Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления Новая книга издательства "Ганга"

#1 Пользователь офлайн   Иггельд

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2 447
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 02 Декабрь 2009 - 20:14

В издательстве "Ганга" http://www.ganga.ru/ вышла в свет наша новая книга из серии "Обычай веков".

Заинтересованных распространителей отсылаем в издательство, книга вот-вот поступит в магазины Москвы. Её можно приобрести и через Интернет в составе прочих книг серии:

http://omstore.ru/ad...A%EE%E2&x=0&y=0

С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов. Ключи к исконному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. – М.: Ганга, 2010. – 256 с., ил., лит. – (Обычай веков).

Эта книга действительно рассказывает о том, как видели мир древние славяне, а отчасти их соседи и родственники по языковой группе, о выражении уклада и мировосприятия в речи устной и письменной, в понятиях, мифах, преданиях, обычаях. О старших и младших, своём и чужом, Верхнем, Среднем и Нижнем мирах.

Книга впервые для подобных изданий представлена в виде идеографического словаря, где понятия собраны в разделы по общему смысловому признаку. Это позволяет пользоваться ею и как обычным изданием, и как справочным пособием. Благодаря привлечению большого числа источников, многие слова и понятия раскрывают свои первоначальные значения, ныне во многом утраченные.

Адресована широкому кругу читателей.

Эпиграфы к изданию:

Возможна ли теория мифа как точная наука — не в абсолютном, математическом смысле, а как достаточно точная
для решения специфических, стоящих перед ней задач (какой, например, является современная лингвистика)? По нашему
мнению, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным, ведь очевидно, что мифология человечества представляет собой единую, подчиняющуюся определенным законам, знаковую систему и что анализ любой системы может и должен быть точным.
(А. Л. Антипенко. Путем предков)

Тут самое время вновь напомнить о неслучайности наших поисков единства — будь то единство культуры народа или
единство языка в его диалектах. Для нас важно именно единство, а не система, ибо система есть скелет, а нам требуется дыхание жизни, которое возможно лишь в единстве всех частей и функций.
(О. Н. Трубачёв. В поисках единства. Великий Новгород)

Содержание:

Живой мир древнего мировосприятия
Погружение в архаику
Как построен словарь

Истоки и основания
Начало начал, Незнаемое, Ничто
Боги
Вода
Воздух
Земля, Мать Сыра Земля
Камень
Огонь
Сущий (Сущее) и Не-Сущий (Не-Сущее)
Сотворение Мира

Время и пространство
Время
Пространство
Алатырь (латырь)-камень
Годовой круг
Дом
Дорога (Путь)
Капище
Курган
Лес
Межа
Мировая гора
Мировое древо
Мост
Навь
Небо
Перекрёсток
Праздник
Свет Белый (Этот)
Свет Тот
Явь
Яйцо

Таинства. Волшебство. Обряды
Обряд
Деды
Жертва
Жрец
Жребий
Загово́р
Имя
Крада
Оберег
Обрядовая пища
Предки
Суд
Судьба
Триединство
Тьма
Удача
Хмельные напитки
Шут

Человек
Человек
Воля
Грех
Добро
Долг
Доля
Душа
Кровь
Лад
Правда
Слава
Среча и Несреча
Тело
Общество
Община
Братчина
Власть
Переходы
Речь
Род
Рота́
Ряд
Своё — чужое
Ста́рина
Трапеза
Тризна
Хлеб
Чур

Заключение

Послесловие. Кое-что о путях понимания
и современного использования
мифологем традиционной культуры

Приложение. К вопросу о Ничто — Начале Начал

Литература (основная)

Принятые сокращения

Мы предлагаем вам, читатель, примерить на себя ряд понятий традиционной культуры, ощутить себя человеком обычая. Погрузиться в то «пространство смыслов», которое побуждало наших предков оценивать мир вокруг себя и себя в мире, действовать именно так, а не иначе. Для этого не требуется непременно бежать пить обрядовый мёд, примерять более или менее традиционную одежду и даже есть шаманский гриб мухомор. И уж совершенно не требуется изобретать из приставок или суффиксов несуществующие корни, якобы таящие Супер-Сокровенный Смысл, данный межзвёздными пришельцами, что породили именно ваш народ. Для этого нужно совсем немного: пробудить глубинную память прошлого, которая, ничем не выдавая своего присутствия, дремлет до поры внутри каждого из нас. Не романтическое представление о прошлом, а именно память…
Совсем немного…
Так мало.
Но это «мало» — очень большой, по меркам современного человека, шаг!

Шаг, после которого открывается совсем иное зрение, видение Творения.

Боги и духи — не где-то там. Они здесь. Постоянно. Ежесекундно. Их присутствие можно ощутить в лёгком дуновении ветерка и в колыхании былинки при полном безветрии. Им можно пожаловаться, их можно попросить, с ними можно поспорить и договориться.
Человек — их потомок и наследник, их помощник, по-современному говоря, сотрудник.
Человек слаб и по-своему беспомощен перед этим не самым приветливым миром.

Однако он наделён упорством и духом. И неустанная упорная работа над духом может избавить его от неоправданного возвеличивания себя, а равно от непомерного самоуничижения.

В этом совместно с богами творимом мире, по сути — в проявлении Божественной Вселенной, он — равноправная и очень важная часть мирового движения. Без человека немыслим естественный ход вещей в Пространстве и Времени: ведь если человек не поможет богам двигать Солнце, утро может и не настать...

Мифологическое мышление отнюдь не противоречит праву и возможностям человека познавать окружающую действительность средствами рациональной науки. Они могут сосуществовать, и тот, кто умудрился совместить «образ» и «разум», сделать их равноправными, получает двойное преимущество в деле постижения загадок и смысла бытия.

Круговорот повторяющихся явлений природы и ежегодный ход небесных светил над горизонтом убеждали человека в повторяемости всех явлений в мире. Бессмысленно спорить, насколько правы или не правы были наши предтечи. Важно, как именно они видели, как именно оценивали и описывали увиденное, как строили на основании увиденного и оценённого повседневную жизнь.
Вселенная наших предков, которую они описывали словами, надо думать, изрядно отличными от слов современного языка, была волшебной и разной. Иногда — опасной, иногда — дружелюбной. Её пронизывали скрытые и явные силы, всегда требовавшие от человека если не настороженности, то внимания.

Их жизнь текла по-разному: порою была спокойной и радостной, чаще — тревожной и полной опасностей.
Не было другого выхода, кроме как «держаться своих сородичей», зная: не выдадут, не подведут… Люди жили и действовали, опираясь на законы высшей целесообразности, главная цель которых — выживание. Выживание потомства. Выживание рода. Выживание памяти, поскольку память есть непреложная родовая ценность, объяснение того, кто ты и почему, кладезь способов достижения цели и образцов действия.

Мир вокруг был живым и разумным. Людям вообще свойственно очеловечивать всё вокруг себя (хотя в каком-то смысле правильнее было бы делать обратное: не мир мерить собой, а себя — миром). Но неотдельность и неотделённость человека от Вселенной делали такое представление оправданным. Мы — плоть от плоти того, что вокруг нас. И тех, кто вокруг нас.
Когда человек рождался, он не брался из «ниоткуда». Он приходил в явный мир из неявного, где так или иначе пребывала его душа.

Это сегодня, при нынешнем уровне развития медицины, мы, можно сказать, не имеем таких проблем с детской смертностью. Ну а в былые времена… Действительным членом семьи-рода ребёнок становился лишь спустя некоторое время после рождения, когда становилось ясно: он выживет и, более того, он не подменыш, подсунутый недоброжелательными духами по их великой хитрости или по недосмотру родителей. Происхождение духов могли объяснять по-разному, но суть от того не менялась. Водители судеб, которых также именовали по-разному, в момент рождения дитя судили ему судьбу-удел — долю или недолю, отмеряли количество удачи.

Выживший младенец становился участником второго после рождения перехода в своей жизни — его принимали в род. Род признавал его своим (да, для этого требовалось провести довольно сложные порою обряды — но так было издревле заведено). До известной степени вся земная жизнь человека состояла из цепочки таких переходов, связанных с достижением им определённого возраста, изменением его положения в семье (роде, племени) или, видимо, выбором того или иного занятия. Принятый в род получал прозвание-имя, осваивал человеческую речь, «врастал» в общину. Он постигал свойства растений и животных, добываемых для пропитания: законы их жизни, произрастания, созревания… Он ступал по Земле и учился её ощущать, возделывать и почитать, выращивать или зарабатывать хлеб. Его согревал Огонь, оберегали Деды, без уважения к которым — ко всем без исключения — немыслима жизнь, невозможен Лад.

По мере взросления расширялось окружающее пространство. Оно расширялось как в ходе накопления опыта, так и вследствие обучения. Человек узнавал, что есть где-то за полями, за лесами Мировое древо, на котором держится Небо. Есть Свет, наполняющий Воздух. Есть Воды — малые и великие, небесные, земные и подземные. Есть Боги. Есть Предки...
Уважение их и почитание — священный долг человека. Только соблюдая все подобные установления, можно было достойно, по совести пройти жизненный путь: ратнику — добыть славу; труженику — скопить добра, достичь высот в своём деле; женщине — нарожать детей и воспитать их; мужчине — уберечь их и любимую. И каждому — избегнуть неправильностей в мыслях и поступках. Иначе говоря, выполнить свой долг перед родом: и перед живущими ныне, и перед богами и предками.
Открытый мир мог оказаться опасным. Да, скорее всего, и был опасен. От опасности зримой, приходящей из «Дикого мира» («Иномирья»), из непролазных лесов, из-за границы поселения, защищали рвы, валы да изгороди; воинские или хотя бы охотницкие (всё близко!) навыки и умение чуть что уйти в чащобу, превратиться в часть того самого «Дикого мира». От незримой — обереги и крепкие заговоры.

В праздники весь род (а позднее — вся община, жители поселения и окрестностей) собирался в священном месте на капище, у образа алатыря-камня. Издревле завещанные поколениями предков обряды помогали блюсти установленный испокон веков обычай смены череды праздников — времени вне времени, — помогали Богам поворачивать годовое коло, помогали Миру быть.
Здесь, на священном месте, в суждённые дни открывались врата между мирами. И тогда зримо воплощалось триединство Неба, Земли и Человека. Здесь приносили жертвы и возжигали крады. И дым треб призывал богов прийти к их потомкам. Здесь стояли чуры — образы богов-предков… Образы, живые и исполненные смысла и в то же время вполне условные. Завершали праздники братчинные трапезы, на которых Боги разделяли с человеком пищу. Здесь учились мудрости пращуров, родной крови и тем очищали душу, принося Мирозданию присягу-ротý: не желать чужого, но и своё в обиду не давать.

Каждый был призван достойно прожить жизнь, и не было для человека большего бесчестья, нежели оказаться отторгнутым от рода, стать изгоем, а в лучшем случае остаться при роде, но — никем, «сиротой».

И не так важно, какова твоя власть, кто ты — воевода или волхв, охотник или пахарь… Иное важно: если удалось на пути своём привнести в жизнь толику красоты да Лада, то и радость. Возрадуются на том свете, в Ирии, дýши — помогут, когда придёт черёд свидеться с прародителями, да, быть может, освободить им место на земле для нового рождения.

Когда же придёт назначенный срок ухода, тогда и справят по чести тризну на свежем кургане. Станет курган частью семейного капища. Настанет пора для ушедшего приходить вместе с навьями в урочные поры и помогать ныне живущим на земле да следить, чтобы они, живущие, Обычай блюли.

Немыслимо разорвать эту цепь — как недостойно обидеть Землю, Воду, Лес, Огонь, как немыслимо хулить Небо и преступить мировой закон, ротý. Как недопустимо предать память предков — всех поколений от Первого, принесшего себя в жертву для того, чтобы мир был сотворён, до ближнего, отца с матерью. Потому во всякий праздник необходимо символически повторить те действия, которые когда-то, в Начале Начал, содеял в сходных обстоятельствах Предок, и думать так, как думал он. И прожить на этом свете между праздниками по завету и исконному установлению.

Чувствовать так. Думать так. Понимать так. Действовать так. Ежечасно. Ежесекундно. Всегда и везде.

Всё иное — не природная вера. Всё иное суть игрища — самоублажение и самообман. А самообман опасен, ох, опасен! Надо ли объяснять, чем и почему? Жить по-язычески можно и в городе. Вопрос, каковы плоды дел твоих.

Если и в самом деле цель жизни земной человека — установление Лада, значит, по обретении оного, и в иной мир такой человек перейдёт с Ладом в душе, готовый ко встрече с тем, что ждёт его впереди. И так прибудет Лада и на том, и на этом свете.
Тот, кто пришёл к природной вере, кто с собой и с Миром в Ладу, не станет бояться наказания в виде адского пламени или иных мытарств. Не внешним — внутренним сильно сегодняшнее язычество. И держать человеку ответ за то, как и чем он жил, не по страху, а по совести — и перед собой, и перед родичами, и перед своими предками, что ушли к богам.

#2 Пользователь офлайн   Павел

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 94
  • Регистрация: 23 Ноябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 03 Декабрь 2009 - 09:13

очень интересно.

#3 Гость_Antifa007_*

  • Группа: Гости

Отправлено 03 Декабрь 2009 - 18:25

Куплю как нибудь, и почитаю. А фамилии авторов показались мне знакомыми... Кажеться, они из такого толерантного кружка, который бесит всех нациков и долбославов, как КЯТ?

#4 Пользователь офлайн   Урядник 2

  • Новичок
  • Иконка
  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 6
  • Регистрация: 05 Октябрь 09

Отправлено 03 Декабрь 2009 - 21:09

Просмотр сообщенияAntifa007 (03 декабря 2009 - 18:25):

Куплю как нибудь, и почитаю. А фамилии авторов показались мне знакомыми... Кажеться, они из такого толерантного кружка, который бесит всех нациков и долбославов, как КЯТ?


Уважаемый Antifa007,

перечитайте Правила данного форума. Я предупреждаю всегда только один раз.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей