Итак - "исходник" клятвы, так сказать первоисточник, списан со скульптуры с претензией на монументальность, которая стоит в холле главного корпуса Днепропетровской медицинской академии. Эта скульптура изображает Гиппократа, который держит в руках свиток с текстом, возможно, с текстом одноименной клятвы. Справа от статуи Гиппократа, если стоять к ней лицом, находится стеклянный щит, на котором приведена клятва на русском языке. В силу места расположения скульптуры и щита, с большой долей вероятности можно предположить, что цитируемый нами текст - не просто абстрактная интерпретация клятвы, которую приносят врачи всего западного мира, а именно тот текст, которым клянутся все современные врачи. Итак, текст:
"Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
Анализ будем проводить следующим образом. За единицу обработки информации примем слово. Мы поступим именно так, чтобы постараться провести анализ как можно ближе к идее, заложенной в первоисточнике, на языке оригинала. По буквам считать, мы полагаем, некорректно, так как количество букв в составе слова в греческом языке и соответствующем слове в русском языке, скорее всего, не будет совпадать. Проводить анализ по фразам не представляется целесообразным по соображениям несоответствия длины одинаковых по смыслу фраз в разных языках, плюс из-за небольшого количества фраз в самой клятве Гиппократа. Итак, вы сами можете убедиться.
Слов в клятве Гиппократа всего - 251.
Из них:
1. Слов, посвященных отношениям "ученик - учитель" и "ученики одного учителя" - 69.
"…считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому…".
2. Слов, посвященных лечению больных - 34.
"Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… в какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного…".
3. Слов, посвященных неучастию в абортах и эвтаназии - 25.
"…я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария…".
4. Слов, посвященных моральному облику врача - 30.
"…чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами…".
5. Слов, посвященных неавторитетным для христиан богам - 29
"Клянусь Аполлоном - врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство…".
6. Слов, относящихся к "счастью" и "славе" врача "правильного", и проклятиям на голову врача, отступающего от клятвы, то есть древнегреческое врачебное "бля буду" - 31.
"…Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
7. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны - 33.
"…Чтобы при лечении, а также и без лечения, я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной…".
Контроль: слов всего - 251.
"Где сокровище ваше, там и сердце ваше" - помним. И теперь сделаем вполне логичное предположение, что человек в клятве, которую приносит, большее внимание уделяет тому, что считает наиболее важным, а меньшее внимание и, соответственно, количество слов - менее важному. По признаку количества слов, относящихся к вышеуказанным рубрикам, давайте теперь составим, так называемый, хит-парад профессиональных ценностей юного врача.
На первом месте находится система пирамидальных отношений "учитель - ученики" - 69 слов, то есть 27,6% от общего количества слов.
На втором месте - собственно обещания врача лечить людей - 34 слова, или 13,6 % слов. (В два раза меньше, чем "учитель - ученики"!!!).
На третьем месте - сохранение врачебной тайны - 33 слова, или 12,8%.
На четвертом месте - блага для придерживающегося клятвы и проклятия для нарушающих эту клятву - 31 слово, 12,4%.
На пятом месте - моральный облик врача, которому посвящено 30 слов - 12%.
На шестом месте - бэушные эллинские боги, которым отведено 29 слов - 11,6%.
И, наконец, на последнем седьмом месте расположен принцип неучастия в абортах и эвтаназии, которому отведено 25 слов, то есть 10% от общего количества слов клятвы Гиппократа.
А теперь, когда мы видим, что находится на первом месте для того, кто становится врачом, стоит ли удивляться, что современные эскулапы давно превратились в клан, который в первую очередь держится за сохранение своей власти и своих привилегий. И врачи необратимо приходят к тому, что они болезни не лечат, а залечивают, то есть загоняют болячки в глубокую хронь, превращая медикаменты и свои услуги в своего рода наркотик. Все вполне логично - зачем профессиональному врачу здоровые пациенты? При таком раскладе врач просто умрет от голода.