Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Дрёма в славянском фольклоре и мифологии - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Дрёма в славянском фольклоре и мифологии статья Татьяны Пятницы Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 30 Май 2014 - 14:47

Предисловие

Персонаж Дрема и состояние дремоты, которое он олицетворяет, упоминаются во многих жанрах славянского фольклора: заговорах, колыбельных, игровых, свадебных и лирических песнях, в этнографических описаниях, что дает нам достаточно много информации о них. Однако в работах о славянской мифологии Дрема рассматривается крайне редко, скупо, неполно, что, конечно, обедняет наши представления о славянской картине Мира.

Вероятно, из самых лучших побуждений некоторые авторы заполняют лакуны славянской мифологии вымышленными богами типа Вышень, Крышень, ничего общего с народной славянской культурой и верованиями не имеющими. А аутентичные славянские мифологические персонажи, в том числе и Дрема, остаются в тени забвения и непонимания. Пример неполноты и искажения образа находим в книге «Русские легенды и предания» (Е. Грушко, Ю. Медведев, М. 2007), где о Дреме написано коротко, что позволяет привести текст полностью:

« Дрема - вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень cгyщается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары».

Это то, что называется полуправда, которая хуже лжи. Авторы описали Дрему, опираясь, в основном на данные колыбельных песен, не учитывая, что образ Дремы встречается в эротических забавах молодежи, что однокоренными словами называли особые виды свадебного хлеба, русальские игры, купальские цветы, венки и букеты из различных растений, а так же ночную птицу и целый класс спящих днем бабочек. Что в Рязанской области справляли «Дряменный день», что в России и Белоруссии существовали ритуалы «проводов дремы», а лужичане дремоткой называли персонажа ряженья и чучело, которое подбрасывали в собрание девушек.

Все эти данные (особенно называние «дремой» цветов, венков и букетов) говорят о том, что образ «доброй старушки» хотя и очень симпатичен, но не соответствует народным представлениям о мифологическом персонаже Дрема. Становится очевидным, что в современных работах о славянской мифологии обнаружена досадная брешь, восполнить которую я попытаюсь ниже, собрав и приведя «в порядок» разрозненные данные об этом персонаже.
____________________________________________________

Прочесть статью полностью можно по ссылке: Моя ссылка
Там много интересного. Лично мне эта работа лишний раз напомнила о том, как важно в деле познания Обычая обращаться к фольклору и этнографии - сведений там содержится в разы больше, чем в скупых упоминаниях в средневековых письменных источниках.

#2 Пользователь офлайн   Волк Бусый

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 7 490
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09

Отправлено 30 Май 2014 - 15:48

Кстати, по-норвежски drømme [дрёмэ] будет "мечтать", а drøm [дрём] это и "сон", и "мечта". В немецком фольклоре это дух Sandmännchen - песочный человек, сыпет волшебную пыль на глаза детям, чтоб те поскорей уснули. В Швеции это John Blund, прообраз андерсеновского Оле Лукойе.

#3 Пользователь офлайн   Гордея

  • Наталья Роговая
  • PipPipPip
  • Группа: Преподаватели
  • Сообщений: 8 715
  • Регистрация: 24 Сентябрь 09
  • ГородСвободный (Амурская обл)

Отправлено 30 Май 2014 - 23:49

Просмотр сообщенияВолк Бусый (30 мая 2014 - 16:48):

Кстати, по-норвежски drømme [дрёмэ] будет "мечтать", а drøm [дрём] это и "сон", и "мечта". В немецком фольклоре это дух Sandmännchen - песочный человек, сыпет волшебную пыль на глаза детям, чтоб те поскорей уснули. В Швеции это John Blund, прообраз андерсеновского Оле Лукойе.

Связь можно найти и в романских языках. Например, в лат. "dormire", "dormo" - спать, сплю. В данном случае, корень "дорм" в вышеприведённым "дром", меняет местами "о" и "р". Мне вот тут подсказыывают, что и в sscr. "droуami" - спать.

Кстати, я с детства Дрёму представляла в виде старичка. Ну, возможно от бабушки или по чьим-то рассказам, может по личным ощущениям.... Потом, будучи студенткой фольклорного отделения, разбирая песенный фольклор, была неожиданно удивлена, что в фольклоре образ Дрёмы - женский!

#4 Пользователь офлайн   Волк Бусый

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 7 490
  • Регистрация: 23 Сентябрь 09

Отправлено 31 Май 2014 - 00:04

Цитата

Например, в лат. "dormire", "dormo" - спать, сплю. В данном случае, корень "дорм" в вышеприведённым "дром", меняет местами "о" и "р". Мне вот тут подсказыывают, что и в sscr. "droуami" - спать.

Вспомнился маэстро Пуччини и его бессмертная ария принца Калафа Nessun Dorma ("Пусть никто не спит").
Послушать арию

#5 Пользователь офлайн   Лада С

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 842
  • Регистрация: 16 Июнь 11
  • ГородСтаврополь

Отправлено 31 Май 2014 - 12:42

Просмотр сообщенияВолк Бусый (30 мая 2014 - 17:48):

- песочный человек, сыпет волшебную пыль на глаза детям, чтоб те поскорей уснули. В Швеции это John Blund, прообраз андерсеновского Оле Лукойе.

А мне вспоминается, что в сказке Андерсена "Оле Лукойе" это был старичок, который из спринцовки брызгал в глазки детям молоко, после чего они начинали слипаться, и ребёнок засыпал....
Кстати из того же произведение взрослым троли брызгали в глаза кипятком, тем самым не давая им заснуть.... Интересно, что подразумевал автор? Муки совести, которые мучают по ночам взрослых, или тяжёлые воспоминания...? :)

#6 Пользователь офлайн   дед Светозар

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 568
  • Регистрация: 20 Октябрь 09
  • ГородКраснодар

Отправлено 01 Июнь 2014 - 22:57

Дрёма у некоторых людей служит своеобразным проходом к медитативному или, что чаще всего, полумедитативному состоянию. В дрёме спонтанно, иногда, происходит то, что принято называть "яснослышанием" - отчётливо, как наяву, звучат голоса тех, кого нет рядом, либо умерших.

#7 Пользователь офлайн   Степь

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 39
  • Регистрация: 20 Сентябрь 11

Отправлено 30 Июнь 2014 - 10:53

Очень интересная тема поднята. Четко разделяются понятия "сон" и "дрёма". А сама Дрёма имеет такую огромную проработанную глубину в фольклоре славян, что кажется будто весь народ мог быть "сновидящими".

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей