Отправлено 26 Ноябрь 2011 - 14:57
Сама Махабхарата начинается описанием событий, произошедших за много поколений до битвы на Курукшетре. В ней легендарный царь владетельного семейства, ставшего родоначальником как Кауравов так и Пандавов, размышляет о том, кому передать власть и приходит к мысли о том что царя надо выбирать не по праву наследования, а по персональным качествам. В результате он усыновляет того, кто кажется ему более подходящим и передаёт власть ему, а не сыну.
Это отражает существовавшую тогда военную демократию когда царь выбирался на съезде воинов (до деления на варны - на съезде всего народа ариев) при учёте мнения брахманов (мудрецов). Наследственного самодержавия тогда ещё не было. Можно было считать что царь - избранный президент. Природа власти полагалась божественной, Народ полагал что выбирать надо человека, к которому Боги уже продемонстрировали особое расположение. Задача была определить такого человека. Но Боги могли отвернуться от избранника даже вне зависимости от его поступков, произвольно. Например мог быть падёж скота или длительный неурожай, или военные поражения или эпидемия. За это царя по решению народа могли казнить и выбрать другого. Жизненный путь царя и его обязанности перед народом, в том числе обязанность умереть по его решению, были очень непростыми.
Хочу отметить то, что переживания Арджуны были связаны не с тем что в битве поляжет население страны, он горевал о том что в боевых порядках противника увидел значительную часть своих родственников, учителей и прочих близких ему людей.
18-ти дневная битва на Курукшетре привела к гибели почти всего рода но не народа, Пандавы победили, но доставшееся им правление было, по легенде, им не в радость и они потом добровольно отказались от власти и двинулись в Гималаи. Драупади, которая была формальной причиной ссоры (аналогия с Еленой Троянской), в этой битве потеряла всю мужскую часть своей семьи, братьев, всех своих 5 сыновей. После отречения она умерла по пути в Гималаи.