Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Спожинки: домашний обряд - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Спожинки: домашний обряд инструкция по проведению :)

#1 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 14 Август 2011 - 08:55

СПОЖИНКИ: ДОМАШНИЙ ОБРЯД

В народном Обычае сбор урожая испокон веков был событием огромной важности. Праздничный день окончания жатвы назывался Спожинками и торжественно отмечался всей общиной. Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.
«Зачем это нужно? Ведь подавляющее большинство наших современников не сеет и не пашет» – спросят иные. Что ж, это так. Люди сейчас по большей части живут в городах, добывая себе пропитание весьма далёкими от земледелия способами. Но, так же как и наши далёкие Предки, мы с вами едим хлеб и другие плоды земли, а потому Спожинки и для нас остаются святым праздником. Кроме того, многие из нас всё же занимаются земледелием – на приусадебном участке, в свободное от работы время…
О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии; о праздновании Спожинок современными родноверческими общинами – работы В.С. Казакова, волхва Велеслава, и других исследователей народного Обычая, возрождающих его в Яви земной. Мы же с вами поговорим о том, как следует отмечать праздник урожая дома, в кругу семьи. Ведь родновер должен следовать Традиции не только находясь в общине, среди единоверцев, но и в своей повседневной жизни.
Прежде всего, скажу несколько слов о дате празднования. В современном Родноверии общины разных объединений отмечают Спожинки в разные дни. Так, согласно месяцеслову (календарю) ССО СРВ (Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры) дата праздника – 7 серпня (августа), а по календарю «Велесова Круга» - 15 серпня. Язычники же, ориентирующиеся на традиции народов Западной Европы, празднуют сбор урожая 1 серпня (этот день они называют Ламмас или Лугнасад). Я полагаю, что отмечать Спожинки всё же следует согласно Природе, а не календарям (в зависимости от климатических условий). К примеру, у нас, в Южном Зауралье, жатва начинается только в конце серпня (августа), а то и в начале вересня (сентября)…
Теперь перейду к этнографическим сведениям и собственным мыслям.  Семейное празднование Спожинок, по моему скромному мнению, не стоит превращать в повод для сбора всей общины – оно должно оставаться именно семейным (хотя, думаю, можно позвать на него нескольких близких друзей).
Перед началом праздника следует подготовить всё необходимое. На столе должны быть обрядовые блюда (хлеб, каша, пироги, мёд, яблоки и т.д.), и чаша-братина (для пускания по кругу во славу Богов и Предков). Хорошо, если участники праздника будут одеты в народную одежду, а из колонок (либо, что ещё лучше, – в живом исполнении) будет звучать славянская музыка (особенно – обрядовые песни). В Красном Куту помимо обычных атрибутов (малых капей Богов, свечи, требной миски или малого камня-Алатыря), должен стоять главный символ Спожинок – священный Сноп.
В славянской жатвенной обрядности Сноп (первый, либо, наоборот, последний) – изображение Божества плодородия или полевого духа-хранителя (полевика). В «Велесовой Книге» говорится: «То Влес ущаше Праоце наше Земе раиате а злаке сеиате а жниате вена венъща о полех стрднех а ставете Снопа до огнища а цтеть го иако Оце Божска». («То Велес учил Праотцов наших Землю пахать и злаки сеять и жать соломы на полях страдных и ставить Сноп в жилище и чтить его как Божественного Отца»). [1] Этот источник не признаётся официальной наукой, но в родственных нам культурах засвидетельствованы схожие представления. Так, шотландское название последнего снопа – Старая Жёнушка (Кайллеах) или Дева (в кельтской мифологии известны Божества Кайллеах и Бригид, т.е. «Невеста»), а древние римляне именем Богини плодородия Цереры называли хлеб. Русский этнограф А.Н. Афанасьев приводит такое объяснение обычая почитать Сноп: «По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи \Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень\ в летнюю половину года обитают на нивах. Когда хлеб поспеет, и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые ещё остаются на корню; вместе с последнесрезанными колосьями он попадается в руки жнеца и в последнем = дожиночном снопу приносится на гумно или в дом земледельца. Вот почему дожиночный сноп наряжают куклою и ставят его на почётном месте, под образами. (…) Верят, что пребывание её в доме приносит хозяину, его семье и житницам божье благословение. Большею же частью кукла эта сберегается только до времени посева: тогда её обмолачивают и добытыми из неё зернами осеменяют поля — с тою целью, чтобы житный дух, за¬ключённый в последнем снопе, мог возродиться и заявить свою благотворную силу в новых всходах» [2]. Как видно из сведений Афанасьева, снопу придавали человекоподобную форму («наряжают куклою»), то есть вместилище духа одновременно было его священным изображением (что вполне логично).
Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно. Здесь я вижу два выхода: либо заменить его другими плодами Земли, (желательно выращенными и собранными самостоятельно), либо сделать Сноп из подручных материалов. Ю.П. Миролюбов в своей книге «Сакральное Руси» пишет: «Так как мы знаем уже, что значит в жизни народа Сноп, то можем предположить, что в древности, ежели не было настоящего Снопа в доме, то его делали из камыша, чтоб иметь всё-таки изображение Бога-Отца в доме. Действительно, в одной из легенд мы слышали: «Пришли в край этот Деды, да ни ножа у них, ни ложки, и как хаты строить, коль ни дров в этом крае нет, ни камня! Посмотрели они, помолились Богу и давай прямо из земли, смешанной с травой, кирпичи делать! А тут уж и Спожины. Нет ни у кого ни Снопа! Набрал тут один Дед камыша и гово¬рит бабам: «А чего вам, дурам, реветь? Что Снопа нету? А вот вам и Сноп! А будет Жито, так поставим и справный (настоящий)!» Тут все обрадовались и стали Снопа жать!» Ясно, рассказ этот идёт со времён завоевания Петром Великим Азовского Края. В то время, чтоб землю закрепить за Россией, были посланы на Юг крестьяне с Украины. Они, конечно, прибыли сюда в Спожины, а ни клочка земли не было засеяно. Обычай же велел, чтоб Сноп был в каждой хате. Таким образом, Антонов¬ский камыш и сослужил службу всем. Из него делали Снопы, приличные случаю, как Деды делали из Жита. А без Снопа и Спожин нет, а без них и Божьего Благословения» [3].
Приготовив всё необходимое, следует провести домашний обряд обычным порядком. Возжечь Огонь в Красном Куту, восславить Богов – подателей урожая (Велеса, Макошь, Даждьбога-Солнце, Перуна Громовержца, Мать Землю и иных), принести требу… После – сесть за праздничный стол (в порядке, определённом Обычаем), и приступить к трапезе, прежде всего – вкусив освящённого хлеба (в старину его, разумеется, пекли из зерна нового урожая) и пустив по кругу братину во славу Богов и Предков. Ну а, выйдя из-за стола, - веселиться как душа велит. 

Слава Богам и Предкам нашим!


14 серпня, лета 14011
Мирослав.


Литература.
1. Велесова Книга. Боги и Предки. Подборка и перевод – Богумил Мурин. Источник: http://kolohod.narod.ru
2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на Природу. Источник: http://kolohod.narod.ru
3. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. Источник: http://kolohod.narod.ru

#2 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 14 Август 2011 - 18:30

Цитата

В народном Обычае
"Обычай" почему с большой буквы? Это имя собственное?

Цитата

Люди, чтущие Обычай Предков, празднуют Спожинки и в наши дни.
Я праздную, но чтобы чтить "Обычай", надо с ним хотя бы ознакомиться. Где я могу его прочитать?

Цитата

О жатвенных обрядах славян подробно рассказывают книги по этнографии
Какие именно? Хочется ознакомиться.

Цитата

возрождающих его в Яви земной
А какие виды Яви ещё существуют? Можно список? Подозреваю, что бывают ещё подземная, наземная, надземная, заземная и др., неведомые мне.

Цитата

Для многих современных родноверов добыть для обряда Сноп из пшеницы будет весьма затруднительно.
Да и не нужно, однако. Как бы не славянское растение.

Цитата

«По немецким, славянским и литовским преданиям, житные духи \Славяне дают им названия: полевой дед, полевик, гречуха, жыцень\ в летнюю половину года обитают на нивах.
С "гречухой" вопрос сложный, ибо название от завезённой на "крещённые" земли греческими монахами крупы. При этом должен отметить, что на территории Сибири и Алтая археологи находят следы гречки возрастом в 6000 лет. Но уж до мифической христианизации название "гречуха" точно не применялось.

Цитата

и приступить к трапезе,
Это чисто по-родноверчески. Так держать! http://www.ostrogozhsk.ru/forum/images/smiles/75.gif

#3 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 14 Август 2011 - 19:31

ВладиМирЪ

Цитата

"Обычай" почему с большой буквы? Это имя собственное?


Из уважения. Равно как "Боги", "Предки" и т.д.

Цитата

Я праздную, но чтобы чтить "Обычай", надо с ним хотя бы ознакомиться. Где я могу его прочитать?


Тебе мало книг по этнографии?

Цитата

Какие именно? Хочется ознакомиться.


Терещенко А.В. Быт русского народа
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. (трёхтомник)

Думаю, на первое время хватит. Там ещё найти можно при желании.

Цитата

А какие виды Яви ещё существуют?


Лунная, например :) Туда Армстронг летал, помнится.

Цитата

Да и не нужно, однако. Как бы не славянское растение.


Ну, помнится Рыбаков ещё приводил пример с пшеницей, отправляемой гиперборейцами на Делос.

Цитата

С "гречухой" вопрос сложный, ибо название от завезённой на "крещённые" земли греческими монахами крупы.


А что тут сложного-то? От того, что она греческими монахами завезена, ей полевые духи брезгуют? ;)

Цитата

Но уж до мифической христианизации название "гречуха" точно не применялось.


Если христианизация мифическая, как можно её использовать в качестве точки отсчёта? ;) До \ после - какая разница, если события не было?

Цитата

Это чисто по-родноверчески


Аминь ;)

#4 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 14 Август 2011 - 19:40

Мирослав Курганский, ты действительно на Спожинки устраивал трапезу? И на стол гречневую кашу выставлял?

Да, чудны дела Богов наших! :D

#5 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 14 Август 2011 - 19:57

Почти наверняка выставлю. Ибо нравится она мне. Открою страшную тайну - я ещё картошку ем. И много других "неславянских" продуктов.

Говорю в будущем времени, потому как у нас до окончания жатвы далеко ещё. Её и не начали, собственно. :)

#6 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 14 Август 2011 - 21:10

Мирослав Курганский, я понял, что "трапезу" ты освоил. А понятие "обрядовая страва" тебе знакомо?

#7 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 15 Август 2011 - 05:48

Знакомо, конечно. Только ассоциируется больше с едой, как таковой, чем с процессом её потребления.

#8 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 15 Август 2011 - 15:19

Так чем будет отличаться домашнее праздничное пиршество, часть обряда, от заурядного обеда простого христианина?

#9 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 15 Август 2011 - 15:24

А... извиняй, невнимательно прочитал, у тебя пир вообще не планируется.

У меня вопрос: можно ли членам семьи - родноверам не участвовать в трапезе?

#10 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 15 Август 2011 - 19:49

Владимир, я тебя недопонимаю.
Домашнее праздничное пиршество отличается от простого обеда тем, что следует за обрядом славления и подразумевает обрядовую страву.

Цитата

можно ли членам семьи - родноверам не участвовать в трапезе?


А смысл?

#11 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 15 Август 2011 - 21:52

Мирослав Курганский, в общении с тобой я познаю столько нового для себя!
А сам пир не является частью обряда? Можно только после? Обряд - это только славление?
В обрядовую страву на Спожинки входит и гречка?
Трапеза является частью твоего обряда?
Пировать до трапезы или после?

#12 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 16 Август 2011 - 06:33

Цитата

А сам пир не является частью обряда?


Пир содержит в себе элементы обряда. Но является пиром. :)

Цитата

Можно только после?


Вообще-то да. Ну, если тебе невтерпёж - можешь как-нибудь поесть на капище, пока другие Богов славят. Не знаю, правда, как люди на это отреагируют.

Цитата

В обрядовую страву на Спожинки входит и гречка?


Я этого не писал.

Цитата

Трапеза является частью твоего обряда?
Пировать до трапезы или после?


Владимир, к примеру, в этой фразе:

Цитата

С "гречухой" вопрос сложный, ибо название от завезённой на "крещённые" земли греческими монахами крупы. При этом должен отметить, что на территории Сибири и Алтая археологи находят следы гречки возрастом в 6000 лет. Но уж до мифической христианизации название "гречуха" точно не применялось.


ты употребил как минимум 5 иноязычных слов. :) Но при этом почему-то докопался до "трапезы". Я, конечно понимаю, что ты армейский интеллектуал, но не до такой же степени...

#13 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 16 Август 2011 - 09:21

Просмотр сообщенияМирослав Курганский (16 августа 2011 - 07:33):

Пир содержит в себе элементы обряда. Но является пиром. :)
Да, лучше, пожалуй, не скажешь.

Цитата

Вообще-то да. Ну, если тебе невтерпёж - можешь как-нибудь поесть на капище, пока другие Богов славят. Не знаю, правда, как люди на это отреагируют.
Очень странный совет. Но речь шла, как я понял, о домашнем обряде?

Цитата

Я этого не писал.
«Позвольте, товарищи! У меня все ходы записаны.»
А в ответ на:

Цитата

Мирослав Курганский, ты действительно на Спожинки устраивал трапезу? И на стол гречневую кашу выставлял?

кто написал во это?

Цитата

Почти наверняка выставлю. Ибо нравится она мне.

Цитата

ты употребил как минимум 5 иноязычных слов. :) Но при этом почему-то докопался до "трапезы".
Исправлюсь.

Цитата

Я, конечно понимаю, что ты армейский интеллектуал, но не до такой же степени...
Не советую затрагивать вопрос Армии, ибо о ней может говорить только Воин, честно выполнивший долг перед Родиной.



#14 Пользователь офлайн   Гость

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3 252
  • Регистрация: 09 Ноябрь 12

Отправлено 17 Август 2011 - 06:38

ВладиМирЪ

Цитата

кто написал во это?


Два вопроса.
1. Ты на праздниках ешь исключительно обрядовую пищу?
2. Обрядовой пищей является исключительно пища, известная славянам в 10 веке? 16 или, скажем, 19 не канают уже? Когда заканчивается "тру-язычество" и начинается "новодел"?

Цитата

Очень странный совет. Но речь шла, как я понял, о домашнем обряде?


Именно.

Цитата

Не советую затрагивать вопрос Армии, ибо о ней может говорить только Воин, честно выполнивший долг перед Родиной.


Что ж, тогда, по твоему же определению, я имею на это полное право. Ибо уже месяц как вполне официально уволен в запас. Если говорить об Армии цензурно и мягко, то можно уложить в две формулы. 1. "Армия - это бардак и маразм". 2. "Чем больше в Армии дубов, тем крепче наша оборона".

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей