. Зеленина). То есть, в тех случаях, когда этот обряд являлся жертвоприношением, жертва приносилась духам места. Не Богам.
Впрочем, те, кто приносил человеческие жертвы духам, вполне могли приносить их и Богам.
К вопросу о "убиенных варягах".
С одной стороны мы имеем о славянах
Цитата
МАВРИКИЙ СТРАТЕГ О СЛАВЯНАХ И АНТАХ, КОНЕЦ VI в.
"Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца.
А с другой о русах
Цитата
Ибн Хаукалъ "Книга путей и государств".
Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Куябой, который есть больше Булгара. Другое племя выше первого; оно называется Славия, а царь ея ... (недостает в рукописи - А.Г.). Еще колено же называется Артания, а царь находится в Арте. Люди отправляются торговать с ними в Куябу: что же касается Артаны, то я не слыхал, чтобы кто-нибудь рассказывал, что он был там с (другими) иностранцами, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю.
Если славяне так хорошо относились к иностранцам, то как они могли принести в жертву варягов иностранцев? Или это были не славяне, а русы?
Этот момент встречается у ал-Мукаддаси, ибн Ийаса, ал-Истахри применительно к русам, крайне схожими словами. Как вариант, это могло быть легендой о дальней стране.
Этот момент встречается у ал-Мукаддаси, ибн Ийаса, ал-Истахри применительно к русам, крайне схожими словами. Как вариант, это могло быть легендой о дальней стране.
Согласен, может быть и так особенно учитывая, что о русах есть и иные свидетельства, но вот о славянах разночтений не встречал и вдруг такое отношение к чужакам. В жертву.
"...неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения..."
- "юридически" скользкая фраза, т.к.:
1. не отрицает наличие известных жертвоприношений.
2. не отрицает этих неизвестных жертвоприношений у славян, живущих в других землях.
3. не указывает возможный источник для заимствования/подражания. при этом князя сопровождали наемники - варяги (балтийские славяне), обряды которых могли отличаться от днепровских.
4. основной посыл - "для устрашения" - косвенно объясняет "неизвестность" в виду заимствования/новодела.
не удивлюсь, если в РПЦ в какой-то момент немножко поправят данный текст на сайте на более "богоугодный", исключающий трактовку отсутствия человеческих жертвоприношений...
не удивлюсь, если в РПЦ в какой-то момент немножко поправят данный текст на сайте на более "богоугодный", исключающий трактовку отсутствия человеческих жертвоприношений...