С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др.подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали, не отрицая возможности отдельных плаваний. Приводимые аргументы:
1. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему через города Рига, Полоцк и Смоленск. Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр(также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск иТуров, сразу выходящий в район Киева, функционирующий и в настоящее время.
2. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» — говорится в императорском хрисовуле 1060 г.
3. Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XX в., византийских всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг вхазары», вариант «…в булгары») археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), и по Оке, и по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска,таких находок нет."
ПУТЬ ВТОРОЙ – более важный. Балтика-Западная_Двина-Днепр. Важное значение ещё с древних времен имела Западная Двина и Полота. По ней проходил торговый "путь из Варяг в Грекы"; ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на о. Готланд. Особенно развилась торговля современи поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В 1210 г. состоялся первый известный торговый договор Риги с Полоцком. (Словарь Ф.А. Брокгауза иИ.А. Эфрона)
ПУТЬ ТРЕТИЙ – существующий до сих пор. Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр.
ПУТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ – очень известный. Путь по Дунаю в Одру и в Лабу (?) - из Константинополя в Европу, между тем, действовал ещё со времён Римской империи. И вёл не только в Рим, но и на берега Балтики. Это же знаменитый Янтарный путь!
Какие пути были наиболее востребованы в 6-9 веках?
Сообщение отредактировано Вершислав: 03 Сентябрь 2011 - 22:23