Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: из Варяг в Греки - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

из Варяг в Греки роль речных путей в формировании славян и русов Оценка: -----

#1 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 02 Сентябрь 2011 - 01:34

ПУТЬ ПЕРВЫЙ официальный в генезе русского государства. "В переводе на современные названия, путь отдревних торговых центров Скандинавии — Сигтуны, Бирки или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем, как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная.

С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др.подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали, не отрицая возможности отдельных плаваний. Приводимые аргументы:
1. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем, расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему через города Рига, Полоцк и Смоленск. Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр(также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск иТуров, сразу выходящий в район Киева, функционирующий и в настоящее время.

2. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» — говорится в императорском хрисовуле 1060 г.

3. Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XX в., византийских всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг вхазары», вариант «…в булгары») археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), и по Оке, и по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска,таких находок нет."

ПУТЬ ВТОРОЙ – более важный. Балтика-Западная_Двина-Днепр. Важное значение ещё с древних времен имела Западная Двина и Полота. По ней проходил торговый "путь из Варяг в Грекы"; ее знали норманнские торговцы, по ней ходили в Византию готландские моряки. По ней же ходили и русские к Варяжскому морю и на о. Готланд. Особенно развилась торговля современи поселения в нижнем течении Западной Двины немцев. В 1210 г. состоялся первый известный торговый договор Риги с Полоцком. (Словарь Ф.А. Брокгауза иИ.А. Эфрона)

ПУТЬ ТРЕТИЙ – существующий до сих пор. Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр.

ПУТЬ ЧЕТВЁРТЫЙ – очень известный. Путь по Дунаю в Одру и в Лабу (?) - из Константинополя в Европу, между тем, действовал ещё со времён Римской империи. И вёл не только в Рим, но и на берега Балтики. Это же знаменитый Янтарный путь!


Какие пути были наиболее востребованы в 6-9 веках?

Сообщение отредактировано Вершислав: 03 Сентябрь 2011 - 22:23


#2 Пользователь офлайн   Скрытень Волк

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 414
  • Регистрация: 03 Декабрь 09
  • ГородСПб

Отправлено 02 Сентябрь 2011 - 08:11

Дунайский.
И еще тот вариант из варяг в булгары, что проходил по Ленобласти: путь короче, волок только один, да и тот совсем небольшой.

#3 Пользователь офлайн   Путник

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 41
  • Регистрация: 13 Февраль 11

Отправлено 03 Сентябрь 2011 - 06:57

Исследователи выделяют два самостоятельных монетных потока, обслуживавших в VIII – первой половине IX в. соответственно восточные и северо-западные районы Европы:
1) из Ирана через Каспий на Волгу и далее в Прибалтику;
2) из западных частей халифата, оттуда через Сирию и Закавказье на Дон и Северский Донец[274]. Соответственно, эти пути обслуживались продукцией разных монетных центров халифата: на Волго-Балтийском пути всего 3 процента монет африканской чеканки, в Восточной Европе на «реке Рус» – около 40 процентов[275]. Причем если Волго-Балтийский путь был транзитом (известен лишь один клад на Волге) и монеты оседали на Балтике, то на «реке Рус» они оседали в виде больших кладов у местного населения. Из этого А. В. Фомин даже сделал важный вывод о преднамеренной задержке серебра на данной территории[276].
274-Мельникова Е. А., Никитин Л. Б., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах Петергофского клада начала IX века // Древнейшие государства на территории СССР. 1982. – М., 1984. С. 40.
275-Нахапетян В. Е., Фомин А. В. Граффити на куфических монетах, обращавшихся в Европе в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. – М., 1 99 4. С. 14 2.
276-Фомин А. В. Метолические проблемы систематизации кладов с куфическими монетами IX – X вв. // Вспомогательные исторические дисциплины. – Вып. XIV. Л., 1973.

Взято из д.и.н. Галкиной Е.
У неё, очень большой раздел посвящен торговым путям восточной европы, в раннем средневековье. Особенно связи причерноморья и южного побережья балтийского моря.

#4 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 07 Сентябрь 2011 - 22:59

Спасибо, Путник!

типы кораблей

http://xlegio.ru/nav...-war-lodya.html

http://xlegio.ru/nav...ian-vessel.html

http://xlegio.ru/nav...kstad-ship.html

http://xlegio.ru/nav...an-snekkar.html

http://xlegio.ru/nav...rman-knarr.html

http://xlegio.ru/nav...ueror-ship.html






Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей