Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры: Пространство и время - Форум Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры

Перейти к содержимому

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

Пространство и время перенос Оценка: -----

#21 Пользователь офлайн   kazak

  • Пользователь
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 12
  • Регистрация: 21 Март 11
  • ГородВолгоградская область

Отправлено 23 Март 2011 - 23:36

Лукреций Кар в поэме "О природе вещей" писал:

Времени нет самого по себе, но предметы
сами ведут к ощущенью того, что в веках совершилось
что происходит теперь, и что воспоследовать может.
И неизбежно признать, что никак наблюдаться не может
время само по себе вне движения тел и покоя...

Это представление древних мыслителей о времени.

#22 Пользователь офлайн   ВладиславМ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 128
  • Регистрация: 23 Март 11

Отправлено 08 Май 2011 - 13:21

*

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  STO.gif (8,31К)
    Количество загрузок:: 25


#23 Пользователь офлайн   ВладиславМ

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 128
  • Регистрация: 23 Март 11

Отправлено 15 Май 2011 - 17:05

*

Прикрепленные файлы



#24 Пользователь офлайн   Родомысл

  • Сталкерю помаленьку...
  • PipPipPip
  • Группа: Наказанные
  • Сообщений: 6 438
  • Регистрация: 20 Май 11
  • ГородМосковская обл., Серпуховский р-н, д. Ланьшино

Отправлено 20 Май 2011 - 23:22

Народ Вспомните писателя Свифта он после своей третьей книги в дурку попал, это которая "Гулливер в стране геометрия" неуподобляйтесь несчастному англичанину. Вечное всегда сложнопостижимо...

#25 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 08 Июль 2011 - 23:18

Лютмана пересиливает смысл: "Вы пытаетесь нас убедить, что мы живем во вневременьи? Что у нас нет Богов Времени? Ну право же, уж достаточно всякого бреда, пора уж понять – ну не получится ни у кого лишить нас Богов, Предков, Знаний. Хватит лукавить, лжесвидетельствовать и туману напускать. И как бы ло кто ни хотел сделать наш Мир мертвым, без движения и развития – не выйдет. Наше Время Светлых Богов – оно уже необратимо. Ибо всякое Время идёт только вперёд."

Стремиться к постижению культуры предков, не значит выбросить современную грамотность. Скорее наоборот - не для того предки старались, чтобы после них хаяли образованных, грамотных людей. Надо извиняться в таких случаях, я считаю.

С точки зрения философии, т.е. не точных измерений, а понимания и смысла, ВРЕМЯ как и ПРОСТРАНСТВО - это ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЯ. :)
Движение может пониматься как всякое ИЗМЕНЕНИЕ вообще, и как перемещение (напр. механическое), и как видоизменение (развитие-деградация), и как взаимодействие (воздействие-отражение).

Выделение Времени в самостоятельную категорию имеет смысл, для его изучения. Но нет времени самого по себе, оторванного от пространства и движения. Также нет пространства вне времени и движения.

Лютмане: если Вы обладаете этими Древними Знаниями, поделитесь с присутствующими, мы для этого и собрались.

#26 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 15 Март 2012 - 15:36

Просмотр сообщенияХвирсон (15 марта 2011 - 18:51):

Лютмана, это ориентация на магнитные поля - уже доказано.

Лютмана указала более точно - они знают время, когда лететь. А не только куда лететь.

#27 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 16 Март 2012 - 13:49

Просмотр сообщенияРодомысл (20 мая 2011 - 23:22):

Народ Вспомните писателя Свифта он после своей третьей книги в дурку попал, это которая "Гулливер в стране геометрия" неуподобляйтесь несчастному англичанину. Вечное всегда сложнопостижимо...

Однако истинная причина осталась за сценой...
Свифт попал в немилость к церкви за свои произведения. И был принудительно посажен в психушку, потому что не отказался от свободомыслия.

#28 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 16 Март 2012 - 14:00

Насчёт того, что человеческое сознание не может воспринять нечто, это не более чем занимательная мысль. Ибо человеческое сознание может представить всё. К тому же, всяческие науки, и особенно математика, оперируют чистыми абстракциями. Но это не мешает исследователям делать выводы и предсказывать. Следовательно они воспринимают нечто, что недоступно даже мудрецам... Но с помощью формул, которые для простых людей есть совершенный бред. Иными словами - человечество существует лишь потому, что оно не унифицировано, а каждый занимается своим делом. Некоторые занимаются физикой и тесно связанной с ней математикой. Поэтому не будем утверждать, что "человеческое сознание не способно..." Способно, и ещё как способно.

#29 Пользователь офлайн   В0лт

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 111
  • Регистрация: 21 Июль 12
  • ГородОрёл

Отправлено 25 Сентябрь 2012 - 22:35

Все из вас знают что такое лента Мебиуса. Это плоскость не имеющая толщтины.
Лист бумаги, в сути это фрагмент листа Мебиуса (ЛМ). Двумерная поверхность носит названия Бутылки Клейна.
Так вот - наш мир это бутылка Клейна. Он плоский и двумерный.
Третье и иные измерения это уже виртуализация нашего мира. Его "развитие", а если быть точнее его мнимость.
И не надо фыркать и брызгать слюной. Особенно учителям физики.
Доказывать существование ЛМ как одномерной поверхности думаю нет оснований - все об этом знают. Абстрагироваться и принять лист формата А4 за фрагмент ЛМ тож думаю ума у всех хватит.
Теперь поступите следующим образом:
Возьмите лист, нарисуйте на нём двух координатную сетку(икс, игрек). Причём под каким углом вы ей сделаете не имеет значения.
Теперь скомкайте этот фрагмент ЛМ в шарик.
Скомкали?
Вы по прежнему утверждаете что этот шарик имеет объём? Сиречь вам надо три координаты координаты чтоб задать точку в его объёме?
Допустим.
Поставьте на шарике точку.
Расправьте шарик в лист. Найдите координаты поставленной точки.
Сколько их? Три? Или две?
Любую точку можно задать всего двумя координатами. Подчёркиваю - любую. В любом теле любого объёма.
Потому что объёма как такового нет. Есть кривизна плоскости. А объёма нет.
И всё что мы воспринимаем за объём и движение - суть искривление плоскости и не более.

#30 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 04 Январь 2013 - 19:34

Ошибка в рассуждении в примере: выпущены из виду процесс скомкывания и раскомкывания, как влияющий на систему координат. В данном случае скомковывание - как минимум, внесённое в систему время.

На самом деле понимание континуума "Пространство-Время" с размерностью м3 и с - слишком простое и однобокое.

Как пространство, так и время измеряются в системе СИ каждое ОДНОЙ мерой: пространство - метрами, время - секундами. При этом как пространство, так и время многомерны. Есть величины с самыми разными размерностями. Например, массой считается величина, пропорциональная кубу радиуса обращения и обратно пропорциональная квадрату периода обращения объекта вокруг Солнца - это m = м3/c2. И размерность всех процессов можно представить в виде метров и секунд в каких-либо степенях. И степеней - множество, до бесконечности во все стороны.


Кривизна - м (метр) в степени "1". Угловое ускорение - с (секунда) в степени "-2". Объём - м3. Скорость v = м/с. Импульс - p = m*v = м4/с3. Сила F = m*a = м4/с4. Работа и Энергия: Е = m*a*l или в виде знаменитого E=m*c2 = м5/с4. Мощность - M = E/t = м5/с5. Мобильность (скорость переноса мощности на расстояние) Мо = М*v*l = м7/с6 - здесь вот пространство имеет размерность 7 - "семимерное", а время - -6 "минус шестимерное") и т.д.

Все законы сохранения имеют симметричную размерность типа мN/сN. Кому это интересно - можно продолжить.

#31 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 23 Январь 2013 - 22:44

http://dic.academic....�ранство

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ



категории, обозначающие осн. формы существования материи. Пр-во (П.) выражает порядок сосуществования отд. объектов, время (В.) — порядок смены явлений. П. и в.— осн. понятия всех разделов физики. Они играют гл. роль на эмпирич. уровне физ. познания — непосредств. содержание результатов наблюдений и экспериментов состоит в фиксации пространственно-временных совпадений. П. и в. служат также одними из важнейших средств конструирования теор. моделей, интерпретирующих эксперим. данные. Обеспечивая отождествление и различение (индивидуализацию) отд. фрагментов материальной действительности, П. и в. имеют решающее значение для построения физ. картины мира. Св-ва П. и в. делят на м е т р и ч е с к и е (протяжённость и длительность) и топологические (размерность, непрерывность и связность П. и в., порядок и направление В.). Совр. теорией метрич. св-в П. и в. явл. теория относительности — специальная (см. ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ) и общая (см. ТЯГОТЕНИЕ). Исследование топологич. св-в П. и в. в физике было начато в 60—70-х гг. и пока не вышло из стадии гипотез. Историч. развитие физ. представлений о П. и в. проходило по двум направлениям в тесной связи с разл. философскими представлениями. В начале одного из них лежали идеи Демокрита, приписывающего пустоте особый род бытия. Они нашли наиб. полное физ. воплощение в ньютоновских понятиях абс. П. и абс. В. Согласно И. Ньютону, абс. П. и в. представляли собой самостоят. сущности, к-рые не зависели ни друг от друга, ни от находящихся в них материальных объектов и протекающих в них процессов. Др. направление развития представлений о П. и в. восходит к Аристотелю и было разработано в философских работах нем. учёного Г. В. Лейбница, трактовавшего П. и в. как определённые типы отношений между объектами и их изменениями, не имеющие самостоят. существования. В физике концепция Лейбница была развита А. Эйнштейном в теории относительности.
Спец. теория относительности выявила зависимость пространств. и временных хар-к объектов от скорости их движения относительно определённой системы отсчёта и объединила П. и в. в единый четырёхмерный п р о с т р а н с т в е н н о-в р е м е н н о й к о н т и н у у м — пространство-время (п.-в.). Общая теория относительности вскрыла зависимость метрич. хар-к п.-в. от распределения тяготеющих (гравитац.) масс, наличие к-рых приводит к искривлению п.-в. В общей теории относительности от характера распределения масс зависят и такие фундам. свойства п.-в., как конечность и бесконечность, к-рые также обнаружили свою относительность.
Взаимосвязь св-в симметрии П. и в. с законами сохранения физ. величин была установлена ещё в классич. физике. Закон сохранения импульса оказался тесно связанным с однородностью П., закон сохранения энергии — с однородностью В., закон сохранения момента кол-ва движения — с изотропностью пр-ва (см. СОХРАНЕНИЯ ЗАКОНЫ, СИММЕТРИЯ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ). В спец. теории относительности эта связь обобщается на четырёхмерное п.-в. Общерелятивистское обобщение последовательно провести пока не удалось.
Серьёзные трудности возникли также при попытке использовать выработанные в классич. (в т. ч. релятивистской), т. е. неквантовой, физике понятия П. и в. для теор. описания явлений в микромире. Уже в нерелятивистской квант. механике оказалось невозможным говорить о траекториях микрочастиц, и применимость понятий П. и в. к теор. описанию микрообъектов была ограничена дополнительности принципом (или неопределённостей соотношением). С принципиальными трудностями встречается экстраполяция макроскопич. понятий П. и в. на микромир в квантовой теории поля (расходимости, отсутствие объединения унитарной симметрии с пространственно-временными, теоремы Уайтмана и Хаага). С целью преодоления этих трудностей был выдвинут ряд предложений по модификации смысла понятий П. и в.— квантование пространства-времени, изменение сигнатуры метрики П. и в., увеличение размерности п.-в., учёт его топологии (геометродинамика) и др. Наиб. радикальной попыткой преодоления трудностей релятивистской квант. теории явл. гипотеза о неприменимости понятий п.-в. к микромиру. Аналогичные соображения высказываются также в связи с попытками осмысления природы нач. сингулярности в модели расширяющейся горячей Вселенной. Большинство физиков, однако, убеждены в универсальности п.-в., признавая необходимость существ. изменения смысла понятий п.-в.

Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.



ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ



в физике определяются в общем виде как фундам. структуры координации материальных объектов и их состояний: система отношений, отображающая координацию сосуществующих объектов (расстояния, ориентацию и т. д.), образует пространство, а система отношений, отображающая координацию сменяющих друг друга состояний или явлений (последовательность, длительность и т. д.), образует время. П. и в. являются организующими структурами разл. уровней физ. познания и играют важную роль в межуровневых взаимоотношениях. Они (или сопряжённые с ними конструкции) во многом определяют структуру (метрическую, топологическую и т. д.) фундам. физ. теорий, задают структуру эмпирич. интерпретации и верификации физ. теорий, структуру операциональных процедур (в основе к-рых лежат фиксации пространственно-временных совпадений в измерит. актах, с учётом специфики используемых физ. взаимодействий), а также организуют физ. картины мира. К такому представлению вёл весь историч. путь концептуального развития.

В наиб. архаичных представлениях П. и в. вообще не вычленялись из материальных объектов и процессов природы (в к-рой достаточно мирно уживались как естественные, так и сверхъестественные персонажи): разл. участки территории обитания наделялись разл. положит. и отрицат. качествами и силами в зависимости от присутствия на них разл. сакральных объектов (захоронения предков, тотемы, храмы и т. д.), а каждому движению было сопричастно своё время. Время также членилось на качественно разл. периоды, благоприятные или зловредные по отношению к жизнедеятельности древних социумов. Ландшафт и календарные циклы выступали запёчатлённым мифом. В дальнейшем развитии мифологич. картина мира стала функционировать в рамках циклич. времени; будущее всегда оказывалось возрождением сакрального прошлого. На страже этого процесса стояла жёсткая идеология (обряды, запреты, табу и т. д.), принципами к-рой нельзя было поступиться, ибо они были призваны не допускать никаких новаций в этот мир вечных повторений, а также отрицали историю и историч. время (т. е. линейное время). Такие представления можно рассматривать как архаичный прообраз модели неоднородного и неизотропного П. и в. Учитывая, что развитая мифология пришла к представлению о членении мира на уровни (первоначально на Небо, Землю и Подземный мир, с последующим выяснением "тонкой структуры" двух крайних уровней, напр. седьмое небо, круги ада), можно дать более ёмкое определение П. и в. мифологич. картины мира: циклич. структура времени и многослойный изоморфизм пространства (Ю. М. Лотман). Естественно, это всего лишь совр. реконструкция, в к-рой П. и в. уже абстрагированы от материальных объектов и процессов; что же касается человеческого познания, то оно к подобному абстрагированию пришло не в архаичной мифологии, а в рамках последующих форм обществ. сознания (монотеистич. религия, натурфилософия и т. д.).

Начиная с этого момента, П. и в. получают самостоят. статус в качестве фундам. фона, на к-ром разворачивается динамика природных объектов. Такие идеализированные П. и в. часто даже подвергались обожествлению. В античной натурфилософии происходит рационализация мифо-религиозных представлений: П. и в. трансформируются в фундам. субстанции, в первооснову мира. С этим подходом связана субстанциальная концепция П. и в. Таковы, напр., пустота Демокрита или топос (место) Аристотеля - это разл. модификации концепции пространства как вместилища ("ящик без стенок" и т. д.). Пустота у Демокрита заполнена ато-мистич. материей, а у Аристотеля материя континуальна и заполняет пространство без разрывов - все места заняты. Т. о., аристотелево отрицание пустоты не означает отрицания пространства как вместилища. Субстанциальная концепция времени связана с представлением о вечности, некой неметризованной абс. длительности. Частное эмпирич. время рассматривалось как движущийся образ вечности (Платон). Это время получает числовую оформленность и метризуется с помощью вращения неба (или иных, менее универсальных, периодич. природных процессов) в системе Аристотеля; здесь время выступает уже не как фундам. субстанция, а как система отношений ("раньше", "позже", "одновременно" и т. д.) и реализуется реляционная концепция. Ей соответствует реляционная концепция пространства как система отношений материальных объектов и их состояний.

Субстанциальная и реляционная концепции П. и в. функционируют соответственно на теоретич. и эмпирич. (или умозрительном и чувственнопостигаемом) уровнях натурфилософских и естественнонауч. систем. В ходе человеческого познания происходит конкуренция и смена подобных систем, что сопровождается существенным развитием и изменением представлений о П. и в. Это достаточно чётко проявилось уже в античной натурфилософии: во-первых, в отличие от бесконечной пустоты Демокрита, пространство Аристотеля конечно и ограниченно, ибо сфера неподвижных звёзд пространственно замыкает космос; во-вторых, если пустота Демокрита является началом субстанциально-пассивным, лишь необходимым условием движения атомов, то эпос является началом субстанциально-активным и любое место наделено своей специфич. силой. Последнее характеризует динамику Аристотеля, на базе к-рой была создана геоцентрич. космологич. модель. Космос Аристотеля чётко разделён на земной (подлунный) и небесный уровни. Материальные объекты подлунного мира участвуют либо в прямолинейных естеств. движениях и движутся к своим естеств. местам (напр., тяжёлые тела устремляются к центру Земли), либо в вынужденных движениях, к-рые продолжаются, пока на них действует движущая сила. Небесный мир состоит из эфирных тел, пребывающих в бесконечном совершенном круговом естеств. движении. Соответственно в системе Аристотеля была развита матем. астрономия небесного уровня и качеств. физика (механика) земного уровня мира.

Ещё одно концептуальное достижение Древней Греции, к-рое определило дальнейшее развитие представлений о пространстве (и времени),- это геометрия Евклида, чьи знаменитые "Начала" были развиты в виде аксиоматич. системы и справедливо рассматриваются как древнейшая ветвь физики (А. Эйнштейн) и даже как космологич. теория [К. Поппер (К. Popper), И. Ла-катос (I. Lakatos)]. Картина мира Евклида отлична от аристотелевой и включает в себя представление об однородном и бесконечном пространстве. Евклидова геометрия (и оптика) не только сыграла роль концептуальной основы классич. механики, определив такие фундам. идеализированные объекты, как пространство, абсолютно твёрдый (самоконгруэнтный) стержень, геометризованный световой луч и т. д., но и явилась плодотворным матем. аппаратом (языком), с помощью к-рого были разработаны основы классич. механики. Начало классич. механики и сама возможность её построения были связаны с коперниканской революцией 16 в., в ходе к-рой гелиоцентрич. космос предстал как единая конструкция, без деления на качественно отличные небесный и земной уровни.

Дж. Бруно (G. Bruno) разрушил ограничивающую небесную сферу, поместил космос в бесконечное пространство, лишил его центра, заложил основу однородного бесконечного пространства, в рамках к-рого усилиями блестящей плеяды мыслителей [И. Кеплер (I. Kepler), Р. Декарт (R. Descartes), Г. Галилей (G. Galilei), И. Ньютон (I. Newton) и др.] была развита классич. механика. Уровня систематич. разработки она достигла в знаменитых "Математических началах натуральной философии" Ньютона, к-рый разграничивал в своей системе два типа П. и в.: абсолютные и относительные.

Абсолютное, истинное, матем. время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Абс. пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остаётся всегда одинаковым и неподвижным.

Такие П. и в. оказались парадоксальными с точки зрения здравого смысла и конструктивными на теоретич. уровне. Напр., концепция абс. времени парадоксальна потому, что, во-первых, рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно; во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает, что существует нечто контролирующее скорость потока времени. Более того, если время рассматривается "без всякого отношения к чему-либо внешнему", то какой смысл может иметь предположение, что оно течёт неравномерно?

Если же подобное предположение бессмысленно, то какое значение имеет условие равномерности течения? Конструктивный смысл абсолютных П. и в. стал проясняться в последующих логико-матем. реконструкциях ньютоновой механики, к-рые получили своё относит. завершение в аналитич. механике Лагранжа [можно отметить также реконструкции Д'Аламбера (D'Alambert), У. Гамильтона (W. Hamilton) и др.], в к-рой был полностью элиминирован геометризм "Начал" и механика предстала как раздел анализа. В этом процессе на первый план стали выступать представления о законах сохранения, принципах симметрии, инвариантности и т. д., к-рые позволили рассмотреть классич. физику с единых концептуальных позиций. Была установлена связь осн. законов сохранения с пространственно-временной симметрией [С. Ли (S. Lie), F. Клейн (F. Klein), Э. Нётер (Е. Noether)]: сохранение таких фундам. физ. величин, как энергия, импульс и угл. момент, выступает как следствие того, что П. и в. изотропны и однородны. Абсолютность П. и в., абс. характер длины и временных интервалов, а также абс. характер одновременности событий получили чёткое выражение в Галилея принципе относительности, к-рый можно сформулировать как принцип ковариантности законов механики относительно Галилея преобразований. Т. о., во всех инерциальных системах отсчёта равномерно течёт единое непрерывное абс. время и осуществляется абс. синхронизм (т. е. одновременность событий не зависит от системы отсчёта, она абсолютна), основой к-рого могли выступать лишь дальнодействующие мгновенные силы - эта роль в ньютоновой системе отводилась тяготению (всемирного тяготения закон). Однако статус дальнодействия определяется не природой гравитации, а самой субстанциальной природой П. и в. в рамках механич. картины мира.

От абс. пространства Ньютон отличал протяжённость материальных объектов, к-рая выступает как их осн. свойство и есть пространство относительное. Последнее является мерой абс. пространства и может быть представлено как множество конкретных инерциальных систем отсчёта, находящихся в относит. движении. Соответственно и относит. время есть мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного матем. времени,- это час, день, месяц, год. Относит. П. и в. постигаемы чувствами, но они являются не перцептуальными, а именно эмпирич. структурами отношений между материальными объектами и событиями. Следует отметить, что в рамках эмпирич. фиксации были вскрыты нек-рые фундам. свойства П. и в., не отражённые на теоретич. уровне классич. механики, напр. трёхмерность пространства или необратимость времени.

Классич. механика до конца 19 в. определяла осн. направление науч. познания, к-рое отождествлялось с познанием механизма явлений, с редукцией любых явлений к механич. моделям и описаниям. Абсолютизации были подвергнуты и механич. представления о П. и в., к-рые были возведены на "Олимп априорности". В философской системе И. Канта (I. Kant) П. и в. стали рассматриваться как априорные (доопытные, врождённые) формы чувственного созерцания. Большинство философов и естествоиспытателей вплоть до 20 в. придерживались этих априористских воззрений, однако уже в 20-х гг. 19 в. были развиты разл. варианты неевклидовых геометрий [К. Гаусс (С. Gauss), H. И. Лобачевский, Я. Больяй (J. Bolyai) и др.], что связано с существенным развитием представлений о пространстве. Математиков давно интересовал вопрос о полноте аксиоматики евклидовой геометрии. В этом отношении наиб. подозрения вызывала аксиома о параллельных. Был получен поразительный результат: оказалось, что можно развить непротиворечивую систему геометрии, отказавшись от аксиомы о параллельных и допустив существование неск. прямых, параллельных данной и проходящих через одну точку. Представить себе такую картину крайне трудно, но учёные уже усвоили гносеологич. урок коперниканской революции - наглядность может быть связана с правдоподобностью, но не обязательно с истиной. Поэтому хотя Лобачевский и называл свою геометрию воображаемой, но поставил вопрос об эмпирич. определении евклидова или неевклидова характера физ. пространства. Б. Риман (В. Riemann) обобщил понятие пространства (куда как частные случаи вошли евклидово пространство и всё множество неевклидовых пространств), положив в его основу представление о метрике,- пространство есть трёхмерное многообразие, на к-ром можно аналитически задать разл. аксиоматич. системы, и геометрия пространства определяется с помощью шести компонент метрического тензора, заданных как ф-ции координат. Риман ввёл понятие кривизны пространства, к-рое может иметь положит., нулевое и отрицат. значения. В общем случае кривизна пространства не обязательно должна быть постоянной, а может меняться от точки к точке. На таком пути были обобщены не только аксиома о параллельных, но и др. аксиомы евклидовой геометрии, что привело к развитию неархимедовых, непаскалевых и др. геометрий, в к-рых пересмотру были подвергнуты многие фундам. свойства пространства, напр. его непрерывность, и т. д. Обобщению было подвергнуто также представление о размерности пространства: была развита теория N -мерных многообразий и стало возможным говорить даже о бесконечномерных пространствах.

Подобная разработка мощного матем. инструментария, существенно обогатившего представления о пространстве, сыграла важную роль в развитии физики 19 в. (многомерные фазовые пространства, экстремальные принципы и т. д.), для к-рой были характерны значит. достижения и в концептуальной сфере: в рамках термодинамики получило явное выражение [У. Томсон (W. Thomson), Р. Клаузиус (R. Clausius) и др.] представление о необратимости времени - закон возрастания энтропии (второе начало термодинамики), а с электродинамикой Фарадея - Максвелла в физику вошли представления о новой реальности - поле, о существовании привилегиров. системы отсчёта, к-рая неразрывно связана с материализов. аналогом абс. пространства Ньютона, с неподвижным эфиром и т. д. Однако неизмеримо более плодотворными оказались матем. новации 19 в. в революц. преобразованиях физики 20 в.

Революция в физике 20 в. ознаменовалась разработкой таких неклассич. теорий (и соответствующих физ. исследовательских программ), как частная (специальная) и общая теории относительности (см. Относительности теория. Тяготение), квантовая механика, квантовая теория поля, релятивистская космология и др., для к-рых характерно существенное развитие представлений о П. и в.

Теория относительности Эйнштейна была создана как электродинамика движущихся тел, в основу к-рой были положены новый принцип относительности (относительность обобщалась с механич. явлений на явления эл.-магн. и оптические) и принцип постоянства и предельности скорости света с в пустоте, не зависящей от состояния движения излучающего тела. Эйнштейн показал, что операциональные приёмы, с помощью к-рых устанавливается физ. содержание евклидова пространства в классич. механике, оказались неприменимыми к процессам, протекающим со скоростями, соизмеримыми со скоростью света. Поэтому он начал построение электродинамики движущихся тел с определения одновременности, используя световые сигналы для синхронизации часов. В теории относительности понятие одновременности лишено абс. значения и становится необходимым развить соответствующую теорию преобразования координат ( х, у, z )и времени (t) при переходе от покоящейся системы отсчёта к системе, равномерно и прямолинейно движущейся относительно первой со скоростью u. В процессе развития этой теории Эйнштейн пришёл к формулировке Лоренца преобразований:



Была выяснена необоснованность двух фундам. положений о П. и в. в классич. механике: промежуток времени между двумя событиями и расстояние между двумя точками твёрдого тела не зависят от состояния движения системы отсчёта. Поскольку скорость света одинакова во всех системах отсчёта, то от этих положений приходится отказаться и сформировать новые представления о П. и в. Если преобразования Галилея классич. механики основывались на допущении существования операциональных сигналов, распространяющихся с бесконечной скоростью, то в теории относительности операциональные световые сигналы обладают конечной макс. скоростью с и этому соответствует новый сложения скоростей закон, в к-ром в явной форме запечатлена специфика предельно быстрого сигнала. Соответственно сокращение длины и замедление времени носят не динамич. характер [как это представляли X. Лоренц (Н. Lorentz) и Дж. Фицджеральд (G. Fitzgerald) при объяснении отрицат. результата Майкелъсона опыта] и не являются следствием специфики субъективного наблюдения, а выступают элементами новой релятивистской концепции П. и в.

Абс. пространство, единое время для разл. систем отсчёта, абс. скорость и т. д. потерпели фиаско (даже от эфира отказались), были выдвинуты их относит. аналоги, что, собственно, и определило назв. теории Эйнштейна - "теория относительности". Но новизна пространственно-временных представлений этой теории не исчерпывалась выявлением относительности длины и временного промежутка,- не менее важным было выяснение равноправности пространства и времени (они равноправно входят в преобразования Лоренца), а в дальнейшем - и инвариантности пространственно-временного интервала. Г . Минковский (Н. Minkowski) вскрыл органич. взаимосвязь П. и в., к-рые оказались компонентами единого четырёхмерного континуума (см. Минковского пространство-время). Критерий объединения относит. свойств П. и в. в абс. четырёхмерное многообразие характеризуется инвариантностью четырёхмерного интервала (ds): ds2 = c2dt2 - dx2- dy2- dz2. Соответственно Минковский вновь переносит акцент с относительности на абсолютность ("постулат абс. мира"). В свете этого положения становится ясным несостоятельность часто встречающегося утверждения, что при переходе от классич. физики к частной теории относительности произошла смена субстанциальной (абсолютной) концепции П. и в. на реляционную. В действительности имел место иной процесс: на теоретич. уровне произошла смена абс. пространства и абс. времени Ньютона на столь же абсолютное четырёхмерное пространственно-временное многообразие Минковского (это субстанциальная концепция), а на эмпирич. уровне на смену относит. пространству и относит. времени механики Ньютона пришли реляционное П. и в. Эйнштейна (реляционная модификация атрибутивной концепции), основанные на совершенно иной эл.-магн. операциональности.

Частная теория относительности была лишь первым шагом, ибо новый принцип относительности был приложим лишь к инерциальным системам отсчёта. След. шагом была попытка Эйнштейна распространить этот принцип на системы равноускоренные и вообще на весь круг неинерциальных систем отсчёта - так родилась общая теория относительности. По Ньютону, неинерци-альные системы отсчёта движутся ускоренно относительно абс. пространства. Ряд критиков концепции абс. пространства [напр., Э. Max (E. Mach)] предложили рассматривать такое ускоренное движение по отношению к горизонту удалённых звёзд. Тем самым наблюдаемые массы звёзд становились источником инерции. Эйнштейн дал иное толкование этому представлению, исходя из принципа эквивалентности, согласно к-рому неинерциальные системы локально неотличимы от поля тяготения. Тогда если инерция обусловлена массами Вселенной, а поле сил инерции эквивалентно гравитац. полю, проявляющемуся в геометрии пространства-времени, то, следовательно, массы определяют и саму геометрию. В этом положении чётко обозначился существенный сдвиг в трактовке проблемы ускоренного движения: принцип Маха об относительности инерции трансформирован Эйнштейном в принцип относительности геометрии пространства-времени. Принцип эквивалентности носит локальный характер, но он помог Эйнштейну сформулировать осн. физ. принципы, на к-рых базируется новая теория: гипотезы о геометрич. природе гравитации, о взаимосвязи геометрии пространства-времени и материи. Кроме этого, Эйнштейн выдвинул ряд матем. гипотез, без к-рых невозможно было бы вывести гравитац. ур-ния: пространство-время четырёхмерно, его структура определяется симметричным метрич. тензором, ур-ния должны быть инвариантными относительно группы преобразований координат. В новой теории пространство-время Минковского обобщается в метрику искривлённого пространства-времени Римана: где - квадрат

расстояния между точками и - дифференциалы координат этих точек, а - нек-рые ф-ции координат, составляющие фундам, метрич. тензор, и определяют геометрию пространства-времени. Принципиальная новизна подхода Эйнштейна к пространству-времени заключается в том, что ф-ции являются не только компонентами фундам. метрич. тензора, ответственного за геометрию пространства-времени, но одновременно и потенциалами гравитац. поля в осн. ур-нии общей теории относительности: = -(8pG/с 2), где - тензор кривизны, R - скалярная кривизна,- метрич. тензор, - тензор энергии-импульса, G- гравитационная постоянная. В этом ур-нии выявлена связь материи с геометрией пространства-времени.


Общая теория относительности получила блестящее эмпирич. подтверждение и послужила основой последующего развития физики и космологии на базе дальнейшего обобщения представлений о П. и в., выяснения их сложной структуры. Во-первых, сама операция геометризации тяготения породила целое направление в физике, связанное с геометризованными едиными теориями поля. Осн. идея: если искривление пространства-времени описывает гравитацию, то введение более обобщённого риманова пространства с повышенной размерностью, с кручением, с многосвязностью и т. д. даст возможность для описания иных полей (т. н. градиент-но-инвариантная теория Вейля, пятимерная Калуцы- Клейна теория и др.). В 20-30-е гг. обобщения пространства Римана затрагивали в основном метрич. свойства пространства-времени, однако в дальнейшем речь пошла уже о пересмотре топологии [геометродинамика Дж. Уилера (J. Wheeler)], а в 70-80-е гг. физики пришли к выводу, что калибровочные поля глубоко связаны с геометрич. концепцией связности на расслоённых пространствах (см. Расслоение) - на этом пути достигнуты впечатляющие успехи, напр. в единой теории эл.-магн. и слабого взаимодействий - теории электрослабых взаимодействий Вайнберга - Глэшоу - Салама (S. Weinberg, Sh. L.Glashaw, A. Salam), к-рая построена в русле обобщения квантовой теории поля.

Общая теория относительности является основой совр. релятивистской космологии. Непосредственное применение общей теории относительности ко Вселенной даёт неимоверно сложную картину космич. пространства-времени: материя во Вселенной сосредоточена в основном в звёздах и их скоплениях, к-рые распределены неравномерно и соответствующим образом искривляют пространство-время, оказывающееся неоднородным и неизотропным. Это исключает возможность практич. и матем. рассмотрения Вселенной как целого. Однако ситуация меняется по мере продвижения к крупномасштабной структуре пространства-времени Вселенной: распределение скоплений галактик оказывается в среднем изотропным, реликтовое излучение характеризуется однородностью и т. д. Всё это оправдывает введение космологич. постулата об однородности и изотропности Вселенной и, следовательно, понятия мирового П. и в. Но это не абс. П. и в. Ньютона, к-рые, хотя тоже были однородными и изотропными, но в силу евклидова характера имели нулевую кривизну. В применении к неевклидову пространству условия однородности и изотропности влекут постоянство кривизны, и здесь возможны три модификации такого пространства: с нулевой, отрицат. и положит. кривизной. Соответственно в космологии был поставлен очень важный вопрос: конечна или бесконечна Вселенная?

Эйнштейн столкнулся с этой проблемой при попытке построить первую космологич. модель и пришёл к выводу, что общая теория относительности несовместима с допущением бесконечности Вселенной. Он разработал конечную и статичную модель Вселенной - сферич. Вселенная Эйнштейна. Речь идёт не о привычной и наглядной сфере, к-рую можно часто наблюдать в обыденной жизни. Напр., мыльные пузыри или мячи сферичны, но они являются образами двумерных сфер в трёхмерном пространстве. А Вселенная Эйнштейна представляет собой трёхмерную сферу - замкнутое в себе неевклидово трёхмерное пространство. Оно является конечным, хотя и безграничным. Такая модель существенно обогащает наши представления о пространстве. В евклидовом пространстве бесконечность и неограниченность были единым нерасчленённым понятием. На самом деле это разные вещи: бесконечность является метрич. свойством, а неограниченность - топологическим. У Вселенной Эйнштейна нет границ, и она является всеобъемлющей. Более того, сферич. Вселенная Эйнштейна конечна в пространстве, но бесконечна во времени. Но, как выяснилось, стационарность вступала в противоречие с общей теорией относительности. Стационарность пытались спасти разл. методами, что повлекло развитие ряда оригинальных моделей Вселенной, однако решение было найдено на пути перехода к нестационарным моделям, к-рые впервые были развиты А. А. Фридманом. Метрич. свойства пространства оказались изменяющимися во времени. В космологию вошла диалектич. идея развития. Выяснилось, что Вселенная расширяется [Э. Хаббл (Е. Hubble)]. Это вскрыло совершенно новые и необычные свойства мирового пространства. Если в классич. пространственно-временных представлениях разбегание галактик интерпретируется как их движение в абс. ньютоновом пространстве, то в релятивистской космологии это явление оказывается результатом нестационарности метрики пространства: не галактики разлетаются в неизменном пространстве, а расширяется само пространство. Если экстраполировать это расширение "вспять" во времени, то получается, что наша Вселенная была "стянута в точку" прибл. 15 млрд. лет назад. Совр. наука не знает, что происходило в этой нулевой точке t = О, когда материя была спрессована в критич. состояние с бесконечной плотностью и бесконечной была кривизна пространства. Бессмысленно задавать вопрос, что было до этой нулевой точки. Такой вопрос осмыслен D применении к ньютонову абс. времени, а в релятивистской космологии работает иная модель времени, в к-рой в момент t =0 возникает не только стремительно расширяющаяся (или раздувающаяся) Вселенная (Большой взрыв), но и само время. Совр. физика всё ближе подходит в своём анализе к "нулевому моменту", реконструируются реалии, имевшие место через секунду и даже доли секунды после Большого взрыва. Но это уже область глубокого микромира, где не работает классич. (неквантовая) релятивистская космология, где вступают в силу квантовые явления, с к-рыми связан другой путь развития фундам. физики 20 в. со своими специфич. представлениями о П. и в.

В основе этого пути развития физики лежало открытие М. Планком (М. Planck) дискретности процесса испускания света: в физике появился новый "атом" - атом действия, или квант действия, эрг·с, к-рый стал новой мировой константой. Мн. физики [напр., А. Эддингтон (A. Eddington)] с момента появления кванта подчёркивали загадочность его природы: он неделим, но не имеет границ в пространстве, он как бы заполняет собой всё пространство, и не ясно, какое место следует отнести ему в пространственно-временной схеме мироздания. Место кванта было чётко выяснено в квантовой механике, вскрывшей закономерности атомного мира. В микромире становится бессодержательным понятие пространственно-временной траектории частицы (обладающей как корпускулярными, так и волновыми свойствами), если под траекторией понимается классич. образ линейного континуума (см. Причинность). Поэтому в первые годы развития квантовой механики её создатели делали осн. упор на вскрытие того факта, что она не даёт описания движения атомных частиц в пространстве и времени и ведёт к полному отказу от привычного пространственно-временного описания. Выявилась необходимость пересмотра пространственно-временных представлений и лапласов-ского детерминизма классич. физики, ибо квантовая механика является принципиально статистич. теорией и ур-ние Шрёдингера описывает амплитуду вероятности нахождения частицы в данной пространственной области (расширяется и само понятие пространственных координат в квантовой механике, где они изображаются операторами). В квантовой механике было вскрыто наличие принципиального ограничения точности при измерениях на малых расстояниях параметров микрообъектов, обладающих энергией порядка той, к-рая вносится в процессе измерения. Это обусловливает необходимость наличия двух дополняющих друг друга эксперим. установок, к-рые в рамках теории формируют два дополнительных описания поведения микрообъектов: пространственно-временное и импульс-но-энергетическое. Любое повышение точности определения пространственно-временной локализации квантового объекта сопряжено с повышением неточности в определении его импульсно-энергетич. характеристик. Неточности измеряемых физ. параметров образуют неопределённостей соотношения: . Важно, что указанная дополнительность содержится и в самом матем. формализме квантовой механики, определяя дискретность фазового пространства.

Квантовая механика была положена в основу бурно развивающейся физики элементарных частиц, в к-рой представления о П. и в. столкнулись с ещё большими трудностями. Оказалось, что микромир является сложной многоуровневой системой, на каждом уровне к-рой господствуют специфич. виды взаимодействий и характерные специфич. свойства пространственно-временных отношений. Область доступных в эксперименте микроскопич. интервалов условно можно поделить на четыре уровня: уровень молекулярно-атомных явлений (10-6 см < Dx <10-11 см); уровень релятивистских квантовоэлектродинамич. процессов; уровень элементарных частиц; уровень ультрамалых масштабов (Dx 810-16 см и Dt 8 10-26 с - эти масштабы доступны в опытах с космич. лучами). Теоретически можно ввести и значительно более глубокие уровни (лежащие далеко за пределами возможностей не только сегодняшних, но и завтрашних экспериментов), с к-рыми связаны такие концептуальные новации, как флуктуация метрики, изменения топологии, "пенообразная структура" пространства-времени на расстояниях порядка планковской длины(Dx10-33 см). Однако достаточно решительный пересмотр представлений о П. и в. потребовался на уровнях, вполне доступных совр. эксперименту при развитии физики элементарных частиц. Уже квантовая электродинамика столкнулась со многими трудностями именно потому, что была связана с заимствованными из классич. физики понятиями, основанными на концепции пространственно-временной непрерывности: точечность заряда, локальность поля и т. д. Это повлекло за собой существенные осложнения, связанные е бесконечными значениями таких важных величин, как масса, собств. энергия электрона и т. д. (ультрафиолетовые расходимости). Эти трудности пытались преодолеть введением в теорию представления о дискретном, квантованном пространстве-времени. Первые разработки 30-х гг. (В. А. Ам-барцумян, Д. Д. Иваненко) оказались неконструктивными, ибо не удовлетворяли требованию релятивистской инвариантности, а трудности квантовой электродинамики были решены с помощью процедуры перенормировки: малость константы эл.-магн. взаимодействий (а = 1/137) позволила использовать ранее разработанную теорию возмущений. Но в построении квантовой теории др. полей (слабого и сильного взаимодействий) эта процедура оказалась не работающей, и выход стали искать на пути ревизии концепции локальности поля, его линейности и т. д., что опять наметило возврат к идее существования "атома" пространства-времени. Это направление получило новый импульс в 1947, когда X. Снайдер (Н. Snyder) показал возможность существования релятивистски инвариантного пространства-времени, в к-ром содержится естеств. единица длины l0. Теория квантованного П. и в. получила развитие в работах В. Л. Авербаха, Б. В. Медведева, Ю. А. Гольфанда, В. Г. Кадышевского, Р. М. Мир-Касимова и др., к-рые стали приходить к выводу, что в природе существует фундаментальная длина l0~ 10-17 см. Дж. Чу (G. Chew), Э. Циммерман (Е. Zim-mermann) и др. экстраполировали представление о дискретности пространства-времени в гипотезу о макро-сконич. природе П. и в. Речь стала идти не о специфике дискретной структуры П. и в. в физике элементарных частиц, а о наличии некой границы в микромире, за к-рой вообще нет ни пространства, ни времени. Весь этот комплекс идей продолжает привлекать внимание исследователей, но существенный прогресс был достигнут Ч. Янгом (Ch. Yang) и Р. Миллсом (R. Mills) путём неабелева обобщения квантовой теории поля ( Янга- Миллса поля), в рамках к-рого удалось не только реализовать процедуру перенормировки, но и приступить к реализации программы Эйнштейна - к построению единой теории поля. Создана единая теория электрослабых взаимодействий, к-рая в пределах расширенной симметрии U(1) x SU(2) x SU(3)c объединяется с квантовой хромодинамикой (теорией сильных взаимодействий). В этом подходе произошёл синтез ряда оригинальных идей и представлений, напр. гипотезы кварков, цветовой симметрии кварков SU(3)c, симметрии слабых и эл.-магн. взаимодействий SU(2) x U(1), локально калибровочного и неабелевого характера этих симметрии, существования спонтанно нарушенной симметрии и перенормируемости. Причём требование локальности калибровочных преобразований устанавливает ранее отсутствующую связь между динамич. сим-метриями и пространством-временем. В настоящее время разрабатывается теория, объединяющая все фундам. физ. взаимодействия, включая гравитационные. Однако выяснилось, что в этом случае речь идёт о пространствах 10, 26 и даже 605 размерностей. Исследователи надеются, что чрезмерный избыток размерностей в процессе компактификации удастся "замкнуть" в области планковских масштабов и в теорию макромира войдёт

лишь привычное четырёхмерное пространство-время. Что же касается вопросов о структуре пространства-времени глубокого микромира или о первых мгновениях Большого взрыва, то ответы на них будут найдены лишь в физике 3-го тысячелетия.

Лит.: Фок В. А., Теория пространства, времени и тяготения, 2 изд., М., 1961; Пространство и время в современной физике, К., 1968; Грюнбауи А., Философские проблемы пространства и времени, пер. с англ., М., 1969; Чуди-нов Э. М., Пространство и время в современной физике, М., 1969; Блохинцев Д. И., Пространство и время в микромире, 2 изд., М., 1982; Мостепаненко А. М., Пространство-время и физическое познание, М., 1975; Хокинг С., Эллис Д ж.. Крупномасштабная структура пространства-времени, пер. с англ., М., 1977; Девис П., Пространство и время в современной картине Вселенной, пер. с англ., М., 1979; Барашенков B.C., Проблемы субатомного пространства и времени, М., 1979; Ахундов М. Д., Пространство и время в физическом познании, М., 1982; Владимиров Ю. С., Мицкевич Н. В., Xорски А., Пространство, время, гравитация, М., 1984; Рейхенбах Г., Философия пространства и времени, пер. с англ., М., 1985; Владимиров Ю. С., Пространство-время: явные и скрытые размерности, М., 1989.

М. Д. Ахундов.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.

#32 Пользователь офлайн   Вершислав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 887
  • Регистрация: 05 Июль 11
  • ГородПермь

Отправлено 23 Январь 2013 - 22:56

А вот любопытный ресурс о времени http://www.chronos.msu.ru/rindex.html






#33 Пользователь офлайн   Napoleonchik

  • Новичок
  • Pip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 9
  • Регистрация: 03 Февраль 13
  • Городпос. Любытино

Отправлено 07 Февраль 2013 - 18:57

В нашем мире время придумано наверное для ограничения, ведь если бы не было времени - был бы хаос:)

#34 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 01 Июнь 2013 - 22:57

Просмотр сообщенияВладимир Емельянов (08 марта 2011 - 17:24):

Зайдите в ближайший автосервис и посмотрите на диагностику. Это простейший случай. Понятие многомерности используется в науке и технике очень давно и безо всякой мистики или фантастики.

Добавлю для ясности... В изданном при Петре первом в России учебнике Магницкого "Арифметика" применяется для решения некоторых задач аппарат матричного исчисления. Естественно, тогда составители учебника под общим авторством - Магницкий даже и не знали, что лет этак через двести матрицы войдут в математику на равных правах с другими её областями. Это я к тому, что матрица является ярким примером многомерного пространства. И ещё для примера: с помощью механизма матриц можно рассчитывать даже оптические линзы. И самое интересное заключается в том, что те операции, которые выполняются при расчётах линз посредством матрицы = эйконала, совершенно бредовые с точки зрения здравого смысла. И в этой связи очевидно - применять наши человеческие представления о метрике пространства в попытке доказать невозможность физического смысла n-мерного пространства при n>3 - занятие для неучей.

#35 Пользователь офлайн   Колосвет

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 100
  • Регистрация: 25 Сентябрь 09
  • ГородКонотоп

Отправлено 02 Июнь 2013 - 07:45

Есть у меня одна интересная заметка:

Протяженность эволюции во времени велика. Рассмотрим явление времени. Время земное и время в Невидимом Мире по-разному воспринимается сознанием. Оно более оформлено здесь, но там уже нет часов и ощущение его измеряется последовательностью событий или впечатлений сознания. Здесь можно сказать, сколько лет, месяцев или минут протекло с того или иного момента, но этого невозможно сделать там. Смена и последовательность впечатлений и их характер воспринимаются индивидуально и меряются по-разному, в зависимости от их свойств. Обычно не может сказать развоплощенный дух, сколько времени он провел в пространствах Надземного Мира. Хотя этот же самый промежуток времени легко измеряется по шкале земного времени. Близость Дальних Миров в условиях тонкого существования в корне подрезает незыблемость земных установок, и относительность их становится неотрицаемой явью. Неисчислима по шкале земного времени жизнь духа, и мерки земные утрачивают свой смысл. Сновидения могут помочь до некоторой степени почувствовать относительность и неверность земных исчислений, ибо впечатления надземные идут уже в ином измерении, и никогда не может сказать человек, сколько времени заняло какое-либо тонкое переживание или самый яркий и захватывающий сон. Можно себе даже представить, что там времени в обычном земном понимании его не существует. Всего ближе к пониманию этого приводит мысль безвременная. Почему часы земные иной раз летят стрелою, иногда же тянутся нудно и бесконечно долго? Даже на Земле ощущение времени зависит от впечатлений и жизни сознания. Тем более уявляется это там, где нет земных ориентиров. Часто заключенные в темных подземельях совершенно теряли счет времени и ощущали лишь последовательность явлений, доступных сознанию. Представьте себя в условиях, когда сознание ваше может свободно пребывать на Венере, Уране и Юпитере и в то же самое время, не прерывая связи с физическим телом, на Земле. По каким часам будет табулироваться впечатление ваше, если физическое тело будет легко покидаться менталом. Надо понять, что для высших измерений времени в нашем земном понимании совершенно не существует и от него следует отрешиться. Чем выше измерение, тем меньше имеет значение то, что совершенно не укладывается в земные мерки времени. Все равно как бы предложили уложить великолепие звездного неба в маленький ларчик. Рамки времени хороши для явлений земных, ибо помогают их осознавать и классифицировать. Но для огненных и даже тонких явлений они будут тяжкой помехой. Какое значение имеют они, скажем, для мгновенного полета в ментальном теле на Венеру. Несоответствие физических условий времени здесь и там уже одно может внести смущение. Потому рамки земные для тонких явлений отменяются, и сознание приучается мыслить в иных мерах. Духом можно встать над разновидностью измерений времени на разных планетах, ощутив себя духом вне его. Вневременен дух и вне времени может себя осознать. Время в его обычном понимании есть цепи плотного мира. Высшие огненные явления элемент времени исключают. Разве время хочет иногда продлить человек? Не время, но переживаемое впечатление. Ибо время есть фикция, есть то, чего нет. Идут часы, восходит и заходит Солнце. Казалось бы, есть устои прочные, но ведь и на других планетах оно восходит и заходит. Но дело в том, что восходит-то оно и заходит совершенно по-разному. В духе можно представить этот момент с воображаемыми часами в руках. Можно подумать, что получится и какая путаница произойдет. На московское время можно перевести всю страну или на земное – всю Солнечную систему. Но будет ли это соответствовать действительности и не станет ли где-то шесть часов утра шестью часами вечера, а день или сутки – неделей? Все условно, все относительно, все верно в одном измерении и неверно в другом. Лишь дух, стоящий над всем, может служить мерою вещей. Греческий философ провозгласил, что человек есть мера вещей. Скажем, дух человеческий есть единая мера вещей во Вселенной. И когда исчезнет все, что видит глаз человеческий ныне, и все мерки станут ненужными, останется дух, и мерою духа будет измеряться огненные недра Вечности.

#36 Пользователь офлайн   В0лт

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 111
  • Регистрация: 21 Июль 12
  • ГородОрёл

Отправлено 02 Июнь 2013 - 11:30

Время без периода не существует.
т.е. само явление времени есть результат некоего циклического процесса - есть циклический процесс - есть время. нет Ц-процесса - нет времени.
Ц.процесс возможен только в некой системе. Нет системы - нет Ц.процесса - нет времени.
Обнаруженные Фоменко циклы в истории, не путать с историческими циклами, служат показателем не столько факта её подтасовки, сколько являются свидетельствами установки "маяков", реперов - служащий точками отчета для учета времени (эпохи).
Явление учета времени и само время можно уподобить процессу поглощения пищи и дефекации. При этом под периодом времени понимается периодичность самой дефикации, а под ходом времени процесс пищеварения, а под историей - выводимые каловые массы.
Иными словами время как таковое есть процесс поглощёния и выведения из некой системы некоего пространства. Чем полнее поглощённое пространство усваивается внутри системы, тем время для этой системы идёт медленнее.

#37 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 14 Июнь 2013 - 14:01

Просмотр сообщенияВ0лт (02 июня 2013 - 11:30):

Время без периода не существует.
т.е. само явление времени есть результат некоего циклического процесса - есть циклический процесс - есть время. нет Ц-процесса - нет времени.
Ц.процесс возможен только в некой системе. Нет системы - нет Ц.процесса - нет времени.
Обнаруженные Фоменко циклы в истории, не путать с историческими циклами, служат показателем не столько факта её подтасовки, сколько являются свидетельствами установки "маяков", реперов - служащий точками отчета для учета времени (эпохи).
Явление учета времени и само время можно уподобить процессу поглощения пищи и дефекации. При этом под периодом времени понимается периодичность самой дефикации, а под ходом времени процесс пищеварения, а под историей - выводимые каловые массы.
Иными словами время как таковое есть процесс поглощёния и выведения из некой системы некоего пространства. Чем полнее поглощённое пространство усваивается внутри системы, тем время для этой системы идёт медленнее.

Заумь.
Что такое период? А что такое время? Это стандартный принцип кольцевого определения понятий. Определяется одно из другого. Но при этом не возникает никакой полезной информации.

#38 Пользователь офлайн   огнемир

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 207
  • Регистрация: 28 Декабрь 10

Отправлено 05 Декабрь 2014 - 21:37

КосмонавтНедавнее сенсационное открытие следов гравитационных волн в микроволновом космическом излучении подтверждает, что наш мир - лишь один из бессчетного числа вселенных. Более того, это один из немногих миров, где возможно появление жизни.

Тем, кому поднадоели привычные три-четыре измерения (налево-направо, вперед-назад, вверх-вниз, и только вперед - в будущее), космологи, изучающие происхождение нашей Вселенной, готовы предложить заманчивые альтернативы.
Показать полностью..

Недавно обнаруженные следы гравитационных волн в реликтовом излучении, по предположениям физиков, свидетельствуют о том, что мы живем в Мультивселенной - пространстве, состоящем из множества вселенных.

Полученные результаты показали, что инфляция пространства-времени, т. е. экспоненциальное расширение всех его измерений, происходило настолько интенсивно, что образовавшаяся в результате структура должна была во много раз превосходить масштабы нашей Вселенной.

"В большинстве сценариев инфляционных моделей предусматривается появление Мультивселенной."
- Профессор Андрей Линде, советско-американский физик, Стэнфордский университет


Советский физик Андрей Линде впервые описал сценарий хаотической инфляции в 1983 году, развив первоначальную теорию инфляции Вселенной Алана Гута.

Оба мэтра теоретической физики присутствовали на пресс-конференции в Гарвард-Смитсоновском центре по астрофизике, во время которой было объявлено о сенсационном открытии следов гравитационных волн в реликтовом излучении.

Результаты группы BICEP2 подтверждают модели, в которых процесс инфляции пространства-времени происходил с интенсивностью, которая предполагает появление на свет многих Вселенных. Это означает, что непосредственно после Большого Взрыва новые миры рождались снова и снова.

"Существование Мультивселенной отлично объясняет многие явления, происходящие в нашем мире. Например, появление жизни на Земле."
- Алан Гут, Массачусетский Технологический Институт

Алан Гут сравнивает Мультивселенную с бесплатным обедом. Андрей Линде уточняет: это еще и шведский стол, где можно выбирать из бесчисленного количества блюд.

Оба физика полагают, что миры, образовавшиеся после Большого Взрыва, могут быть абсолютно разными, непохожими друг на друга. Наша Вселенная, заполненная звездами, планетами, газовыми туманностями и галактиками - лишь одна из множества вариаций бесчисленных миров.

Вполне возможно, что иные вселенные лишены таких понятий как знакомые нам пространство-время, гравитация, фотоны, атомы и другие кирпичики нашего мироздания. Такие миры могут быть непохожи на что-либо из того, что мы вообще в состоянии себе представить.

Мультивселенная, порожденная хаотической инфляцией из стартовой точки Большого Взрыва, состоит из множества вселенных (включая нашу собственную), которые разделены друг от друга невообразимыми пространствами.

Это означает, что предполагаемый размер нашей Вселенной - примерно 92 миллиарда световых лет - лишь точка среди мириад иных миров, с иными измерениями, траекториями и физическими свойствами.
http://vk.com/feed#/cosmonaut_blog
Придётся кому - то менять название должности: Патриарх Мультивселенский и ......... , и подстраиваться под последние достижения НТР. :)

#39 Пользователь офлайн   Светслав

  • Продвинутый пользователь
  • PipPipPip
  • Группа: Общинник
  • Сообщений: 746
  • Регистрация: 28 Сентябрь 09
  • ГородМосква

Отправлено 18 Декабрь 2014 - 20:33

Просмотр сообщенияогнемир (05 декабря 2014 - 21:37):

КосмонавтНедавнее сенсационное открытие следов гравитационных волн в микроволновом космическом излучении подтверждает, что наш мир - лишь один из бессчетного числа вселенных. Более того, это один из немногих миров, где возможно появление жизни.

Все эти фокусы математики без физического понятия подстраиваются под единственную модель - модель взрыва из точки. Доказательства такого взрыва фактически строятся от лукавого.
Радиолокация Венеры советскими астрономами показала фактически, что эйнштейниана не работает даже в масштабе околосолнечных планет. При этом участникам экспериментов пришлось долго затуманивать мозги читателям научных журналов, чтобы "доказать наличие гравитации по Эйнштейну и скорости света по Эйнштейну". Кстати, с тех самых пор и особенно после первых полётов спутников за пределы Земной гравитации все расчёты радиоканалов делаются не по Эйнштейну. Иначе связи не будет. Так были потеряны первые советские и американские дальние спутники.

#40 Пользователь офлайн   Радан

  • Пользователь
  • PipPip
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 13
  • Регистрация: 10 Июнь 18

Отправлено 12 Июнь 2018 - 20:11

Просмотр сообщенияСветслав (18 Декабрь 2014 - 23:33):

...Радиолокация Венеры советскими астрономами показала фактически, что эйнштейниана не работает даже в масштабе околосолнечных планет...

Просмотр сообщенияСветслав (18 Декабрь 2014 - 23:33):

...Кстати, с тех самых пор и особенно после первых полётов спутников за пределы Земной гравитации все расчёты радиоканалов делаются не по Эйнштейну. Иначе связи не будет. Так были потеряны первые советские и американские дальние спутники...

Этого следовало ожидать.
Также не подтверждается и постулат об однородности и изотропности пространства. О какой неоднородности можно вообще говорить в случае с кривым пространством, ким оно будет в области любого физического поля!? Современная официальная мировая наука (в частности открыто др. Нодландом) вынуждена признать, что у нашей вселенной есть и верх и низ, а также восток, запад, юг и север (понятно что навправления верх, низ, восток, запад, юг и север довольно относительны --- например относительно плоскости диска нашей галактики получатся одни верх, низ, восток, запад, юг и север, а относительно плоскости диска галактики Андромеды другие.
Как факт признает официальная наука и множественность и неодинаковость вселенных. Ошибается современная официальная наука лишь держась за так наз. Модель Мыльной пены. На самом деле наша вселенная лишь листик так наз. Мирового Древа. И таких Мировых Древ в Большом Космосе целый лес. Да и самих таких лесов тоже выликое множество...

  • (2 Страниц)
  • +
  • 1
  • 2
  • Вы не можете создать новую тему
  • Вы не можете ответить в тему

1 человек читают эту тему
0 пользователей, 1 гостей, 0 скрытых пользователей