Отправлено 08 Февраль 2010 - 20:31
Маститый Кирпичников А.Н. в академическом издании "Древности славян и Руси" 1988 года, Издательства РАН, анализирует текст Вундерера и упоминает, что тот писал на немецком, а не на латыни, кроме того он упоминает о близстоящем лагере Стефана Батория, который осаждал Псков в 1581 году. Идол похожего описания к "Усладу" был найден в 1890-х годах, он хранился до войны в Псковском музее (пока гитлеровцы не вывезли статую). Но сохранились фотографии 1928-1930- гг. Они приводятся в издании. Статуя сильно изуродована, причем намеренно, как это сейчас делается с нашими деревянными скульптурами - лицо иссечено, нос отсечен, обрублены руки и фигура - ее верхняя часть отколота от нижней, но виден крест, то есть огненный или солярный символ в руках у "Услада". Кирпичников считает, что Вундерер взял первые два попавшиеся имени богов из труда Сигизмунда Герберштейна, описавшего "Московию" в 1549 году:
"Ярополк, поддавшись на уговоры, отдал себя во власть и на милость Владимира, добровольно изъявив согласие довольствоваться всем, что тот ни пожалует ему. Такое предложение весьма обрадовало Владимира. Вскоре после этого Блуд уговорил своего господина пойти к Владимиру, хотя Варяжко (Werasco, Waresco), другой советник Ярополка, решительно возражал против этого. Однако Ярополк пренебрег советом последнего и отправился к брату. Когда он входил в ворота, два варяга убили его на глазах Владимира, наблюдавшего с некоей башни. Совершив это, Владимир насильно овладел женой брата, гречанкой, некогда монахиней: она и от Ярополка понесла раньше, чем он (Ярополк) на ней женился. В Киеве Владимир воздвиг множество идолов. Первый, по имени Перун (Perum, Perun), был деревянный, но с серебряной головой; остальные назывались Услад (Uslad), Хорс (Corsa), Даждьбог (Daswa), Стрибог (Striba), Симаргл (Simaergla) и Мокошь (Macosch)".
Хотя на мой взгляд ему- Вундереру - было проще спросить на месте, что это такое и как их зовут. Нет никаких сомнений, что он видел идолы собственными глазами. Словом, этот вопрос требует дополнительного исследования.
По крайней мере патриарх Иов пишет ( с радостью царю Фёдору Иоановичу, как он на псковщине и новгородчине идолов сокрушал. А это как раз те самые годы (1584-1598) - ПСРЛ т.14 с.9-10