Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Семик и Русалии в Подмосковье - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Семик и Русалии в Подмосковье Оценка: -----

#1 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 28 Май 2011 - 00:52

Семик и РУСАЛЬИ (Зелёные Святки)

С 1-го по 7-е червня (с 31.05 по 06.06) проходят Русальи. Чародейная седмица, посвящённая проводам Весны и сопутствующих ей женских духов – русалок-берегинь. Период зеленых святок, прежде всего их начальный этап, в представлениях русских был связан с пребыванием на земле душ предков: время цветения зерновых культур считалось наиболее благоприятным для контактов «этого» и «иного» миров. Окончание весны и начало лета воспринимались русскими крестьянами как время достижения природой наивысшей точки своего развития (солнце ярко светит на небе, вода в реках и озерах становится теплой, травы, деревья, достигшие расцвета, переходят к плодоношению) и как время наполнения ее чудодейственной силой. Эти представления нашли свое отражение во множестве быличек, песен, легенд, обрядовых действий. Это время, когда на смену Деве Леле приходит Жена Лада.

Пышность и торжественность Семицко-Русальной обрядности, характеризуемой массовым, коллективным характером всех действ, насыщенной большим количеством игр и песен, гуляний и ряжений, сохранилось до наших дней. Основа обрядности на Семик и Русалии – культ растительности, которая в это время начинает расцветать. Зеленью (ветками берёзы) украшали дома и улицы, устилали душистыми травами и цветами полы в избах. Люди празднуют, ходят в рощи и на реки, заводят хороводы, обязательны любовные игрища и пляски. Девушки и молодухи ходят в лес «кумиться», готовят и едят обрядовую яичницу, плетут венки и бросают их в воду, чтобы погадать о замужестве, или в лес, чтобы достался богатый жених (вообще в обрядах зеленых святок огромное место занимала брачно-эротическая тематика - девушки совершали различные магические действия (например жгли борону, проводили борозду от своего дома до дома парня и многое др.), которые должны были приблизить сватовство.

Главное дерево (берёзку) ставили перед воротами и дверьми, чтобы преградить вход колдунам и ведьмам. Часто эти деревья сжигали потом на купальском костре. Считалось также, что украшенная берёзка поможет росту злаков и овощей. Завивали берёзки по-разному. Скручивали ветки вроде венка, заплетали косички, перевязывали ветки лентами, пригибали к земле и приплетали к траве, иногда заламывали макушку берёзы. Каждая девушка завивала берёзку на себя и на родных. Украшение берёзки было одним из основных элементов весеннего обряда, связанного с культом распустившейся растительности. Тот факт, что завивание раньше производилось девушками тайно и под руководством старшей женщины говорит о том, что в основе обряда была инициация.

Завивание-кумление-общая страва составляли единый обряд. Все действия на Семик и Русалии должны были обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме и домашнему скоту, предохранить от всего нечистого, вредоносного. Главное в совместной обрядовой девичьей страве – общая складчина. Раньше выборная девушка ходила по деревне и собирала яйца, муку, деньги, из чего потом делали яичницу, пироги, пиво. Это была своего рода братчина, скреплявшая кумление. Яйцо проходило через всю весеннюю обрядность. Оно появлялось как символ зарождения новой жизни, а когда весна кончалась, то его поедали уже в виде яичницы – зародыш должен был превратиться в плод.

Русальная (граная) неделя начиналась вслед за Семиком, а её воскресенье называлось» русалкино заговенье» – в этот день провожали (изгоняли) русалок, а с ними и весну. По поверьям (в основном у малороссов и белорусов, у русских реже) в эту пору русалки выходили из воды и бегали по полям и лесам, качались на ветвях деревьев и набрасывались на встречных, которых могли защекотать до смерти. Там, где они устраивают свои игрища, трава становится зеленее, и цветы расцветают невиданной красотой. В эти дни никто из людей не осмеливается работать (особенно возле рек), чтобы не навлечь на себя гнев русалок. Пребывание русалок в ржаном или конопляном поле мотивируется в народных поверьях тем, что русалки защищают посевы и содействуют цветению и урожаю. Вместе с тем они могут навредить хозяевам, нарушившим запрет работать в их праздник - тогда они "вытаптывают", "высушивают" посевы, на поле появляются выжженные круги - "По житу вона ходит: кому зародит добре, а кому -- нияк, зничтожае жито". В народе говорили: «На русальной неделе купаться опасно – русалки защекочут». Поэтому в русальную неделю не купались, а, выходя из села, брали с собой полынь.

Образ русалки генетически восходит к женским водяным божествам, являвшихся в образе прекрасных нагих девушек с распущенными зелёными волосами. Они появлялись на земле тогда, когда нужен был дождь и надо было способствовать урожаю. Первоначальный образ русалок – подательниц живительной летней влаги – был сильно осложнён поздними наслоениями, не без воздействия христианской церкви, которая объявила древних божеств бесами, утопленницами, «заложными покойниками», вредящими человеку и опасными для него . Для защиты от них стали применять обереги от нечисти. Но народ всё же провожал их (реже – изгонял), дарил подарки. По народным поверьям русалки просили дать им рубашки, нитки, гребни, пряжу, полотенца, венки. В эту же пору провожают Кострому, макая её сплетенное из трав чучелко в воду, а затем разрывая его и размётывая по полю. Творят это девы, облёкшиеся в личины русалок и рубахи-долгорукавки без оберегов. Окунание в воду в магическом смысле должно обеспечить влагу посевам. Исконным смыслом является заклинание на дождь – орошённая, погружённая в воду зелень должна была обеспечить растительности необходимую влагу на весь период её роста. Первоначально потопление дерева (украшенной берёзки) или антропоморфного изображения (куклы) было жертвой духам воды, русалкам, помощью которых хотели заручиться.

В конце Русалий проводят обряд «проводов русалки» - бегают по полям и ловят ряженую «русалку», а затем с песнями и плясками бросают её в воду. До восхода солнца омываются полностью целебной росой (роса в этот день считается волшебной). Основной смысл проводов русалок – заклинание урожая.

Русалии с Семиком составляют единый обрядовый цикл, они являются общеславянским аграрным праздником, связанным с плодородием полей, молением о дожде и рождением новых колосьев.

По содержанию песни Семика и Русалий повествовательные, они иллюстрируют обряд, последовательно описывают его ход. Их припевы- «лёли-люли», «лиле», «ой, дид, ладо», «ио, ио», «лелемье» и др – квалифицируются как языческие, восходящие к древним призывно-заклинательным обрядовым песням. Напевы и припевы сохранили обрядовый характер в отличие от куплетов,обновлявшихся со временем.

Обрядовая страва: яичница, сладости, пироги.

Треба Русалке: алые ленты, ткани, сорочки, деревянные гребни, горячий хлеб, блины, жареный гусь.

***
Ярило летний («Мокрый»)

Ярило (Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос (греч.), Гер-ман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.) — Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, зверей.

Треба: яйца (крашенные в жёлтый цвет), блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.

В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5 червня (4.06) Ярило открывает небо, и зеленые травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. Период зеленых святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство. В этот день обходят нивы с хлебом, освящают дома и ворота. В этот день Ярило-Солнце показывает свою силу. На зачине Огонь горит необычайно жарко. Семаргл-Огнебог помогает своему небесному брату. На зачине родноверы прославляют Сварогов Триглав – Сварога-Перуна-Велеса. В период зеленых святок проводили обряды инициации, т. е. обряды посвятительного характера, которыми отмечались переход подростков в группу молодежи брачного возраста и совершеннолетие девушек и молодых людей.

В эпоху двоеверия в это время отмечали Троицу и Духов день. Поминали Предков, творили обереги от бесчинств, чинимых русалками и неприкаянными душами «заложных покойников». В народе говорили: «С Духова дня не только с неба – из-под Земли тепло идёт», «Придёт Дух – будет на дворе как на печке». После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

Обрядовая страва: яичница, сладости, пироги.

Страва на братчину: яичница, сладости, пироги, яйца (крашенные в жёлтый цвет), каравай, сдобник, драчена, козули (круглые лепёшки с яйцами, в виде венка), хлеб, сметана, масло, мёд, чеснок, печенье, ячменная каша, сало, сыта медовая, постные сочни, квас.

#2 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 28 Май 2011 - 00:53

Приглашение разослано. Кто не получил, но желает поучаствовать - свяжитесь со мной на неделе (я сейчас не в России)

#3 Пользователь офлайн   Ладья

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 42
  • Регистрация: 12 Июль 10

Отправлено 05 Июнь 2011 - 20:16

Просмотр сообщенияВсеслав (28 мая 2011 - 00:53):

Приглашение разослано.

Вернулись с праздника. Как всегда - довольны и большие и малые))) Хочется отметить, что такой "камерный" праздник, показался более теплым, искренним. Успели со всеми пообщаться, а то и наконец-то познакомится, с теми, с кем уже не раз праздновали))) Общий стол вокруг самовара только способствовал сплочению, да и разводить костёр у каждой палатки...)))) Не по-нашему как-то было бы!!!! Огромное спасибо организаторам - Всеславу, как зачинщику, Олесе - как зачинщице)))) Родославу и Белояру - как всегда молодцы!!!! особенная благодарность организатору детских и взрослых игрищ, замечательному кашевару - Сергею и всем-всем соседям по палаткам и по поляне))) На мой взгяд получился сильный женский обряд - никто не торопился, не суетился - все погрузились в свои мысли... Но ночью было б-р-р-р-р))) Это надо исправить!))) До встречи на Купале?:-)

#4 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 07 Июнь 2011 - 16:55

Ясна, благодарю за тёплый отзыв. Действительно, хорошо всё прошло. И место какое замечательное, тихое, река Нерская идеальна для Русалий, а могучий дуб заменил нам капище.

Разве что погода подвела - дождя не было! Это на Ярилу-то Мокрого! Вёдро и сильный ветер (что немного напрягало с учётом режима пожарной безопасности в Подмосковье). И егерь какой-то скромный и пугливый. )))

Собирались на праздник многие, а добрались по уже сложившийся, из года в год повторяющейся традиции не все - 18 женщин и 14 мужчин (включая 3-х детей) собрались на этот раз веселиться на Русалии и провести обряд Ярилы "Мокрого". Надеюсь, каждый получил то, за чем приехал. Добавлю благодарности: Ирине за помощь Олесе в женских обрядах (отличная подготовка и интересная подача материала!), а Диве - за Русалку. А особенная моя благодарность Татьяне, Диве и Олесе за обрядовые, хороводные и весёлые ("срамные") песни - столько песен не звучало на моей памяти ни на одном празднике ещё. Молодцы!

Поздравляю Осоку с имянаречением.

Поездка к Лашинскому мегалиту ("Куме"), надеюсь, также не пройдёт даром для всех, почтивших её. :rolleyes: По моим ощущениям, Кума осталась очень довольна.

Предваряя вопросы по светописям - собираю фото понемногу, выберу лучшие, обработаю и, как обычно, выложу в общинный альбом на Picasa, а ссылку на доступ пришлю участникам праздника.

Просмотр сообщенияЛадья (05 июня 2011 - 21:16):

такой "камерный" праздник


:blink: :o

Просмотр сообщенияЛадья (05 июня 2011 - 21:16):

Но ночью было б-р-р-р-р))) Это надо исправить!)))


Какие будут предложения?

#5 Пользователь офлайн   ВладиМирЪ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4 568
  • Регистрация: 15 Август 10

Отправлено 08 Июнь 2011 - 13:45

Просмотр сообщенияВсеслав (07 июня 2011 - 17:55):

Поездка к Лашинскому мегалиту ("Куме"), надеюсь, также не пройдёт даром для всех, почтивших её. :rolleyes: По моим ощущениям, Кума осталась очень довольна.
Уже даром не прошло, есть результаты... Но это не для публичного озвучивания, поведаю при личном общении.

#6 Пользователь офлайн   Vasilek

  • Редакция журнала "Родноверие"
  • Иконка
  • Группа: Жрец ССО СРВ
  • Сообщений: 488
  • Регистрация: 29 Сентябрь 10
  • ГородМосква

Отправлено 08 Июнь 2011 - 13:58

Всеслав, благодарю за поздравление!
Ещё раз хочу сказать добрые слова всем, благодаря кому обряд состоялся столь мощным!
Энергетика места притянула, заворожила и ввела изменённое состояние сознания :mellow:,
из которого я довольно долго и с большой неохотой возвращалась к реальности...
Приятно волнующим выдался для меня переход под покровительство Предков
в гостях у столь могучей и гостеприимной Хозяйки!

Осока.

#7 Гость_Всеслав_*

  • Группа: Гости

Отправлено 15 Июнь 2011 - 00:04

Доступ к фотоальбому дан участникам праздника - проверяйте почту. Если что не сработает - пишите мне в личку.

Страница 1 из 1
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей