Московская Славянская Община Празднует День Велеса в воскресенье 12.02.2012
Все желающим принять участие в празднике (кому не было отправлено приглашение)необходимо написать мне по почте или в личку, либо позвонить:
rodoslav.shedoov@gmail.com
+7 926 029 04 05
ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ
Велес (Волос) – Великий Бог, чья сила проявляется во всех трёх мирах (Яви – Нави – Прави), Вещий Учитель, Бог Высшей Мудрости и знания человеческого, Волхв Богов и Бог волхвов, покровитель жреческого сословия, баянов и скоморохов, Податель богатств земных и Бог богатства Духовного, Покровитель скота, покровитель купцов, скотоводов и землепашцев, Владыка Живой Природы, Владыка Иного мира (Нави), Тот, кто владычествует в Смерти, пастырь душ, Бог путей и дорог, Вечный Странник, ведающий Пути между Мирами, Снопий Дед и Податель урожая, Лесной Владыка, Хозяин лесных чертогов и обитателей Леса – как во плоти, так и бесплотных, Покровитель хитрости и коварства, Повелитель Духов и Хозяин Стихий, Бог водяных, леших, банников, домовых, кикимор и т.д., Бог всякой волшбы, Покровитель ведунов и чародеев, ведьм и колдунов, Вдохновляющий на реченье вещих слов – кощун, славлений, заговоров и заклинаний, Зимний Владыка, Охранитель зимнего сна Зели-Матери, Хранитель Врат ведущих в Ино и Страж Калинова Моста – один из наиболее почитаемых Славянских Богов.
В Сварожьем Триглаве Вещий Бог олицетворяет собой силы Нави - Разрушения и Возрождения – Бог Разрушитель, Владыка Пекельного Пламени (Чёрного Огня Растворения), Тот, кто ведёт души умерших к Возрождению. Противостояние Перуна и Велеса в Явленном мире будет длиться столько же времени, сколько будет существовать сам этот мир. Навь и Явь в Тремирьи — это две стороны одной медали, которые не могут существовать друг без друга.
В «Повести временных лет» Велес упоминается как Скотий Бог, т.е. покровитель скотоводства и богатства (в духовном же смысле Он — олицетворение Духовного начала внутри нас, владычествующего над «скотьей», живой и животной, природой нашего тела, а также Владыка Живой Природы, окружающей нас). В русских летописях приведены клятвы князей Олега и Святослава именем Велеса. В «Слове о полку Игореве» вещий сказитель Боян назван Велесовым внуком «Чи ли въспети было, вещей Бояне, Велесовъ внуче…». В “Mater Verborum” Велес уподоблен античному Пану – Богу дикой природы. В Новгороде идол Велеса стоял на той стороне города, которая позже названа была Софийской, на Волосовой улице. В Киеве же, по выводам исследователей, идол Велеса стоял на Подоле. «Чудский конец (Ростова) поклонялся идолу камену, Велесу» (житие Авраамия Ростовского)
Символ Вещего - Рог Изобилия, из которого Он достаёт богатства земные живущим в Яви, жребии посмертных Судеб – ушедшим в Навь, и Священную Сурью (напиток Мудрых) – ищущим Путь и следующим стезёю Прави. Идти Стезёю ВещегоБога — значит идти Путём Духовного Самопознания. Человек, прошедший Стезёю Вещего до конца, — называется вещимчеловеком, или волхвом.
Велесу посвящены Велерогий Тур (Бык), Волохатый Бер (Медведь), Родовой Звий (Змей), а также Вещий Ворон и Мудрый Филин. Ель – священное дерево Велеса.
В эпоху двоеверия на Славянских землях многие черты Велеса были частично перенесены на святого Власия, покровителя скота, а также на святого Николая Чудотворца, одного из наиболее почитаемых в народе святых. По свидетельствам этнографов, в Новгородской и Вологодской губерниях существовал обычай приносить в церковь на день Власия коровье масло («У Власия – борода в масле»), а на празднике сжигались кости животных («Сжигание Коровьей Смерти»)
***
Середина зимы. Вся природа в ледяном сне. И только одинокий Велес Корович, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Морена-зима на Велеса, напуская на него лютый мороз, а на скотину “коровью смерть”, но одолеть не может. Поселяне в этот день кропят скотину водой, приговаривая:
Велес, скотий бог!
Дай счастья на гладких телушек,
На толстых бычков:
Чтоб со двора шли - играли,
А с поля шли - скакали.
Во сию пору Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник, творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства и защиты, а скоту – приплода. Волхвы, вещие люди, сказители, скоморохи чтут в этот день Велеса Премудрого Бога, своего Покровителя.
В эпоху двоеверия на Руси православные христиане отмечали день Святого Власия – покровителя скота. В народе говорили: «Власьев день – Коровий праздник». Сразу после Власия начинались суровые Власьевские морозы, которые считались последними. «Власьевские утренники подойдут – держи ухо востро!», «О сию пору обожжёт мороз на Власия до слёз».
Молодицы в этот день пьют крепкий мёд, чтобы “коровы были ласковы”, а затем бьют своих мужей днищем (доской для прядения льна), чтобы “волы были послушные”. На следующий вечер «окликали звёзды» - обряд, сохранившийся с пращуровых времён, делалось это для «плодородия овец». В некоторых губерниях был обычай выставлять на три утренние зорьки после Власьего дня всякие семена на мороз, чтобы затем подмешивать их при посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось в надежде на обильный будущий урожай.
Существовали различные запреты в этот день, как-то - на поедание говядины и телятины, на прядение, вязание и шитьё - «чтобы скот не болел и его хозяин», на причёсывание - «чтоб не завелись власы в глазах». В некоторых местностях отмечен запрет пересыпать и трогать муку, чтобы та не была затхлой и плесневелой - «да не се власава…».
Страница 1 из 1
Велесов День
Страница 1 из 1